Советы Начинающим Вокалистам или Как Поставить Голос.
пятница, 1 августа 2008 г.
Как определить свой тип голоса?
Сегодня поговорим об очень актуальной теме для начинающих вокалистов , а именно о том, как правильно определить свой тип голоса . Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, то голос можно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихся типах голосов — для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема.
Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты вы «берёте». Это абсолютно неправильно. Педагог определяет тип голоса ученика по нескольким параметрам, таким как тембр, диапазон, переходные ноты и по некоторым другим признакам.
Даже очень низкие от природы голоса способны «доставать» теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты — особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что «я могу так же». Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силком пение .
Любой ли может петь? Проверь себя / Вокал онлайн
Рассмотрим несколько способов определения типа голоса . Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон .
Так как же правильно определить свой тип голоса ? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость . Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Как ПРОВЕРИТЬ ЕСТЬ ЛИ ГОЛОС. Узнай ДАНО ЛИ ТЕБЕ ПЕТЬ?
Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон ? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется.
Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр , манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.
Какие типы голосов существуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.
Женские голоса делятся на:
Сопрано — самый высокий женский голос
Меццо-сопрано — средний
Контральто — самый низкий женский голос
Тенор — самый высокий мужской голос
Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
Бас — низкий мужской голос
В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас , и так далее.
По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):
Тенор от До малой — до До второй октавы.
Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
Бас — Фа большой — Фа первой октавы
Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы. Такие голоса очень востребованы в хорах:
Сопрано До первой — До третьей октавы.
Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.
Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон .
При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте. Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):
Тенор : ми-фа-фа диез-соль первой октавы
Баритон : ре — ми бемоль — ми первой октавы
Бас : ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
Сопрано : ми — фа — фа диез первой октавы
Меццо-сопрано : до — ре — ре диез первой октавы
У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.
Примеры современной эстрады.
В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.
Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.
Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.
Мои рекомендации:
• Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение.
• Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам.
• Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса.
• Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки. Если вы всё таки затрудняетесь определить свой тип голоса, или у вас нет возможности пойти к педагогу — обращайтесь ко мне. Присылайте свои записи, я попытаюсь помочь.
• Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ — разработать и укрепить «золотую середину» вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут «как по маслу». Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха — значит у вас страдает середина.
Оставляйте свои комментарии внизу — постараюсь ответить на все ваши вопросы.
Внимание, материалы размещённые на этом сайте не могут быть использованы без указания источника!
Источник: vokalistu.blogspot.com
Как понять, умею ли я петь?
Пение — дар от природы, некий талант, когда человек умеет управлять своим голосом, обладает широким диапазоном нот, которые может взять. Это природная интуиция — чувствовать звуки, брать ноты, контролировать свой голос, дать ему звучать, удивлять, чтобы заслушаться. Иногда подобное умение передается из поколения в поколение и если старшие умеют петь, то младшие тоже умеют.
Несмотря, что такой талант от рождения бывает не у всех, любой человек с хорошим слухом может развить в себе природные способности к умению петь: натренировать голосовые связки, вокал, дыхание во время пения, дыхание всеми отделами, дыхание диафрагмой. Надо лишь слушать себя, чувствовать свое дыхание, связки, вибрацию звуков, как исходит и звучит голос. Когда человек поет, он, словно бы, единый резонаторный орган, который издает и передает звук.
Поэтому, можно сказать, петь умеют все, если потренировать голос, вокальные способности. Гораздо важнее иметь хороший слух от природы! Именно благодаря ему, человек умеет слышать ноты, воспроизводить их верно, а значит научится петь и это будет получаться, позанимавшись некоторое время. Поэтому, на вопрос об умении петь правильно будет ответить утвердительно, если сказать, что любой умеет петь, у кого хороший слух.
Как проверить слух? Надо нажать на клавишу фортепиано и повторить звук голосом, нараспев, точно и верно, не сфальшивить. Брать звуки разных регистров, повторять несколько следующих друг за другом звуков, разных по длительности звучания, в такт, — в точности, воспроизвести голосом и музыку, и ритм.
А как натренироваться петь, у кого есть слух? Есть очень много основополагающих моментов и упражнений для желающего научиться пению. Необходимо чувствовать гортань и связки, упражняться в произношении звуков, развивать диафрагмальное дыхание.
Умея петь, включая диафрагму, человек задействует в процесс все отделы дыхательного тракта: верхнее дыхание, так называемое «ключичное», дыхание средними отделами, нижними отделами. Обычно, человек дышит не всей грудью, а верхними и средними отделами. В акте дыхания участвуют межреберные мышцы. Мощный мышечный орган — диафрагма.
Она отделяет, анатомически, грудной отдел и брюшную полость. Надо заставить работать диафрагму. Чтобы ее задействовать, помогут разные упражнения. Также, для полного пения, важно включать мышцы пресса, спины, подчинять их, быть гармоничным, всеми силами собраться во время пения.
С чего начинать? Можно попробовать произнести протяжное «Эй!», словно подзывая, окликая человека, который находится не рядом, а на некотором отдалении. Собравшись произнести, человек рефлекторно побольше вдыхает и задействует диафрагму. Надо запомнить этот момент: тот самый глубокий вдох и движение диафрагмой.
Об этом уже раньше была речь в теме про пение на опоре — там много полезных упражнений и роликов. Пение с «опорой» — понятие о субъективном ощущении, когда человек поет, слышит себя и чувствует свое тело, вовлеченное в процесс, отдачу звука и вибрацию отделов грудной клетки, проводящей звук, темени, куда «отдается» звук.
Концентрация, умение чувствовать диафрагму, ощущать резонацию — это и есть «пение на опоре». Каждый человек по-разному понимает внутри себя «опору», фиксацию на ощущениях и определенных органах, которые помогают петь. У разных людей не одинаковые чувства и не надо ни на кого ровняться, чтобы подражать, а учиться петь самому и почувствовать собственную «опору». Ф. Шаляпин утверждал, что поет «с опорой на пятки».
Хотелось бы посоветовать начинающим петь через поиск находить ролики о том, «как петь диафрагмой», «как петь всеми отделами грудной клетки», «какие есть полезные упражнения, чтобы научиться пению для начинающих, «как дышать во время пения?». Среди всех, отобрать понятные для себя и учиться. Кстати, будут очень полезны дыхательная гимнастика Норбекова, дыхание всеми отделами по йоге.
Есть очень хороший цикл из видео о развитии своего природного дара у Кирилла Плешакова Качалина. Стоит послушать несколько занятий — очень познавательно! Полный курс — платный, хотя у него много бесплатных доступных роликов.
Надо ли петь громко? Это не обязательно. И еще интересно, что для того, чтобы пропеть фразу, нет необходимости набирать полную грудь воздуха, — хватит того запаса емкости, что есть. Но важно контролировать дыхание, четко произносить слова, для этого много тренироваться и обязательно получится!
Есть люди, которые не заканчивали консерваторий и не получали музыкального образования, зато от природы умеют ясно петь и чутко слышать себя, как Олег Анофриев.
Вот хорошее видео, можно начинать с него, а вот еще замечательное видео для начинающего вокалиста и видео на «снятие зажимов» с голосовых связок и еще одно видео для расслабления и «снятия зажимов», чтобы контролировать пение.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Как определить диапазон голоса
Голос – персональная особенность каждого человека, которая сочетает в себе врожденные способности и результат тренировок. При разговоре с человеком невольно определяешь особенности его голоса, например, глубину, высоту, бархатистость. На восприятие голоса влияет не только тембр и громкость, но и голосовой диапазон. Этот параметр, определяющий интервал, на который голос может меняться по высоте звука.
Диапазон своего голоса важно знать каждому человеку, который занимается музыкой. Это касается не только профессиональных певцов, но и других музыкантов, например, пианистов или гитаристов. Знание диапазона важно при обучении вокалу или написании музыки в комфортных для человека тональностях.
В таком случае можно использовать только те тональности, в которых певец сможет комфортно петь, попадая в ноты. Это позволит избежать надрыва связок и звучать максимально красиво и мелодично. Поэтому необходимо знать не только, как определить диапазон голоса, но и как его увеличить.
Основные виды диапазонов голоса
Помимо высоты и тембра голосовой диапазон имеет еще три параметра. Диапазон голоса делится на три вида:
- Разговорный. Представляет собой небольшой отрезок, составляющий около 5 нот. Именно этот диапазон и используется в повседневной речи. Разговорный диапазон назначается еще и примерным. Это объясняется тем, что голос при разговоре звучит максимально насыщенно и естественно в примерных нотах. Большинство эстрадных певцов не поет, а говорит под музыку, не напрягая при этом голосовые связки. Популярностью пользуются вокальные техники, которые позволяют увеличить певческий диапазон за счет примарных нот.
- Рабочий певческий диапазон. Представляет собой отрезок голоса, в котором вокалист применяет ноты, разработанные с помощью упражнений. Такой диапазон намного шире, чем разговорный. Увеличить певческий диапазон можно с помощью распевок и других упражнений. Профессиональный преподаватель вокала поможет подобрать оптимальные упражнения для увеличения диапазона голоса. Поэтому певческий диапазон – это не то, что заложено природой, а то, что удалось развить с помощью упражнений.
- Общий диапазон голоса. Представляет собой те звуки, которые может извлечь человек. В него входят все звуки, который может произнести человек от самых высоких пищащих нот до низких грудных. Общий диапазон голоса зависит от физиологических особенностей человека, поэтому изменить его практически невозможно.
Диапазон голоса зависит не пола. Мужской диапазон более низкий, а женский – высокий. Для певца голос является рабочим инструментом, который постоянно развивается и шлифуется, поэтому певческий диапазон на протяжении карьеры музыканта может незначительно, но меняться.
Как определить диапазон голоса
Точно узнать диапазон голоса может помочь профессиональный преподаватель вокала. Самостоятельно это сделать сложнее, но тоже возможно. Для этого можно использовать специальные тюнеры или музыкальные инструменты. Последний вариант подойдет для тех, кто разбирается в нотах. Для начала нужно спеть наиболее высокую ноту, на которой голосовые связки издадут хоть какой-то звук.
После этого нужно спеть самую низкую ноту. Диапазон от самой нижней до верхней ноты, которые человек способен извлечь, и является общим голосовым диапазоном.
Необходимо зафиксировать, какие значения диапазона показал тюнер, и найти свои показатели по имеющимся значением для разных типов голосов. Удобнее всего измерять диапазон в октавах, которая составляет 8 нот. Крайняя верхняя и нижняя ноты, которые способен извлечь человек из своего голоса, будут показаны на тюнере.
Диапазоны голоса у начинающих и опытных певцов
Талант и природные способности – это еще не показатель профессионализма. Чтобы получить широкий диапазон голоса даже с учетом хороших данных, необходимо много работать и тренироваться. Диапазон голоса отличается в зависимости от опыта и природных способностей вокалиста.
Диапазон в 1 октаву является нормальным показателем для начинающего вокалиста, который не имеет серьезных природных способностей и еще не разработал голос.
Диапазон 1,5-2 октавы позволяет начинающему вокалисту исполнят достаточно сложные и красивые песни. При хороших природных данных диапазон голоса в 2 октавы встречается и без занятия вокалом. В таком случае развить певческие способности будет намного проще.
Профессионал
Диапазон 2,5-3,5 октавы является нормальным показателем для профессионального исполнителя. Чтобы петь в опере, мюзикле или занимался другим профессиональным исполнением композиций, требуется иметь диапазон голоса минимум 2 октавы.
4 октавы и больше имеют редкие вокалисты. Каждый профессиональный певец стремится достичь диапазона голоса в 4 октавы, регулярно занимаясь у преподавателей, постоянно репетируя и выполняя специальные упражнения. Однако достичь этого показателя можно только при наличии природных данных, которые есть далеко не у каждого певца.
Уникальные вокалисты
Диапазон 5 и больше октав имеет редкие вокалисты. Такие голоса являются уникальными, поэтому большинство их обладателей можно найти среди лучших голосов своих стран или в мировых рекордах. Развить до такого показателя голос невозможно, если нет особых данных, а такие природные способности встречаются крайне редко.
Как повысить диапазон голоса
Диапазон извлекаемых звуков зависит от индивидуального строения дыхательно-голосового аппарата. Однако если регулярно делать упражнения и следовать рекомендациям преподавателя вокала, природные данные можно подкорректировать. Для этого потребуется:
- делать упражнения на повышение и понижение тона;
- использование грудного и головного голоса поочередно;
- медленное и глубокое дыхание.
Лучше всего заниматься у профессионального преподавателя, который поможет раскрыть весь потенциал вокалиста.
Источник: artvocal.ru