Напомним, что «Профи-центр» работает не только с малообеспеченными семьями, но и сотрудничает с детскими домами и социально-реабилитационными центрами г. Ульяновска. Когда мы только начали работу движения «Педагоги-волонтёры России», многие преподаватели не имели ранее опыта работы с детьми из госучерждений, из-за чего возникало много вопросов и страхов. Именно поэтому эта тема и стала первой в нашей летней школе.
Экспертами первого вебинара стали психолог и преподаватель Ульяновского педагогического университета Ия Семёнова и учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга Елена Наймарк.
Какие психологические особенности общения педагога с детьми из детских домов существуют?
Исследования психологов показывают, что дети из детских домов отличаются в психологическом и физическом развитии от детей, растущих в семьях. Однако педагоги, при составлении обучающих, развивающих или коррекционно-развивающих программ, часто недооценивают специфики развития детей этой категории и требования к ним бывают завышены. Поэтому, педагоги в таких ситуациях могут чувствовать растерянность и обречённость на «неуспех».
Психолог в детском саду…..Кто он?!
Причина всему этому – депривация базовой потребности. Для счастливого развития и успешного обучения необходима крепкая связь, как между родителями, так и ребёнка с родителями. У детей из детских домов эта связь нарушена, отсюда и травмы развития.
Что необходимо делать педагогу при общении с ребёнком из детского дома?
- Обращаться к ребёнку необходимо адресно – по имени или ласково.
- Использовать двигательный компонент или телесный контакт (по возможности).
- Играть вместе – необходимо уделять огромное внимание развитию игровой деятельности, чтобы выработать это умение у ребёнка.
- Беседовать, обсуждать, анализировать, отвечать на его вопросы.
- Организовать совместные встречи (театр, кино, встречи со значимыми людьми). Здесь психолог Ия Семёнова предлагает приглашать выпускников детского дома, которые уже чего-то добились: успешно поступили в ВУЗ, нашли хорошую работу и любые другие достижения.
- Акцентировать внимание на каком-то герое – «положительном образе»: почему важно стремиться к образованности.
- Снижать значимость нежелательных проявлений – слабость и уязвимость героев.
Что можно почитать на эту тему?
- «Психическое развитие воспитанников детского дома», под ред. И.В. Дубровиной.
- «Психология сиротства», А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
- «Социализация личности и образования: от теории к практике»
- «Психология детей-сирот», Л.М. Шипицына
- «Кнопки мозга», Дж. Дэнисон
- «Детская психология: Учебное пособие», Д.Б. Эльконин.
- «В класс пришел приемный ребенок», Петрановская Л.
- «Дитя двух семей. Книга для приемных родителей», Петрановская Л.
- «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения», Петрановская Л.
- «Пособие для приемных родителей», Петрановская Л.
- «Воспитание на основе здравого смысла» Рей Бёрк и Рон Херрон
- «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума», Эда Ле Шан
- « Как на самом деле любить своего ребёнка», Росс Кэмпбелл
- «Новые приемные родители», Патриция Котли
- «Ваш беспокойный подросток», Ф.Байярд
- «Дневники приемной мамы», Майя Ракита
- «Будь моей мамой. Искалеченное детство», Кэтти Гласс
- «Как говорить, что бы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили», Фабер, Мазлиш
- «Общаться с ребенком. Как?», Гиппенрейтер, Ю.Б.
- «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», Гиппенрейтер, Ю.Б.
- «Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей», Губина Т.В.
- «Как справиться с плохим поведением хорошими методами», пер. с англ. Л.А. Бабук, Келли К.,
- «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. Если с ребенком трудно», Петрановская Л.
- «На стороне ребенка», «На стороне подростка», Франсуаза Дольто
- «Мальчик, которого растили как собаку», Брюс Перри, Майя Салавиц
Какие фильмы есть на эту тему?
Первые дни педагога-психолога в ДОУ. Адаптация молодого специалиста.
1.«Блеф или с Новым годом»
2. «Джон» — документальный фильм
3. «Я убью тебя мама»
6. «Белый олеандр»
7. «Я не вернусь»
Источник: ul-profi.ru
Страничка педагога-психолога
Образование — высшее, КемГУ, специальность «Социальная работа»
Квалификационная категория — высшая
Стаж работы в учреждении — 5 лет
Профессиональная переподготовка:
*ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», дополнительная программа профессиональной переподго-товки «Преподаватель высшей школы», 2009 г.
*ГОУ ДПО «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» дополнительная программа профессиональной переподго- товки «Педагогика и психология», 2015 г.
Достижения: см.здесь
Помогает психически здоровому человеку самому разобраться в своих проблемах и в дальнейшем самостоятельно их решать
Психиатр
Лечит больных с психическими расстройствами или человека, находящегося в критическом состоянии
Работает с личностью в ее естественном, свободном состоянии
Педагог
Учит, организует деятельность, создает специальные условия, при необходимости ограничивая свободу личности
Не принимает участия в дискриминационных мероприятиях, не порицает и не наказывает. Определяет состояние клиента только при помощи профессиональных методик и личной встрече
Полицейский
Осуществляет контроль, порицание, наказание, ограничивает действия гражданина, нарушающего закон
Предлагает на выбор несколько рекомендаций, соответствующих возможностям личности
Юрист
Дает четкие, однозначные рекомендации
Источник: detskiidom7.ucoz.com
Чем психолог может помочь сироте
Однажды ребёнок-сирота начинает спрашивать себя: «Кто я такой? К какому роду я принадлежу? Какой я национальности?». Не получив ответов на эти вопросы, дети из детского дома, в отличие от семейных детей, не могут распознать собственную принадлежность. В семье формируются вертикальные привязанности: есть взрослые – мама и папа, а есть сами дети.
Сироты же выстраивают привязанности горизонтальные: взрослые вокруг меняются часто, поэтому надёжнее ориентироваться на ровесников, которые всегда рядом. Часто сироты находятся у взрослых в подчинении, но не в таком, которое основывается на родительской опеке. Детдомовский ребёнок подчиняется воспитателям, а те не всегда эмпатичны. Приходится искать к ним подход, чтобы не быть наказанным.
На волонтёров дети в детских домах реагируют по-разному: одним нет до волонтёров никакого дела, другие стремятся получить как можно больше внимания. Такая общительность в психологии называется диффузной: как пузырьки воздуха возникают и лопаются, так и ребёнок выхватывает немного общения и рад. Но глубоких отношений он ни с кем не создаёт. Чтобы появилась доверительная связь, нужно общаться годами – не каждый волонтёр может себе это позволить.
— Чем наставник отличается от волонтёра?
— Когда наставник становится значимым взрослым – постоянным, вникающим, эмпатийным – тогда начинает формироваться привязанность. Мы даём время пришедшим ребятам немного присмотреться к наставникам, ведь сначала они воспринимаются подростками как посторонние. Потом разными путями выясняем, с кем из наставников новичок мог бы сблизиться, и в итоге знакомим их уже как подопечного и куратора.
Но с доверием всё непросто. Ребята и готовы бы довериться, но не получается из-за травм детства, в частности, из-за потери родителей. Нужно показать подопечным пример: в быте, в том, как обращаться с квитанциями. Такие навыки легко осваиваются, потому что не требуют особой привязанности.
Наставники могут объяснить, почему не стоит бездумно вступать в половые связи, но нравственные ценности прививаются труднее. Для этого нужен авторитет и длительные отношения.
— Кажется, что дети, выросшие без родителей, должны быть самостоятельными?
— Распоряжаться деньгами для детей, выросших в детском доме, – это как вы, я и китайский язык. Бытовых ситуаций, когда мама даёт деньги и просит купить хлеба, в их опыте нет. Воспитанники детдомов пришли в столовую, а там хлеб уже лежит. Помню смешной эпизод, когда восемнадцатилетний парень удивлялся, почему из крана не течёт чай.
А всё потому, что в столовой их детского дома из стены торчал кран, а сам бойлер с чаем был за стеной, в кухне. Система искажает детские представления о жизни. В жилой программе мы начинаем с самого начала: объясняем, как заварить чай и не заблудиться в магазине.
— Какое представление о семье и любви формирует детский дом?
— В определённый момент мальчик начинает копировать поведение отца, а девочка – матери. Так в нас срабатывают биологические и психические механизмы. У ребят, живущих в детских домах с рождения, семейных примеров нет. Частенько они черпают знания из фильмов или от тех, кто постарше. Но друг для друга подростки редко могут быть образцами для подражания.
Ребёнок, который провёл какое-то время в кровной семье, а потом оказался в детском доме, уже усвоил модели поведения своих родителей. В подростковом возрасте он воспроизводит то, что видел в раннем детстве.
— Чем руководствуются дети-сироты, планируя будущее?
— Чтобы задумываться о перспективах, нужно уметь мечтать. Мечтать без опоры на пример трудно: нет мамы или папы, которые ходят на работу, строят совместные планы, что купить, куда поехать отдыхать. У сирот всегда есть распорядок. Им объявляют: «В субботу едем на экскурсию!» Но они этого не планировали, не принимали самостоятельного решения посетить театр или кино.
Старания волонтёров оказываются напрасными – мероприятия детей только раздражают. В семье у мальчика или девочки есть право спонтанно изменить свои планы: съесть грушу вместо яблока и не в час, а в два. Воспитанник детского дома так поступить не может. Сегодня экскурсия – значит, ты идёшь на экскурсию, сегодня подают рыбу – значит, ешь рыбу. Нет права на спонтанность – значит, нет навыка планировать будущее.
— Как таким детям может помочь психолог?
— Я помогаю подростку ответить на вопрос, кто он такой, в чём его сильные стороны. Мы работаем над саморегуляцией, боремся с тревогой и страхами: некоторые даже ночевать в одиночестве боятся. Я на время становлюсь для ребят значимым взрослым, полностью их принимаю. Благодаря нашим тренировочным отношениям, они учатся жить в мире с другими людьми.