Как работают машинисты поездов дальнего следования

Может ли управляющий составом человек включить автопилот и отдыхать? А работать трое суток подряд? Насколько опасен сбитый медведь? Об этом и о многом другом говорим с представителем интересной профессии.

Место встреч и прощаний, счастливых или печальных слёз. Вокзалы всегда становились источником вдохновения поэтов, писателей и фотографов. Но есть и те, кто редко попадает на снимки — остаётся «за кулисами», но каждый день перевозит сотни пассажиров. Михаил Чешегоров машинист пассажирского электровоза Омского депо, а его работа не так романтична и уж точно непроста.

Вокзал_жд_перрон_поезд.png

График, путешествия через всю Россию и автопилот

Как вы попали в профессию? Насколько долго нужно учиться, чтобы тебе доверили пассажирский поезд? — Чтобы стать машинистом электровоза, сначала нужно выучиться на его помощника. Отработать два-три года, только потом тебе дают право на управление грузовым локомотивом. Именно грузовым — пассажирский никто так быстро не даст в управление.

К примеру, я стал машинистом в далёком 2006 году. И только в 2013 году смог перевозить пассажиров. На каждый локомотив нужно пройти обучение: ты должен полностью знать его конструкцию, сдать экзамен, получить свидетельство на управление. Если состав обновляется, вновь учиться.

Мы встретились в ваш выходной, я правильно понимаю?

«И да, и нет. Я вернулся домой уже в обед, работал в ночь. И предсказываю ваш следующий вопрос — я не работаю по несколько суток. Обычный рабочий график со сменами ночью и днём, не больше. Мне так часто говорят: «Ты, наверное, много путешествуешь.

Москву видишь каждую неделю…». Нет, всё гораздо прозаичнее. Мы не ездим далеко, примерно 600 км — это максимальное расстояние. Если у нас поезд Омск — Москва, то до Москвы мы не едем. В пути бригады меняются. Вот в некоторых фильмах показывают, как машинист едет через всю Россию.

Один. Даже смешно становится».

А обычный график машиниста пассажирского поезда — это какой? Есть ли у вас помощник? «В основном работаю один, иногда вместе с помощником. Это возникает при необходимости, к примеру, когда путь занимает больше 8 часов. Вдвоём можно ездить на более дальние дистанции — в Тюмень, до Новосибирска.

А в Ишим или Барабинск я могу вести состав уже и в одиночестве.

График работы у нас сменный, зачастую сутки-полтора между поездками есть. Сама поездка занимает около суток. Но это не значит, что я всё это время нахожусь в кабине — это пять-шесть часов в одну сторону, отдых в специальных домах отдыха локомотивных бригад, затем еду обратно. Если мы едем куда-то далеко, то, соответственно, дома меня не бывает немного дольше.

Но нам нельзя работать больше 12 часов по Трудовому кодексу РФ. В месяц поездок 15 выходит».

Depo_koridor.png

Если вы устали, помощник сменяет вас?

«Нет, мы всё время едем вдвоём. Однако поездом управляю только я. Помощник, конечно, знает, как управлять. Но всё равно остаётся помощником, не машинистом. Он помогает, подсказывает. Ухаживает за локомотивом, контролирует, чтобы машинист не совершил ошибок».
Во время поездки не затекает спина?

«Кресла у нас достаточно удобные, ничего не болит. Тем более, что на расстоянии полутора часов от Омска всегда есть небольшие стоянки — можно встать, размять ноги, перекусить. Да и со временем привыкаешь к поездке, готовишься к ней. Плюс локомотивы сейчас современные, работать приятно».

Kabina_mashinista_depo.png

Вы упоминали, что в локомотиве всё автоматизировано. Так что находится в кабине? Есть автопилот? «Есть система автоматизированного ведения. Она также видит сигналы, выбирает режим тяги и торможения. Если есть желание, то можно включить автопилот. В компьютере задано расписание поезда, система сама регулирует движение.

Машинисту остаётся сидеть и наблюдать. Всегда можно вмешаться и исправить — полностью доверять технике не стоит. Мы регулируем скорость: для определённых участков, станций она разная. Мы контролируем давление в самом локомотиве, торможение. Следим за приборами безопасности.

Причём эти данные отображаются на компьютере, всё передаётся автоматически на приборную панель — важно уследить за ними, их очень много.

И да, руля у нас нет! Порой в разговоре с кем-то слышал вопрос: «А как ты так попадаешь в рельсы? Наверное, постоянно нужно крутить руль вправо-влево? Как в машине». Этого не нужно!

Поезд сам движется по рельсам, с них он никуда не денется».

Вы вспомнили о грузовых поездах. В чём их отличие от пассажирских? Чем сложнее управлять?

«Пассажирским! Это большая ответственность — за твоей спиной несколько сотен человек. С обновлением поездов, конечно, стало полегче — система полностью автоматизирована. Но за ней ещё следить нужно».
Радиосвязь с диспетчером. Сход с рельсов. ЧП и сбитые медведи
Сотрудники РЖД всегда с вами могут связаться? Не пропадает сигнал в дороге? «Связь с диспетчером у нас постоянная — пункт диспетчерского управления расположен в Новосибирске, потому без радиосвязи никак. Все данные обязательно передаются специалисту. Также мы можем переговариваться с дежурными на станциях.

Там сотрудники на своих мониторах видят, где я еду и с какой скоростью, скоро ли прибуду. Есть связь и с другими машинистами — мало ли что. Но вот она работает только в пределах 20-30 км».
Если вдруг что-то произошло, и нужно срочно остановить поезд… Использовать стоп-кран может любой пассажир?

«Стоп-кран у нас есть в каждом вагоне. Им может воспользоваться любой пассажир, если есть какая-то угроза. Грубо говоря, если из окна кто-то выпал или собирается — всё может быть. Но зачастую стоп-кран используют проводники, если замечают неполадки: посторонний стук, скрежет, заторможенность какая-то».
Существует мнение, что при экстренном торможении одного поезда в него может врезаться идущий позади состав. Это правда?

Читайте также:  Что значит во сне убить человека

Depo_mashinist_elektrichka_poezd.png

«Это не так! У нас в России система сигнализации настроена таким образом, что вся дорога поделена на сигнальные участки. Если между ними находится какой-то подвижной состав, то следующему поезду будет гореть красный (запрещающий) сигнал. И никто никогда не сможет проехать мимо него — попросту приборы безопасности не дадут, автоматически остановят локомотив.

Эти своеобразные светофоры стоят на протяжении всего пути. Сигнализация у нас вообще трёхзначная, несколько предупреждений есть — заочно подаётся жёлтый сигнал, который предупреждает, что остался один свободный участок. Этот сигнал нужно проезжать с уменьшенной скоростью. Потом машинист уже увидит красный сигнал и останавливается перед ним.

Если мы даже захотим проехать, то не сможем. Приборы безопасности не позволят».

А если вы уснули или потеряли сознание? Неужели поезд будет идти без управления?

Вокзал_пути_жд_зима.png

«При каждой смене сигналов существует проверка бдительности. Грубо говоря, проезжает поезд на жёлтый, раздаётся сигнал. Если машинист не нажмёт специальную рукоятку бдительности, то поезд сразу останавливается.

А ещё у нас есть специальные часы на руках, которые считывают наше состояние. Как только немного расслабляешься, засыпаешь — сразу начинает мигать лампочка. Не увидишь её — по хорошему нужно нажать рукоятку бдительности — система громко засвистит. Если в течение 7 секунд опять не нажал — поезд останавливается».
В чём причина схода с рельсов?
«Либо неисправность подвижного состава, либо путей. Колёса ведь как устроены — есть гребни, которые внутри колеи тебя удерживают. Если вдруг параметры отходят от нормы или ломается колесо, то сход возможен. Либо это проблема с путями, тот же размыв. Рельсы же железные, поэтому они расширяются, упираются друг в друга.

Это приводит к тому, что рельс поднимается или в сторону уходит — тогда поезд 100% сойдёт с пути. Разумеется, это психологически тяжело, едешь-едешь, а тут раз… и ты не на рельсах».

Теперь о куда более страшной ситуации. Некоторые уверены, что сбив человека, вы можете просто уехать.

«Ни в коем случае! В первую очередь нужно остановиться и оценить состояние пострадавшего, а там уже принимать решение. Понятно, если его пополам переехало, то о какой помощи речь? А если человек живой, мы обязаны его спасти. То же самое если машину протаранили — ГАИ вызывать надо.

Но в любом случае мы не оставляем пострадавших. А если человек всё же погиб, мы должны вытащить его из-под колёс, дождаться работников путей, медиков, полиции».

А есть ли видеорегистраторы в поездах? Как доказать, что в смерти человека не виноват машинист?

Вокзал_8.png

«Нет, у нас на видео ничего не фиксируется. Доказывать, что ты человека не сбил… очень тяжело. Машинисты часто по судам ходят. Сейчас вспомнил странный, но достаточно забавный миф. Знаете эти маленькие домики, которые можно увидеть в дороге? Они стоят по одному рядом с обочинами.

Так вот, одна моя знакомая однажды заявила мне, что всё детство считала, что в эти домики машинисты складывают тела людей или животных, которых сбили по пути. А на самом деле в этих домиках работники пути хранят инструменты и греются зимой. Никакой кровавой истории тут нет, криминала тоже».

Вокзал_жд_Омский вокзал.png

А если сбили животное? Полицию тут, конечно, не вызовешь.
«С ними отдельная ситуация. На наших дорогах очень много зайцев и косуль. Бывает, едешь и замечаешь их впереди. Начинаешь сразу сигналить, а они так лениво посмотрят на тебя и только в самый последний момент отойдут. А ты сиди себе, пот со лба вытирай.

Кстати, для самого поезда медведи куда страшнее. Огромные ребята. Если такого собьёшь, то поезд легко соскочить с рельсов может. А вот птицы в лобовое стекло, признаюсь, — достаточно привычное дело. Тут уже ничего не поделать».

Усталость и путешествия на поездах

Вы никогда не думали сменить работу?

«Да нет, я ведь её выбрал. Признаться, мне она искренне нравится. В молодости это была какая-то романтика поездов, сейчас я уже привык, но всё равно приятно. По сторонам, конечно, не особо посмотришь — всё внимание приковано к приборам внутри кабины. Но всё же… У нас в Омской области красивые сосновые боры, животные иногда выходят.

Вот сегодня белый заяц мимо пробежал, перескочил через рельсы».
Выбирая между поездом и самолётом, что выберете? Не надоел ещё локомотив? «Хоть я и всё время в поезде провожу, путешествовать на нём тоже люблю. В роли пассажира забавно себя ощущать порой — ты же чувствуешь все детали, которые другие могут не понять. Вот он затормозил, вот ускорился, ощущаешь колодки.

Так получилось, что я на самолёте ещё никогда не летал — люблю путешествовать поездом. Кстати, билеты у меня бесплатные — раз в год можем в любую точку России поехать».

Текст: Ольга Григорьева.
Фото: предоставлено Михаилом Чешегоровым, 12 канал.

Понравилась статья? Тогда подпишись на наш канал Яндекс.Дзен и получай больше интересных рекомендаций

Источник: 12-kanal.ru

О чём машинисты поездов не рассказывают пассажирам

«Экспресс газета» в Дзене «Экспресс газета» в Яндекс.Новостях «Экспресс газета» в Google Новостях

Заглянуть в профессию изнутри — такое удается нечасто. Мне посчастливилось. Аккурат в День железнодорожника, который отмечался 6 августа, в одной компании под шашлычок разговорились с машинистом тепловоза. Андрею 34. 13 лет отмахал на товарняках и пассажирских поездах.

Работу свою любит, хотя часто матерится — говорит, об этой профессии по-другому нельзя. Об одном попросил: станцию «приписки», ту, на которой живет, не называем — мало ли что начальству не понравится.

Андрюха единственный в компании даже не пригубил — завтра в рейс, а на «железке» с этим строго. Слово за слово — рассказал, как в их деле все устроено:

— Перед каждой поездкой проходим медкомиссию — пульс, давление, тест на алкоголь, манжетку специальную надевают на палец. Проверяют и после. Медкомиссия на «железке» — вообще как в космос готовит. В основном «по сердцу» люди не проходят. И по зрению. При приеме на работу зрение должно быть сто процентов.

Читайте также:  Люминайзер для лица что это

А те, кто уже работает, могут и в очках. На пенсию машинисты в 55 уходят.

Смена длится до 12 часов. К этому привыкаешь, но по ночам все равно спать охота. Мы с помощником оба должны быть на ногах — нет такого, что один прилег отдохнуть, а второй ведет поезд. Да это и технически не получится: браслет на руке не даст. Он, как я понимаю, реагирует на сопротивляемость кожи.

Чуть задремал, браслет мигает. Не проснулся — подаст звуковой сигнал. Ну а если и это не проняло, через семь минут сработает экстренное торможение, и состав остановится. Правда, за это, если ты жив и при памяти, могут жестоко наказать. Из машинистов в помощники переведут, а то и вообще турнут. И зарплату тысяч на 25 разом срежут.

Я со всеми доплатами получаю около 80 — ощутимо.

«»

Кстати, все машинисты рассказывают такую байку. На каждый поезд составляется пакет документов — когда прибываешь на станцию, их надо свернуть в трубку и бросить в специальный бункер. Так вот помощник один задремал и спросонок схватил не «трубу» с бумагами, а термос своего напарника и запустил в устройство.

В поездах дальнего следования есть система типа автопилота. На участках по 700 км без этого просто с ума сойдешь: не запомнишь, где подъем, где спуск, где тормозить надо, где мощность прибавлять — набираться, как мы говорим.

Самое тяжелое в работе — когда люди или животные под колеса попадают. Говорят, косулю давить жалко, а человека страшно. В основном любители музыки в наушниках погибают, наркоманы-самоубийцы. Бабушки любят это дело, потому что плохо слышат. А вот с пьяными, как ни странно, редко имеем дело.

Кто из нашего брата уверяет, что «у меня это столько раз было, а я даже не дрогнул», тот врет, конечно. Или очень мало работал помощником и не ходил вытаскивать то, что от человека осталось. Я вытаскивал пару раз.

Когда замечаешь, что на пути кто-то есть, нужно 700 — 800 метров, чтобы затормозить тысячетонный состав, который едет со скоростью сто километров в час. Чаще всего их не хватает.

«»

При наезде на человека машинист обязан остановиться, чтобы оказать помощь. Если оказывать ее уже некому, труп нужно убрать в сторону и ехать дальше.

Автомобилисты на переезде — отдельная песня. Лезет, придурок, под шлагбаум, пытается проскочить перед составом, а у него машина полна народу. Тут тоже чаще всего без шансов: применяешь экстренное торможение и уходишь в заднюю кабину, чтобы спастись. Было много случаев, когда локомотивные бригады погибали, сталкиваясь с грузовиками.

В 2004-м, когда я устраивался на работу, ребята рассказывали историю о «безумным поезде». В Ленинградской области съехавший с катушек машинист электрички специально повел состав на красный сигнал семафора и чудом не наделал бед. Его остановили, только отключив напряжение в контактной сети. Сейчас проскочить на красный не получится. На станциях сработает сбрасывающая стрелка.

Не остановишься — локомотив сойдет с рельсов.

Неисправные семафоры — не редкость. На этот случай в кабине локомотива находится резервный семафор, который дублирует показания семафоров на земле — мы их называем «напольные». Если какой-то не работает, от него по рельсам все равно идут коды, которые считывает локомотивный прибор. И мы ориентируемся по нему.

«»

Бывают штатные ситуации, когда ты можешь проехать на красный, но об этом тебе должен сообщить диспетчер. Допустим, надо подтолкнуть стоящий впереди состав, если он сломался и это грозит задержкой рейсов.

У нас есть правило: не оставлять локомотив без присмотра. Даже на стоянке в кабине должны находиться машинист или его помощник. Это чтобы поезд не покатился случайно, ну и посторонние не проникли. Средств обороны у нас с собой никаких — как говорится, «кто с ключом к нам придет, тот от ключа и погибнет». Пока, слава богу, не от кого было обороняться.

Разве только от самих машин, на которых работаем. Помните страшилки про гроб на колесиках? На железной дороге я узнал, что это такое. Срок службы локомотива — 30 лет, а у нас почти половина 35 и больше ходит. На них смотреть страшно — разваливаются буквально на ходу, приходится постоянно их латать.

Может, поэтому женщин не берут в машинисты — хотя, слышал, на какой-то станции в Москве была помощником одна дама. По мне — пускай пробуют, если кому-то нравится. Но сам бы не хотел иметь такую напарницу: какая уж с ней работа.

Ездить на московских электричках опасно для жизни

Ространснадзор сообщил результаты проверки столичного пригородного электротранспорта. Ее провели после крупной аварии в Кунцево, случившейся в апреле 2017 года. Тогда столкнулись электричка и пассажирский поезд. Восемь человек госпитализировали, 30 понадобилась медпомощь.

Источник: www.eg.ru

Сколько зарабатывает машинист поезда? Пассажирские, грузовые поезда

машинист поезда

Работу машиниста локомотива нельзя назвать легкой. Но она неплохо оплачивается, и многих привлекает возможность управлять такой сложной техникой и постоянно бывать в разных городах.

Что нужно для того, чтобы стать машинистом?

Для того, чтобы стать машинистом, высшее образование иметь не нужно, но профессиональная подготовка является обязательной. У тех, кто хочет стать машинистом, есть два варианта — получить начальное профессиональное образование в железнодорожном колледже или среднее образование в этом же учебном заведении, но по другой специальности. Начальное образование означает, что выпускник получает специальность помощника машиниста (но нужно обратить внимание на один нюанс — в эту категорию включаются сразу три специальности — это помощник машиниста локомотива, тепловоза или электровоза, что, соответственно, повлияет и на дальнейшее трудоустройство).

машинист поезда

Среднее образование позволяет получить квалификацию техника, но работать обычно все равно начинают с должности помощника машиниста. Кроме того, помимо наличия соответствующего образования, есть и другие требования. В первую очередь это хорошее физическое и ментальное здоровье.

Читайте также:  Как намекнуть парню что пора встречаться

История машиниста

Противопоказания для профессии

Есть целый ряд заболеваний, при которых профессия машиниста поезда противопоказана. В частности, к их числу относятся нарушения зрения (причем речь идет не только об остроте зрения, но и об искажении цветоощущения и патологиях бинокулярности), заболевания сердечно-сосудистой системы, проблемы с вестибулярным аппаратом, а также с позвоночником, особенно если они прогрессируют и затрудняют движение. Также профессия машиниста противопоказана людям, страдающим бронхиальной астмой, хроническими заболеваниями органов слуха и дыхательной системы.

машинист поезда

Должностные обязанности

Казалось бы, от машиниста поезда требуется только одно – грамотное и аккуратное управление локомотивом. Но на самом деле список его должностных обязанностей гораздо шире, и от машиниста также требуется:

  1. проверять состояние техники перед выездом,
  2. готовить локомотив к работе, а по окончании рейса — сдавать технику принимающему,
  3. обеспечивать безопасность движения в пути,
  4. контролировать состояние локомотива в пути,
  5. устранять возникшие неисправности (причем не только на самом локомотиве, но и в подвижном составе при условии, что эти неполадки возникли в дороге, ведь перед выездом машинист должен был все проверить),
  6. оформлять техническую документацию для изготовления новых деталей эксплуатируемой техники,
  7. проверять состояние устройств связи, путей, по которым следует поезд, других узлов и устройств, и даже контролировать состояние встречных поездов.

Понятно, что выполнение всех этих обязанностей требует от машиниста поезда достаточно высокого уровня квалификации, а многие знания и навыки приходят только с опытом. Неслучайно карьеру в этой отрасли начинают с должности помощника.

машинист поезда

Аутентичная кабина индийского поезда

Плюсы и минусы профессии машиниста

Эту профессию не назовешь престижной, но она относится к числу наиболее востребованных на рынке. Спрос на представителей данного направления есть всегда. К числу прочих преимуществ профессии относятся:

  1. достаточно высокий уровень оплаты труда,
  2. официальное оформление и достойный соцпакет,
  3. наличие различных льгот, в том числе и тех, что касаются медобслуживания.

Другие профессии: Сколько получает среднюю зарплату пограничник в России?

К сожалению, отрицательных сторон у здесь тоже немало. К их числу относятся:

  1. высокая ответственность,
  2. сложный график работы, в том числе приходится работать и в выходные, и праздничные дни, что не всегда дает возможность побыть с семьей,
  3. высокий уровень стресса,
  4. риск развития профессиональных заболеваний из-за постоянного воздействия вибрации и магнитного поля,
  5. риск аварии, что связано не только с административной ответственностью и материальным ущербом, но и с получением травм.

Так что перед тем, как выбрать такую работу, нужно взвесить аргументы «за» и «против».

машинист поезда

Квалификационные категории

Машинистам присваиваются три квалификационные категории. От этого напрямую зависит зарплата.

Третий класс

Сначала машинист получает третий класс. Главное требование — отработать два года с момента окончания учебного заведения. Но сначала придется поездить помощником машиниста, потом уже руководство доверит самостоятельное управление электричкой. С третьим классом у машиниста будет больше практики, хотя обычно такие сотрудники все равно водят электрички или грузовые составы, с рейсами на коротких расстояниях.

Второй класс

Второй класс дается только через два года с момента получения третьего. Тут уже машинисту доверят водить пассажирские составы.

Первый класс

Через три года машинист может получить первый класс, что уже даст возможность совершать дальние рейсы и управлять самой современной техникой вроде поездов «Сапсан».

Понятно, что уровень квалификации машиниста на каждом этапе строго проверяется. Такой специалист должен разбираться в устройстве и конструктивных особенностях разного типа техники, в наиболее характерных неисправностях и причинах их возникновения.

Также он должен хорошо знать регламент действий, предусмотренный РЖД как для обычного движения, так и для аварийных ситуаций, а также все правила эксплуатации состава и техники безопасности на железной дороге. Он должен уметь работать с технической документацией, а время от времени машинисту надо проходить курсы повышения квалификации, ведь технический прогресс никогда не стоит на месте.

Другие профессии: Сколько зарабатывают бухгалтеры?

Сколько получают машинисты поезда в России?

Для этой профессии географический фактор имеет серьезное значение. Но у тех, кто работает в Москве, нет существенных преимуществ. Они есть только у тех, кто работает на Севере, поскольку в этом случае зарплата начисляется с повышающим территориальным коэффициентом за работу.

машинист поезда

Москва

Так, в Москве минимальный уровень зарплаты машиниста — 39 тысяч рублей (это для третьего класса). Специалисты второго класса получают 56 тысяч рублей, а первого — 122 тысячи рублей. А вот в Красноярске действует территориальный коэффициент, и здесь минимальный уровень оплаты — 50 тысяч рублей, а дальше — 71 тысяча рублей и 150 тысяч рублей соответственно. Чуть меньше зарплаты машинистов в Омске, но уровень доходов здесь все равно несколько выше, чем по стране в целом.

Регионы

В большинстве регионов машинист третьего класса получает 32-39 тысяч рублей. Для машиниста второго класса средний уровень заработка составляет 50-58 тысяч рублей. Ну а для специалистов первого класса этот показатель составляет в среднем 100-115 тысяч рублей.

Влияние типа перевозок

Сумма дохода зависит от конкретных рейсов. На дальних рейсах платят больше. Влияет на оклад и сам тип поездов. Больше получают работники уже упомянутых выше «Сапсанов». Уровень доходов конкретного специалиста зависит и от таких факторов, как работа в ночные часы и в праздничные дни (за это идет оплата по двойной тарифной ставке).

Также на уровень зарплаты влияет стаж. И, наконец, на РЖД предусмотрены ежеквартальные и годовые премии. А к отпуску машинисту положена матпомощь.

Зарплата машиниста в США, Канаде и Германии

В США машинист локомотива зарабатывает около 5 тысяч долларов в месяц. Эта довольно престижная профессия, и оплачивается она соответственно. В Канаде зарплата составляет в среднем 8000 канадских долларов. В Германии уровень доходов немного меньше — порядка 3000 евро.

Источник: zlojnachalnik.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today