Недетские разговоры : как рассказать ребенку о смерти?
В каждой семье рано или поздно приходит время, когда ребенок начинает задавать вопросы. Сначала это совсем безобидные «почему» и «как», но чем старше становится кроха, тем более серьезные проблемы его тревожат. И однажды малыш спросит: «Мама, а почему люди умирают?». Большинство родителей оказываются не готовы к такому разговору и теряются при ответе. Хотя как раз эту тему очень важно обсудить правильно, преподнести ребенку все так, чтоб не зародить страхов и сформировать нужные взгляды на понятия жизни и смерти.
Интерес к такому явлению, как смерть, появляется у ребенка не на пустом месте. Обычно этому предшествует утрата в семье или среди знакомых, или кроха может просто увидеть погибшее животное, обратить внимание на кадр в фильме. Чаще всего это происходит в период 3-5 лет. Как раз в этот период к малышу приходит осознание того, что все живое умирает.
Очень важно понять, что побудило ребенка к расспросам. Если это потеря близкого человека, которую кроха переживает тяжело, нужно таким образом построить разговор, чтоб по-максимуму объяснить произошедшее, но при этом не травмировать детскую психику излишними подробностями. Наоборот, ваша цель — постараться успокоить, рассказать о смерти, как об избавлении от болезни (если умерший человек болел, как о логическом завершении счастливой жизни (если умер пожилой человек). В общем, ориентироваться по ситуации. Если же малыш спрашивает из чистого любопытства, быть может, его удовлетворит общий ответ, а более подробно к этой теме можно вернуться, когда он станет постарше.
Действительно, зачем такому крохе знать что-то о смерти? Пусть бы еще пару лет пожил беззаботно, не задумываясь о таких вещах. А про мертвую птичку можно сказать, что она спит, а бабушка уехала в далекую и долгую командировку. Сказать-то конечно можно. Но, во-первых, ребенок поймет, что вы врете, и будет нервничать, пытаясь разобраться самостоятельно.
Во-вторых, страх смерти необходим ребенку. Он «запускает» механизм самосохранения. Зная, что жизнь не вечна, что от некоторых вещей люди умирают, малыш будет задумываться о последствиях своих поступков и о возможной опасности. Ну а в-третьих, если вы будете уходить от ответа или обманывать, а в это время ребенок непосредственно столкнется со смертью — это станет для него двойным шоком и потрясением.
Прежде всего, не стоит уходить от разговора. Если ребенок спрашивает о смерти — значит он готов услышать ответ. Другое дело, что вы можете быть не подготовлены к столь важной беседе. Если чувствуете, что без предварительной подготовки такой разговор вам не под силу — попросите отсрочку.
«Мы обязательно поговорим об этом, но через час» или «Давай дождемся папу и поговорим все вместе». Только не откладывайте слишком надолго. За время, пока вы «решаетесь», малыш может сам себе напридумывать ответов или нафантазировать всяких ужастиков, основываясь на вашей перепуганно-неуверенной реакции на его вопрос.
Второе обязательное условие — ваше спокойствие. Ни в коем случае не показывайте ребенку, что его заинтересованность вас испугала или застала врасплох. Увидев мамин страх, малыш может решить, что и ему нужно бояться.
Поэтому вдохните поглубже, соберитесь с мыслями — и вперед!
1. Честно. Расскажите все, как есть. Что рано или поздно умирает каждый, что когда-нибудь умрет и мама, и папа, что и сам ребенок тоже когда-то завершит свою жизнь. Но произойдет это нескоро, до этого впереди у вас еще долгая и счастливая жизнь, малыш вырастет, у него будут свои детки, а у вас — внуки.
2. Доступно. Говорите простыми и понятными малышу словами. Не вдавайтесь в описания физиологических подробностей, не наваливайте на ребёнка кучу информации. Если ему понадобятся уточнения — он задаст нужные вопросы, на которые следует ответить так же честно и доступно. Для начала расскажите, что каждый человек рождается, растет, у него появляются дети, потом внуки.
А когда он становится совсем стареньким, то умирает. Тело кладут в гроб и хоронят на кладбище, а на могилке потом растут цветы.
Обязательно расскажите, что душа человека продолжает свое существование, что умерший человек не уходит насовсем — он попадает на небо (становится звездочкой, или живет на тучке, или используйте ту версию, которая соответствует вашим религиозным убеждениям, где ему очень хорошо, и оттуда продолжает посылать нам свою любовь. Придумайте историю, которая будет понятна ребенку, которая успокоит его, но при этом старайтесь не слишком давать волю фантазии и не выдумывать несуществующего. Во всяком случае такого, что ребенок сможет проверить и опровергнуть (например, не обещайте, что умершая бабушка будет приходить во снах). Постарайтесь, чтоб ребенок относился к смерти, как к естественному процессу, связаному не с болью и страданиями, а с началом другого существования, лучшего и высшего. Обязательно акцентируйте внимание малыша на том, что прежде чем умереть, он проживет долгую и счастливую жизнь, что вы еще долго-долго будете вместе.
3. Отвечая на вопрос, почему люди умирают, расскажите, что чаще всего это происходит от старости. Но не утаивайте и того, что некоторые люди умирают раньше — от болезней или несчастных случаев. Заодно подчеркните, что нужно себя беречь, лечиться при болезнях и быть осторожным.
4. Еще одна серия вопросов ребенка наверняка будет связана с ритуалом похорон. Постарайтесь так же полно и доступно рассказать, как все происходит, объяснить, что люди плачут не потому, что жалеют умершего, а потому, что грустят, что больше не увидят его.
Возможно, нелишним будет указать, что в некоторых странах похороны отмечаются как настоящий праздник, на котором все радуются и веселятся. Некоторые психологи утверждают, что ребенка, который уже знает, что такое смерть, можно и нужно брать с собой на кладбище, чтоб показать, как происходят похороны. На мой взгляд, это довольно спорное утверждение, но в действительности судить можно только о каждом конкретном ребенке. Кому-то может и правда такое будет полезно.
1. Обманчиво-успокоительно. Нельзя говорить ребенку фразы, типа: «Ты никогда не умрешь» или «Ты вырастешь и придумаешь лекарство от смерти». Почему нельзя — обсуждалось выше.
2. Не нужно использовать метафоры, вроде «ушел от нас», «уснул вечным сном». Ребенок воспримет эти слова буквально, и потом будет бояться расставаний (если дедушка ушел от нас и не вернулся, то мама, уходя, тоже может не вернуться) или бояться спать. В то же время, грамотно подобранные сравнения иногда помогают малышу легче осознать происходящее.
3. Не следует говорить, что душа умершего может вернуться, или что он просто надолго уехал — ребенок будет ждать возвращения. Но можно объяснить, что являясь в снах, например, бабушка передает «привет» из своего нового мира. Или придумать легенду, о том, что радуга — это бабушкина улыбка. Или выбрать яркую звездочку на небе и представлять себе, что эта звездочка — и есть тот родственник, которого ребенку так не хватает.
Что будет дальше?
После такого важного разговора поведение ребенка на какое-то время может измениться. Он еще долго может задавать уточняющие вопросы. В своих играх будет затрагивать тему смерти и похорон — это нормально. Не до конца осознавая степень опасности того или иного явления, малыш может спрашивать: «А от этой ранки можно умереть? А от этого?
А если папа простудился, он умрет?». Не смейтесь над наивностью таких вопросов, лучше ответьте на них как можно детальнее: «От того, что ты упал со скамейки, ты не умрешь. Но вот если выпасть из окна — умереть можно. Поэтому никогда не залазь на подоконник!».
Особое внимание уделите мультикам. Объясните, что только в сказках зайчику можно пришить новые ножки, а после взрыва — отряхнуться и побежать дальше. В реальной жизни такого не бывает, и это опасно.
Внимательно следите за поведением крохи. Если малыш замкнулся в себе, плохо спит по ночам — значит, вы что-то неправильно объяснили, что-то напугало или пугает его до сих пор. Поговорите с ребенком, узнайте, что его тревожит. При необходимости, повторите беседу, уточнив нужные моменты.
Важно, чтоб у ребенка не осталось непонятных моментов, чтоб он сформировал для себя цельную картину того, как и почему люди умирают, что происходит после смерти. Каждый незаполненный «пробел» в этой истории — место для страхов и тревог.
Желаю вам, чтоб этот важный разговор прошел у вас спокойно, дружелюбно и правильно. А те, кто уже проходил подобное — поделитесь опытом. Думаю, все будет интересно.
Публикации по теме:
Консультация «Как рассказать детям о Рождестве Христовом» Как рассказать детям о Рождестве Христовом. Жила давным-давно девушка по имени Мария. Ее обручили с плотником Иосифом, происходившим из.
Консультация «Как рассказать ребенку сказку» Маленький ребёнок любит слушать сказки. Но намного интереснее не только прочитать сказку, но и показать иллюстрации к сказке. Сегодня есть.
Консультация для родителей «Как научить ребенка общаться с людьми?» Консультации для родителей: «Как научить ребенка общаться с людьми?», «Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?» Как научить.
Консультация для родителей «20 октября — день Приморского края. Что интересно узнать самому и рассказать ребенку» Приморье – мая малая родина 20 октября День Приморья Что интересно узнать самому и рассказать ребенку: ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ПРИМОРЬЯ Легенда.
Консультация для родителей «Как рассказать детям о 12 июня — Дне России» Консультация для родителей: «Как рассказать детям о 12 июне?» -День России» День России — это один из самых «молодых» государственных праздников.
Консультация для родителей «9 Мая. Как рассказать ребенку о дне Великой Победы» Цель: Совершенствование воспитательно-образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального.
Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Масленице» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА».
Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Пасхе?» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА».
Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о традиции праздника Рождество» Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о традиции праздника Рождество» Путешествуем в прошлое Основное, что должны знать и.
Источник: www.maam.ru
Памятка для родителей «Как сказать ребенку о смерти родителя»
консультация
Памятка содержит информацию для родителей том, как дети реагируют на смерть родителя, какие основные реакции на горе у детей существуют, а также о том, как им сообщить о смерти близкого человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Как сказать ребенку о смерти родителя».
Потеря родителя или обоих родителей – травма для человека в любом возрасте. Но для ребенка это особая травма, наполненная большей тревогой, чем у взрослых. Ребенку предстоит оторваться от ушедшего и найти нового взрослого, к которому можно привязаться для своего полноценного развития.
Реакция детей на потерю родителя
Дети, сталкиваясь с реакцией утраты, регрессируют до предыдущей стадии своего развития, т.е. стойкие навыки, полностью сформировавшиеся, сохраняются, а формирующиеся распадаются. Ребенок становится как будто младше, чем был до травмы. Задача взрослых – способствовать тому, чтобы травма потери не усугубилась травмой развития, т.е. ребенок вышел из кризиса в возраст, соответствующий реальному.
Дети проживают горе непонятно для взрослого. Реакция на горе может:
- быть отсроченной – ребенок реагирует не непосредственно после известия. Он может какое-то время вести себя как обычно или отстраненно, а позже проявить бурную реакцию;
- быть скрытой , когда ребенок не демонстрирует сильный эмоциональных реакций, но внутри испытывает весь спектр чувств, связанных с потерей;
- проявляться в поведении неожиданно , бурной реакцией в обычной ситуации;
- проявляться неравномерно, когда эмоциональная реакция то возникает, то спадает, то возникает вновь. Переживания горя происходит не по прямой от сильного горя к переживаниям меньшей интенсивности, а витками от сильного горя к улучшению состояния и обратно к сильному переживанию горя.
Как сообщить ребенку о смерти близкого человека.
Рассказывать о беде должен самый близкий из живущих с ребенком людей.
Во время всего разговора взрослый должен быть способен держать себя в руках. Это не значит, что нельзя тихо плакать, но нельзя полностью погружаться в свои переживания. Если нет уверенности в своей способности удержать эмоции, можно принять легкое успокаивающее. Если нет уверенности в своей способности удержаться от бурных проявлений своих чувств, лучше передоверить этот разговор другому человеку.
Во время разговора особенно важно, чтобы никто не мешал, и было достаточно времени, чтобы ответить на все вопросы и побыть с ребенком после разговора столько, сколько это необходимо.
Во время первого разговора ребенок должен быть сыт, не хотеть спать и не испытывать другого психического дискомфорта.
Поддерживать с ребенком физический контакт: взять на руки, взять за руку, прикасаться к руке или к плечу.
Само известие не требует долгих предисловий и должно быть сообщено просто, коротко, простыми предложениями, не допускающими двойного толкования.
После главного следует сделать паузу, чтобы ребенок мог осмыслить сказанное и отреагировать. Реакция ребенка может быть неожиданной и непонятной, даже неуместной или возмутительной. Но какой бы она ни была, нужно принять ее спокойно, как само собой разумеющееся. Нельзя давать волю своему возмущению или удивлению.
Ответьте на вопросы, которые задаст вам ребенок, искренне и серьезно. Попросите его прокомментировать или расширить те замечания, которые показались самыми и неожиданными или непонятными.
Если ребенка ожидают скорые перемены в жизни в связи со смертью близкого (переезд, переход в другой садик, школу и т.п.), сообщите заранее об этих переменах и дайте время на размышления и разговор.
Если после такого разговора ребенок предложит какое-нибудь совместное занятие, непременно нужно соглашаться.
Если ребенок уйдет с намерением уединиться, нужно дать ему такую возможность, но через 20-30 минут посмотреть, что он делает.
Если ребенок чем-то занялся – попробуйте присоединиться и играть по его правилам, ничего не предлагая своего.
Будет очень полезно, если взрослый сможет назвать словами те эмоции, которые видит в ребенке.
Если Вы найдете ребенка неподвижно сидящим или забившемся куда-нибудь, то сядьте и посидите рядышком молча.
После, если ребенок позволит, обнимите его и посидите так, затем можно предложить занятие или игру из любимых.
Если после разговора ребенок начал «беситься» — это частая реакция, дайте ему время. Можно даже присоединиться. Когда он выдохнется, сядьте рядом, обнимите и поговорите с ним.
Вечером того же дня предложите ребенку на ужин любимое блюдо. Не устраивайте пир, просто еда должна быть для него любимой и вкусной. Укладывая спать, посидите с ним подольше. Убедитесь, что рядом есть все любимые игрушки. Оставьте свет, если он захочет.
Что делать в ситуации истерики
Если у ребенка случилась истерика, постарайтесь взять ребенка на руки. Держать надо уверенно, но не прижимать слишком сильно. Покачайте его. Поймайте его взгляд и, глядя в глаза, негромким голосом, размеренно, говорите любые успокаивающие слова, пока истерика не перейдет в обычный плач. Если ребенок не дается на руки, кидается на пол и т.п., Вы можете остановить это, быстро обтерев его лицо полотенцем, смоченным в холодной воде.
Нормальные и тревожные признаки переживания горя.
- Если в дни, следующие за разговором, ребенок будет капризным, слезливым, играть в агрессивные игры, ходить за вами хвостиком, цепляться за вас – это нормально.
- Не пугайтесь, если ребенок разучиться делать то, что он умел.
- Если ребенок в первые ночи после утраты будет мочить постель – это норма. Но если это не проходит и через месяц – необходимо обратиться к психологу. Если ночные кошмары не проходят через шесть недель, это тревожный признак.
Тревожными признаками при переживания горя у ребенка, говорящими о необходимости помощи профессионального психолога, являются следующие:
- Ребенок очень ласков и совершенно послушен в течение 6 недель после утраты (за этим может стоять чувство вины, ощущение себя плохим, страх быть брошенным);
- Идеализация оставшегося или ушедшего взрослого;
- Агрессивное поведение, не ослабевающее и через два месяца после утраты;
- Если у ребенка появилась склонность сосать пальцы, раскачиваться сидя, настойчиво крутить волосы, ходить на цыпочках.
Смерть родителей – всегда травма, но не всегда это травма – остановка в развитии. Горевание у детей завершается иначе, чем у взрослых. В норме они выходят из кризиса в возраст, соответствующий реальному, и создают привязанность к человеку, замещающему умершего.
Нередко возникают вопросы:
Сообщать ли о смерти или нет?
Брать на мероприятия или нет?
Брать на похороны или нет?
Говорить об умершем или нет?
В идеале на все эти вопросы следует ответить «Да». Но дать возможность ребенку выбирать. Если ребенок собирается быть на похоронах, с ним должен быть взрослый, который будет реагировать на его неравномерность, будет корректировать социальное окружение. Часто взрослые бояться не справиться с интенсивностью детских реакций.
Однако, если ребенка исключают из похоронных мероприятий, он чувствует себя брошенным. Ребенка нужно посильно включать в организацию. Важно, чтобы появился кто-то, с кем он может установить надежную связь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как говорить с ребенком о смерти.Консультация для педагогов и родителей.
Дети с давних пор и по сей день играют и в войну, и в смерть. И они задают вопросы. Сколько будут жить эти цветы у нас в вазе? Что происходит, когда яблоки падают с яблони? Почему умер мой котен.
Консультация педагога-психолога для родителей Как сообщать ребенку о смерти близкого?
Консультация педагога-психолога для родителей Как сообщать ребенку о смерти близкого.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ 50 способов как сказать ребенку «Я тебя люблю»
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ 50 способов как сказать ребенку «Я тебя люблю» Чтобы ребенок ощутил Вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обяз.
Как сказать ребенку «нет» Несколько правил для родителей как сказать «нет»
Как сказать ребенку «нет»Несколько правил для родителей как сказать «нет».
Как сообщить ребенку о смерти близкого человека
Статья дает рекомендации как сообщить ребенку о смерти близкого человека.
Практический опыт работы с ребенком, перенесшим смерть отца
Существует много непреодолимых внешних препятствий для полноценной жизни человека: случай, болезнь, страх, вторжение социальных, политических и экономических сил. Часто случается, что родители во избе.
Как рассказать ребенку о смерти
Многих родителей ставят некоторые вопросы в тупик: что ответить? Вопрос о смерти, один из таких вопросов.Что будет после смерти?Психологи давно отметили, что вопрос «что со мной будет после.
Источник: nsportal.ru
Свящ. Никита Заболотнов: как говорить с ребёнком о смерти?
Смерть, как это ни парадоксально – неотъемлемая часть жизни. Как и когда говорить ребёнку о смерти? Нужно ли брать на похороны? Как ему всё объяснить? На эти и другие вопросы отвечает многодетный отец, священник.
Иерей Никита Заболотнов ведет свой видео-блог, активно посещаемый родителями всех возрастов. И вот что он советует.
«Как говорить с ребенком о смерти – важная тема, но говорить о ней бывает проблематично, особенно когда умирает особенно близкий человек, родственник. Родители задаются вопросом, стоит ли брать ребенка на похороны и как ему что-то объяснять.
Испокон века практически во всех человеческих культурах детей от смерти не отгораживали. И, на самом деле – у ребенка есть некая внутренняя потребность поговорить о смерти.
В определенный период взросления, в 6–8 лет, ребенок подходит к родителю, спрашивает его о смерти, ему интересна эта тема. Не стоит его от этой темы отгораживать. Смерть также естественна, как и жизнь. Если есть рождение, значит, есть и умирание. Если есть начало – есть и конец.
Ребенку так и нужно объяснить: все мы рождаемся и все мы умираем. Смерть – это не некая страшная трагедия. Смерть – это конец жизни, и это нужно ребенку объяснить: ты начал жить, ты когда-то умрешь.
Мы очень боимся, что ребёнок начнёт бояться смерти. Да, в определенный период своего взросления он будет бояться умереть, но это чаще всего связано с младшим и средним подростковым возрастом, с полным осознанием себя и своей личности.
Но это не значит, что ребенку не нужно говорить о смерти. Нужно показывать ребенку, что смерть – это итог жизни, рассказывать ему о своих родственниках: бабушках, прабабушках, прадедушках.
Вот, они жили, жили долго, вот, они умерли, от них осталась память – то-то и то-то. Можно съездить с ребенком на кладбище, может быть, кратко, без особых подробностей рассказать ему, что происходит с человеком, когда он умирает.
Ну, и когда мы сталкиваемся с ситуацией, что приходится с ребенком идти на похороны, на отпевание близкого человека, то обязательно нужно об этом поговорить.
Здесь нет какой-то конкретики. Нужно поговорить от сердца: вот, человек был, и человек есть. Есть он потому, что он остался в нашем сердце, в наших воспоминаниях, в нашей памяти, и самое главное: мы продолжаем его любить.
С его смертью, то есть окончанием физической жизни, не закончилась наша любовь. До тех пор, пока мы его любим, пока мы его помним, он жив.
Кроме того, обязательно нужно поговорить о том, что в нашем православном миропонимании и представлении смерть – это лишь переход в следующую жизнь, в жизнь вечную.
Когда наша вечная душа, которая оживляет наше физическое тело, отделяется от тела и начинает жить отдельно, иной, другой жизнью, она как бы живет тем итогом, что человек смог в своей жизни собрать, чем он смог жить.
Ребенку в силу его возраста об этом стоит рассказать. Но еще раз говорю: не нужно детей ограничивать от этой темы. Потому что, если мы будем так делать, то рано или поздно ребенок столкнется с этой темой, и в подростковом возрасте она будет его очень интересовать.
И, к сожалению, иногда бывает, что, если в детстве мы его ограничивали, потом она может начать его пугать, что доходит до определенных неврозов.
Есть еще одна проблема: она связана с нами, с взрослыми. Мы сами очень часто относимся к смерти с большой опаской и не любим о ней ни говорить, ни напоминать. Хотя еще в древности люди говорили – «momento mori» – «помни о смерти», а древние христианские подвижники продолжали: «помни о смерти, и во век не согрешишь».
Поэтому память смертная – это одна из христианских добродетелей, которая помогает нам всегда быть в тонусе, всегда быть перед лицом Божиим. И вот это – правильная память о смерти, которая будет в нас, и мы ее потихоньку будем передавать нашим детям.
Ещё статьи о воспитании
- Бабушки и дедушки вскоре получат полномочия растить внуков
- Как пережить режим самоизоляции многодетной семье
- Азы культуры речи: «Чтобы научить детей выразительно говорить, научите их… слушать»
- Дислексия и дисграфия: дети, которых нельзя относить к категории «плохих»
- Пробуждение – начало подвижничества, или почему христианину важен режим
Источник: azbyka.ru