Как рассказать ребенку о временах года

Гармоничное формирование ребенка затрагивает все жизненные сферы. Он должен знать буквы, цифры, названия профессий, получать правильное представление об окружающем мире, выучить месяца и времена года.

Мама занимается с ребенком

Когда начинать знакомство с месяцами

Дети очень любознательные и живо интересуются сменой погоды и сезонов. Родители доступно объясняют чадам, что летом светит солнце и можно купаться в море, а зимой — кататься на лыжах и санках.

Целенаправленно просвещать ребенка о каждом из двенадцати месяцев можно, когда ему исполнилось 4 года. Малыш уже почувствовал холод, жару и увидел несколько сезонных изменений со снегопадом, капелью, опавшими листьями и жаркими днями.

Обучение ребенка временам года и месяцам можно начинать и с более раннего возраста. Не будет лишним на прогулках мимоходом рассказать 2-3-летнему чаду о зиме, весне, лете и осени, обратив внимание на характерные приметы каждого сезона и озвучивая названия месяцев. Малыш запомнит понятия, находящиеся постоянно на слуху.

Как проводить обучение

Дети любят развлекаться, а новая информация лучше усваивается в игровом формате. Что можно предпринять:

Времена года Уроки тетушки Совы | Сборник 1 | Развивающий мультфильм для детей

  • Запастись красочными картинками с изображениями времен года. Затем попросить ребенка рассмотреть их и ответить на вопросы.
  • Ставить костюмированные театральные сценки.
  • Смотреть развивающие тематические мультфильмы.
  • Разгадывать загадки.
  • Читать стихотворения и сказки на эту тему.
  • Совместно рисовать времена года и делать различные поделки.
  • Сделать презентацию, коллаж, используя собственный архив фотографий, где запечатлены лучшие моменты различных сезонов.

Быстрому обучению способствуют частые разговоры на эту тематику. На прогулках нужно обращать внимание детей на меняющийся цвет неба, облака, солнце. Рассказать о листопаде, осадках и поведении птиц, улетающих на юг осенью. Упомянуть о сезонных любимых праздниках: Новый год, 8 марта.

Во время самого обучения необходимо соблюдать несколько правил:

  • Малыш должен проявлять интерес.
  • Капризы и отсутствие желания учиться – не пойдут на пользу. Занятие нужно прекратить, так как ребенок ничего не усвоит, а только станет раздражительным.
  • Малыш должен быть накормлен, здоров, выспавшийся и не испытывать никаких физиологических потребностей.

Правильно поставленные наводящие вопросы детям облегчат процесс обучения и придадут игровой подтекст занятиям, что очень нравится ребятне.

Знакомство с временами года

Озвучиваем основные моменты

Времена года выучить легче, их всего четыре. Яркие и красочные картинки облегчат задачу.

Чтобы детки смогли быстрее разобраться, нужно объяснить, что каждая пора года делится на 3 месяца, и озвучить их особенности:

Времена года

  • зима: мороз и снежное царство. Дать малютке попробовать снег пальчиками, подключив его тактильную память, связанную с ощущениями. Немного позже можно рассказать о распространенных зимних развлечениях;
  • весна: появление молодых листьев и травы. Проходя мимо деревца с проклюнувшимися почками, показать ребенку пробуждение природы. Рассказать о птицах, прилетающих из теплых краев, и животных, пробуждающихся после зимовки;
  • лето: солнце, жара. Хорошо сделать акцент на созревающих сезонных фруктах и ягодах. Проинформировать об удлиняющемся световом дне и более короткой ночи;
  • осень: опадающая ярко-желтая листва и поделки из осенних даров природы (шишек, желудей). Следует отметить характерные признаки поры: пасмурное утро, похолодание, уменьшение дня.

Другие варианты запоминания

Отличный способ выучить ребенку времена года – настольная игра с яркими изображениями. В процессе дети быстро схватывают обучающий материал, проявляя неподдельный интерес к развлечению.

Есть и другие варианты:

  • игра «лишнее слово». Нужно найти слово, не соответствующее ассоциативному ряду, например: цветы, травка, бабочка, снежинка, пляж;
  • читать и разбирать тематические произведения, например, В. В. Бианки «Синичкин календарь», подборку стихов и рассказов писателей классиков: А. А. Фет «Рыбка», Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», К. Д. Ушинский «Ласточка» и Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»;
  • запись совместных наблюдений в дневник. Выбрать объект за окном (дерево либо куст) и наблюдать, описывая изменения, как растение развивается и меняет внешний вид в зависимости от температуры за окном;
  • использование одежды. Достать предметы гардероба различных сезонов и попросить кроху самостоятельно собраться на прогулку: зимой, весной, летом и осенью, «включив» воображение.

Для закрепления материала использовать картинки-небылицы, где иллюстратор внес путаницу, а малыш должен разобраться и упорядочить рисунки.

Учим месяцы

Если времена года успешно усвоены, нужно приступать к изучению месяцев. С ними хорошо знакомиться, читая стихотворение М. Погарского «Двенадцать месяцев в году». В нем красочно и доступно описано, что «январь очень любит на санках кататься», «апрель весь снежок убирает с земли», а «октябрь льет дождиком, словно из бочки».

Малышу будет проще понимать, о чем идет речь, если не перегружать его лишней информацией: зимой изучить зимние месяцы и так далее. Что еще делать:

  • рассказать, что год состоит из двенадцати месяцев. Не лишним будет чтение сказки Самуила Маршака «12 месяцев», так малыш усвоит их очередность и поймет, почему порядок не нарушается;
  • показать календарь с окошком. Кроха сможет двигать его самостоятельно, что вызовет интерес к приобретению знаний;
  • сделать рисунки, характеризующие каждый из месяцев. Такой прием облегчит процесс обучения. Например, декабрь – новогодняя елка, август — комбайн, убирающий урожай пшеницы и так далее.
Читайте также:  Как в коллективе поставить человека на место

Собственные ассоциации ребенка помогут быстрее освоиться в пространственно-временных понятиях. Если предстоит поездка на море, желательно обсудить ее с ним, акцентируя внимание на дате (повторяя неоднократно) и рассуждая об оставшемся количестве дней до отдыха.

Точно также проводить параллели с днем рождения родителей или бабушек, дедушек и самого именинника. Ожидание праздника и его приближение помогут малышу легче ориентироваться в датах.

Насколько быстро и легко дети запомнят и усвоят времена года и месяца, зависит не только от желания и терпения родителей. А также от подачи информации, методов и приемов, применяемых в процессе обучения. Чем увлекательнее и интереснее оно представлено, тем больше шансов все быстрее запомнить.

Источник: babypalace.ru

Времена года

Для современного человека смена времён года привычное явление природы. Ещё с детства все прекрасно знают, что такое зима или лето. В зависимости от места проживания у каждого человека из глубины сознания всплывают картинки, соответствующие определённому времени года.

Самые прекрасные воспоминания естественно приходят из детства, когда познавался мир, и любая погода была в радость. Вот кто-то катится зимой с горки на санках, не замечая мороза вокруг, а потом с другими ребятами бежит лепить снежную бабу. А разве можно забыть первое купание летом на речке. Да и неприятные осенние дожди и лужи не могут омрачить воспоминаний детства.

Эти впечатления врезаются в память и остаются там на всю жизнь. Основываясь даже на своём детском опыте, любой человек может сказать, что существует четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Каждое время года имеет свои признаки и легко различимо. Немного разберёмся с понятием год и вникнем в существующее летосчисление.

Год

Это единица измерения времени, которая означает однократный цикл смены сезонов (зима, весна, лето, осень). Такой цикл происходит за одно полное обращение Земли вокруг своей звезды (Солнца). Летосчисление человечество ведёт по календарю. В настоящее время большинство стран нашей планеты живёт по григорианскому календарю. Он назван в честь папы римского Григория XIII (1502 – 1585 гг.).

Календарь был впервые введён четвёртого октября 1582 года. По нему год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря. Его длительность составляет 365, 2425 суток. Начало летосчисления в нём идёт от Рождества Христова. Этот период ещё называют нашей эрой (в литературе принято сокращение — н.э.).

События, произошедшие до Рождества Христова, принято указывать с пометкой – до нашей эры (до н.э.). Летосчисление до н.э. идёт в обратном порядке (уменьшается до 0, до Рождества Христова). Например, римский консул и великий понтифик Гай Юлий Цезарь родился в 100-м году до н.э. и умер в 44-м году до н.э. Кстати, некоторые люди в настоящее время упоминают его имя вместе с титулом император, что в корне неверно. Римская империя возникла уже после его смерти и просуществовала с 27 г. до н.э. до 476 г. н.э.

Схема вращения Земли вокруг Солнца

Для систематизации таких далёких событий, как существование Римской империи, да и более близких к нам случаев понятие год имеет большую важность. Без выстраивания лет по одной линии нам было бы очень трудно осознать, когда произошло то или иное событие. С давних времён люди пытались учесть повторяющиеся в природе явления, пока не пришли к современному григорианскому календарю.

Его точность основана на обращении Земли вокруг Солнца. В результате этого движения (Земли вокруг Солнца) и наклонной оси вращения самой Земли происходят те самые смены времён года. Когда ось вращения Земли наклонена в сторону Солнца, в Северном полушарии нашей планеты идёт лето, а когда в сторону от него – зима.

То есть, при наклоне оси в сторону Солнца большую часть суток Северное полушарие обращено к звезде (Солнцу). Световой день длиннее, а ночь короче. Соответственно оно получает больше света и тепла. Если ось вращения Земли наклонена в сторону от Солнца, то Северное полушарие большую часть суток обращено от звезды. Световой день короче, а ночь длиннее.

Естественно света и тепла приходит меньше. В Южном полушарии всё происходит наоборот. Посмотрим более подробно на каждое время года.

Зима

В Северном полушарии нашей планеты календарная зима начинается 1 декабря и длится три месяца: декабрь, январь и февраль. Это самое холодное время года. Всё вокруг покрывается снегом, наметающим большие сугробы. Температура окружающего воздуха становится минусовой. Люди кутаются в тёплые одежды и бегут по своим делам.

Кто-то идёт на работу, а кто-то в магазин за продуктами. Только детишкам весело. Они берут свои санки, ледянки или ватрушки и бегут кататься с горок. Раскрасневшись и получив море положительных эмоций, они возвращаются домой. Завтра наступит следующий день.

После занятий в школе они опять побегут на свои горки, ведь зима может быстро закончится.

Читайте также:  Как сделать уютным рабочее место в офисе

Климатическая зима на различных территориях длится по-разному. Её продолжительность и температурный режим зависят от многих факторов: географической широты, расстояния от Земли до Солнца, количества осадков и т.д. Чем ближе к экватору (виртуальная линия, разделяющая два полушария Земли), тем зима короче. Например, в субтропических широтах зима продолжается от одного до двух месяцев, а вот в полярных широтах идёт более семи. Конечно, зима суровое и холодное время года, но поэтические порывы в творчестве людей она пробуждала не меньше других сезонов. Например, более полтора столетия назад (в 1865 году) поэт Иван Захарович Суриков (1841 – 1880 гг.) написал своё знаменитое стихотворение «Детство», которое начинается такими строками:

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

Пройдут холода, и природа начнёт просыпаться. Зима сменится следующим временем года.

Весна

Календарная весна в Северном полушарии начинается 1 марта и длится три месяца: март, апрель и май. В Южном полушарии весна длится тоже три месяца, но попадает на другие: сентябрь, октябрь и ноябрь. Вообще, времена года в Северном и Южном полушариях нашей планеты располагаются прямо противоположно друг другу, в зеркальном отображении. Это касается всех времён года. Вернёмся в Северное полушарие и посмотрим на этот замечательный переходный период между зимой и летом.

Весной световой день постепенно становится больше, и температура воздуха увеличивается. Природа как бы просыпается после зимы. Земля прогревается, и на деревьях появляются листочки. Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы, улетевшие осенью на зимовку. Через некоторое время всё вокруг зеленеет и начинает цвести.

Окружающий фон наполняется звуками: насекомых, птиц, животных и т.д. Люди, занимающиеся сельским хозяйством, начинают возделывать землю, сажать и сеять различные сельхозкультуры. Постепенно весна проходит и ей на смену идёт очередное время года.

Лето

Календарное лето в Северном полушарии начинается 1 июня и длится три месяца: июнь, июль и август. В Южном полушарии соответственно лето попадает на месяцы: декабрь, январь и февраль. Люди, живущие в Северном полушарии, даже не задумываются, что в июне на другой стороне планеты (в Южной Америке или южной части Африки) идёт зима. Правда их зиму нельзя сравнивать с зимой в Северном полушарии, но климатическая смена времён года там тоже есть.

Лето – наиболее тёплое время года. В этот период идут самые длинные световые дни и самые короткие ночи. Люди летом любят бывать в отпусках. Они стараются ехать в ещё более тёплые места Северного полушария, расположенные ближе к экватору. Большинству хочется погреться на тёплом песочке и искупаться в морской воде.

Сельским жителям в это время отдыхать не приходится. Им нужно заниматься обрабатыванием сельхозугодий и уборкой зерновых культур. Пролетают три летних месяца и в свои права вступает ещё одно время года.

Осень

Календарная осень в Северном полушарии начинается 1 сентября и длится три месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Это переходной период между летом и зимой. Световой день постепенно уменьшается, а ночи становятся длиннее. Температура воздуха тоже уменьшается. Кроме всего прочего, осень характерна уборкой урожая.

Усилия, затраченные весной и летом, теперь дают свои плоды. Перед зимним сезоном закрома заполняются урожаем.

Этот период не только важен с практической точки зрения, но ещё и очень красив. Недаром его называют – «Золотая осень». Очень многие деревья меняют цвет своих листьев с зелёного на жёлтый, а некоторые — на красный. Многие художники осенью выезжают на этюды, чтобы запечатлеть для потомков незабываемую красоту природы.

Поэты тоже не обходили вниманием это время года. Вспомним как писал Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг.) в стихотворении «Унылая пора, очей очарованье», которое начинается следующими строками:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Осень очень важная пора в жизни человека. Например, в дореволюционной аграрной России крестьяне подходили к созданию новой семьи очень практично. Свадьбы начинали играть только в конце осени, когда был собран урожай и заполнены закрома. Все понимали, что зимний период они переживут спокойно. В настоящее время осень характерна началом учебного года.

Первого сентября школьники и студенты идут в свои учебные заведения, чтобы получить знания для будущей жизни.

О временах года

Смена времён года существует не просто так. Каждый период очень важен для природы и человека. Если вам какой-то сезон года кажется плохим, то нужно просто изменить своё отношение к нему. В природе всё уравновешено, и баланс очень хрупок. Попытка что-то улучшить в ней приводит к печальным последствиям. Вспомните хотя бы высохшее Аральское море после вмешательства человека.

Хотели оросить хлопковые поля, а получили изменение климата в том регионе. Природа не терпит бездумного вмешательства.

Вести учёт времён года человек пытался давно. Накопленные знания постепенно приводили к созданию отдельных календарей на разных территориях Земли. В процессе войн и торговых отношений между этими территориями люди стали задумываться о постепенном переходе на единый календарь. В статье «История календаря» рассказывается о некоторых известных календарях нашей эры.

Читайте также:  Как отрастить крепкие ногти в домашних условиях

Источник: venusian.ru

Конспект занятия «Времена года»

лэпбук времена года лэпбук дикие животные

Цель Формирование познавательного интереса детей. Задачи 1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы. 2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года. 3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи. 4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.

5. Развивать навык творческого рассказывания по картине развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект занятия по разделу «Ознакомление с природой»

в подготовительной к школе группе

Тема: «Времена года»

Цель: Формирование познавательного интереса детей.

1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.

2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.

3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.

4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.

5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.

Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.

Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус. Дидактические игры: «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Герасимов А.М. «После дождя. Мокрая терраса».

Воспитатель вносит круг.

— кто догадался, что это?

Подходим с детьми к календарю природы.

— Правильно это модель года. Почему она круглая?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним и так они сменяют друг друга.

— Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: четыре времени года и у каждого по три месяца. Дети считают.

— У вас на столах модели года. Какой скоро наступит праздник? / Новый год/

— Почему он так называется?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: так повели, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.

Наш Новый год начинается…? / Зимой/

— Сколько зимних месяцев? Назовите их. Сколько частей надо заштриховать на модели?

Закройте глаза, и представьте, какого цвета вам кажется зима.

Принимаем все ответы, выбираем самый подходящий и заштриховываем «зиму» на модели.

Один ребёнок выполняет задание у доски.

— Какое время года наступает после зимы?

Аналогично выполняем все времена года.

Физкультурная минутка – игра.

— Если скажу неправильно, топайте, /приседайте, хлопайте, прыгайте и др./

— Зима, весна, осень…

— Декабрь, январь, июнь… и др.

Игра «Найди ошибку»

На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку. За правильный ответ – фишка.

— Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?

Вхождение в картину.

Дети открывают глаза и оказываются в картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Имитируем одевание.

— Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?

Дети называют признаки зимы. /За правильный ответ даётся фишка/.

Снег покрывает землю.

Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.

День короче, ночь длиннее.

На ветках иней, изморозь.

Реки и озёра покрылись льдом.

Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.

Снегопад, сосульки, гололёд.

Зимующие птицы мало поют.

Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.

Люди надевают тёплую одежду.

Далее дети оказываются в картинах, где изображены весна, лето, осень и называют их признаки.

Солнце поднимается выше, больше светит и греет.

Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.

День прибавляется, ночь становится короче.

Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.

Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.

Гроза, туман, роса.

Кругом ароматный запах.

Начинаются работы на полях, огородах и т. д.

День длинный, ночь короткая.

Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.

Летом бывает гроза, роса, радуга.

Животным много в лесу еды.

Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.

Созревают ягоды, растут грибы.

Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают и т. д.

День становится короче, ночь длиннее.

Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.

Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.

Трава, цветы жухнут.

Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.

Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.

Животные готовятся к зиме.

Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град

Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.

По утрам заморозки.

Люди собирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.

Воспитатель вносит глобус.

— Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?

Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.

— Давайте изобразим модель Земли и солнца. /Дети образуют пары/.

Игра «Портрет времени года»

Дети предлагают варианты, воспитатель записывает.

Кем может быть зима?

Какое может быть платье?

Источник: edu-time.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today