Вопрос «Как я появился на свет?» дети задают в среднем в 3-4 года. Притом для них это один из философских вопросов, такой же, как вопрос о том, что хорошо, а что плохо. Но если вопросы морали не вызывают у родителей негативных эмоций, то тема деторождения многих ставит в тупик.
Общие рекомендации
Оптимальный период для разговора – дошкольное детство. Как правило, дети именно в этот период сами задают насущный вопрос. Это этап максимального любопытства, любознательности, или возраст «почемучки».
Не стоит самим затевать первый разговор по этой теме, нужно дождаться инициативы ребенка. Материал усваивается тогда, когда он интересен, востребован. Начнете разговор раньше времени – вызовете скуку, усталость, раздражение и отвращение.
Итак, дождались, ребенок спросил о своем происхождении. Что делать дальше:
- Не искать отговорок, отсрочек. Спросил – надо ответить. Тем более повторять вопрос дети могут каждый час и каждый день. Или наоборот, убедившись в некомпетентности и скрытности родителей, уйдут искать просвещение в другом месте.
- Не пользуйтесь историями про капусту, аистов, магазин продажи детей и прочее. Рано или поздно вам придется рассказать правду, или ребенок узнает ее из другого источника. Но результат в обоих случаях одинаков: мама и папа обманули меня, им нельзя доверять, они соврали один раз и соврут снова, а еще меня учат, что врать нехорошо.
- Говорите правду, но корректируйте ее в соответствии с возрастом ребенка. Например, дошкольнику необязательно знать внутреннее строение половых органов. А вот ученикам средних классов об этом можно и нужно рассказывать как дома, так и в школе.
- Отвечайте строго на вопросы ребенка: ни больше ни меньше. То же актуально для второстепенных вопросов. Если ребенок спрашивает о своей анатомии, то описываем только его гендер. А вот если спросил разницу между мальчиками и девочками, то рассказываем про анатомию обоих полов.
Вопрос о том, откуда берутся дети – показатель интеллектуального развития, взросления ребенка. Это значит, что он в принципе готов к усвоению теоретических знаний, к обучению. У вас растет здоровый и активный ребенок, чье развитие соответствует норме.
Откуда берутся дети. Что рассказать ребёнку
Рекомендации по возрастам
Если слишком рано рассказать об особенностях анатомии, процесса зачатия и вынашивания, рождения, то ничего кроме негативной реакции, плача, страха взросления, отвращения и психотравмы вы не получите. Какие же формы ответа соответствуют разным этапам взросления?
Дошкольный возраст
Люди обладают разным складом ума, и это заметно с рождения. Кто-то много мечтает, склонен представлять вещи абстрактно или стремится прочувствовать все на себе. А кто-то отличается рассудительностью, сдержанностью, логичностью. Это важно учитывать, выбирая форму общения с дошкольником.
Возможные формы ответа:
- Сказка о принце и принцессе или двух прекрасных молодых людях, которые полюбили друг друга, стали жить вместе. А со временем их сильное чувство породило малыша, который вобрал в себя лучшие качества отца и матери, внешне был похож на каждого из них. Можно рассказать в виде сказки вашу историю сближения с супругом.
- Краткое и лаконичное сообщение о том, что дети появляются в родильном отделении больницы.
- Подробное объяснение. От сильной любви мамы и папы в животе мамы зародился малыш. Сначала он был крошечным, беспомощным, привязанным к пупочку матери, дышал и ел тоже вместе с ней. Но постепенно ребенок рос, становился самостоятельным и захотел выйти из животика, а врач помог ему в этом. И хотя физической связи между мамой и ребенком сейчас нет, сын (дочка) по-прежнему самый родной человек.
Младший школьный возраст
В возрасте 6 (7)–10 (11) лет историю о силе любви и ребенке в животе придется расширить. Обычно дети сами хотят узнать подробности, они спрашивают, как ребенок попал в живот. Деваться некуда, придется приоткрывать завесу «страшной тайны»: ребенок вырос из семечка.
«Что за семечко? Как оно попало?», – спросит малыш. Деликатно даем еще немного информации: ты же знаешь, что мама с папой очень любят друг друга. Так сильно, что спят вместе, крепко обняв друг друга и периодически целуясь. И вот однажды семечко папы попало к маме.
Ребенок примет это, тем более обычно дети становятся свидетелями повседневной нежности родителей, проявления их любви друг к другу. Это нормально и полезно для усвоения ребенком гендерных ролей, будущего построения отношений, составления представлений о семье, отношениях взрослых людей.
В дополнение можно вместе с ребенком прочитать книгу. Например, труд Катерины Януш «Как я появился на свет?». Эта книга предназначена для совместного анализа родителей и детей: мама или папа читает и попутно объясняет. Информация сопровождается красочными иллюстрациями. Некоторые родители читают ее даже дошкольникам.
В книге подробно разобран вопрос деторождения: зачатие, беременность, роды, почему рождаются девочки или мальчики, близнецы. После ее прочтения ребенок узнает, что до рождения был «головастиком» в «мешочке папы» и одновременно «клеточкой в животике мамы». Мама и папа всю жизнь носили его внутри как кусочки пазла, но даже не догадывались об этом.
В книге также описаны варианты рождения ребенка: из «маминой дырочки» или при помощи кесарева сечения («врач вырезал дверцу»). В общем, работа стоящая, но я рекомендую сначала родителям самим прочитать книгу, оценить соответствие материала уровню развития ребенка.
Средние классы
Средние классы соответствуют раннему подростковому возрасту. Это особый, сложный момент, ключевым звеном которого является идентификация, в том числе полоролевая. В это время нужно говорить об особенностях репродуктивной системы, строении половых органов, тонкостях полового контакта и специфике сексуальной жизни.
Проблема кроется в том, что подростки стесняются говорить об этом с родителями. Да и на их приглашение к беседе реагируют негативно. Или могут ответить, что все и так знают. Да, интернет и старшие товарищи занимаются сексуальным просвещением молодежи, но часто это принимает извращенный или выборочный характер. Опускается тема контрацепции, болезней, незапланированной беременности и т. д.
Впрочем, это уже другие темы, заслуживающие отдельного разговора. Мы затронем только вопрос сексуальной близости и зачатия. Говорить об этом нужно. Но лучше использовать следующие формы:
- дать подростку интересную, проиллюстрированную книгу, например, «Откровенный разговор с подростком про ЭТО» (авторы А. Котенева, Е. Кащенко);
- дать ссылку на тематический сайт, проверенный лично родителями;
- дать диск с интересной лекцией (роликом, фильмом).
Предложите материал и скажите, что подросток сам может посмотреть его, когда захочет, когда это будет нужно. А если что-то останется непонятным, волнующим, то он всегда может обратиться к родителям.
Послесловие
Выбор формы разговора не зависит от пола ребенка. Важен возраст и индивидуальные особенности развития ребенка: психика, темперамент, характер, мышление. Никто не знает ребенка лучше, чем его родители. Потому любые советы психолога стоит воспринимать как рекомендацию, а не инструкцию к действиям.
Да и приведенные в статье возрастные границы условны. У каждого ребенка свой темп развития. Если спрашивает подробнее, значит, нужно углубляться в физиологию, анатомию. Помогут в этом детские книги о любви и сексе, детские энциклопедии здоровья.
Источник: psychologist.tips
Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Так что же ответить? Достаточно спокойно сказать: «Дети появляются из маминого животика. Им там удобно и тепло расти». Правда, может последовать вопрос: «А почему?». «Потому, что так создал Господь», — будет самым лучшим ответом.
7 июня, 2013
7 июня, 2013. Ольга Юревич Оксана Головко
Так что же ответить? Достаточно спокойно сказать: «Дети появляются из маминого животика. Им там удобно и тепло расти». Правда, может последовать вопрос: «А почему?». «Потому, что так создал Господь», — будет самым лучшим ответом.
«Откуда берутся дети?» — вдруг как гром среди ясного неба раздается вопрос вашего крошки, и вы начинаете заикаться, краснеть или отсылать его к папе. А ребенок, видя вашу странную реакцию, думает: «Ага, в этом есть что-то особенное!» Поэтому лучше будет подготовиться заранее, а для этого хотя бы решить для себя что, как, и когда я буду обсуждать со своим ребенком?
Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Существует устойчивое мнение, что вопросы эти с детьми обсуждать не обязательно. Раньше ведь об этом не говорили, и как-то создавались семьи, рождались дети, люди счастливо жили вместе долгие годы. Но раньше жизнь, атмосфера вокруг детей, нравы, в конце концов, были другими.
В наше время все вокруг пронизано «этим»: книги, газеты, журналы, радио, телевидение, реклама. Знаете, что рекламирует роскошная полуодетая девица на баннере «Она такая белая и гладкая»? Штукатурку! И это еще очень невинно по сегодняшним меркам.
Наши дети это постоянно видят и слышат. А, самое грустное — впитывают. Потому что рассказывают им об этом как о самом важном на свете удовольствии, которого они достойны, и к которому стремиться — цель жизни. Поэтому придется нам, родителям, рассказать об этом раньше, чем дети заразятся таким «вирусом». Сделать своеобразную прививку от греха, чтобы у них выработался иммунитет.
Кажется, что мы просто обязаны это сделать, это наш долг, причем крайне нелегкий.
И тут нас ждет обвинение в том, что мы тревожим невинность. Но невинность не означает неведение. Мы и должны сами обратиться к этой проблеме, чтобы сохранить своих детей невинными. Пусть они получат эти знания от нас бережно и с позиции веры, а не искаженно и извращенно.
Рассказывать лучше от простого к сложному. Маленькие дети задают вопросы просто по мере того, как они приходят им в головки:
— Сегодня пойдем гулять?
— А откуда берутся дети?
Причем второй вопрос их ничуть не смущает, как и первый (в отличие от нас). Вот и постараемся так же без смущения и так же просто и коротко на него ответить. А если вы скажете: «Я занята», «Никогда об этом не спрашивай» или «Ужас, что такое ты говоришь!» — больше вы никогда не дождетесь никаких вопросов, и ваш ребенок обратится к кому угодно, только не к вам.
Так что же ответить? Достаточно спокойно сказать: «Дети появляются из маминого животика. Им там удобно и тепло расти». Правда, может последовать вопрос: «А почему?». «Потому, что так создал Господь», — будет самым лучшим ответом. Хорошо, когда в семье появляются братики и сестрички, и ваш ребенок убеждается, что мамин животик и вправду выполняет такое важное дело.
Хорошо, если вы дадите потрогать малышу, как у вас в животике шевелится его братик.
Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Скоро у малыша появится следующий вопрос: «Как братик появится на свет?». Наверное, можно ответить так: «Когда он станет большой и сможет жить вне маминого животика, маму кладут в больницу, и врач помогает братику появиться на свет». Может, малыш на этом не успокоится и спросит: «А откуда он появляется?». Тут придется опять же спокойно и без смущения сообщить, что у мамы внизу живота есть специальное отверстие. Скорее всего, этим его любознательность будет удовлетворена.
В довольно раннем возрасте малыш уже может спросить: «Из чего появляется ребенок?» или «Как он попадает в мамин живот?». В этом возрасте достаточно сказать, что, когда Господь решает послать папе и маме ребенка, малыш сразу начинает расти у мамы в животике. Если же ваш ребенок хочет узнать, как он туда попадает, можно сказать: «У мамы в животе появляется семечко, из которого начинает расти ребенок».
Обычно этот вопрос задают не малыши, а дети постарше, 9–12 лет. Им же можно объяснить так: «Ты же знаешь, что мама и папа любят друг друга. Любят так сильно, что даже спят рядом, обнявшись. И ночью семечко от папы попадает к маме в животик. Если на то будет воля Божья, в животике начинает расти новая жизнь.
Видишь, чтобы появился новый человек, нужны папа с мамой и Бог. Ты так же появился. Здорово, правда?»
Но ребенку еще старше придется дать, наверное, более подробное объяснение, что перед тем, как заснуть, папа и мама нежно обнимаются и целуются, и поэтому семечко от папы… И далее по тексту. Мне кажется, что дети должны видеть, как мама и папа нежно относятся друг к другу, обнимаются и целуются, проявляя так свою любовь. Но, конечно, недопустимо, что бы он видел более страстные ласки.
Хорошо, когда ребенок видит, как мама кормит грудью малыша. Все это помогает ребенку относиться к этим вопросам без ажиотажа, как к чистым и естественным.
И последнее, что хочется сказать. Не столь важно, что вы говорите детям, важнее, как родители относятся друг к другу. Когда ваш ребенок видит, что мама и папа живут в любви и согласии, и знает, что Господь благословляет эту любовь появлением еще одного человека, он уже научился тому, чему никто другой научить не сможет.
Если ваш дом полон любви и заботы, уютен и открыт друзьям, ваши выросшие дети создадут такую же крепкую и счастливую семью. Вы станете для них лучшими учителями, которые учат и воспитывают каждую минуту, изо дня в день не словами, а своей жизнью во Христе.
Фильмы, которые можно порекомендовать посмотреть:
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru