Как разделить слова на слоги пример

Деление слов на сло­ги выпол­ня­ем в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, а так­же учи­ты­вая осо­бен­но­сти зву­ко­во­го соста­ва слов.

В этой ста­тье речь пой­дет о фоне­ти­че­ском сло­ге, о том, как пра­виль­но делить сло­ва на сло­ги. Учтем, что фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги не все­гда сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов.

Что такое слог?

В речи все сло­ва рус­ско­го язы­ка состо­ят из мини­маль­ных зву­ча­щих еди­ниц — сло­гов. Определим, что такое фоне­ти­че­ский слог.

ОпределениеФонетический слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рую состав­ля­ет глас­ный звук или глас­ный с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Гласный звук обра­зу­ет слог. В сло­ге все­гда име­ет­ся толь­ко один глас­ный. Он может само­сто­я­тель­но создать фоне­ти­че­ский слог, а так­же в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Согласные груп­пи­ру­ют­ся вокруг одно­го глас­но­го зву­ка. В свя­зи с этим по зву­ко­во­му соста­ву раз­ли­ча­ют три вида сло­гов:

Как правильно делить слово на слоги — объясняю на понятных примерах

1. слог состав­ля­ет один глас­ный звук:

2. слог состав­ля­ет глас­ный с соглас­ным:

3. слог обра­зу­ет глас­ный с несколь­ки­ми соглас­ны­ми:

Деление слов на слоги - правила, примеры, схемы

Открытые и закрытые слоги

Слоги быва­ют откры­тые и закры­тые. В сло­вах рус­ско­го язы­ка боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми. Открытые сло­ги орга­ни­зу­ют все глас­ные в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ным зву­ком:

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов:

  • гвоздь
  • по-кров
  • го-лубь
  • па-ро-воз
  • сто-рож

Непарные звон­кие соглас­ные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут обра­зо­вать закры­тый слог в любой фоне­ти­че­ской пози­ции: в нача­ле, в сере­дине и в кон­це слов:

  • зер-ка-ло
  • бол-тик
  • са-рай-чик
  • са-ра-фан

Деление слов на слоги - правила, примеры, схемы

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на сло­ги:

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

Деление слов на слоги - правила, примеры, схемы

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му сло­гу:

Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слоги

  • во-рон
  • ба-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как [ца])

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му сло­гу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми соглас­ны­ми.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишут­ся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алго­рит­ма.

Алгоритм деления слов на слоги

Деление слов на слоги - правила, примеры, схемы

Примеры

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:

Читайте также:  Девушка с низкой социальной ответственностью это кто

В этом сло­ве три сло­га откры­тые, а чет­вер­тый слог закры­ва­ет непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую. Учтем, что неред­ко фоне­ти­че­ский сло­го­раз­дел сло­ва про­ти­во­ре­чит орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу пере­но­са.

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га:

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми соглас­ны­ми.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по сло­гам:

Источник: exam-ans.ru

nekakprivikli

Хочу написать про такую обязательную вещь в школьном обучении как деление на слоги. Но сразу скажу, это не будет объяснением для детей, которые, взвыв, требуют объяснить, зачем им все это надо.:-) Если до такого дошло, то лучше вернуться сначала к нормальным отношениям, а потом переходить к учебе.
Эта информация для взрослых, которые хотят учить детей.

А и правда зачем детям уметь делить слова на слоги? Думаю, прежде чем учить, стоит понимать, зачем нам это нужно. Потому что это требуют в школе, чтобы получать пятерки за грамматические задания? Не, такой ответ мало кого устроит. В жизни это зачем надо? Чтобы переносить слова правильно? И на это убивается столько времени?

Ведь вполне, если совсем невмоготу, можно обойтись совсем без переносов. Вон, Ворд обходится.
Конечно, не только в этом дело. И очень полезно это понимать, чтоб не превращать эту деятельность в самодостаточную и самоцельную.
Взрослые читают целыми словами. Но встретив неожиданное в данном контексте и незнакомое слово, мы вернемся к нему и прочитаем его по слогам.
Это логично делить большое на маленькие части, чтобы с ним было проще справиться. Если слово не расслышали, мы повторим его по слогам. Чтобы списать без ошибок незнакомое слово, тоже стоит списывать его по маленьким частям, по слогам.
Детям проще читать по слогам незнакомые большие слова, и им хорошо бы уже чувствовать слоговую структуру слова, быть с ней знакомыми.
Детям проще списывать и писать, диктовать себе по слогам, чем по буквам, слоги проще запоминаются, они легче воспринимаются как часть целого слова.

Основные ошибки у малышей — это пропуск букв, иногда вместо целого слова пишут просто букву из начала, из середины и из конца. И это совершенно нормально! Дети воспринимают слово одномоментно, они не воспринимают его растянутым в пространстве или во времени.

Вот посчитайте, за какое время вы произнесете слово «переход» — это же мгновение, вы слышите слово сразу все, с его звучанием и значением. А чтобы записать его, нужно вон сколько букв, и все их нужно записать по очереди: сначала первую, потом вторую, потом третью и так далее! Вот деление на слоги — это один из этапов знакомства с тем, что слово линейно, что оно не одномоментно и не односоставно, что оно состоит из частей, вытягивается в линию звуков или букв. Это последовательность, а не одновременность.
Сначала обнаруживается, что поток речи, фраза, состоит из слов (а фраза тоже почти одномоментна, один мой знакомый мальчик никак не мог понять, почему «ржавая гайка» — это два слова, ведь гайка-то одна, и она и гайка, и ржавая!), потом приходит очередь понимать, что и слова состоят из частей — слогов, а слоги из звуков или букв (смотря какие слоги:-)).
Вот слог как раз — это минимальная произносительная единица, то, что мы выдаем на одном выталкивании воздуха. В слоге может быть один звук, одна буква, может быть пять, может и больше. И вот из уменя написать и прочитать слоги складываются умения написать и прочитать слова (конечно, там еще что-то нужно, но это такие нижние уровни, фундамент). А чтобы их суметь прочитать и написать, хорошо бы, чтобы матрица их уже была. И вот ради этого и стоит тренироваться в делении услышанных и увиденных слов на слоги.

Читайте также:  К какому типу темперамента вы себя относите

И тут хорошо бы понимать такую вещь. Деление на слоги бывает разное.
Оно бывает разное для разных целей.При произношении и при восприятии на слух мы делим слова на слоги совсем не так, как при чтении или письме.

Кроме того, оно бывает разным для разных возрастов.
Дети, которые только учатся писать и читать, делят слова на слоги иначе, чем те, которые уже понимают состав слова. Прям да. Есть возрастное деление на слоги. Например, это норма, что малыши делят слова только на открытые слоги (с последним гласным (например по-дъезд), и такое деление гораздо ближе к произносительному слогодедению, а ребята постарше разделят «подъ- езд» — и это будет орфографическое деление на слоги, то есть направленное на письменную речь и на чтение записанного, в частности, тут видно, что деление на слоги начинает совпадать с делением слова по составу.
Вообще эта тема очень интересная, и, кстати, я не считаю неправильным первое деление на слоги (по-дъезд): оно правильное с точки зрения произношения, хоть и не удобно для письма (в слоге должна быть гласная и слог-слияние должен сливаться, остальное я за ошибки не считаю). А дети со временем сами переходят на более удобное для них слогоделение, приобретая опыт письма и списывания.

Вообще-то я затеяла этот пост только потому, что вспомнила игру со слогами. С ними надо тренироваться, и чем больше слов поделишь на слоги, тем лучше, но для детей лучше всего придумывать игры, а не рассказывать им о важности орфографического и орфоэпического слогоделения в деле овладевания навыками письма и чтения.;-)
В общем, слоги мы отхлопывали (это вполне традиционный прием), но вот зачем их отхлопывать?
Мы играли в игру, что где-то далеко есть планета (хлопала: пла-не-та), на которой ничего нет. Вообще. И мы можем послать на эту планету что угодно, если отхлопаем слово, это что угодно называющее (или нарисуем схемку дужками на листе). И мы начинали думать, что же на эту планету такого хорошего послать? Посылали небо, солнце, воздух, зверей, дома, леса и т.п.

Тут, кстати, много поводов поговорить про мир и про детей и кучу всего выяснить и познакомиться получше. Можно туда послать своих двойников, отхлопав свои имена, и им напосылать велосипедов, гор, морей. Когда посылают деньги, выясняем, а послали ли туда магазины. Когда посылают компьютеры, выясняем, есть ли там электричество и т.п. В общем, очень увлекательные занятия.

Читайте также:  Как закрасить седину на темных

Ну, заодно и деление на слоги осваиваем.

Источник: nekakprivikli.livejournal.com

Как разделить слова на слоги пример

Поиск на сайте

Слогоделение

Делим слова на слоги

Как правильно разделить слово на слоги? В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: волк (1 слог), речка (2 слога), подняться (3 слога), продвинутый (4 слога), интонация (5 слогов), соответствующий (6 слогов). Чем длиннее слово, тем больше слогов. Слог может состоять из одного гласного звука (местоимение «я», союз «а»).

Но чаще всего слог состоит из сочетания гласного и одного или нескольких согласных (союз «но», местоимение «ты», предлог «под»). Гласные звуки отличаются наибольшей звучностью и являются слогообразующими. Слоги оканчиваются на гласный звук (мА-мА) и называются открытыми. А если в конце стоит согласный звук (моЙ, корМ), то слог считается закрытым.

Также слоги могут быть прикрытыми, то есть начинаются с согласного звука (Фа-Бри-Ка) и неприкрытыми (Явь) – начинаются с гласного звука. Открытые в конце и прикрытые в начале слова слоги: ремесло [р’ъ|м’иэ|сло’], благо [бла’|гъ], труба [тру|ба’]. Закрытые в конце и прикрытые в начале слова слоги: личный [л’и’ч’|ныj’], квартал [квΛр|та’л], кончик [ко’н’|ч’ик].

Открытые и неприкрытые слоги: ау [Λ|у’]. Закрытые и неприкрытые слоги: уж [уш], иск [иск]. Когда мы произносим слова, то паузы между слогами не делаем (вспомните чтение по слогам!). Но иногда слогоделение нам помогает в жизни. Например, мы на стадионе скандируем речёвку.

Чтобы она чётко и разборчиво звучала, мы повторяем слова по слогам («Мы-ре-бя-та-мо-ло-дцы!»). Или в лесу, или в горах, или на другом конце улицы, или на том берегу реки нам нужно что-то крикнуть, воспользуемся слогоразделом – и нас сразу услышат и поймут («А-у-я-здесь-и-ду-до-мой!»). Существует закон восходящей звучности, которому подчиняются все слоги.

Это значит, что звуки в слове располагаются по порядку: от менее звучного к более звучному. Все звуки можно разделить на группы по звучности. Самые звучные (условно 3) – это гласные, далее идут сонорные (условно 2) и последние — шумные согласные (условно 1).

Стекло Расстаться Походка
[Ст’иэ|кло’] [рΛ|ста’|цъ] [пΛ|хо’|ткъ|]
113 | 123 23 | 113 | 13 13 | 13 | 113

Когда мы делим слова на слоги, то опираемся на 5 правил.

Первое. Делим на слоги только в транскрипции. Примеры: богатырь [бъ|гΛ|ты’р’], староста [ста’|ръ|стъ]. Второе. В большинстве слов слогораздел проходит после гласного звука, оставляя слог чаще всего открытым. Примеры: сирота [с’и|рΛ|та’], паровоз [пъ|рΛ|во’с].

Третье. Но слогораздел может быть и после сонорного звука и после [j’], если они находятся рядом с шумным согласным. Примеры: марка [ма’р|къ], палка [па’л|къ], байдарка [бΛj’|да’р|къ]. Четвёртое. Шумные согласные относятся к другому слогу, если сочетаются с шумными или сонорными звуками.

Примеры: маска [ма’|скъ], волокно [въ|лΛ|кно’]. Пятое. Два сонорных согласных звука тоже относятся к другому слогу. Примеры: грабли [гра’|бл’и], казарма [кΛ|за’|рмъ]. Рассуждаем так. В слове «встаёте» три гласных звука, значит, три слога: [фстΛ|j’о’|т’ь].

В слове «например» тоже три гласных звука, поэтому три слога: [нъ|пр’иэ|м’э’р] Проверь себя! Запиши предложение, используя фонетическую транскрипцию, подели слова на слоги. Учти, что пауз нет! Путешественники ехали без всяких приключений… А вот правильный ответ! [Пу | т’иэ | шэ’ | ств’ь | н’ь | к’ь | j’э’ | хъ | л’и | б’иэс | фс’а’ | к’их | пр’и | кл’у | ч’э’ | н’иj’ ].

Источник: ruslita.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today