Деление слов на слоги выполняем в соответствии с количеством гласных звуков, а также учитывая особенности звукового состава слов.
В этой статье речь пойдет о фонетическом слоге, о том, как правильно делить слова на слоги. Учтем, что фонетическое деление на слоги не всегда совпадает с орфографическим переносом слов.
Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
ОпределениеФонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
Как правильно делить слово на слоги — объясняю на понятных примерах
1. слог составляет один гласный звук:
2. слог составляет гласный с согласным:
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
Открытые и закрытые слоги
Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:
- гвоздь
- по-кров
- го-лубь
- па-ро-воз
- сто-рож
Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:
- зер-ка-ло
- бол-тик
- са-рай-чик
- са-ра-фан
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слоги
- во-рон
- ба-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как [ца])
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Алгоритм деления слов на слоги
Примеры
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:
В этом слове три слога открытые, а четвертый слог закрывает непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую. Учтем, что нередко фонетический слогораздел слова противоречит орфографическому правилу переноса.
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:
Источник: exam-ans.ru
nekakprivikli
Хочу написать про такую обязательную вещь в школьном обучении как деление на слоги. Но сразу скажу, это не будет объяснением для детей, которые, взвыв, требуют объяснить, зачем им все это надо.:-) Если до такого дошло, то лучше вернуться сначала к нормальным отношениям, а потом переходить к учебе.
Эта информация для взрослых, которые хотят учить детей.
А и правда зачем детям уметь делить слова на слоги? Думаю, прежде чем учить, стоит понимать, зачем нам это нужно. Потому что это требуют в школе, чтобы получать пятерки за грамматические задания? Не, такой ответ мало кого устроит. В жизни это зачем надо? Чтобы переносить слова правильно? И на это убивается столько времени?
Ведь вполне, если совсем невмоготу, можно обойтись совсем без переносов. Вон, Ворд обходится.
Конечно, не только в этом дело. И очень полезно это понимать, чтоб не превращать эту деятельность в самодостаточную и самоцельную.
Взрослые читают целыми словами. Но встретив неожиданное в данном контексте и незнакомое слово, мы вернемся к нему и прочитаем его по слогам.
Это логично делить большое на маленькие части, чтобы с ним было проще справиться. Если слово не расслышали, мы повторим его по слогам. Чтобы списать без ошибок незнакомое слово, тоже стоит списывать его по маленьким частям, по слогам.
Детям проще читать по слогам незнакомые большие слова, и им хорошо бы уже чувствовать слоговую структуру слова, быть с ней знакомыми.
Детям проще списывать и писать, диктовать себе по слогам, чем по буквам, слоги проще запоминаются, они легче воспринимаются как часть целого слова.
Основные ошибки у малышей — это пропуск букв, иногда вместо целого слова пишут просто букву из начала, из середины и из конца. И это совершенно нормально! Дети воспринимают слово одномоментно, они не воспринимают его растянутым в пространстве или во времени.
Вот посчитайте, за какое время вы произнесете слово «переход» — это же мгновение, вы слышите слово сразу все, с его звучанием и значением. А чтобы записать его, нужно вон сколько букв, и все их нужно записать по очереди: сначала первую, потом вторую, потом третью и так далее! Вот деление на слоги — это один из этапов знакомства с тем, что слово линейно, что оно не одномоментно и не односоставно, что оно состоит из частей, вытягивается в линию звуков или букв. Это последовательность, а не одновременность.
Сначала обнаруживается, что поток речи, фраза, состоит из слов (а фраза тоже почти одномоментна, один мой знакомый мальчик никак не мог понять, почему «ржавая гайка» — это два слова, ведь гайка-то одна, и она и гайка, и ржавая!), потом приходит очередь понимать, что и слова состоят из частей — слогов, а слоги из звуков или букв (смотря какие слоги:-)).
Вот слог как раз — это минимальная произносительная единица, то, что мы выдаем на одном выталкивании воздуха. В слоге может быть один звук, одна буква, может быть пять, может и больше. И вот из уменя написать и прочитать слоги складываются умения написать и прочитать слова (конечно, там еще что-то нужно, но это такие нижние уровни, фундамент). А чтобы их суметь прочитать и написать, хорошо бы, чтобы матрица их уже была. И вот ради этого и стоит тренироваться в делении услышанных и увиденных слов на слоги.
И тут хорошо бы понимать такую вещь. Деление на слоги бывает разное.
Оно бывает разное для разных целей.При произношении и при восприятии на слух мы делим слова на слоги совсем не так, как при чтении или письме.
Кроме того, оно бывает разным для разных возрастов.
Дети, которые только учатся писать и читать, делят слова на слоги иначе, чем те, которые уже понимают состав слова. Прям да. Есть возрастное деление на слоги. Например, это норма, что малыши делят слова только на открытые слоги (с последним гласным (например по-дъезд), и такое деление гораздо ближе к произносительному слогодедению, а ребята постарше разделят «подъ- езд» — и это будет орфографическое деление на слоги, то есть направленное на письменную речь и на чтение записанного, в частности, тут видно, что деление на слоги начинает совпадать с делением слова по составу.
Вообще эта тема очень интересная, и, кстати, я не считаю неправильным первое деление на слоги (по-дъезд): оно правильное с точки зрения произношения, хоть и не удобно для письма (в слоге должна быть гласная и слог-слияние должен сливаться, остальное я за ошибки не считаю). А дети со временем сами переходят на более удобное для них слогоделение, приобретая опыт письма и списывания.
Вообще-то я затеяла этот пост только потому, что вспомнила игру со слогами. С ними надо тренироваться, и чем больше слов поделишь на слоги, тем лучше, но для детей лучше всего придумывать игры, а не рассказывать им о важности орфографического и орфоэпического слогоделения в деле овладевания навыками письма и чтения.;-)
В общем, слоги мы отхлопывали (это вполне традиционный прием), но вот зачем их отхлопывать?
Мы играли в игру, что где-то далеко есть планета (хлопала: пла-не-та), на которой ничего нет. Вообще. И мы можем послать на эту планету что угодно, если отхлопаем слово, это что угодно называющее (или нарисуем схемку дужками на листе). И мы начинали думать, что же на эту планету такого хорошего послать? Посылали небо, солнце, воздух, зверей, дома, леса и т.п.
Тут, кстати, много поводов поговорить про мир и про детей и кучу всего выяснить и познакомиться получше. Можно туда послать своих двойников, отхлопав свои имена, и им напосылать велосипедов, гор, морей. Когда посылают деньги, выясняем, а послали ли туда магазины. Когда посылают компьютеры, выясняем, есть ли там электричество и т.п. В общем, очень увлекательные занятия.
Ну, заодно и деление на слоги осваиваем.
Источник: nekakprivikli.livejournal.com
Как разделить слова на слоги пример
Поиск на сайте
Слогоделение
Как правильно разделить слово на слоги? В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: волк (1 слог), речка (2 слога), подняться (3 слога), продвинутый (4 слога), интонация (5 слогов), соответствующий (6 слогов). Чем длиннее слово, тем больше слогов. Слог может состоять из одного гласного звука (местоимение «я», союз «а»).
Но чаще всего слог состоит из сочетания гласного и одного или нескольких согласных (союз «но», местоимение «ты», предлог «под»). Гласные звуки отличаются наибольшей звучностью и являются слогообразующими. Слоги оканчиваются на гласный звук (мА-мА) и называются открытыми. А если в конце стоит согласный звук (моЙ, корМ), то слог считается закрытым.
Также слоги могут быть прикрытыми, то есть начинаются с согласного звука (Фа-Бри-Ка) и неприкрытыми (Явь) – начинаются с гласного звука. Открытые в конце и прикрытые в начале слова слоги: ремесло [р’ъ|м’иэ|сло’], благо [бла’|гъ], труба [тру|ба’]. Закрытые в конце и прикрытые в начале слова слоги: личный [л’и’ч’|ныj’], квартал [квΛр|та’л], кончик [ко’н’|ч’ик].
Открытые и неприкрытые слоги: ау [Λ|у’]. Закрытые и неприкрытые слоги: уж [уш], иск [иск]. Когда мы произносим слова, то паузы между слогами не делаем (вспомните чтение по слогам!). Но иногда слогоделение нам помогает в жизни. Например, мы на стадионе скандируем речёвку.
Чтобы она чётко и разборчиво звучала, мы повторяем слова по слогам («Мы-ре-бя-та-мо-ло-дцы!»). Или в лесу, или в горах, или на другом конце улицы, или на том берегу реки нам нужно что-то крикнуть, воспользуемся слогоразделом – и нас сразу услышат и поймут («А-у-я-здесь-и-ду-до-мой!»). Существует закон восходящей звучности, которому подчиняются все слоги.
Это значит, что звуки в слове располагаются по порядку: от менее звучного к более звучному. Все звуки можно разделить на группы по звучности. Самые звучные (условно 3) – это гласные, далее идут сонорные (условно 2) и последние — шумные согласные (условно 1).
Стекло | Расстаться | Походка |
[Ст’иэ|кло’] | [рΛ|ста’|цъ] | [пΛ|хо’|ткъ|] |
113 | 123 | 23 | 113 | 13 | 13 | 13 | 113 |
Когда мы делим слова на слоги, то опираемся на 5 правил.
Первое. Делим на слоги только в транскрипции. Примеры: богатырь [бъ|гΛ|ты’р’], староста [ста’|ръ|стъ]. Второе. В большинстве слов слогораздел проходит после гласного звука, оставляя слог чаще всего открытым. Примеры: сирота [с’и|рΛ|та’], паровоз [пъ|рΛ|во’с].
Третье. Но слогораздел может быть и после сонорного звука и после [j’], если они находятся рядом с шумным согласным. Примеры: марка [ма’р|къ], палка [па’л|къ], байдарка [бΛj’|да’р|къ]. Четвёртое. Шумные согласные относятся к другому слогу, если сочетаются с шумными или сонорными звуками.
Примеры: маска [ма’|скъ], волокно [въ|лΛ|кно’]. Пятое. Два сонорных согласных звука тоже относятся к другому слогу. Примеры: грабли [гра’|бл’и], казарма [кΛ|за’|рмъ]. Рассуждаем так. В слове «встаёте» три гласных звука, значит, три слога: [фстΛ|j’о’|т’ь].
В слове «например» тоже три гласных звука, поэтому три слога: [нъ|пр’иэ|м’э’р] Проверь себя! Запиши предложение, используя фонетическую транскрипцию, подели слова на слоги. Учти, что пауз нет! Путешественники ехали без всяких приключений… А вот правильный ответ! [Пу | т’иэ | шэ’ | ств’ь | н’ь | к’ь | j’э’ | хъ | л’и | б’иэс | фс’а’ | к’их | пр’и | кл’у | ч’э’ | н’иj’ ].
Источник: ruslita.ru