Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Содержание

Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Не поддаться общей истерике, вовремя сосредоточиться, мотивировать себя на забег, распознать опасность, суметь утешить плачущего товарища — лишь некоторые примеры владения эмоциональным интеллектом. Разбираемся, как он работает, зачем нужен и как его развивать.

Как работает эмоциональный интеллект

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет , директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»).

В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают , что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач.

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют , что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали , что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют , что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям : папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье.

Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование , изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2–4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет.

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов.
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения , на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»
Читайте также:  Как завести парня во время поцелуя

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют : у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций» , книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день» , серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка» . Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?» . С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых» .

Источник: www.afisha.ru

Эмоциональный интеллект ребенка: как его развить, и для чего это нужно

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Что такое эмоциональный интеллект? Почему развивать его нужно с ранних лет? И как продиагностировать ЭИ у ребенка? На эти вопросы отвечают кандидат психологических наук, национальный координатор международного научного сообщества по эмоциональному интеллекту (ISEI) в России, основатель сети центров «ЭИ дети» Елена Хлевная и руководитель методических разработок, кандидат психологических наук Татьяна Киселева.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это определяемая и измеряемая способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь эмоциональный спектр для решения задач. Уровень развития каждой из четырех способностей влияет на жизнь человека: его коммуникацию, работоспособность, стрессоустойчивость, креативность, вовлеченность и уверенность в себе.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:

  • эффективно общаться со сверстниками и взрослыми
  • управлять своим поведением
  • быть собранным и сосредотачиваться на решении конкретной задачи.

У детей с высокоразвитым ЭИ выше успеваемость и мотивация к учебе. А ребята с низким ЭИ больше поддаются влиянию дурной компании, получают плохие оценки из-за низкой концентрации внимания, подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.

Если развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, повышаются шансы добиться успеха во взрослой жизни. Дети вырастают более гармоничными, лучше реализуют свой потенциал и востребованы как специалисты. Ведь в 21 веке уровень эмоционального интеллекта соискателя проверяют при приеме на работу. Вслед за зарубежными компаниями, российские организации внедряют эмоционально-интеллектуальную среду в свой бизнес. По данным Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект входит в топ-10 ключевых рабочих навыков.

Тренировать эмоциональный интеллект можно дома и на специальных занятиях. При выборе занятий важно руководствоваться критериями качества: программа обучения должна иметь четкую научную основу и методическую базу.

Когда начинать развивать ЭИ

Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию.

Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве, используя специальные программы. Исследования ученых Йельского университета доказали, что в тех школах США, в которых в течение двух лет внедряли программы диагностики и развития ЭИ, улучшилась эмоциональная атмосфера. В условиях эмоциональной поддержки росла успеваемость и уровень адаптации детей в обществе.

Профессор Сиднейского университета Каролин МакКанн выявила зависимость успеваемости от способности детей понимать свои эмоции и управлять ими. МакКанн и ее коллеги проанализировали данные 160 исследований с выборкой в 42 тысячи учеников из 27 стран от начальной школы до колледжа. Исследователь обнаружил, что оценки и результаты тестов учеников с развитым эмоциональным интеллектом были выше, чем у их одноклассников даже при соразмерном IQ.

Это происходит потому, что дети с высоким ЭИ проще справляются с негативными эмоциями — тревогой, скукой и разочарованием — которые подспудно влияют на успеваемость. Также эти ученики лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что тоже сказывается на обучении.

Как оценить уровень ЭИ

То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, если грустно, громко хохочет, когда весело — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом.Взрослые осуждают яркие эмоциональные проявления, делают замечания, одергивают. А, между тем, на них нужно обращать внимание.

Признак высокого эмоционального интеллекта — открытость новому и желание познавать мир, общаться. Если ребенок внимательно слушает других, задает вопросы, нужно его поощрять, ведь так он развивает эмпатию.

Единственная в мире признанная научным сообществом диагностика эмоционального интеллекта — тест эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT — Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Она предназначена для работы с подростками от 10 лет и раскрывает умение перерабатывать информацию, полученную через эмоции, как свои, так и других людей.

Как развить ЭИ у ребенка

Называть эмоции

Ребенок только учится распознавать свои эмоции. Родители помогают ему в этом, называя их вслух: «Мне кажется, ты сердитый/радостный» и т. д. Параллельно ребенок пополняет словарный запас.

Читайте также:  Какой средний размер ноги у мужчины

Обсуждать эмоциональные ситуации

Чтобы научить ребенка взаимодействовать с эмоциями и доверять им, родители обсуждают с ним события дня и их эмоциональный фон, предлагают помощь в сложных ситуациях, рассказывают о значимых ситуациях собственной жизни и своих переживаниях.

Не обесценивать переживания

Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше в любом случае проявить внимание и сочувствие.

Моделировать способы выражения эмоций

Дети должны уметь выражать свои эмоции социально-приемлемым способом. Например, сказать «Я обиделся» или нарисовать грустный смайлик, а кричать и бросать вещи неприемлемо. Лучше всего показать возможные сценарии на собственном примере.

Научить управлять сильными эмоциями

Важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными эмоциями. Порассуждать с ребенком, что делать со злостью, обидой и грустью. Изучить такой алгоритм управления эмоциями:

  1. Остановись;
  2. Досчитай до 10;
  3. Выдохни;
  4. Расскажи, что ты чувствуешь.

Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На их примерах можно тренироваться различать эмоции и анализировать их.

Музыка

Спокойная музыка: грусть, печаль, тревога:

  • Эдвард Григ — Утро из сюиты «Пер Гюнт»;
  • Роберт Шуман — «Грезы»;
  • Фридерик Шопен — «Ноктюрн № 2»;
  • Иоганн Себастьян Бах — «Ария из Оркестровой сюиты N3»;
  • Вольфганг Амадей Моцарт — «Дон-Жуан», K. 527.

Динамичная музыка: радость, восторг, интерес:

  • Иоганн Себастьян Бах — «Шутка» из Оркестровой сюиты N2;
  • Иоганнес Брамс — «Венгерский танец № 5»;
  • Модест Мусоргский — «Картинки с выставки» — «Лиможский рынок»;
  • Петр Ильич Чайковский — Трепак из балета «Щелкунчик»;
  • Михаил Глинка — «Детская полька».

Книги

  • Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  • Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;
  • Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»;
  • Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
  • Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
  • Константин Паустовский. «Стальное колечко»;
  • Редьярд Киплинг «Книга джунглей»;
  • Борис Заходер «Книги о весне»;
  • Аркадий Гайдар. «Чук и Гек».

Картины

Грусть, печаль, тревога:

  • Федор Решетников «Опять двойка»;
  • Владимир Серов «Девочка с персиками»;
  • Виктор Васнецов «Аленушка»;
  • Илья Репин «Бурлаки на Волге»;
  • Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы».

Радость, восторг, интерес:

  • Пейзажи Ивана Шишкина «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы» и тд.;
  • Клод Моне «Завтрак на траве»;
  • Исаак Левитан «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга»;
  • Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»;
  • Альфред Сислей «Сад Ошеде. Монжерон».

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать у ребёнка с ранних лет

Сегодня способность быть гибким, понимать и контролировать свои эмоции, принимать осознанные решения стала «суперсилой» каждого успешного специалиста. Всё это — признаки зрелого эмоционального интеллекта. В статье мы расскажем, что он в себя включает, почему его важно развивать у ребёнка и как это сделать в игровой форме.

30 ноября 2022 Время чтения: 5 мин.
Поделитесь в соц.сетях

Эмоциональный интеллект: модель Саловея и Майера

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это комплекс навыков и способностей человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения, мотивацию и применять эти данные в решении практических задач.

Учёные Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году предположили, что ЭИ состоит из нескольких адаптивных категорий. К ним относятся оценка и выражение эмоций, их регулирование, а также их использование в мышлении и деятельности.

Спустя семь лет модель была переработана. В этот раз авторы сделали особый акцент на когнитивной составляющей ЭИ, которая связана с переработкой поступающей об эмоциях информации. Согласно обновлённой модели существует четыре базовых компонента («ветви») эмоционального интеллекта:

1. Сознательное управление эмоциями.

Включает в себя следующие способности:

  • Оставаться открытым для позитивных и для негативных эмоций.
  • Сознательно вызывать у себя определенную эмоцию или отвлекаться от неё.
  • Распознавать свои или чужие эмоции и понимать, насколько ясными, типичными, влиятельными, разумными они являются.
  • Контролировать свои эмоции, но при этом не игнорировать и не усиливать ту информацию, которую они несут.

2. Понимание и анализ эмоций.

Включает в себя:

  • Понимание разницы между схожими по смыслу, но разными по названию эмоциями. Например, между любовью и симпатией.
  • Умение формировать причинно-следственные связи. Например, осознавать, что досада пришла после поражения, а грусть возникла после потери.
  • Способность осознавать комплексную эмоцию: сочетание любви и ненависти или страха и удивления (благоговейный страх).
  • Способность распознавать резкую смену эмоций. Например, на смену гневу неожиданно пришло смущение.

3. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и работы.

Включает в себя:

  • Умение использовать эмоции, чтобы перенаправить внимание на более полезные для мышления вещи.
  • Проявление эмоций. Поскольку они всегда доступны, их можно использовать как вспомогательное средство для развития мышления и памяти. Например, придумывать образные ассоциации с какой-либо информацией, которую нужно запомнить.
  • Способность рассматривать разные точки зрения и при этом понимать, какая эмоция толкнула человека на конкретное действие. Это позволяет сознательно заменить пессимистический взгляд оптимистическим.
  • Способность вызывать у себя нужную эмоцию для выполнения определённой работы. К примеру, в приподнятом настроении лучше даются творческие задачи.

4. Восприятие, оценка и выражение эмоций.

Включает в себя:

  • Способность переживать эмоцию посредством каких-либо действий, мыслей, ощущений.
  • Способность распознавать эмоции других людей через язык, звук, проявления (например, написанную им картину или книгу) и поведение.
  • Способность чётко выражать свои чувства и связанные с ними потребности.
  • Умение отличать искренние эмоции от ложных, давать им точную характеристику.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у ребёнка

Эмоциональный интеллект не связан с академическими знаниями и наличием гениальности. Он выступает как основа личностного развития, считает доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Елена Сергиенко.

Дети, умеющие распознавать эмоции, управлять ими и воспринимать их как ресурс для достижения цели, более общительны и легче адаптируются к изменениям окружающей среды. Кроме того, школьники с развитым ЭИ лучше учатся и меньше подвержены деструктивному влиянию.

Чувственная сфера напрямую влияет на память, обучаемость, уровень эмпатии, концентрацию внимания, даже на физическое и умственное здоровье.

Читайте также:  Как понять что над тобой стебутся

Если вы будете уделять должное внимание развитию эмоционального интеллекта, ребёнок со временем научится контролировать себя и свои эмоции.

Как развивать ЭИ в повседневном общении

С двух лет дети начинают распознавать базовые эмоции: радость, грусть, страх, гнев. Психологи считают, что в развитии ЭИ помогает родительская отзывчивость, когда взрослый не обесценивает чувства ребенка, а принимает их значимость.

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева на портале afisha.ru советует родителям малышей 2–7 лет:

Рисуйте вместе с ребенком рожицы, воображайте, как можно воплотить ту или иную эмоцию на бумаге. Например, гнев может превратиться в иссиня-чёрное небо, которое озаряется вспышкой молнии, радость – это цветущий сад, а любовь – корзинка спелой клубники.

Нарисуйте шкалу настроения, где одна ось – это малыш, а вторая – эмоция, которую он испытывает. К примеру, ребенок проиграл конкурс чтецов. Прежде чем успокаивать его, скажите: «Ты не занял призовое место, я вижу, как ты расстроен, и все равно горжусь тобой. Покажи на нашей шкале, где ты сейчас находишься?» Когда ребёнок определится, спросите, что бы он сделал для перехода на другую шкалу. Возможно, он захочет погулять в парке или почитать что-нибудь о захватывающих приключениях.

  • Прорабатывайте негатив с помощью личного опыта.

Когда стараетесь поддержать малыша, подкрепляйте сказанное событиями из своего прошлого. Так ему будет проще признать поражение, понять, что его мир от этого не рухнул, и идти дальше.

Например: «В детстве я тоже проигрывала. Мне было грустно, больно, обидно. Но ведь ничего страшного не произошло. Я прошла этот этап и спустя несколько лет заняла призовое место на олимпиаде по русскому языку. Я была очень счастлива».

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова мамам и папам, чьим детям 7–10 лет, советует:

  • Больше проявляйте чувства по отношению к ребёнку.

До 10 лет с ребёнком нужно проговаривать не только его эмоции, но и те чувства, что испытывают взрослые. Например: «Папа сегодня очень расстроен: отложили матч по футболу, а он его так ждал» или «Бабушка очень довольна собой, потому что закончила вязать свитер».

  • Не запрещайте проявлять эмоции, но старайтесь направить их в безопасное русло.

Следует избегать установок «мужчины не плачут» или «сильный человек нюни не распускает». Для физического и ментального здоровья крайне необходимо проживать эмоцию до конца. Так или иначе заблокированная эмоция всё равно выплеснется, но ребёнок не сможет себя контролировать. Это грозит истерикой в общественном месте или внезапной вспышкой агрессии.

Ребёнку важно дать понять: вредить другим нельзя. Когда ребёнку плохо или грустно, его настроение не должно отражаться на людях, приводить к порче вещей и пр. Поэтому показывайте ему безопасные способы справляться с эмоциями.

Хочется плакать? Пусть малыш поплачет, обнимите его, посидите рядом. Он разгневан? Выполните дыхательные упражнения, побегайте в парке наперегонки.

  • Придумывайте терапевтические истории.

Например, вы были вынуждены переехать в другой город, но для ребёнка это стресс: новая школа, обстановка, ребята. Чтобы ему было проще взглянуть на себя и свои эмоции со стороны и понять, как лучше действовать, можно придумать свою историю. Она будет начинаться со слов: «Один мальчик тоже переехал в другой город. И вот настал первый день в новой школе, учительница с улыбкой представила его одноклассникам. ».

Когда речь идет о подростковом ЭИ, важно не забывать про эмоциональную глухоту. С 12 лет у ребенка включается биологическая программа, которая направлена на сепарацию от родителей. Зачастую она побуждает молодых людей провоцировать взрослых, чтобы им «указали на дверь» и таким образом помогли начать жить самостоятельно.

Игры для развития эмоционального интеллекта

Существует множество игр, которые помогают научиться распознавать эмоции и их происхождение, проговаривать и описывать их, справляться с неприятными состояниями:

Ребёнок показывает вам мимикой и жестами определенную эмоцию, ваша задача — угадать её. А потом вы меняетесь местами.

Подготовьте карточки с названиями эмоций (гнев, радость, удивление, досада, печаль, растерянность, удивление и другие). Ведущий берет одну из карточек и придумывает ситуацию, которая вызывает эту эмоцию. Далее участники пытаются понять, что именно загадал ведущий.

«Ручной крокодил»

Сядьте с ребёнком друг напротив друга и закройте глаза. Выберете эмоцию и попытайтесь рассказать о ней другому участнику только при помощи рук. Например, если вы выбрали радость, можете с энтузиазмом поиграть в «Ладушки», если гнев — легонько побейте кулачками, восторг можно выразить через бурные аплодисменты.

«Собираем эмоцию»

Нарисуйте или вырежьте из газет или журналов портреты людей, а потом нарежьте их фрагментами. Глаза, губы, нос должны быть отделены друг от друга. Далее перемешайте всё это и предложите малышу собрать какую-нибудь эмоцию.

Сядьте с ребёнком друг напротив друга. Вы — скульптор, а ребёнок — каменное изваяние. Ведущий (например, ребёнок) загадывает эмоцию, и тот, кто в образе «скульптуры», должен своей позой отразить ее суть. Потом поменяйтесь ролями.

«Коллекция эмоций»

Купите в магазине или нарисуйте карточки с разными эмоциями, пусть у ребенка будет целая коллекция. Когда он проживает какую-либо эмоцию, вытаскивайте карточку и вместе анализируйте её. Например, порассуждайте, что чувствуют печальные люди? Почему они грустят? Что может развеселить маму, папу, бабушку или товарища?

Образы животных

Пусть ребёнок выберет любое животное, а потом расскажет вам, какие эмоции оно вызывает и почему. Например, льва малыш боится, но в то же время восхищается им. Почему? У этого зверя острые клыки и огромные лампы с когтями, он громко рычит, но лев очень красивый, ведь у него мягкая шерсть, величественная осанка и пышная грива.

Игра с мячом

Бросьте ребенку мяч со словами: «Я радуюсь, потому что. », он должен поймать мяч и продолжить фразу. Например: «. ем мороженое». Повторите то же самое с разными эмоциями.

«Волшебный мешочек»

Подготовьте два волшебных мешочка. Один будет позитивным, другой — негативным. «Добрый» мешочек наполните приятными мелочами: вкусности, цветные карандаши, диски с мультфильмами. Перед игрой спросите у малыша, что он чувствует. Допустим, ребенок расстроен. Предложите ему взять, например, ручку, наделить её печалью и опустить в «плохой мешочек».

Потом из «хорошего» мешка пусть вытащит что-нибудь приятное и констатирует: «Я отдал грусть и взял радость, теперь мы посмотрим мультфильм».

Источник: rosuchebnik.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today