Как развить фантазию и воображение для рисования

Организация: МБДОУ «Детский сад №59»

Населенный пункт: Владимирская область, г. Владимир

Одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе является воспитание человека культуры. Человека, способного не только воспринимать то или иное художественное явление в контексте различных видов искусства, но и стремящегося к общению с искусством, духовно совершенствующегося благодаря этому общению.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения. Л.С. Выготский в работе «Психология развития человека» утверждает, что в центре сознания ребенка старшего дошкольного возраста находится память, а к новообразованиям этого периода можно отнести воображение [1, с. 134].

Авторы инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» отмечают: «Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации» [3, с. 224]. В разделе программы, посвященном содержанию образовательной деятельности и возрастным особенностям развития детей 5-6 лет, авторы подчеркивают: «Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам» [3, с. 222].

Как развить воображение

Таким образом, изобразительная деятельность признается ведущим средством развития воображения в старшем дошкольном возрасте. Ввиду того, что для развития творческого воображения детей традиционных подходов в изобразительной деятельности часто недостаточно, в последнее время появились новые программы и технологии, которые дают возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, продуктивным, увлекательным. Одним из эффективных средств развития воображения у детей старшего дошкольного возраста является использование нетрадиционных техник рисования.

Т.С. Комарова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте закладывается основа для деятельности, благодаря которой происходит развитие творческого воображения. В этом возрасте, дети способны к созданию образа, с помощью фантазии создаются конструкции, новые идеи для рисования. Важно отметить, что продукты творческой деятельности отличаются индивидуальностью, оригинальностью и неповторимостью образов. [2, с. 58].

Значимым преимуществом применения нетрадиционных техник рисования является полная свобода творческого поиска, позволяющая ребенку преодолеть страх неудачи и в процессе овладения различными материалами, способами работы с ними научиться использовать полученные умения и навыки при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

С целью совершенствования рассматриваемого процесса была создана система работы по реализации психолого-педагогических условий развития воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Исследование проводилось с сентября по ноябрь 2021 г. на базе старшей группы МБДОУ «Детский сад № 59» г. Владимира.

КАК РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЮ // 4 эффективных упражнения

Первое реализованное педагогическое условие – поэтапное усложнение изобразительной деятельности: от наиболее простых видов нетрадиционных техник рисования к более сложным, комбинированным, требующим максимальной самостоятельности в выборе идейного замысла и средств его осуществления основано на следующих принципах.

1) Переход от рисования некоторых предметов к рисованию сюжетных эпизодов и затем к сюжетному рисованию.

В течение первых двух недель были проведены следующие занятия.

  • «Золотые краски осени» в технике «Рисование по сырому слою бумаги». Перед дошкольниками была поставлена задача подобрать в рисунке такие цвета, которые могли бы выразить неповторимое своеобразие оттенков осенней природы. Дети смешивали краски для получения оттенков бордового, оранжевого, коричневого, темно-зеленого цветов, принимали участие в обсуждении цветовых оттенков осеннего неба.
  • «Кисть рябинки, гроздь калинки…» в нетрадиционной технике модульного рисования (ватными палочками или пальцами).
  • «Сказка осеннего леса», основанного на использовании нетрадиционной техники «Отпечатывание листьев с деревьев и кустарников».
  • «Закружила осень золотая…» На этом занятии происходит обращение к сюжетному рисованию, и перед детьми ставится задача изобразить осенний пейзаж в технике набрызга.
Читайте также:  Как попасть в хайп хаус рус

2) Перехода от употребления метода подражания к самостоятельному выполнению замысла.

Занятие на тему «Идёт дождь» стало одним из итоговых в системе освоения нетрадиционных техник рисования. Цель занятия – содействие формированию умения передавать грусть поздней осени посредством цвета, закрепление навыков рисования в технике «по сырому», использования техники набрызга для изображения дождя. При этом сюжеты для своих работ дети выбирали самостоятельно.

Возможность выбора стала стимулом неограниченного полета фантазии, способствуя созданию эффективных условий развития воображения старших дошкольников. В процессе рассматриваемого занятия мы также можем наблюдать переход от использования в рисунке одного вида техники к употреблению нескольких нетрадиционных техник изображения.

Вторым педагогическим условием развития воображения детей в аспекте анализируемой системы занятий стало использование комплекса различных нетрадиционных техник рисования, позволяющих варьировать приемы работы с полифункциональными материалами. Дети имели возможность увидеть, что один и тот художественный образ может получить воплощение при помощи различных нетрадиционных техник рисования.

Третьим педагогическим условием развития воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования можно обозначить значимость создания трансформируемой развивающей предметно-пространственной среды.

После каждого занятия с использованием нетрадиционных техник рисования проводились тематические выставки, в процессе которых дошкольники экспериментальной группы и их родители имели возможность увидеть, насколько удачно реализован замысел в каждом из рисунков, сравнить работы, созданные в различных техниках исполнения.

Таким образом, использование разнообразных нетрадиционных техник рисования содействует развитию творческого потенциала детей, стимулирует познавательную активность, свободу самовыражения средствами изобразительного искусства. Нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и, самое главное, уверенность в себе. Дошкольники приобретают бесценный опыт эстетического восприятия и познания окружающего мира.

Нетрадиционные техники рисования по характеру мотивации, логике процесса познания, работе воображения, фантазии очень близки игровым технологиям, органично вписываются в контекст любой игры, а с учетом того, что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является ведущей, – становятся естественными мотиваторами познания ребенком мира и самого себя.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский — М.: Эксмо, 2015. — 436 с.
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова – М.: Мозайка-Синтез, 2013. — 160 с.
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 c.
  4. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования / А.И. Скоробогатова // Карельский научный журнал. – 2013. – № 4 (5). – С. 98-100.
Читайте также:  Мужчина рак почему пропадает а потом появляется

Источник: www.vospitatelds.ru

Как развивать фантазию и образное мышление

как развивать фантазию и воображение

Написав предыдущую статью, я поняла, что для многих «простая» техника может оказаться весьма сложной. Жалобы на отсутствие воображения у начинающих — очень частое явления. Так что — в этой статье — несколько простых «фишек» для развития воображения, фантазии и креативности (творческости).

Но для начала — важная мысль. Если вы считаете, что у вас нет чувства юмора, образного мышления, креативности или воображения, забудьте эту мысль. Все, что нужно у вас есть! Скорее всего — вы просто забыли где они живут, сложили воображение в холщовый мешок и засунули в самый дальний угол шкафа.

Ну или в тумбочке посмотрите — наверняка оно там — ваше воображение — свернулось калачиком и спит, улыбаясь во сне. И невдомек ему, что вам без него трудно.

Если серьезно, то у любого человека воображение есть. Вы ведь можете вспомнить, как выглядит ваша подруга или друг? Как выглядит станция метро, которой вы часто пользуетесь? Если да — у вас все в порядке. Просто ваше образное мышление несколько законсервировано, и в нем живут только образы привычной вам реальности.

И стоит немного потрудиться, чтобы расширить пространство воображения. Ибо в воображении человека — огромная созидательная сила и неисчерпаемый творческий ресурс.

Расконсервировать воображение можно очень простыми техниками.

Да здравствует реклама!

Самым лучшим материалом для развития воображения является… реклама. Плакаты с рекламными слоганами, вывески магазинов — все это материал для нас. Их можно читать наоборот. А можно совмещая части плакатов и надписей.

К примеру — у меня перед окном рекламный щит магазина «Перекресток». На нем написано «окорок задний свиной». А ниже вижу вывеску «на все случаи жизни»… Сложили, получаем: «окорок задний свиной на все случаи жизни»…

Еще вариант — уже готовый, совмещенный — «Московская кофейня. Не парься, искупайся!

Еще вариант — смотрю на коробочку конфет и надпись на тетради — «Мои таракашки — пластиковая обложка: не испачкается, не помнется».

Еще вариант — совмещаем картинки с надписями. Картинка все того же окорока + надпись на автобусе, проехавшем мимо. Получаем: Квартиры в новых окорочках…

Думаю, идея понятна…

Образ+действие

Чуть посложнее предыдущего, но обычно через пару дней тренировок у всех начинает получаться легко.

Берем один предмет, от другого берем действие. В итоге получаем искомый абсурд, развивающий воображение.

Примеры. Тумбочка+тетрадка. От тетрадки берем действие. Она открывается, в ней можно писать и т.п. Получаем — тумбочка пишет в тетрадке. Дальше уже можно развить — что пишет, почему пишет, кому пишет… Но для начала — достаточно.

Ибо, в данном случае у нас задача не симпатягу сделать, а просто раскачать воображение.

Лампа+халат. В принципе — сразу неплохо — лампа в халате. Банном. Видимо, только что из бани. Значит, на ней еще и чалма. Но если строго соблюдать букву техники, то халат, попавшийся на глаза — пушистый.

Читайте также:  Что делать если пытались вскрыть машину

Значит, еще вариант — лампа обрастаем мехом. Или пухом. Или — смехом. Меховая лампа. Мохнатая.

Смеющаяся.

В данном случае, как я уже сказала, мы не гонимся за красотой образа и не добиваемся того, чтобы образы были смешные или краивые. Мы просто смешиваем все подряд.

Образ+образ+действие

Вариант, аналогичный предыдущему. Только два предмета соединяются действием от третьего.

Пример. Линолеум+дверь балконная+линейка. Линолеум галантно открывает линейке балконную дверь. Дверь балконная меряет линолеум. Линейка выгуливает балконную дверь по линолеуму.

Еще пример. Мобильный телефон +автобус+светофор. Мобильный телефон светофорно подмигивает автобусу. Автобус звонит на светофор по мобильному: «Включите, пожалуйста, зеленый!»

А вот простое сочетание для самостоятельной работы: Подарочная упаковка + витрина + зебра (пешеходный переход).

Полслова+полслова

Эта техника родом из дества. Получаются новые слова. Техника простейшая, а воображение развивает замечательно. Потому что за каждым словом наш мозг привык видеть образ. И создавая новые слова, мы побуждаем мозг включиться в работу по фантазированию, созданию новых образов.

То есть, я предлагаю не просто новые слова создать, но и пофантазировать, как бы «это» могло выглядеть.

Носорог + обложка = облорог

Занавеска + колонка = коновеска

Оглаголиваем

Берем 2 предмета. Второй предмет — оглаголиваем. А потом снова придумываем как бы это могло выглядеть.

Например: — ножницы фломастерятся, степплер тетрадится, заколка зеркалится, машина батареится, аквариум конфетится и так далее.

Главное — действовать

По опыту могу сказать, что очень многие на первых порах испытывают трудности с воображением. И именно простыми техниками быстрее всего можно достичь результата.

Интересно, что сам человек обычно не очень замечает, что он меняется по мере раскрытия-развития своего образного пространства. А вот со стороны это очень интересно наблюдать.

Многие участники смехотренинга Мастер Чудесных Событий в Лосево отмечали, что когда начинаешь практиковать эти и им подобные техники, очень быстро меняется подход к жизни. В ней становится на порядок больше креатива, гибкости, способностей что-то придумать, также как и способностей находить выходы из любых жизненных ситуаций и решения задач любой сложности.

С любовью к вашей фантазии, Юния

Подробное расписание занятий вы можете посмотреть здесь: ХОЧУ УЗНАТЬ расписание занятий.
Для вашего удобства создано оглавление статей блога.

ПЕРЕЙТИ к ОГЛАВЛЕНИЮ!
Статьи с техниками и технологиями выделены жирным шрифтом и словом «Рекомендую!»

По всем вопросам либо пишите с сайта (в разделе контакты есть форма для писем), либо — звоните мне +7-906-264-64-52 ЮНИЯ. Если интересующей вас темы нет в расписании, вы можете предложить ее.

Волшебный поиск

Юния Бурэ . Автор и разработчик РЕСУРСНОЙ ЛОГИКИ. Психолог, ведущий симоронских семинаров и тренингов собственной разработки (стаж работы в этом направлении — чуть меньше 15 лет). Волшебница и женщина, влюбленная в этот мир.

Малкина Виктория . Психолог, телесно-ориентированный терапевт. Со-тренер Ресурсной логики.

Сертифицированная волшебница, хранительница сообщества ВКонтакте «Исполнение желаний. Симорон. Ресурсная логика».

Источник: resursmira.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today