Твердость суждений, собранность, оперативность в решении проблем – все эти качества свидетельствуют о наличии математического мышления. Без этого навыка практически невозможно реализоваться в современном мире. Формировать его необходимо с раннего детства. С чего же начать, чтобы ребенок вырос стратегом и в своих действиях и имел логическое мышление? Разбираемся в статье.
Думать математически – что это значит?
Для начала стоит осознать, что развитие математического мышления не совсем тождественно обучению арифметическим действиям. То есть, умение считать, складывать и вычитать вовсе не считается доказательством полноценного интеллектуального развития малыша. Особенно, если дошкольник заучил все механически.
Показателем является способность мыслить логически, вникать в суть и анализировать полученную информацию. Руководствуясь данными умственными операциями, ребенок воспринимает задачу как конструкцию, состоящую из мини-блоков. Он раскладывает их в правильной последовательности и ясно видит кратчайший способ решения.
Разминка на развитие скорости мышления для ораторов
Причем неважно, какого рода будет задание – подготовка к контрольной работе или сборы в туристический поход. Математический ум в любой ситуации включит режим критического мышления и разработает безошибочный алгоритм действий. Быстро, просто и лаконично.
Данные навыки одинаково важны как для гуманитариев, так и для любителей вычислений. Благодаря им, ребята учатся думать рационально и делать собственные выводы, что крайне важно в нынешнее информационное время.
Преимущества математического мышления
Сегодня трудно найти сферу, в которой бы не понадобился натренированный ум. Четкость действий, понимание причинно-следственных связей всегда востребованы и высоко ценятся окружающими. Такие люди редко пасуют перед трудностями, а в запасе у них есть альтернативные решения. Они рассматривают препятствие как толчок к действию и поиску новых возможностей.
Логико-математическое мышление дошкольников отражается в игровой и практичной деятельности. Построенные ребенком-математиком космодромы из Лего впечатляют продуманностью и широким функционалом. Он радует успехами в обучении и умиляет воспитателей организованностью. Можно с уверенностью сказать, что в будущем, его характерной чертой будет пунктуальность, а привычка к анализу обезопасит от ошибочного выбора.
Математические методы давно вышли за рамки формул и уравнений. Ими руководствуются в психологии, творчестве, бизнесе. Владеть ими необходимо каждому человеку, ведь это залог целеустремленности и высокой самооценки.
5 типов математического мышления
Категорию «умников и умниц» никак не назовешь однородной. Несмотря на идентичный уровень интеллекта, каждый из них при решении одной и той же задачи будет пользоваться разными способами. Кто-то будет мыслить абстрактно, кому-то лучше свести к конкретным параметрам. Это объясняется тем, что существует 5 типов математического мышления:
- Топологическое – дотошное исследований деталей, концентрация на качественных, а не на количественных отношениях. Начинает развиваться с 2-х летнего возраста.
- Порядковое – последовательность действий, логическое завершение начатого. Люди с данным типом мышления не любят рисковать и доверяют только проверенным фактам.
- Метричное – упор на точные расчеты. Метристы предпочитают все взвесить и заранее спрогнозировать результат.
- Алгебраическое – структурное восприятие объекта. Способность комбинировать в обход установленных правил. Стиль работы: концентрация на главном и упрощение второстепенного.
- Проективное – масштабный подход к проблеме, основывающийся на глубоком анализе всех составляющих. Человек, обладающий способностью видеть вопрос в разных проекциях, отличается высокоразвитым интеллектом.
От того, насколько один тип доминирует над остальными, и будет зависеть направление мыслительной деятельности в конкретной ситуации.
Как развивать математическое мышление у дошкольников
Математиком, может быть, и рождаются, но списывать все на природные задатки точно не стоит. Всегда есть возможность развить умение мыслить логически. Достаточно регулярно делать «зарядку для ума» с ребенком. Но помнить, что она должна быть интересной и увлекательной. Лучше всего для этого подходит игра. Например:
Что здесь лишнее?
Разложите 5 кругов разной величины и цвета. Между ними поместите прямоугольник. Ребенок должен найти лишнюю фигуру и объяснить свой выбор. Игру можно проводить в разных вариациях: фрукты, среди которых овощ, грузовой транспорт – легковая машинка, цветы – листочек. Развивает логику и умение синтезировать по признаку.
Рисуем по клеточкам
Нарисуйте на листке в клеточку половину рисунка – собачка, человечек, растение. Предложите ребенку дорисовать симметрично вторую половину. В игре совершенствуются пространственное мышление, внимание и наблюдательность.
Скажи наоборот
Игра хороша тем, что ее можно проводить на прогулке, во время поездки в транспорте. Смысл в том, чтобы быстро сформулировать противоположность услышанному. Например:
- летом – жарко, зимой – холодно;
- лед – твердый, песок – мягкий;
- горка – высокая, яма – глубокая и т.д.
Чем старше ребенок, тем сложнее варианты ему можно предлагать. Так развивается смекалка и скорость мышления.
Задавшись целью научить ребенка думать логично, нужно помнить о математической индивидуальности. Взрослым не стоит навязывать собственную схему размышлений, ведь у ребенка может быть другой тип мышления и понять установки папы или мамы ему будет сложно.
Внимательно наблюдайте за сыном или дочкой. Смотрите, как он или она решает головоломки, ребусы, с какой стороны подходит к решению различных задач. Всегда поддерживайте и хвалите. Только так точные науки в школе будут вызывать интерес, а жизненные трудности в будущем не выбьют из колеи.
Также предлагаем попробовать онлайн-уроки по математике на платформе Kidskey. Игровой формат занятий один на один с педагогом, интерактивные домашние задания, индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от возраста, характера и особенностей – все это 100% гарантия результата. Ваш ребенок будет обучаться в игре, и делать это с удовольствием от урока к уроку.
Убедитесь сами – попробуйте занятие бесплатно.
Источник: kidskey.org
Как развить скорость мышления у ребенка
Регистрация на бесплатное занятие
Заполняя данную форму, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности и принимаете публичную оферту
Как научить ребенка быстро читать: топ-5 способов скорочтения
Как научить ребенка быстро читать: топ-5 способов скорочтения
Скорочтение — полезный навык как в школе и университете, так и в повседневной жизни. Однако уже в 4-5 классах школьники перестают его совершенствовать. Но достаточно ли для учебы просто уметь читать?
На самом деле медленное чтение тормозит процесс обучения. Так как ребенок не успевает анализировать и запоминать нарастающий объем информации.
Хорошая новость: навык скорочтения можно развить в любом возрасте. Вот 5 способов, которые помогут увеличить скорость чтения.
1. Развитие периферического зрения
по таблицам Шульте
Представьте квадрат 5 на 5, где произвольно разбросаны числа от 1 до 25. Ваша главная задача — последовательно найти эти числа. Вот это и есть таблицы Шульте!
Это простое, но эффективное упражнение, полезное для взрослых и детей. Такие таблицы помогают развивать навык быстрого поиска и анализа информации.
- Улучшает концентрацию внимания;
- Развивает память и скорость мышления;
- Совершенствует способность переключаться с одной задачи на другую;
- Улучшает зрительную память.
2. Чтение зеркальных текстов
Казалось бы, зачем читать зеркальные тексты, если есть трудности с обычными? А дело как раз в привычке.
Ребенок привык к стандартному написанию букв и читает без особого напряжения. Но, например, спотыкается на новых или сложных словах. Поэтому нужно научить мозг ребенка адаптироваться к сложным задачкам. И зеркальный текст — одна из них.
С такой тренировкой у ребенка значительно повысится качество чтения сложных текстов.
- Формирует новые алгоритмы мышления;
- Увеличивает скорость чтения без потери смысла текста;
- Прокачивает внимательность и концентрацию.
3. Чтение анаграммных текстов
Чтение анаграмм — слов, образованных путем перестановки букв — также поможет ребенку увеличить скорость чтения без потери смысла прочитанного.
Этот способ увлекает детей, потому что напоминает загадку или шараду. При этом дает эффективные результаты! 20 минут практики — и ребенок читает быстрее, радуясь своему успеху.
- Увеличивает скорость и качество чтения у детей в 2-3 раза;
- Ускоряет мыслительный процесс;
- Развивает навык структурирования информации.
4. Подавление субвокализации
Субвокализация — мысленное проговаривание текста во время чтения. Каждый третий школьник имеет привычку читать и вслух, и про себя с равной скоростью.
Суть всех способов устранения субвокализации — избавление от внутреннего медленного читателя. Для достижения цели нужно буквально произносить слова вслух. Но не те, из которых состоит текст.
Например, можно параллельно чтению про себя напевать какую-то песенку или просто издавать звуки, проговаривать пословицы, считать вслух. Так ребенок в принципе не сможет проговаривать про себя текст, но его зрение и мозг будут сосредоточены на чтении. Это одно из самых сложных, но наиболее эффективных упражнений.
Попробуйте прочитать этот текст про себя, напевая вслух «В лесу родилась елочка» или любую другую песню. Не так уж просто, согласны?
5. Техника анализа прочитанной информации
Вот бы все прочитанное автоматически загружалось в мозг, как на жесткий диск… Прочитал параграф и пошел отвечать на пятерки!
Ученые пока не изобрели такую технологию, а вот тренеры Айтигенио знают не менее эффективные техники:
- Как запомнить прочитанное в нужной последовательности? Пусть ребенок сделает паузу после, например, двух страниц и проговорит про себя основные тезисы.
- Ассоциативные образы помогают лучше запоминать информацию. Научите ребенка представлять текст знакомым способом: с помощью картинок, мелодий или схем.
- Также полезно проговаривать текст вслух, только уже своими словами.
Полезно знать: вопрос-ответ с Екатериной Бондарик, заведующей направлением Скорочтение в школе Айтигенио
Екатерина Бондарик, стаж работы с детьми 7+ лет
— В каком возрасте ребенку стоит начинать развивать навык скорочтения?
— Это индивидуально. Но специалисты рекомендуют возраст, когда ребенок уже умеет читать. Пусть медленно, но уверенно. Возрастных ограничений нет: практиковаться в скорочтении могут и взрослые, и дети.
— Как родителю понять, что ребенку следует заниматься скорочтением?
— Курсы скорочтения необходимы детям, которые:
- умеют читать, но медленно;
- если читают быстро, то делают ошибки, запинаются, проглатывают окончания слов;
- с трудом читают незнакомые слова;
- не понимают смысл прочитанного, плохо пересказывают тексты;
- пытаясь читать про себя, все равно проговаривают слова;
- читают тексты без выражения и интонации.
— Какая скорость чтения считается нормальной и хорошей?
— Для первоклассников нормальная скорость чтения — от 25 до 40 слов в минуту.
К 4 классу показатели должны значительно подрасти. И уже достигать от 90 до 120 слов в минуту и более.
В старших классах скорость чтения не проверяют. Но с учетом увеличения учебной нагрузки нормальной считается скорость от 180 слов в минуту.
Для взрослых и подростков хороший результат — от 400 слов в минуту.
— Сколько в среднем необходимо времени, чтобы увеличить скорость чтения в 2 раза?
— Конечно, это индивидуально и зависит от способностей ребенка. Но в среднем необходимо заниматься минимум раз в неделю на протяжении 6 месяцев, чтобы начать читать в 2-3 раза быстрее.
Попробуйте первый урок в школе Айтигенио бесплатно! Мы проверим скорость чтения вашего ребенка, выполним эффективные и интересные упражнения, наметим индивидуальный план для достижения целей — читать быстро, четко и вдумчиво.
Источник: itgen.io
Комплексное развитие внимания, мышления и памяти
Развитием внимания, памяти и мышления, что помогает достичь больших успехов в школьных предметах и рабочих вопросах, нужно заниматься всем. Специальные методики позволяют легко получить нужный результат и могут быть применимы к детям младших возрастов, школьникам или взрослым. Лучше всего проводить тренировки перед переходом ребенка из детского садика в первый класс, поэтому каждому родителю стоит задуматься и не упустить возможность развить у своего малыша все необходимые навыки, которые помогут ему преуспеть в обучении.
Образ жизни
Желаемые результаты удастся достичь с помощью довольно простых и интересных способов. Многие из них практикуются людьми в повседневной жизни, что делает их интеллектуальные способности более продвинутыми. Все методы тренировок, связанные с образом жизни, можно применять для людей любого возраста. Но выбирать их нужно с учетом своих личных предпочтений или желаний ребенка, если целью развития является именно он.
Хорошего результата удастся добиться с помощью следующих вещей:
- Литература. Регулярное чтение книг, которые несут в себе высокую художественную ценность или являются достойными представителями научно-популярного жанра, влияет на многие стороны жизни читателя. Результатом становится укрепление памяти, повышение внимательности, развитие мышления, а также улучшение речи.
- Путешествия. Считается, что главная польза туризма в смене обстановки, которая успокаивает психику. Но не меньшее влияние путешествия оказывают на мозг человека, делая его работу более качественной.
- Интеллектуальные игры. Эффективным для развития может стать увлечение шахматами, шашками, пятнашками, кроссвордами и подобными играми. Чтобы добиться заметного результата, достаточно применять их в своей жизни лишь пару раз в неделю.
- Физическая активность. Улучшить память с вниманием и мышлением с помощью физической активности не так трудно. Эффект от спортивных тренировок связан с тем, что они вызывают усиление кровообращения, что питает мозг.
- Правильное питание. Практически все родители запрещают своим детям употреблять слишком много сладостей и вредных продуктов. Делают они это не зря, т.к. правильный выбор полезной пищи приводит к усилению мозговой активности, а также улучшению общего здоровья.
Включение в свою жизнь таких простых составляющих научит мыслить иначе, быстрее находить решения проблем, а также легко запоминать любую информацию. Важной особенностью развития полезных навыков с помощью указанных средств у детей является их личное желание. При его отсутствии заставлять чадо заниматься теми или иными вещами крайне не рекомендуется.
Память, внимательность и мышление – взаимосвязанные процессы, поэтому зачастую развивать их лучше всего вместе.
Упражнения
Обеспечить себе формирование крепкого интеллекта можно с помощью специальных упражнений. Использовать их рекомендуется ежедневно, выделяя на это не менее 30 минут. При желании можно составить свою особую программу тренировок, выбрав самые интересные упражнения, исходя из личных предпочтений, возраста и свободного времени.
Какие упражнения стоит использовать:
- 100 секунд. Это известное упражнение может называться по-разному. Его суть в том, что человек должен за 100 секунд вспомнить и проговорить 100 имен или названий вещей, выбрав свою тему (писатели, города, моря и т.п.).
- Накопления. Такое упражнение займет очень много времени – целый месяц. Задачей становится ежедневное заучивание 4 строк из любого понравившегося стиха. Постепенно размер отрывков нужно увеличивать. Этот вариант очень полезен для школьников младших классов.
- Запоминание прохожих. По дороге домой нужно просто бросать короткий взгляд на любого прохожего, а через некоторое время стараться максимально точно его вспомнить, учитывая даже мельчайшие подробности.
- Регулярная арифметика. Упражняющийся должен каждый день находить возможности самостоятельно в уме посчитать любые примеры. Например, изменения своего бюджета или стоимость покупок.
- Мелкие детали. Такое упражнение подойдет для дошкольника, которому помогают родители. Взрослый должен прочитать вслух интересный рассказ, а потом задать ребенку вопросы о малозначимых деталях, которые он мог упустить.
- Аналогии. Проводить занятия с поиском аналогий можно даже без посторонней помощи, но при этом важно сохранять честность относительно себя. Целью упражнения становится поиск аналогов для определенной вещи по отдельным признакам (цвет, функция, размер). Такие тренировки очень полезны для выстраивания верных логических умозаключений и развития воображения.
- Поиск букв. Хороший способ развития ребенка дошкольного возраста. Задачей станет поиск и вычеркивание заданной буквы, для чего малышу нужно дать несколько страниц текста. Желательно, чтобы это был интересный рассказ.
- Комбинация чтения и рисования. Детское упражнение, для выполнения которого потребуется помощь взрослого. Мама или папа должны следить за правильным выполнением всех требований. Заданием ребенка будет проговаривание стиха с выражением и параллельное рисование на любую тему.
- Намеренная замена маршрута. Простой способ тренировки, результатом которого станет значительное развитие памяти и мышления. Нужно сознательно заменять привычный маршрут на незнакомый, стараясь сориентироваться на местности без посторонней помощи.
- Фотография глазами. Универсальное упражнение, вызывающее интерес у людей любого возраста. Суть его в том, что тренирующийся должен в течение 30 секунд посмотреть на картинку с разными изображениями, цифрами или фразами, а потом воспроизвести их на чистом листе.
Дополнительно можно воспользоваться классическим упражнением с поиском отличий. Нужно взять две практически одинаковых картинки и найти все присутствующие на них различия. Такой способ не очень эффективен для детей старших возрастов или взрослых, но принесет много пользы, если ребенок еще не пошел в школу или учится в первых классах.
Эффективно развивать память и внимание с мышлением получится с помощью современных технологий. Для этого нужно воспользоваться специальными приложениями для смартфона или сайтами, генерирующими интересные тренировочные задания.
Игры
Для ранних тренировок в дошкольном возрасте лучше всего подойдут игры. Некоторые из них могут показаться интересными даже для взрослых, что сделает их участие в качестве помощника для малыша более естественным и эффективным. Очень важно давать право выбора тому, кто тренируется, а не заставлять его делать то, чего не хочется.
- Применение предмета. Задачей станет придумывание, как нестандартно можно использовать тот или иной предмет. Рекомендуется проведение игры в соревновательной форме, где победителем станет назвавший большее количество вариантов. Игра отлично развивает логику, фантазию, а также креативность. Желательно, чтобы участники были близки по возрасту.
- Команды. Родитель задает условия. Например, при хлопке в ладошки нужно прыгнуть, а при взмахе правой рукой наклониться. Таких команд должно быть около 5. Целью станет создание своеобразного танца для ребенка, которым управляет взрослый.
- Составление слов. Известная для многих игра. Участвовать могут несколько человек. Каждый должен составить из одного слова множество других, используя только присутствующие буквы из его частей. Побеждает тот, чей список окажется самым длинным.
- Летает или не летает. Взрослый называет животных или разные предметы. С учетом того, могут ли они летать, ребенок поднимает или опускает руки. Родители должны постараться подловить малыша, что повысит сложность вместе с эффективностью.
- Противоположности. Суть игры проста, но выполнение будет очень трудным, особенно, если участниками являются маленькие дети. Взрослый называет утверждение, а ребенок должен кивнуть, подтверждая или отвергая его. При этом нужно кивать наоборот, чтобы «нет» означало «да», а «да» – «нет».
- Удержание «мухи». Участвовать в такой игре может только взрослый или подросток, т.к. для школьников или дошкольников она будет слишком тяжелой. Предпочтительно присутствие 3-4 человек. Всем выдают листы, где расчерчены квадраты 3 на 3 клетки. Один участник отворачивается и, не глядя на лист, дает всем остальным команды, куда летит «муха», начиная из центра. Один шаг – одна клетка. Каждый должен проводить ручкой в названном направлении. Целью становится удержание «мухи» внутри квадрата. При проигрыше командующий меняется ролью с другим человеком.
- Составление предложений или рассказов. Всем участникам дается три не связанных между собой слова. На их основе нужно составить логически верное предложение или даже небольшой рассказ. Победителем становится тот, кому в голову придет самое большое количество мыслей. Все идеи нужно записывать на листок, чтобы правильно отследить прогресс каждого.
Такие простые коррекционные игры могут стать неотъемлемой частью жизни. Если они понравятся ребенку, то не стоит ему отказывать в их проведении даже после достижения результата. Они окажут пользу при любых обстоятельствах.
Существуют курсы, на которых профессионалы занимаются развитием как детей, так и взрослых. На них применяются различные методы. При отсутствии времени или нежелании заниматься этим всем самостоятельно стоит обратить внимание на такой вариант.
Сложно ли добиться результата
Любая техника развития памяти, внимания и мышления, применяемая в домашних условиях, рано или поздно принесет результат. Если их совмещать, а также заниматься регулярно, то достичь желаемого эффекта удастся через несколько недель. Однако важно понимать, что иногда может потребоваться намного больше времени, т.к. все зависит от личных способностей.
Источник: vsepromozg.ru