267.jpg»>
В рамках совместного проекта нашего сайта и Первой украинской fashion и дизайн школы «Мастерская моды» – «Переквалификация: из офиса в мастерскую» мы рассказываем о том, как творческие профессии, основанные на умении создавать что-либо своими руками, могут помочь в достижении профессиональной и жизненной гармонии, и как решиться поменять профессию или превратить в нее свое хобби.
В нашей первой статье мы попросили психологов рассказать, с чего стоит начинать изменения в своей жизни. Сегодня эксперты проекта расскажут о том, что такое творчество и как раскрыть в себе творческий потенциал, будучи уже взрослым и состоявшимся специалистом.
Творчество – это не по шаблону
Понятие «творчество» определяют как способность создавать что-либо, чего раньше не существовало, либо нечто на основе уже имеющихся моделей, но по-своему переосмысленное творческим человеком. Чтобы что-то сотворить, необходимо отойти от уже имеющихся шаблонов или модифицировать их, даже в самых незатейливых вещах, будь то интересная для аудитории презентация, или, скажем, «цепляющий» рекламный текст. Повар, создающий рецепт нового блюда, по-своему сочетая ингредиенты и добиваясь этим новых вкусовых ощущений, – тоже творец. Элементы творчества могут проявляться практически в любой сфере деятельности – и в сфере продаж, и в логистике, и в бухгалтерском учете, если вы придумываете нестандартные пути решения задач, тем самым улучшая эффективность результатов работы.
КАК РАЗВИВАТЬ КРЕАТИВНОСТЬ?
Наш эксперт, практикующий психолог-психотерапевт Ричард Тулей считает, что в желании людей использовать творческие подходы в труде есть глубокий философский смысл. «В каждом из нас есть естественная тяга к развитию себя, познанию себя с разных сторон, желанию понять свои способности и возможности. Также мы все (или большая часть из нас) узнаем себя, пытаясь понять смысл жизни и окружающий мир.
Зачем мы здесь? Кто я? Почему все так, а не иначе? Эти вопросы задает себе человек, у которого открыто творческое начало, – говорит психолог. – Из этого берется желание познать себя посредством самовыражения в творчестве. Творческий человек не боится новизны и все время пробует себя в чем-то новом. По-другому не может».
Любой творческий процесс начинается с идеи, которая возникает как продукт мыслительной деятельности, эмоций и чувств человека. «У тебя должна быть идея, что ты собираешься делать, но она должна быть не совсем определенной», – делился когда-то своим рецептом творчества великий новатор в изобразительном искусстве Пабло Пикассо. Но у каждого может быть свой, индивидуальный способ генерирования идей, основанный на логике и анализе имеющихся данных, либо как чистое «озарение», например, как таблица химических элементов, которая приснилась гениальному Менделееву. Или можно «подсмотреть» идеи у природы, как, например, великий испанский архитектор Антонио Гауди создал уникальный метод строительства, наблюдая за муравейником. Главное – желание внести в сферу вашей деятельности что-то новое, что-то свое.
КАК ВЕРНУТЬ КРЕАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. Современный мир и творчество
Тем не менее, надо признать, что поле возможностей для раскрытия творческого потенциала человека в разных сферах деятельности не одинаковое, и часто нехватка творческой составляющей на основном месте работы стимулирует человека к поиску ее в других сферах.
Выбор профессии родом из детства
Предрасположенность к какому-то из видов творчества может быть заложена генетически, например, музыкальная одаренность. А может формироваться в раннем детстве под воздействием различных факторов, и прежде всего, взаимоотношений с родителями.
Наш эксперт, кандидат психологических наук Ирина Лясковская считает, что выбор профессии зачастую зависит от того, насколько значимым человек себя чувствовал, будучи ребенком. Если родители не культивировали в ребенке чувство значимости, тогда, повзрослев, он может выбрать помогающие профессии, которые восполняют это базовое чувство: врач, социальный работник, психолог, тренер, медработник, воспитатель детсада, учитель. У таких людей совсем другая внутренняя мотивация, чем у выбравших эти профессии по призванию.
«Если родители слишком опекают ребенка, они отбирают у него пространство для фантазии, – говорит Ирина Лясковская. – А вот если ребенку дают определенную степень свободы – побездельничать, полежать на траве, помечтать, тогда ребенок может реализовать себя по способностям, и, если есть возможность, выбирает творческие профессии. И помогающие профессии тоже, но тогда это не для повышения собственной значимости, а по призванию. О таких людях обычно говорят: врач или учитель от Бога. Помощь людям по призванию несет в себе ту же внутреннюю мотивацию, что и творчество».
Эксперт Ричард Тулей также советует родителям давать больше простора для воображения ребенка, играя с ним в творческие игры, чтобы он сам, своим способом закончил задание, а не сделал по аналогии: «Также ребенок хорошо реагирует, когда он получает удовольствие и одобрение его работы взрослыми, и тогда еще больше открывается для творчества. Это хорошо развивает мозг на нейронном уровне».
Украинский педагог-новатор Василий Сухомлинский огромную роль в развитии как творческих задатков, так и интеллекта уделял прикладным играм, где ребенок создает что-то своими руками из подручных материалов. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – писал он.
«Прирученное» творчество
Есть группа профессий, которые объединяет творческий процесс, в результате которого появляется продукт, сделанный собственными руками. В старину, до эры массового производства, творческо-ремесленные профессии, такие как портной, сапожник, цирюльник, ювелир и другие были династическими, когда мастерство передавалось от родителей к детям, и высоко ценились в обществе. Такая ситуация сохранилась в некоторых европейских странах, например, в Италии, где продолжать семейный бизнес – шить одежду, обувь, изготавливать украшения или гончарные изделия не только престижно, но и весьма доходно.
В Украине потребность в высококлассных мастерах этих специальностей возрастает. Ручной труд становится средством для творческого самовыражения и сферой создания собственного бизнеса. Только за последние 10 лет отечественная fashion-индустрия сделала огромный скачек вперед – появились десятки брендов украинских дизайнеров, многие из которых уже известны за пределами родной страны и постепенно завоевывают мировые рынки, в первую очередь, благодаря своей креативной составляющей.
Наталья Соколикова отследила этот тренд 8 лет назад, основав первую в Украине fashion и дизайн школу «Мастерская моды», где менее чем за год можно освоить одну из творческих ручных специальностей – дизайн одежды, крой и шитье, дизайн интерьера, парикмахерское искусство, визаж. «В Украине индустрия моды и дизайна еще очень молода, сфера бьюти-услуг развивается достаточно быстро. Это та ниша, которая требует современных высококвалифицированных специалистов, и наша школа вносит свой вклад в развитие этих отраслей. – рассказывает Наталья. – Оригинальные программы обучения в нашей школе построены по принципу «пазла»: студенты сами подбирают себе программу, которая им нужна, чтобы в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Человек получает необходимые навыки в сжатые сроки и затем может применить их на практике».
По словам Натальи Соколиковой, осваивать новую творческую специальность многих людей подталкивает именно желание творчества, которое они не находят в рутинной офисной работе. «Бывает так, что человек приходит в нашу школу, чтобы, скажем научиться шить себе и близким оригинальную одежду, которую сложно найти в потоке мейнстрима, а модели дизайнеров не по карману, – говорит Наталья. – Но потом так втягивается, что дизайн одежды становится делом всей жизни. Среди наших выпускников есть немало дизайнеров, уже создавших собственные бренды. Например, OLGA MAY, VIGIO и ряд других».
Поймать свою волну
Начать творить и открывать с помощью творчества новые грани своей личности можно в любом возрасте. В истории есть немало примеров выдающихся людей, начавших творческий путь в уже солидном возрасте. Например, французский художник Поль Гоген, работавший биржевым маклером, а в 35 лет решивший, что не может не рисовать.
«Во взрослом возрасте чаще всего начинают творить люди, осознавшие, что не хотят жить штампами, и тогда начинают искать то, что поможет им самовыразиться, – утверждает психолог Ричард Тулей. – Также мотивацией к поиску творчества в себе может быть пресыщение, когда все вроде бы есть, а счастья человек не ощущает. Очень распространен также вариант, когда творчество начинается с вызова, с желания больше заработать или стать кем-то другим и заявить о себе. Но больше всего такому развитию способствуют изменения, кризисы, которые толкают человека посмотреть на ситуацию под новым углом зрения».
Если так, тогда самое время начинать искать свой творческий путь – сейчас. Чтобы сделать первый шаг в раскрытии вашего дремлющего таланта, психологи советуют:
1. Сфера. Определите творческую сферу, в которой вам хотелось бы попробовать свои силы. Главный критерий – «мне нравится».
2. Место. Найдите школу, курсы, где вы могли бы приобрести необходимые навыки в этой сфере.
3. Наставник. Запишитесь на консультацию, пробный урок, мастер-класс – обратите внимание на личность преподавателя. Выбирайте по тому же критерию – «мне нравится этот человек». Когда определитесь с видом деятельности и выберете педагога – смело записывайтесь на курс.
4. Упорство. Иногда бывает, что после прохождения курса, приходит понимание «не мое». Не бросайте, если даже не все получается. Приложите усилия, результат может быть виден не сразу.
В каждом деле требуется время, чтобы достичь мастерства. В то же время не бойтесь изменений, чтобы найти себе дело по душе.
Источник: hr-portal.ru
Креативное мышление: как развить творческие способности
В некоторых случаях творческий подход как глоток свежего воздуха в профессиональной или личной жизни. Далеко не все умеют креативить, и для многих людей редкость собственные оригинальные идеи, но это не значит, что креативность невозможно сформировать.
Каждый с рождения наделён потенциалом развития воображения. Обнаруживать грани фантазии, выходить за рубежи стереотипов и создавать совершенно новое — способности мозга, которые всегда можно разбудить.
Что такое креативность и как её развить
Креативные люди на «ты» с новыми и лучшими путями решения задач. Они смотрят на вопросы под разными углами, порой так, как это не делал никто до них. Креативность — особенное качество, что часто гарантирует результативность новаторской, созидательной деятельности. Но это также и способ мышления, которому присущи конструктивизм и прагматизм во всевозможных занятиях.
Термин креативность переводится как творчество с английского и сотворение с латинского языков. Это качество, которое выражает уровень творчества личности в бытовой сфере, общении, общественной и профессиональной деятельности. Синонимом считается смекалка, что прославила русский народ на весь мир.
Изначально понятие употреблялось в психологии, спустя время стало частью педагогики и других наук и сфер. Психологи дают креативности следующее определение — способность находить новые, нестандартные решения проблемных ситуаций, отклоняться от традиционного мышления. Человек обязан образам, которые зарождаются в процессе поиска не только креативности, а и воображению, но воображение работает только с тем, что индивиду уже знакомо.
То, что слова вроде креативное мышление, креативненько и так далее прижились в России — заслуга рекламщиков. В их понимании этот термин — потенциал создания слоганов, эскизов, сценариев и прочих свежих оригинальных идей.
Согласно мнению психологов креативное мышление изначально характерно для любого человека, большинство лишаются его в детском саду или учебных заведениях. Активизируется с помощью специальных тренингов. Худшие враги креативности — страх совершать ошибки и критика. Чтобы избежать блокировки мыслительных процессов из-за замечаний и страхов, важно осознать, что ошибки это тоже результат, их в творческих поисках не избежать (и не нужно к этому стремиться).
Креативность VS творчество. Люди часто путают эти понятия, не вдумываясь в их подлинные значения. Творчество — это тоже предрасположенность к созданию нового, но оно касается искусства и эстетики, креативность же про практическое применение. Эти свойства могут пересекаться, но не основываются друг на друге и необязательно сочетаются.
География креативности
Для современных специальностей (особенно для тех, что связаны с новаторством) необходим именно навык генерирования новых способов оптимизации и других идей. Понятие креативность включает в себя:
Этот навык используется для решения всевозможных задач в разных областях. В целом предназначение креативности в улучшении, увеличении функциональности и мощности производства, повышении эффективности, в скачке вперёд. В производстве и науке на практике креативность — это изобретения техники, оборудования и технологий производства.
Креативное мышление делает жизнь более комфортной, красочной и интересной. Сегодня это особенно важно в сфере услуг, где одна из главных ролей у навыка преподносить продукты или услуги. Но этим список занятий, конечно, не ограничивается. Креативность необходима во многих сферах и находит место почти в каждой профессии: бизнес, искусство, наука, политика, реклама и другие.
Сейчас во многих вакансиях можно прочитать, что работодатель ищет креативных людей. Бизнес не примиряется с консервативностью, креативность в нём — умение меняться соответственно изменениям обстоятельств рынка. Эта черта нужна для мобильности, новаторства и скорости принятия решений. Бизнес-технологии развиваются быстро, стабильно появление новых направлений в управлении, курсов повышения квалификации и так далее.
В сфере услуг креативное мышление необходимо для поиска свежих подходов в общении. Эта область требует багажа знаний о людях в повседневном смысле, натренированной интуиции, а также сведений в сфере социологии и психологии. В продажах важно суметь так презентовать продукт, чтобы потенциальный клиент или покупатель стал реальным. Например, в гостиничном бизнесе креативность может проявляться в специфике обслуживания или оформлении номеров.
В рекламе креативное мышление — умение по-новому преподносить продукт. Ежедневно люди имеют дело с огромным количеством информации, что сильно усложняет задачу рекламщиков привлекать внимание, не раздражая излишне навязчивым образом. Именно подобные проблемы решают с помощью креативности.
Самые креативные
Самой созидательной профессией в мире считается трабл-шутер. В полномочиях этих специалистов доказывать, что утверждение Александра Васильева о «выхода нет» ошибочно. Часто работу этих профессионалов иллюстрируют историей компании Nike. Персонал предприятия воровал, что провоцировало колоссальные убытки. Пригласили трабл-шутера.
Завод находился в бедной стране, среди работников только местные, соответственно предотвращение краж было неосуществимым, а привозить европейских специалистов — слишком дорого. Приглашённый трабл-шутер предложил гениальное решение: просто выпускать левые и правые кроссовки на разных заводах в разных странах.
Неудивительно, что такие специалисты редкость, весьма востребованы и получают аналогичные гонорары (которые достигают 100 тысяч долларов / час). Как правило, их услуги интересны очень состоятельным людям и крупным корпорациям.
Во многих странах в последнее десятилетие стали выпускать журналы, которые связаны с понятием креативное мышление. Редакторы занимаются составлением списков наиболее креативных людей, в числе которых оказываются режиссёры, писатели, бизнесмены, основатели и владельцы рекламных агентств, писатели, журналисты, певцы и разработчики программ. По версии издания Creativity самые креативные люди — Сачин Агарвал и Джерри Тан (основали платформу Posterous).
Признаки и диагностика
Подобно другим качествам креативность проявляется в поведении. Узнать обладателей ею можно по следующим признакам:
Самые известные тесты креативности авторства Э. П. Торренса , он акцентировал внимание на процессе творческого мышления, а не на результатах. Сейчас оценка творческих способностей у детей старше 5 лет в США проводится на базе методик Торренса. Они невербальные, их предназначение в диагностике точности и беглости мышления, оригинальности и воображения.
В России популярностью пользуется диагностика по методике Е. Е. Туник . В числе её критериев для исследования любознательность, склонность к риску, воображение и сложность.
Способы развития
Есть счастливцы, которым творчество даётся легко, но для большинства это всё же редкость. Впрочем, творческие способности всегда можно повысить с помощью тренировок. Способы довольно неожиданные:
- Нет вдохновению. Ожидание искры вдохновения — частое заблуждение среди творческих личностей. Важно помнить о зависимости этой искры от процесса работы и не ждать вдохновения, как не ждут его спортсмены. Нужно просто начинать, запастись терпением и прекратить беспокоиться о том, какой будет результат.
- Дистанция с творческим проектом. Для удалённых во времени или пространстве задач возникает больше решений. И чем больше эта дистанция, тем сильнее мы переключаемся на абстрактное мышление, благодаря ему обнаруживаются внезапные взаимосвязи между идеями, у которых, кажется, нет ничего общего.
- Ограничение выбора. Согласно исследованиям, закрытие части возможностей позволяет сосредоточиться на тех, что остались, и стимулировать творчество.
- Концентрация на способах, а не на результате. Люди нередко увлекаются мыслями о будущем шедевре, не утруждая себя размышлениями о том, что конкретно необходимо сделать для своей цели. Но ведь если заблудиться и думать лишь о пункте назначения, а не следить за дорогой вряд ли получится уйти далеко.
- Начало с конца. Придумывание сначала финалов рассказов помогло писательнице Роксане Робинсон одолевать творческие кризисы.
- Физические упражнения. Известный факт, что теория относительности была придумана Эйнштейном, когда он ехал на велосипеде. Учёные пока занимаются исследованием лучшего вида упражнений для креативности, но физическая активность точно хороший помощник для генерирования идей.
- Работа в кофейне. Фоновый шум в кафе оптимальный для креативного мышления (это около 70 децибел).
- Другая рука. Использование другой руки способствует активизации работы двух полушарий мозга сразу, что влияет на креативность. Полушария активно обмениваются информацией, мысли становятся понятнее.
- Громкий смех. Смех — стимулятор для энергичности связанных с креативностью зон мозга. А ещё он улучшает настроение, что тоже не повредит творческой деятельности.
- Угадывание как альтернатива знаниям. Сегодня, когда информация окружает со всех сторон, полезно отложить на некоторое время ноутбуки, телефоны и планшеты и дать разуму свободу. Не нужно подглядывать ответы на вопросы, которые возникнут, мозг сможет сам выдумать что-то необычное.
- Случайные мысли. Всегда берите с собой диктофон или блокнот. На первый взгляд бессмысленные идеи или картинки могут означать фундамент прорыва.
- Созерцание. Спешка и преследование эффективности могут мешать зарождению творческих идей. Есть смысл попробовать по пути куда-то делать остановки и внимательно всё рассматривать. Внезапные виды и звуки активизируют мышление и предоставляют свежие точки зрения.
- Осознанные и неосознанные действия. Медитация очищает разум, концентрирует внимание на текущем моменте и поощряет мышление. А иногда полезен перерыв. Усиленное раздумывание над проблемой формирует в голове много бесполезного шума, это не даёт решений, а лишь повышает недовольство. Можно разложить пасьянс и вернуться к проблеме уже с новыми идеями.
Упражнения для повышения уровня
Для начала нужно сделать вот что:
- поверить в себя;
- перестать себя ругать и критиковать;
- составить список своих навыков и качеств, которые пригодятся в креативе;
- поощрять воображение.
Упражнение 1. Придумайте развитие предложений, которые начинаются с «Что было бы, если»… Например, что было бы, если вода была льдом, люди передвигались по потолку, растения не росли на земле, а размеры бабочек были с корову?
Упражнение 2. Возьмите какое-то слово, для начала короткое (к примеру, сон). Теперь вообразите, что это аббревиатура и вам нужно её расшифровать. Неважно, что расшифровки кажутся нелепыми и странными, главное: тренируясь, вы развиваете изобретательность.
Упражнение 3. Попробуйте по-другому посмотреть на знакомую из детства сказку. На примере сказки «Три поросёнка» ответьте, зачем волк хотел сломать домики поросят, почему поросята жили в отдельных домах, почему дома были из разного материала и так далее.
Упражнение 4. Нарисуйте на листе бумаги несколько маленьких крестиков, а затем создайте что-то из каждого: символ, предмет, человека или животное. Не повторяйтесь в рисунках.
Источник: chebo.pro