Любой человек, регулярно пользующийся очками, сталкивался с тем, что с ними случаются какие-либо неприятности. От ослабевшего винтика, крепящего заушину к оправе, до сломанной оправы. И если с первым может справиться даже ребёнок, то во всех остальных случаях потребуются советы опытных людей, определённая оснастка и инструмент, а также навыки работы с этим инструментом. О том, какие инструменты и оснастка потребуются для ремонта, советы по ремонту той или иной детали оправы очков будет рассказано в ниже.
Причины поломок
Сначала хотелось бы остановиться на причинах возникновения тех или иных поломок. Как правило, таких причин две:
- Первая — естественный износ деталей оправы очков из-за их длительной эксплуатации.
- Вторая – воздействие на оправу грубой физической силы. Уронил, да ещё и наступил. Не заметил и сел на них. Положил без футляра во внутренний карман и тебя прижали в толпе, среди пассажиров общественного транспорта.
Исправить большинство возникших поломок самой оправы вполне доступно домашнему мастеру.
Замена линз в оправе
Для ремонта оправы могут потребоваться следующие инструменты и материалы:
- часовая отвёртка, перочинный нож;
- маленькие пассатижи, миниатюрные тиски;
- электродрель, электропаяльник;
- универсальный клей;
- рыболовная леска 0,3 мм.
Оправа очков может быть исполнена из металла или пластмассы. Сходства в их ремонте заканчиваются на восстановлении работоспособности шарнира. Поэтому начнём с него.
В шарнире разболтались отверстия, потерян винт
Чаще всего в шарнире разбалтываются отверстия, куда вставляется винт крепящий заушину к оправе. Бывает даже так, что такой винтик теряется. Такую мелочь в запасе вряд ли можно найти. Хотя запасливый хозяин может припрятать либо его аналог из очков, которые не подлежат восстановлению, либо посмотреть где такие винтики можно найти. Например, в сломанном калькуляторе.
Если оказалось, что сбита резьба, её можно восстановить, вкрутив винтик чуть большего диаметра. Будучи сделанным из более твёрдого металла он восстановит сбитую резьбу, и шарнир будет держаться крепко.
Для большей надёжности конец этого винтика можно расклепать. Если же подходящего винта подобрать не удалось, то выход только один. Подобрать кусочек медной или стальной проволоки, вставить его в проушины, обрезать с обоих концов оставив запас 0,3-0,5мм и расклепать оба конца при помощи маленького молотка. Хорошо подойдёт латунная булавка с головкой на одном конце d=0,3-0,5мм. При расклёпке противоположного конца она расплющится и придаст этой части шарнира аккуратный вид.
Раскололась дуга окошка линзы
Такое встречается у пластиковых оправ. Проблему можно решить, пойдя самым очевидным на первый взгляд путём — склеив дужку оправы в месте раскола. Но! Подобрать супер клей достаточно трудно. Также нужно помнить, что возникает большая нагрузка в месте разрыва.
Поэтому специалисты советуют снизить нагрузку, приклеив линзу по всему периметру окошка, перед тем как склеивать место разлома.
Для более надёжного склеивания самой оправы и линзы с ней, на какое-то время туго стянуть это место суровой ниткой или леской. Очень удачно этот метод подойдёт в том случае, если оправа сломана в двух местах. Пластиковую линзу перед нанесением клея на её торцы с обеих сторон оклеить скотчем. В состав такого клея входит растворитель, который может повредить линзу. Место стыка разломанных частей после высыхания клея зачистить и зашлифовать.
Если будут заметны царапины, можно покрыть это место тонким слоем бесцветного лака для ногтей. Надёжным будет стык, если сломавшиеся части оправы сварить методом горячей сварки. Характеристики пластика позволяют это сделать. Но оплавленное место стыка будет выглядеть неаккуратно. Придать им товарный вид будет очень трудно.
Стекло выскакивает при резком повороте головы
Это характерно для очков с тонкой металлической оправой. Причин здесь может быть две.
Либо ослабло крепление винта соединяющего две части окошка линзы. В этом случае достаточно будет затянуть винт до упора часовой отвёрткой, а противоположный конец развальцевать. Либо сделанная из тонкого металла оправа погнулась и в таком виде не в состоянии удержать линзу на месте.
Тут уж нужно разобрать оправу и используя линзу в качестве болванки выправить оправу по её контуру. Эта работа должна быть выполнена как можно более осторожно. Метал, как правило, очень тонкий, частые и резкие изгибы его могут привести к необратимым последствиям. После чего, раз уж линза была извлечена из оправы, можно для надёжности посадить её на клей, стянуть винтами и быстро удалить излишки клея.
ВНИМАНИЕ! Совет специалиста. После разборки оправы очистите внутренний периметр окошек линз от грязи накопившейся там за время пользования очками.
Оправа расколота пополам у переносицы
Непосредственно перед работой необходимо приготовить некоторые приспособления. В первую очередь сделать так называемый кондуктор. Это тонкая деревянная пластина длиной чуть меньше ширины очков и шириной равной высоте оправы. Во избежание нанесения царапин на линзы обмотать эту пластину тонкой мягкой тканью. Для этого можно использовать деревянную линейку.
В ходе работы потребуется дрель со сверлом возможно меньшего диаметра. Нужно подумать о том, как закрепить её неподвижно. В этом случае руки будут свободны для выполнения других работ. Перед началом работы место разлома на обеих половинках оправы тщательно обезжирить.
Одна половинка оправы фиксируется на кондукторе при помощи обычной канцелярской резинки. Вторая половинка плотно прижимается к первой и точно таким же способом фиксируется.
Перед тем как приступить к склеиванию, необходимо убедиться в том, что все детали закреплены надёжно и в процессе работы не сдвинутся. После этого нанести на место разлома клей следя при этом за тем, что бы не образовывались пузырьки воздуха. Затем убрать излишки клея и на какое-то время оставить очки в покое дабы дать клею высохнуть.
Следующий шаг – подобрав оптимальное расстояние в обеих половинках оправы возле места разлома просверлить два сквозных отверстия с верхних торцов оправы. В одно из них при помощи иглы вставляется обычная нитка длиной 120 см сложенная вдвое. Затем эта нитка вдевается во второе отверстие, затем она протягивается снова в первое. Эта процедура повторяется два – три раза.
Больше не позволит диаметр просверленного отверстия. Нитка при каждом витке натягивается насколько можно более сильно. Оставшиеся концы разводятся в разные стороны и закрепляются скотчем на дужках очков. Нитки, выполняющие роль бандажа, промазываются клеем.
ВНИМАНИЕ! Совет специалиста. Некоторые советуют зачистить место разлома наждачной бумагой. Вряд ли стоит это делать. Ведь разлом, а не гладкий срез.
Совпадение зубцов и впадин разлома будет способствовать более крепкому соединению обеих частей оправы.
Вслед за этим с дужки очков снимается один из концов нитки и аккуратно, крепко, виток к витку наискось наматывается на место склейки. Зафиксировав эту нить на противоположном конце бандажа скрепить его витки между собой залив их клеем. Следом выполняется такая же операция со вторым концом нитки. При этом скос идёт в противоположном направлении.
Такая крестообразная намотка делает соединение более прочным. В обоих случаях таких слоёв намотки нужно сделать два–три, не забывая при этом пропитывать каждый слой клеем.
Сломана часть шарнирного соединения запрессованная в оправу
В первую очередь при помощи бокорезов и надфиля следует избавиться от остатков вплавленного в оправу элемента шарнира. Или хорошенько разогрев мощным паяльником этот обломок пинцетом извлечь его из оправы и зашлифовать освободившееся место.
Затем из медной или стальной проволоки диаметром соответствующим размеру проушины оставшегося в заушнике элементу шарнира выгнуть петлю внутренним диаметром равным крепящему элементы шарнира винту. После того как будет выбран нужный диаметр получившейся петли при помощи миниатюрных пассатижей с круглыми губками придать заготовке вид греческой буквы омега.
Следующий этап – установка полученного элемента шарнира на место. Прихватив полученную заготовку миниатюрным пинцетом прижать её в месте установки и нагреть мощным паяльником. В процессе нагрева петля будет постепенно углубляться в оправу до нужной глубины. Когда будет достигнута нужная глубина, паяльник убирается, пластмасса застынет, и петелька прочно укрепится в оправе.
Остаются отделочные работы. Неровности образовавшиеся в процессе крепления проушины можно убрать при помощи того же паяльника. Место зашлифовать мелкозернистой шкуркой. Утратившийся после шлифовки блеск можно восстановить с помощью бесцветного лака для ногтей.
Заушники расходятся и очки плохо держатся на лице
Причины расхождения заушников для металлических и пластиковых оправ очков разные. Общая только одна – разболтались отверстия в шарнирных соединениях после долгой эксплуатации. О ликвидации этих недостатков говорилось в пункте первом. При эксплуатации очков в пластиковой оправе одной из причин расхождения заушников является то, что стираются грани в местах их соприкосновения с оправой. В результате угол расхождения заушников превышает установленные 100 градусов.
Здесь можно решить проблему, если восстановить стёршуюся часть одной из поверхностей путём наплавления или наклеивания на неё тонкого слоя пластмассы. Можно использовать клей, который после высыхания приобретёт известную твердость. После чего тщательно эти вставки зашлифовать, подгоняя их до нужного размера по толщине.
Конечно, при накладке этих вставок не следует их вырезать по площади точно. Их можно подогнать по окончании работ по наклейке вставок. У оправ из металла бывают разные способы крепления заушников к оправе. Есть такие, когда заушник крепится к составляющему единое целое с оправой кронштейну.
Бывает так, что под воздействием грубой силы эти кронштейны могут быть отогнуты в любую сторону. В этом случае их можно вернуть в исходное положение при помощи миниатюрных пассатижей.
Сломан заушник в задней части
Заушники ломаются только в тех случаях, если не применён в качестве основы металлический стержень. Как правило, такие заушники сделаны из достаточно толстого пластика. Поэтому соединить сломанные части можно при помощи ниточного бандажа по методике, описанной выше.
Учитывая ширину и толщину заушника часть его можно сточить надфилем для того что бы в получившийся паз наложить бандаж. В этом случае он не будет сильно выделяться на поверхности заушника.
Другой способ заключается в том, что можно в центре обоих обломков высверлить отверстия, в которые можно вставить металлический штифт длиной 15 — 20 мм. После того как с помощью этого штифта обе части заушника будут состыкованы место их соединения смазать суперклеем.
Оправа выгнута наружу и очки плохо держатся на лице, выгнулись в дугу заушники
Пластиковая оправа и заушники могут быть выгнуты только под воздействием высокой температуры. Они достаточно упруги чтобы, сохранять форму изгиба под воздействием силы. Значит, придать им прежнюю форму можно тем же способом – нагреть их и выгнуть в исходное положение. Нагреть до нужной мягкости можно в горячей воде – кипятке воспользовавшись парой пассатижей. Пластик, из которого сделаны очки, хорошо поддаётся нагреванию и эта операция обычно проходит успешно.
После того как исправляемая деталь достаточно прогреется вынуть её из воды. Заушник положить на ровную поверхность и придавить чем – либо тяжёлым до полного охлаждения. Оправе придать нужный изгиб и держать в таком положении руками тоже до полного охлаждения. Изогнуться она может только на месте перемычки между окошками линз. Сюда и следует приложить основные усилия.
Деформации металлических оправ и заушников можно исправлять путём механического воздействия пассатижами или просто руками.
Источник: vashe-zrenie.ru
Что делать, если сломалась оправа очков?
Давайте рассмотрим варианты восстановления очков в пределах Сысерти. Если у Вас сломалась оправа очков, есть три выхода из ситуации.
1. Самый дорогой выход — это заказать целиком новые очки.
Если сломалась оправа очков то в данном варианте у Вас будут новыми оправа и линзы.
2. Второй выход из ситуации подходит, если стекла очков остались целыми.
В оптике можно подобрать точно такую же оправу (что сомнительно на сегодняшний день оправ очень много и вашей оправы уже может не быть на прилавке). Скорее всего, можно подобрать оправу поменьше и линзы подточить под новую оправу. В Сысертской оптике на улице Тимирязева, 4 продаются оправы под маленькие линзы по 380 рублей. Работа по обточке линзы стоит 360 рублей за оба стекла.
В сумме очки с новой оправой, но со старыми обточенными линзами обойдутся вам примерно в 740 рублей, что мне кажется очень даже недорого в сравнении с покупкой новых очков. Продолжительность всех работ составляет 30 минут.
Будьте внимательны, существует вероятность, что расстояние между зрачками на новой оправе может не совпадать, с величиной, которая была на сломанных очках. Например, у Вас на старых очках расстояние между зрачками было 68 мм, а с новой оправой расстояние стало 64 мм. В такой ситуации может быть не комфортно смотреть через очки и на зрении это сказывается не лучшим образом.
На очках расстояние между зрачками определяют специальным прибором. Вместе с готовыми очками Вам выдадут лист, где будут прописаны все оптические характеристики очков. Если Вы меняете оправу, а линзы остаются от старых очков лучше сразу оговорить расстояние между зрачками для этого можно дать рецепт на очки или попросить, чтобы прибором замерили расстояние между зрачками на сломанных очках (если это возможно).
3. Самый дешевый, но не надежный вариант это сварка ломаной оправы.
Стоимость данной процедуры в Сысертской государственной оптике составляет 300 рублей, но оправу возят в Екатеринбург, поэтому по времени получается долго.
Вот такие варианты восстановления очков возможны при сломанной оправе. Я выбрал второй вариант, то есть линзы моих сломанных очков сточили под размер новой оправы, очки выглядят как новые.
Сломалась оправа очков — заушник
Спустя несколько лет у меня сломался заушник. Как то обращался за таким ремонтом в магазин оптики, мне тогда меняли заушник. Сразу скажу, заушник и оправу очков сложно подобрать в размер и цвет, даже в магазине оптике с их огромным выбором мне не смогли подобрать подходящие заушники и поставили какие были в наличии.
В этот раз я решил произвести данную операцию сам, у меня давно лежала сломанная оправа с целыми заушниками. Менять легко, открутил винт, далее вставил новый заушник и затянул винт обратно. На фото моя работа. Заушник тоньше оправы.
Как мне объяснили в магазине оптики самые крепкие оправы без пружинки, в них меньше деталей и они меньше ломаются.
Сломался болт оправы
Болт ни как не хотел выкручиваться, он лопнул заподлицо в теле оправы.
Как извлечь сломанный болт из оправы?
1. Я зачистил поверхность мелким напильником 2. Мелким сверлом накернил и высверлил. 3. Остатки болта достал толстой иглой.
Вывод. Дешевые и среднего ценового диапазона оправы идут китайские, болты на них мягкие и могут лопнуть.
Что делать, если сломалась оправа очков?
Привет! Я автор сайта SysertGrad.ru
Моя задача предоставлять интересную и актуальную информацию о Сысерти.
Источник: sysertgrad.ru
Разметка и выправка оправ в зависимости от типа и сложности коррекции
В предыдущем выпуске «Техника-оптика» мы закончили публикацию цикла материалов, посвященных очковым линзам, и теперь переходим к более подробному рассмотрению тематики, связанной со вторым неотъемлемым компонентом очков — оправой. По нашему мнению, начать стоит с вопросов, касающихся правильной разметки и выправки оправы, о чем мы и попытаемся рассказать в этой статье.
На сегодняшний день общепринятая практика изготовления средств очковой коррекции зрения подразумевает использование не только качественных и сложных по дизайну линз, но и оправ, отвечающих самым строгим требованиям. Для обеспечения правильной и комфортной коррекции зрения пациентов еще до начала процесса изготовления очков обязательной является процедура разметки оправы, вне зависимости от типа и сложности коррекции и при сферических линзах даже небольших рефракций (до ±1,50 дптр). Это не только необходимо для обеспечения дальнейшего комфорта пациента, но и является одним из требований ГОСТ Р 51193–2009.
Начнем с общих рекомендаций. Перед разметкой оправы необходимо сделать ее выправку с учетом антропометрических особенностей пациента и особенностей его зрительного поведения, как то: осанка человека, наклон его головы, привычка ношения очков (например, на кончике носа). Следует помнить, что в некоторых случаях, особенно при назначении сложной коррекции (использование асферических линз, многофокальных линз различных дизайнов), влияние вышеописанных факторов зрительного поведения пациента может стать причиной его отказа от своих новых очков из-за непереносимости данной коррекции.
Выправку следует начинать с подгонки длины заушника. Обычно производители оправ изготавливают заушники с запасом длины и возможностью ее корректировки. В противном случае необходимо подбирать оправу с длиной заушника, соответствующей антропометрическим особенностям конкретного пациента, или менять заушник.
Этот параметр важен, так как от него в наибольшей степени зависит дальнейшая правильная посадка оправы на лице пациента и ее разметка. Чтобы посадка была правильной, необходимо сделать выправку носоупоров в зависимости от формы спинки носа клиента. Совокупность этих действий положительно повлияет не только на правильность разметки, но и на комфортность ношения средства коррекции.
Разметка оправы осуществляется монокулярно, с учетом уже существующей коррекции пациента, по следующему алгоритму:
1. Необходимо правильно выбрать оправу под конкретную коррекцию. Например, в случае подбора прогрессивных линз классического дизайна рекомендуется выбирать оправу с широкими световыми проемами – не менее 40 мм. Стоит отметить, что современный дизайн прогрессивных линз позволяет использовать и оправы с меньшими световыми проемами (рис. 1).
При выборе оправы также необходимо ориентироваться на длину заушника, подходящую конкретному пациенту (рис. 2). В случае если длина заушника выбранной оправы не подходит, следует произвести ее регулировку.
Рис. 1. Очковая оправа с узким (вверху) и с широким (внизу) световым проемом
Рис. 2. Правильно (а) и неправильно (б) подобранная длина заушника
Во втором случае необходима его регулировка или выбор другой оправы
2. Регулируем (при необходимости) длину заушника в соответствии с антропометрическими параметрами пациента (рис. 3).
Рис. 3. Регулировка заушника:
а – первый этап: нагрев наконечника; б – второй этап: выпрямление заушника; в – третий этап: придание заушнику необходимой формы (левый заушник отрегулирован, правый – нет)
3. Регулируем носоупоры – вручную или с помощью специального инструмента (рис. 4).
Рис. 4. Регулировка носоупоров с помощью инструмента – щипцов для выправки носоупоров
4. Проверяем правильность и комфортность посадки. Не допускайте сползания оправы на кончик носа, так как должно быть выдержано вертексное расстояние: 12–15 мм (рис. 5).
Рис. 5. Неправильная (а, б) и правильная (в) посадка оправы
5. Делаем монокулярную разметку для каждого глаза. Пациент и мастер должны находиться друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и на одном уровне (для чего используется регулируемое кресло). При этом необходимо создать условия для имитации взгляда пациента вдаль: пациент смотрит правым глазом в левый глаз мастера при процедуре разметки для правого глаза и левым глазом в правый глаз мастера – для левого глаза. Данная методика позволяет обеспечить параллельность зрительных осей и исключает процесс конвергенции (рис. 6).
Рис. 6. Осуществление монокулярной разметки
6. Выполненную разметку необходимо проконтролировать в динамике при условии, что пациент будет носить очки постоянно, а не пользоваться ими только стационарно (сидя за столом). Нужно попросить пациента снять, а затем надеть очки, пройтись в них и проверить произведенную разметку на соответствие требуемым параметрам.
Данная разметка позволит обеспечить изготовление очков с учетом индивидуальных параметров пациента в строгом соответствии с ГОСТом. При выдаче же заказа необходимо произвести окончательную выправку оправы и контроль положения оптического центра линзы в соответствии с положением зрачка (рис. 7).
Рис. 7. Правильно изготовленные очки для дали со сферическими линзами
Оптический центр линзы в готовых очках совпадает с центром зрачка
Стоит отметить, что существуют особенности контроля очков в зависимости от типа их конструкции, назначения и дизайна применяемых линз. Так, при окончательном контроле очков с линзами сферического дизайна для дали оптические центры линз должны четко совпадать с центрами зрачков пациента при взгляде вдаль. Если необходимо провести контроль очков с асферическими линзами, то оптический центр каждой из линз должен быть ниже центров зрачков на величину, определяемую по пантоскопическому углу наклона оправы (на каждый градус пантоскопического угла оптический центр должен быть опущен на 0,5 мм, но не более чем на 4,0 мм). В случае очков с прогрессивными линзами временная разметка, нанесенная на них производителем, помогает произвести окончательный контроль перед выдачей заказа: в правильно изготовленных очках установочный крест должен совпадать с центром зрачка пациента. Правильное центрирование линз позволит исключить нежелательное призматическое действие и пагубное влияние аберраций в периферических зонах.
Итак, сегодня мы кратко рассмотрели основные особенности разметки и выправки оправ в зависимости от типа и сложности коррекции. В следующем материале мы планируем затронуть тему контроля готовых очков в соответствии с существующими нормативными требованиями и документами.
Источник: www.ochki.com