Проведение итогового сочинения (изложения), как правило, происходит на базах школ или местах, которые определяются органами исполнительной власти в сфере образования на региональном уровне.
Сдача этого экзамена означает доступ к государственной итоговой аттестации и является обязательным для всех выпускников школ. Также к написанию итогового сочинения допускаются выпускники, которые не получили допуск к государственной аттестации в прошлом году. По итогам написания участники экзамена получают «Зачет» или «Незачет». Поступающие в ВУЗы могут воспользоваться успешной сдачей экзамена – ВУЗы переводят результаты в баллы, которые будут суммироваться с оценками ЕГЭ. Максимально можно будет получить 10 баллов, однако каждый университет или институт оставляет за собой право использования своих критерий оценивания.
В самом начале итогового сочинения члены комиссии образовательной организации проводят инструктаж, на котором рассказывают учащимся о правилах оформления итогового сочинения, оговаривают время выполнения задания и о том, где и когда можно будет узнать результаты.
как я сдавала итоговое сочинение
Перед тем, как приступить к написанию итогового сочинения, участникам необходимо заполнить бланк регистрации, где будет указываться номер темы сочинения (состоит из трех цифр).
При себе, во время проведения итогового сочинения, разрешается иметь только:
- удостоверение личности;
- ручку;
- орфографический словарь;
- черновики.
С чего начать подготовку к итоговому сочинению?
Для подготовки, участникам задолго до экзамена сообщаются пять направлений тем итогового сочинения. В рамках этих пяти направлений будут оглашены темы на экзамене, которые станут основой сочинения (изложения). Дополнением к подготовке и почвой для размышлений станет список предложенной литературы. Эта литература будет очень полезной и может стать основой для сочинения. Темы сочинения становятся известными за 15 минут до начала написания.
К рассмотрению будут допускаться тексты объемом не менее. На работу выделяется 3 часа 55 минут. Результаты итогового сочинения будут известны через 7 дней после проведения.
Чтобы успешно написать сочинение, необходимо заранее тщательно подготовится, так как во время его проведения запрещается использовать тексты литературных произведений. Поэтому не стоит пренебрегать рекомендованной литературой, а прочесть необходимые художественные произведения. Они помогут расширить кругозор, пополнить словарный запас, использовать правильные аргументы, чтобы обосновать вашу позицию в затронутом вопросе. Итоговое сочинение без примера и литературного аргумента будет оцениваться в ноль баллов.
Источник: spravochnick.ru
Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе
Воложина, И. В. Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе / И. В. Воложина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52063/ (дата обращения: 22.09.2023).
КАК СДАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ? советы+лайфхаки
Актуальная проблема для любого выпускника школы — получение документа о среднем (полном) общем образовании, путем успешной сдачи итогового сочинения по литературе, а значит и ЕГЭ по русскому языку. Поэтому в данной статье затронуты аспекты методической работы учителя при формировании навыков успешного написания итогового сочинения выпускниками соответственно заявленным критериям оценивания.
Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе,план сочинения-рассуждения, клише для итогового сочинения.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (далее — Стандарт) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [2]. В соответствии со Стандартом современное образование стремится достичь не только высоких предметных образовательных результатов обучающихся, но и сформировать у выпускников способность адаптировать полученные знания и умения в любых направлениях, как в области образования, так и в других общественно-полезных сферах деятельности человека.
Поэтому, с 2014/2015 учебного года в образовательных организациях РФ было введено обязательное условие допуска к ЕГЭ — итоговое сочинение (ИС) по литературе. Целью ИС является проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на изученные произведения в рамках школы или самостоятельно, а также — развитие навыков правильного формулирования и изложения собственных мыслей.
Ведь не секрет, что грамотная речь, как в письменном, так и в устном эквиваленте высоко ценится во всех направлениях человеческой деятельности. Благодаря этой способности можно занять неплохую нишу в обществе. Народ зря не скажет — «язык до Киева доведет».
Итак, данное сочинение обязательно для всех учеников 11 классов, независимо от выбранного профиля обучения (гуманитарный, технический и проч.). Испытание начинается в 10 часов утра (по местному времени) в первую среду декабря (пересдать можно в феврале и в мае текущего года) и длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланков не входят в этот промежуток времени. Объем сочинения должен быть не менее 250 слов, норма — 350, но ограничений нет. Работы оценивают учителя-словесники и независимые эксперты по принципу «зачет/незачет».
На сайте ФИПИ («Федеральный институт педагогических измерений») говорится, что «итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично.
Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т. д.». Так, вышеуказанное определение проверяется в сочинениях одиннадцатиклассников по пяти критериям: «Соответствие темы», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи» и «Грамотность». Чтобы получить «зачет», необходимо набрать баллы хотя бы по 3 критериям из 5. Но несложные принципы проверки сочинений от Рособрнадзора таят в себе долгую, кропотливую работу учителей-словесников над грамотной письменной речью обучающихся, и трудоемким накоплением у выпускников знаний произведений русской и зарубежной литературы. Тем более что умение излагать свои мысли в письменной речи на высоконравственную тему с привлечением литературных аргументов — сверхзадача для современного не читающего поколения твитера и ватсапа.
Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдаче итогового сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в среднем звене на уроках русского языка.
Так, одним из методов обучения может служить подробный анализ, как готовых текстов, так и текстов собственного сочинения (до рецензии далеко, но хорошо развиваются навыки орфографической зоркости слов — Критерий № 5). Одним из вариантов данного метода можно назвать — взаимопроверку творческих работ учеников по эталону, где работает и зрительная и словесно-логическая память.
Например, школьникам после изучения темы «Типы и стили речи» предлагается создать свой текст по заданному шаблону с пропусками слов (в 5–6 классах) или предложений (в 7–8 классах). А далее по критериям учителя данные тексты проверяются учениками и на правописание слов, и на структуру созданного текста. Поэтому сказать, что ученики 11 класса начинают подготовку к ИС с нуля, нельзя.
Ведь в школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Да, безусловно, учителя на всех предметах учат составлять последовательный, логичный ответ. Но только на уроках литературы и русского языка задача развития речи школьников решается целенаправленно и систематизировано.
Выбор конкретных методов обучения написания итогового сочинения (изложения) зависит от уровня развития учебных навыков школьников. Но можно назвать общие методы подготовки к написанию итогового сочинения-рассуждения на высоконравственную тему с привлечением аргументов из литературы:
Автор
Краткие выходные данные
Название произведения
Главные герои иих характеристика
После заполнения данной таблицы работать над критерием № 2 «Аргументация» становится проще.
- Следующим важным этапом при подготовке к ИС по литературе становится заучивание плана сочинения-рассуждения инеобходимых клише.
А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);
Находим ключевые слова в выбранной теме. Даем им определение. Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.
Б) Аргумент № 1 (Доказательство № 1);
На страницах художественных произведений тема сочувствия затрагивается очень часто. Вспомним, например, пьесу М. Горького «На дне»… Подчеркнутые слова в клише можно заменять соответственно выбранной теме.
Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие мою позицию. Во-первых, …
Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать следующие выводы: …
Необходимо заметить, что в сочинении должно быть не менее 250 слов. При меньшем количестве слов можно получить «незачет», поэтому стоит пересчитывать слова после каждого абзаца и помнить соотношение:
тезис + вывод = 1/3 всего объема текста.
4. Пишем сочинение. Не одно.
Здесь присутствует еще одно условие — взаимопроверка по критериям, чтобы научится видеть ошибки на чужом произведении. Обязательно должна быть обратная связь с учителем — подробный комментарий к каждой ошибке.
Таким образом, подробно прорабатывая каждое направление можно благополучно подготовиться к успешной сдаче итогового сочинения.
- Приказ Минобрнауки от 17 дек 2010 № 1897.
Основные термины (генерируются автоматически): итоговое сочинение, литературный материал, русский язык, класс, критерий, литература, направление, общее образование, письменная речь, успешная сдача.
Источник: moluch.ru
Готовимся к Итоговому (декабрьскому) сочинению!
1 декабря 2021 года все 11-классники России будут писать Декабрьское сочинение по литературе. По его результатам осуществляется допуск к ЕГЭ по русскому языку. Но, кто-то получит формальный зачёт, а другие ребята – до 10 дополнительных тестовых баллов и поступят в вуз на бюджет. Ирина Михайловна Храпова раскроет все секреты получения максимального результата на интенсиве «Мастерская декабрьских сочинений», который состоится уже 4-8 октября. Мы каждый год готовим к декабрьскому сочинению на отлично! ЗАДАТЬ ВОПРОС ИЛИ ЗАПИСАТЬСЯ
Мастерская декабрьских сочинений
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года: 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека. 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема. 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. ИНТЕНСИВ проходит 5 дней, с 4 по 8 октября.
За эти дни ребята проработают все 5 направлений!
По каждому направлению:
— Определим все возможные темы сочинений. — Разберём 8-10 литературных произведений. — Напишем 3-5 сочинений. Все сочинения будут проверены. Как в школе – по 5 критериям; как в вузе – по 10 критериям, с оцениванием от 3 до 10 тестовых баллов.
В чём наша уникальность?
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами. Информация на странице «Готовимся к Итоговому (декабрьскому) сочинению!» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела. Публикация обновлена: 17.09.2023
Источник: ege-study.ru