Красивая речь складывается из трех компонентов: правильного дыхания, звучного голоса и внятной артикуляции. Вы наверняка слышали о том, что будущим актерам и вокалистам «ставят голос», но за этой туманной формулировкой скрывается кропотливая работа сразу в трех направлениях: дыхание, голос, дикция.
Если вы хотите звучать, как профессиональный диктор, и поставили цель стать превосходным оратором, вам тоже придется уделить внимание каждому из этих аспектов. Иногда человеку кажется, что речь у него внятная, дышит он правильно, только голос подкачал. Поэтому он уделяет внимание одному типу упражнений, игнорируя все остальные. Это ошибка, которой следует избегать.
Чтобы услышать недостатки речи, нужно быть профессионалом. Вам может казаться, что вы говорите безупречно внятно, но любой преподаватель ораторского мастерства, вокалист или логопед скажет, что вы «глотаете» звуки или неправильно артикулируете. К тому же компоненты красивой речи взаимосвязаны и по отдельности развиваются плохо. Правильной артикуляции и красивого тембра не будет без тренировки дыхания, а дикционные упражнения заодно улучшают звучание голоса.
Развитие правильного дыхания
Дыхание – физиологическая основа речи, поэтому начинать постановку голоса следует с него. Цель дыхательных упражнений – отработка сильного, экономного и равномерного выдоха. Если вы говорите тихо, то с высокой долей вероятности проблема кроется именно в слабом выдохе. Также нужно научиться пополнять легкие незаметно, чтобы речь не прерывалась ненужными по смыслу паузами.
Для этого придется задействовать весь мышечный аппарат грудной клетки, включая ребра и диафрагму. Наконец, на дыхание влияет поза, поэтому не забудьте расправить плечи и подтянуть живот.
Упражнение 1
Тренируем правильное дыхание. Станьте прямо, но не напрягайтесь. Положите одну ладонь на верхнюю часть живота, вторую – сбоку на талию. Это нужно, чтобы вы могли почувствовать движения ребер и диафрагмы во время упражнения. Без усилия вдохните, а выдыхайте на счет от 1 до 5. Считать вслух не надо, сосредоточьтесь на движении ребер и диафрагмы.
Грудная клетка не должна растягиваться, как при глубоком вдохе! Вдох короткий и естественный, выдох – долгий и плавный, но без усилия.
Упражнение 2
Экономный вдох – короткий и бесшумный. Послушайте аудиокнигу, которую читает известный актер, и обратите внимание: вы не слышите, как он вдыхает. Вы также можете записать собственное чтение вслух, чтобы убедиться: вдох может быть слышен, иногда из-за него возникают нарушающие смысл паузы. Чтобы этого не происходило, тренируем экономный вдох.
Для этого нужно вдохнуть носом, задержать на счет 1-3 дыхание и плавно выдохнуть через рот на счет от 1 до 5. Выдох – долгий и плавный, вдох – короткий и естественный. Следите за мышцами пресса! Они не должны расслабляться, живот должен быть подобран.
Упражнение 3
Еще одно упражнение на экономный выдох. Сделайте глубокий вдох через нос на счет 1-3. Задержите дыхание на счет «раз», а затем плавно выдыхайте через рот, произнося «с», «ф» или «ш». Звук «с» должен звучать без толчков, вибрации или ослабления к концу выдоха.
Упражнение 4
Переходить к этому упражнению следует только после того, как вы освоили экономный вдох и плавный выдох на звуках «с», «ф» и «ш». Положение тела то же: стоя, плечи развернуты, живот подобран. Сделайте глубокий вдох через нос, короткую паузу, а затем на одном выдохе читайте скороговорку. Она должна звучать плавно, без толчков и пауз для забора воздуха.
Постановка голоса
Работа над постановкой голоса начинается с поиска собственного тембра и естественного звучания. Это отправная точка: определите громкость и тембр речи, при которых голосовые связки не напрягаются, речь не срывается в визг или хрип. Запомните естественное звучание: ваша задача – улучшить силу и выразительность речи именно в этом комфортном состоянии. Можете записать на аудио короткий отрывок стиха, скороговорку или отрывок прозы в своем тембре, чтобы затем можно было сравнить звучание до и после упражнений. Если постоянно перенапрягать связки, голос «сорвется».
Упражнение 1
Занимайтесь сидя, но не сутультесь – положение тела влияет на звук. Слегка приподнимите голову. Сделайте глубокий вдох через нос, а на выдохе тяните сонорные звуки: «л», «м», «л», «р». Следите, чтобы звук получался равномерным, не дрожал, не угасал и не срывался.
Упражнение 2
Усложните предыдущее упражнение: добавляйте к сонорным звукам гласные. Произносите их на выдохе плавно и протяжно, как будто поете. Важно: акцент должен быть не на гласном звуке, а на сонорном: «ммма», «ммме», «ммми» и так далее. Чтобы поставить речь и расширить диапазон, постепенно усиливайте громкость: каждый слог произносите тихо, громче и громко. Затем в обратном порядке: громко, тише, тихо.
Упражнение 3
Если получается протягивать слоги равномерно, без дрожания и толчков, переходите к следующему уровню сложности. На выдохе проговаривайте серию слогов с каждым сонорным, например: «ла», «ле», «ли», «ло», «лу», «лы», «лэ», «ля». Слоги не должны сливаться в одно слово, делайте между ними паузу. Сначала говорите медленно, затем – с ускорением к концу ряда, затем – с замедлением.
Выпишите слоги заранее: необходимость держать их в памяти будет отвлекать от основной задачи по развитию речи. По такому же принципу можно заниматься со скороговорками.
Упражнение 4
Это упражнение развивает не только голосовой диапазон, но также артикуляцию. Используйте сложные сочетания согласных для отработки техники речи и правильности произношения. Для этого произносите слоги слитно. Но читайте их построчно: одна строка – один долгий плавный выдох. Сначала читайте медленно и шепотом, затем громче и в естественном темпе, затем быстро и громко. Используйте камушки или орешки – препятствия для языка. Примеры сложных слогов:
- ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
- БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
- МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
- РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
- ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
- ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
Развитие дикции
Если работать со сложными сочетаниями согласных хотя бы по 10-15 минут 6 дней в неделю, уже через месяц-другой у вас будет профессиональная дикторская артикуляция и правильная техника произношения. Но этого недостаточно, потому не забывайте про дополнительные способы улучшения артикуляции.
Упражнение 1
Разверните плечи, подберите живот, расслабьтесь. Это рабочее положение. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнести короткую скороговорку – любую. Например, «купи кипу пик». Сначала беззвучно шевелите губами, на новом выдохе проговорите ее четко, но шепотом.
Затем тихо, громче и громко. Темп должен нарастать вместе с громкостью, но не спешите строчить, как из пулемета, главное – правильность артикуляции.
Упражнение 2
Для техники произношения полезно читать вслух стихи, отбивая ритм ладонями и двигая плечами. Стихотворения выбирайте на свой вкус, но эффективнее всего работать с детскими стихами, потому что у них простой ритм. Тренировка техники произношения требует упорства и дисциплины. В среднем, чтобы добиться результатов, нужно 2-3 месяца. Самостоятельно заниматься так долго сложно, легко потерять мотивацию или наделать ошибок, поэтому приходите в нашу школу ораторского мастерства на индивидуальные или групповые занятия!
Источник: oratoris.ru
Как управлять голосом и подготовить его к выступлению, записи видео или аудио
Дмитрий Дементий Редакция «Текстерры»
Когда человек выходит на сцену или появляется на экране, аудитория оценивает его в течение нескольких секунд. Первое впечатление формируется с помощью невербальных сигналов. Иными словами, за несколько секунд слушатели решают, можно ли вам доверять и стоит ли вообще вас слушать. Они делают это еще до анализа смысла и актуальности того, что вы говорите.
Вы посылаете невербальные сигналы с помощью внешности, позы, мимики, манеры держаться, одежды, аксессуаров, голоса. Из этой статьи вы узнаете, как управлять голосом и готовить его к публичному выступлению.
Как звучит голос сильного и уверенного в себе человека
Каким должен быть голос, чтобы его обладатель производил на аудиторию благоприятное впечатление? Ниже перечислены характеристики:
- Низкий.
- Достаточно громкий.
- Эмоционально окрашенный.
- Обладающий приятным тембром, не имеющий дефектов.
- Управляемый, меняющийся в соответствии с ситуацией.
Фрэнк Синатра — обладатель знаменитого бархатного голоса. Можно сказать, эталон
Какой голос может посылать аудитории негативные невербальные сигналы? Вот наиболее типичные черты:
- Высокий. Обратите внимание, сам по себе высокий голос — это не проблема. О неуверенности человека говорит «задавленный» голос, который генерируется в ротоглотке. В этом случае расположенные анатомически ниже части речевого аппарата не принимают участия в генерации звука.
- Тихий. Стоит отметить, что хороший оратор может говорить тихо и удерживать внимание аудитории. Он может подстраивать громкость к ситуации. Неуверенному в себе человеку сложно говорить громче, так как часть мускулатуры, участвующей в дыхании и генерации голоса, у него заблокирована.
- Эмоционально бедный. Если оратор не может подчеркивать голосом эмоции, он лишается важного коммуникационного канала.
- Имеющий дефекты. Гнусавость, коверкание звуков, хрип и другие дефекты обычно производят негативное впечатление. Из этого правила есть исключения: чего стоит хриплый голос Высоцкого.
- Ригидный. Если оратор не может менять голос в соответствии с ситуацией, он рискует остаться без слушателей. Например, выступая перед аудиторией в огромном актовом зале, вы естественно стараетесь говорить громче. Если вы через пять минут должны войти в небольшую аудиторию и сказать несколько слов 10 слушателям, вам нужно подстроить голос к ситуации.
Продвинем ваш бизнес
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Как улучшить голос
Характеристики голоса человека частично определяются врожденными и приобретенными особенностями анатомии организма. Например, если у вас искривление носовой перегородки, полученное в результате упорных занятий боксом в детстве, вы будете гнусавить, пока не сделаете операцию. Если вы от природы обладаете сопрано, вы вряд ли будете говорить во время публичных выступлений низким голосом. Однако вы можете повлиять на характеристики голоса, которые определяются физиологическими особенностями речевого аппарата и организма в целом. Многие физиологические процессы и состояния формируются нашей психикой, поэтому они поддаются сознательному управлению.
Как влиять на голос с помощью позы
Лягте на пол, свернитесь калачиком и прижмите подбородок к груди. Расскажите свое любимое стихотворение. Смешно? Этот утрированный пример показывает, что поза влияет на характеристики голоса.
Чтобы ваша речь звучала уверенно и убедительно, старайтесь говорить стоя. Плечи должны быть развернуты и опущены. Спину необходимо выпрямить, а живот расслабить. Если вы носите ремень, перед выступлением не затягивайте его слишком туго. Если возможно, перед выходом на сцену сделайте несколько простых упражнений:
- Встаньте ровно и несколько раз поднимите руки вверх через стороны.
- Расставьте руки в стороны и несколько раз обнимите себя.
- Расставьте руки в стороны и согните в локтях. Несколько раз сомкните лопатки.
- Наберите в легкие воздух и задержите дыхание. Перекатывайте воздух из груди в живот. Так вы разминаете и разблокируете диафрагму.
- Наберите полные легкие воздуха. Выдохните со звуком «а» и легко постучите себя ладонью по груди.
Во время выполнения упражнений не делайте резких движений. Дышите ровно. Эти упражнения помогут вам подготовить к выступлению легкие, нижнее дыхательные пути, межреберные мышцы, мышцы живота и диафрагму.
Как подготовить к выступлению речевой аппарат
Теперь вам необходимо подготовить к выступлению верхние дыхательные пути, голосовые связки, язык, мышцы лица и шеи. Для этого подходит следующий комплекс и даже его отдельные упражнения:
- Несколько раз наклоните голову вперед, назад и в стороны.
- Разомните нижнюю челюсть: несколько раз откройте рот как можно шире, сделайте жевательные движения, поводите челюстью из стороны в сторону.
- Сделайте с усилием несколько глотательных движений. Кстати, это упражнение — хорошая профилактика простуды и вирусных инфекций в холодное время года. Когда вы с усилием сглатываете, то активизируете кровообращение в ротоглотке и стимулируете выработку слюны, которая содержит защитные вещества.
- Прокашляйтесь, проговорите несколько слов, спойте куплет из любимой песни.
- Улыбнитесь, пошлите знакомому или отражению в зеркале воздушный поцелуй.
- Сделайте несколько глотков воды. Обратите внимание, вода должна быть комнатной или немного теплее комнатной температуры. Слишком холодная и слишком горячая жидкость ухудшает звучание голоса.
Во время выступления старайтесь сохранять на лице легкую улыбку. Это предотвратит неосознанное напряжение мимических мышц, которое негативно влияет на голос.
Как успокоиться перед выступлением
Не секрет, что волнение и испуг негативно влияют на голос. Чтобы говорить убедительно и красиво, вы должны чувствовать себя спокойно и уверенно. Чтобы успокоиться перед выходом на сцену, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Заранее выберите в зале одного человека, который вам нравится. Это может быть ваш знакомый. Представьте, что вы выступаете исключительно для него: смотрите на этого человека, адресуйте ему реплики и вопросы.
- Перед началом выступления представьтесь и коротко перечислите свои регалии и достижения.
- Во время выступления старайтесь не опускать руки ниже груди. Жестикулируйте. Если возможно, ходите по сцене. Движение предупредит закрепощенность и прибавит вам уверенности.
- Улыбайтесь. Улыбающийся человек редко бывает закрепощенным и неуверенным в себе.
- Держите что-либо в руках. Это может быть лазерная указка, блокнот с тезисами речи, прототип продукта. Избегайте суетливых мелких движений: не комкайте бумагу, не щелкайте кнопкой ручки и т.п.
- Не забывайте, большинство присутствующих плевать на вас хотело. Люди думают только о себе, о своей выгоде, внешнем виде. Такой настрой будет полезным, если вы сильно переживаете.
Старайтесь относиться к происходящему с юмором и иронией. Это универсальный рецепт, помогающий бороться с переживаниями в разных ситуациях.
Голос истины звучит тихо
Если вы стали общепризнанным авторитетом в своей отрасли, люди будут шикать друг на друга и ловить ваши слова, даже если вы говорите шепотом. Чтобы достичь этого уровня, во время первых выступлений вы должны говорить уверенно и громко, а ваш голос должен нравиться аудитории. Используйте описанные выше упражнения и рекомендации, чтобы быстро подготовиться к выступлению. Обратите внимание, этот комплекс поможет вам улучшить характеристики голоса, если вы будете выполнять его планово.
Источник: texterra.ru
Ставим голос
Безусловно, в настоящее время коммуникативные навыки играют ключевую роль в жизни человека. От них во многом зависит успех в жизни, они влияют на отношение к тебе других людей. Данная статья посвящена голосу.
Согласитесь, обладание хорошим голосом очень важное и полезное свойство человека. Голос мы используем чаще мыла, еды и женщин. Он заполняет всю нашу жизнь, он используется всегда и везде. Голос является одним из важнейших средств взаимодействия. Но голос — не совершенен, он имеет свойство портиться. Но в отличие от сгоревших пельменей его вполне можно восстановить, и улучшить.
Данная статья является введением в эту тему, и помимо теории, вы найдете тут практические упражнения.
Бла бла бла
По постановке голоса существует как множество учебников, так и огромное количество курсов на основе этих учебников. Если вас заинтересует эта тема, то рекомендую пройти специальные курсы, где обученный человек будет более кропотливо вас учить, что возымеет больший эффект.
По книжкам тоже хороший вариант, советские издания по постановке голоса у многих вызывают большее доверие, нежели курсы неизвестных фирм. Так же, голос не ставится за неделю, и не за месяц. Долгое время надо будет выполнять одинаковые упражнения, что нецелесообразно делать на курсах. Курсы больше нужны чтобы дать основу. Конечно есть места, где профи будут вести вас от начала до конца, но это дорого.
Данная же статья, хотя не является профессиональным пособием, вполне удовлетворит любовь многих людей через интернет качать пресс научиться чему-либо без особых вложений.
Хочу написать цикл статей если тема будет востребована, посему ваши отзывы будут нужны.
Данная глава про…
Ваш громкий, всеобъемлющий и разрушающий голос
Наверняка вы встречали людей, которые говорят громко, их голос заполняет все помещение, сковывает движение и вызывает уважение(каламбур).
А так же часто вы видели людей которые бурчат себе под нос, которых приходиться переспрашивать что они сказали, которые голосом ставят себя ниже собеседника. Ясен день, лучше стремиться к первому описанному типу.
От природы каждый человек имеет громкий голос. Сейчас вспоминаем как орут дети на улице когда играют, как все затыкают уши, когда детишки плачут. Убедил.
Но с возрастом в виду ряда причин это прекрасное свойство покидает нас. Человек с испорченным жизнью голосом может перекричать ребенка, но только из-за больших легких, и натренированных мышц, которые усилят звук. Но по времени ребенка не сможет уделать. И болеть перенапрягшиеся мышцы будут. Все дело в том, что воздух из легких у ребенка идет без сопротивления, нежели у взрослого человека.
Аналогия:
Вы поставили в квартире новый кран. Вода ровно течет, все круто. Но со временем фильтр может забиться, и вода уже будет стекать не идеально гладко, а, как например у меня, с одной стороны.
В теле человека же со временем такая вещь как диафрагма начинает барахлить. У ребенка она не блокирует выход воздуха, поэтому звук получается чистый и сильный.
В поисках диафрагмы
Положите руку на то место, где начинают расходиться ребра, так чтобы часть ладони лежала на ребрах, часть — на мягком пузечке (еще известно как солнечное сплетение).
Ну вот, вы слишком быстро все нашли, и этот пункт можно было бы закончить. Но ведь мы хотим узнать еще некоторых ценных вещей о диафрагме, неправда ли?
Солнечное сплетение, подДЫХ. Вспоминаете? Удары в эту часть болезненны, и главное сбивают дыхание. Что-то вспоминается, отлично. Мы уже подобрались близко.
Диафрагма — это аки воздуховой центр нашего организма. На схеме она подписана третьей снизу.
Положите руку обратно, и протяните звук «Р-р-рр». Вибрации которые вы чувствуете происходят в диафрагме. Теперь мы точно знаем что нашли ее.
Если вы смотрели когда-нибудь фильмы со всякими каратистами, или даже сами занимались борьбой близкой к востоку, то вы сталкивались с таким ритуалом, когда спортсмен стоит выпрямив спину, потом прижимает руки к себе и при этом поджимая живот, очень громко орет. Повторяю что фильмы немецкие, а с каратистами.
Когда подтягивается живот — диафрагма толкает воздух. Поэтому когда бьют поддых, то происходит громкий и сильный выдох.
Если вы не занимались до этого своим голосом, то на 90% можно быть уверенным, что пока вы читали до этого момента, вы животом при вдохе и выходе не работали.
Из вышеизложенного нам стало понятно, что диафрагма влияет на силу нашего голоса. Теперь осталось ее заставить работать на нас.
Практика
Не разбегайтесь. Еще немного теории. В силу, опять таки, жизненных причин наш голос напряжен. Его надо расслабить. Когда вы расслаблены — то голос льется, как реченька журчит.
Крайне приятная вещь, которую хоть раз в жизни ощущал каждый человек — зевота.
Она доставляет нам удовольствие, не хуже немецкого кина, но в процессе она действует на расслабление. Попробуйте зевните.
Предупреждение: если с вами рядом кто-то находиться, то есть вероятность цепной реакции. Вот кстати способ доставить удовольствие беспроводным способом.
Ну как, зевнули? Зевнуть надо так хорошо, как вы зеваете перед тем как удовлетворенно выключить будильник и проспать все на свете.
Возможно не получилось зевнуть хорошо. Наверно зевнулось «так себе, у меня бывало и лучше». Чтобы зевнуть так, чтобы гордость взяла, выполните следующий действия.
Откиньтесь в кресле. Расслабьтесь. Расслабьте челюсть. Уделите время именно расслаблению, все следующие действия произойдут в результате расслабления мышц горла. Не опускайте вниз голову.
Нижняя челюсть опускается, рот немного приоткрывается. Язык оставаясь лежащим, отходит назад, он должен сдвинуться поближе к основанию. В горле пробежала некая дрожь. И немного помогите себе, подтянув верхнюю губу внутрь. Во! Зевок пошел. Наверно сейчас получилось тоже так себе.
Через несколько повтором вы сможете зевнуть так, как надо, и ваше горло будет полностью удовлетворено.
Но зевок — это не самое важное. Самое важное — это момент, максимально близкий к катарсису. Зевните еще раз, и перед тем как уйти в рай, протяните из горла воздух, чтобы получился громкий звук. Обратите внимание, что тянуть надо не букву, а именно выдыхать воздух, и в задней части головы, будет образовываться звук, вроде мычания.
Не смотря на то, что уши при зевке закладывает — вы почувствовали каким громким был ваш голос.
Позевайте побольше, потом попробуйте произнести какую-нибудь фразу.
Вы сразу заметите, что ваш голос изменился, стал громче. По-умному — вы резонируете ваш голос, и за счет этого получается громче. Таким голос должен быть всегда.
Итоги
Громкий голос достаточно быстро пройдет, поэтому не расстраивайтесь.
Главное — сейчас вы осознали силу своего голоса, и поняли нужно ли вам это.
Есть специальные упражнения по закреплению такого уровня, но эта не есть цель статьи, цель статьи было попробовать что это такое.
А на этом статья завершается, спасибо что были с нами, буду рад если вы извлекли что-то новое для себя, и главное полезное.
Источник: habr.com