Как сказать корректно слабые дети и сильные

Содержание

Делить или не делить детей в школе по успе­ва­е­мо­сти на «силь­ные» и «сла­бые» классы? Учи­теля и роди­тели активно обсуж­дают этот вопрос на фору­мах. Мне­ния раз­нятся: кто-то счи­тает, что раз­де­лять одно­значно надо, дру­гие – нет.

Разноклассники? Учителя – «за»…

Интер­нет пест­рит выска­зы­ва­ни­ями на эту тему:

– Сме­ши­вая всех в одном классе, мы теряем раз­ницу и полу­чаем оди­на­ко­вую серость, потому что на сред­нем уровне одним все равно непо­нятно, а дру­гим неинтересно.

– Имею опыт работы с клас­сами, кото­рые были сфор­ми­ро­ваны по диф­фе­рен­ци­ро­ван­ному прин­ципу. Резуль­таты впе­чат­ля­ю­щие – школа гор­ди­лась сво­ими побе­ди­те­лями все­рос­сий­ских олим­пиад, учи­теля имели хоро­ший сти­мул для работы в таком классе. Жаль, что эта прак­тика прекратилась.

– В обще­стве, как и в при­роде, суще­ствует нера­вен­ство. Не надо на это закры­вать глаза. Нера­вен­ство про­яв­ля­ется и в спо­соб­но­стях, и в моти­ва­ции, и в воз­мож­но­стях роди­те­лей, нако­нец. Надо быть реа­ли­стами и под­хо­дить к реше­нию задач реаль­ными методами.

«Сильные» и «слабые» дети в классе. Как быть? Сергей Ивашкин

– Спо­соб­ным детям нужно созда­вать усло­вия для реа­ли­за­ции их воз­мож­но­стей – в клас­сах со сла­бо­успе­ва­ю­щими они реально ску­чают и сни­жают себе планку, моти­ви­руя тем, что и так знают больше, чем другие.

– Нельзя решать про­блемы отста­ю­щих за счет успе­ва­ю­щих. А шанс вылезти из «глу­пых» дол­жен быть: сдать дать успешно экза­мены после оче­ред­ного года обу­че­ния и поме­нять класс.

3ce82dd9aa8b0ea587ee5872d48663e0 - Делить ли школьников на сильные и слабые классы?

…И против

– Ода­рен­ность заклю­ча­ется не только в том, чтобы пре­вос­хо­дить всех учеб­ными резуль­та­тами. Ода­рен­ный ребе­нок дол­жен быть ода­рен и соци­аль­ными навы­ками, напри­мер, уме­нием общаться с нео­да­рен­ными или с детьми с задерж­кой пси­хи­че­ского развития.

– Если мы будем про­сто раз­ви­вать спо­соб­но­сти без пони­ма­ния гра­ниц их при­ме­ни­мо­сти, тогда, конечно, надо всех диф­фе­рен­ци­ро­вать. Может быть, даже тогда мы дого­во­римся о необ­хо­ди­мо­сти осо­бых посе­ле­ний, где ода­рен­ным не будут мешать остальные.

– Ни в коем слу­чае в рам­ках одной парал­лели не должно быть деле­ния на силь­ные классы и сла­бые. Пер­вые быстро начи­нают счи­тать себя всего достиг­шей эли­той, вто­рые – без­на­деж­ным и бес­пер­спек­тив­ным «отстоем».

– Мы рабо­тали при такой диф­фе­рен­ци­а­ции. Плохо. Одни уче­ники поти­хоньку ска­ты­ва­ются к серед­ня­кам, дру­гие, не видя поло­жи­тель­ных при­ме­ров, кон­сер­ви­руют свое «ниче­го­не­де­ла­ние» как эта­лон пре­бы­ва­ния в школе. И все счи­тают, что так и надо жить.

– Школа у нас мас­со­вая… Сред­няя. Рабо­тать на уроке надо со сред­ним уче­ни­ком, при­гля­ды­вая за сла­бым и похва­ли­вая сильного.

А вот после урока: силь­ному – на факуль­та­тивы, на заня­тия при МГУ, Поли­техе, ВШЭ и пр. Сла­бому – на инди­ви­ду­аль­ные кон­суль­та­ции к учителю.

8 Основных Ошибок при Воспитании Детей

Одним – иссле­до­ва­ния, дру­гим – доклады, а тре­тьим и про­сто пере­ска­зать учеб­ник… Но пусть они сами выби­рают тра­ек­то­рию сво­его раз­ви­тия, ори­ен­ти­ру­ясь на силь­ного уче­ника, сидя­щего за сосед­ней партой.

Что говорят родители?

– У меня отлич­ница, и для меня, конечно, хорошо, чтобы учи­лась она среди себе подоб­ных, где учеба силь­нее, тре­бо­ва­ния выше и не при­хо­дится пол-урока успо­ка­и­вать детей.

Подруга (у нее маль­чик неглу­пый, но рас­тор­мо­жен­ный, учеба его не инте­ре­сует – с двойки на тройку) гово­рит, что такое деле­ние неэтично, кто дает школе право наве­ши­вать ярлыки – этот умный, а этот дурак.

Такое деле­ние не дает ребенку шан­сов вылезти: запи­сали тебя в глу­пые, так и будешь всю жизнь таким, и учить тебя не будут нор­мально, все луч­шее – гим­на­зи­че­ским клас­сам. Она счи­тает, что надо всех поровну делить, чтобы сла­бые тяну­лись за сильными.

И ее я тоже пони­маю, осо­бенно при­ме­ни­тельно к ее ребенку, кото­рый небла­го­по­луч­ным не явля­ется, и хоро­шее вли­я­ние на него хорошо дей­ствует, а пло­хое тащит вниз.

Однако, если наших детей учить вме­сте, моей один раз объ­яс­нишь, и этого доста­точно, а Сереже повто­рить надо раз пять на раз­ные лады, потра­тив перед этим минут 10 на то, чтобы его только уса­дить и при­влечь вни­ма­ние… А если таких полк­ласса, моя-то дочь что выне­сет с такого урока?

Финский опыт

Согласно иссле­до­ва­ниям, кото­рые раз в три года про­во­дит авто­ри­тет­ная меж­ду­на­род­ная Орга­ни­за­ция эко­но­ми­че­ского сотруд­ни­че­ства и раз­ви­тия, фин­ские школь­ники пока­зы­вают на сего­дняш­ний день самый высо­кий в мире уро­вень знаний.

Они также самые чита­ю­щие дети пла­неты, зани­мают высо­кие места по есте­ствен­ным нау­кам, по мате­ма­тике. Самое инте­рес­ное, что при таких высо­ких резуль­та­тах школь­ники про­во­дят наи­мень­шее коли­че­ство вре­мени за учебой.

Финны не сор­ти­руют уче­ни­ков на классы по спо­соб­но­стям или успе­ва­е­мо­сти. Также нет «пло­хих» и «хоро­ших» уче­ни­ков. Срав­не­ние уче­ни­ков друг с дру­гом запре­щено. Дети, как гени­аль­ные, так и с боль­шим дефи­ци­том умствен­ных спо­соб­но­стей, учатся вме­сте со всеми.

В одном классе со всеми обу­ча­ются и дети на инва­лид­ных крес­лах. При обыч­ной школе может быть создан класс для уча­щихся с забо­ле­ва­ни­ями орга­нов зре­ния или слуха, для того чтобы мак­си­мально инте­гри­ро­вать в обще­ство тех, кому тре­бу­ется осо­бое отно­ше­ние. Раз­ница между сла­быми и силь­ными уча­щи­мися – самая малень­кая в мире.

«Меня воз­му­щала фин­ская система обра­зо­ва­ния, когда в школе учи­лась моя дочь, кото­рую по здеш­ним мер­кам можно отне­сти к ода­рен­ным. Но когда в школу пошел сын, у кото­рого оби­лие про­блем, мне сразу все очень понра­ви­лось», – дели­лась впе­чат­ле­ни­ями рус­ская мама.

Для каж­дого ребенка в фин­ской школе состав­ля­ется инди­ви­ду­аль­ный план обу­че­ния и раз­ви­тия. Инди­ви­ду­а­ли­за­ция каса­ется содер­жа­ния исполь­зу­е­мых учеб­ни­ков, упраж­не­ний, коли­че­ства класс­ных и домаш­них зада­ний и отво­ди­мого на них вре­мени, а также пре­по­да­ва­е­мого мате­ри­ала: кому-то более подроб­ное изло­же­ние, а от кого-то тре­бу­ется кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выпол­няют упраж­не­ния раз­ного уровня слож­но­сти. И оце­ни­ваться они будут согласно пер­со­наль­ному уровню. Если ребе­нок отлично выпол­няет «свое» упраж­не­ние началь­ной слож­но­сти, он полу­чает «отлично». Зав­тра ему дадут уро­вень выше; не спра­вится – ничего страш­ного, снова полу­чит про­стое задание.

В фин­ских шко­лах наряду с обыч­ным обу­че­нием есть две уни­каль­ные раз­но­вид­но­сти обра­зо­ва­тель­ного процесса.

Под­дер­жи­ва­ю­щее обу­че­ние «сла­бых» уче­ни­ков – то, чем в Рос­сии зани­ма­ются част­ные репе­ти­торы. В Фин­лян­дии школь­ные учи­теля доб­ро­вольно ока­зы­вают допол­ни­тель­ную помощь уче­ни­кам во время урока или после него.

Кор­рек­ци­он­ное обу­че­ние, кото­рое про­во­дят в малых груп­пах или индивидуально.

А как у нас?

Путь 1. Обучение детей с проблемами развития по более легким программам

Ряд школ пошли именно по этому пути, созда­вая что-то вроде кор­рек­ци­он­ных клас­сов, где про­грамма обу­че­ния зна­чи­тельно легче и тре­бо­ва­ния к уче­ни­кам также сни­жены. Часто и сами роди­тели выби­рают для сво­его ребенка «что попроще», моти­ви­руя свой выбор сооб­ра­же­ни­ями типа: «Пусть у него будет пол­но­цен­ное детство».

Читайте также:  Какие блюда можно приготовить из тушенки

Не споря с послед­ним утвер­жде­нием, замечу, что спо­соб­но­сти любого чело­века раз­ви­ва­ются тем быст­рее, чем чаще он в своей дея­тель­но­сти доби­ра­ется до «потолка» своих воз­мож­но­стей и посте­пенно под­ни­мает этот «пото­лок» все выше и выше.

В ситу­а­ции, когда от ребенка «ничего не тре­буют», веро­ят­ность пол­но­цен­ного раз­ви­тия спо­соб­но­сти к обу­че­нию мала.

Путь 2. Учеба детей с проблемами развития на тройки и двойки

Неко­то­рые школы идут по этому пути, объ­ек­тивно оце­ни­вая ака­де­ми­че­ские дости­же­ния всех своих уче­ни­ков. В этой ситу­а­ции неуспеш­ный уче­ник быстро теряет моти­ва­цию к обу­че­нию, находя выход своей актив­но­сти за пре­де­лами школы.

В ситу­а­ции инте­гра­ции общего и допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния такой сце­на­рий раз­ви­тия собы­тий вполне при­ем­лем: найдя себя в спорте, теат­раль­ной дея­тель­но­сти и т. д., неуспеш­ный уче­ник не будет чув­ство­вать себя соци­аль­ным изгоем, «не таким, как все». Но в этом слу­чае нередко и амби­ци­оз­ные роди­тели, и амби­ци­оз­ная школа твердо стоят на своем: «Ты дол­жен хорошо учиться».

Такая пози­ция, не под­креп­лен­ная кон­крет­ной помо­щью (педа­го­ги­че­ской, пси­хо­ло­ги­че­ской), часто при­во­дит к самым насто­я­щим тра­ге­диям – уходу неуспеш­ного ребенка в раз­ного рода зависимости.

Путь 3. Индивидуальное обучение детей

В этом слу­чае сла­бые дети учатся в одном классе с «более про­дви­ну­тыми сверст­ни­ками», но учи­тель в своей работе исполь­зует инди­ви­ду­ально дози­ру­е­мый объем учеб­ного мате­ри­ала, инди­ви­ду­аль­ный уро­вень слож­но­сти учеб­ных зада­ний, учи­ты­вает инди­ви­ду­аль­ный темп дея­тель­но­сти учащихся.

У ребят воз­ни­кает чув­ство удо­вле­тво­ре­ния после каж­дого верно решен­ного зада­ния. Успех, испы­тан­ный в резуль­тате пре­одо­ле­ния труд­но­стей, дает мощ­ный импульс повы­ше­нию позна­ва­тель­ной активности.

У школь­ни­ков, в том числе и у сла­бых, появ­ля­ется уве­рен­ность в своих силах. Они уже не чув­ствуют страха перед новыми зада­чами. Все это спо­соб­ствует акти­ви­за­ции мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти уча­щихся, созда­нию поло­жи­тель­ной моти­ва­ции к учебе.

Такая дея­тель­ность тре­бует от учи­теля насто­я­щего про­фес­си­о­на­лизма, уме­ния рабо­тать оди­на­ково про­дук­тивно с раз­ными по пси­хо­ло­ги­че­ским осо­бен­но­стям детьми.

Необ­хо­димо особо отме­тить, что работа «в своем режиме» и на «своем уровне труд­но­сти», под­креп­лен­ная хоро­шими оцен­ками за усид­чи­вость, как пра­вило, при­но­сит плоды.

Но, так как глав­ным пока­за­те­лем работы учи­теля (и школы) в Рос­сии явля­ются пока­за­тели экза­ме­нов и олим­пиад, учи­теля пред­по­чи­тают изна­чально рабо­тать с силь­ными, а не со сла­быми детьми.

Кроме этого, и роди­тели должны обла­дать опре­де­лен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской ком­пе­тент­но­стью – не тре­бо­вать от ребенка того, что в насто­я­щий момент нахо­дится вне зоны его реаль­ных возможностей.

К при­меру, не отда­вать ребенка с лого­пе­ди­че­скими про­бле­мами в язы­ко­вую школу, не тре­бо­вать от ребенка с мини­маль­ной моз­го­вой дис­функ­цией акку­рат­ного и пол­ного выпол­не­ния всех домаш­них зада­ний, и т. д.

Более того, на пло­хие оценки в школе у ребенка с про­бле­мами раз­ви­тия надо про­сто на время (хотя бы в началь­ных клас­сах) «закрыть глаза», обе­ре­гая его от все­воз­мож­ных учеб­ных пере­гру­зок. Только в этом слу­чае велика веро­ят­ность того, что в основ­ной школе про­блем с уче­бой у ребенка не будет.

Бывает, в начале обу­че­ния ребе­нок стал­ки­ва­ется с труд­но­стями, но в слу­чае пси­хо­ло­ги­че­ской под­держки со сто­роны зна­чи­мого взрос­лого у него воз­ни­кает жела­ние хорошо учиться.

Говоря иначе, труд­но­сти ини­ци­и­руют стрем­ле­ние их пре­одо­леть, фор­ми­руют моти­ва­цию дости­же­ния, кото­рая необ­хо­дима для дости­же­ния любого успеха – и учеб­ного, и про­фес­си­о­наль­ного. Но для этого нужна необ­хо­ди­мая пси­хо­ло­ги­че­ская ком­пе­тент­ность как у учи­теля, так и у роди­те­лей ребенка.

По мне­нию ака­де­мика РАО А. Г. Асмо­лова, чрез­вы­чайно важно сле­ду­ю­щее: пой­дет ли моло­дежь по пути селек­тив­ного отбора и све­дет успех к фор­муле «выжи­вают выжив­шие» или пой­мет, что для каж­дого най­дутся свои вари­анты развития.

Дело не в том, чтобы сего­дня обыг­рать того, кто бежит рядом по дороге, а в том, чтобы сего­дня быть успеш­нее самого себя вчерашнего.

Н. А. Пастернак
Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №6 (74) 2016 г.

Ещё статьи о воспитании

  • Татьяна Рик: «Одна из радостей этого мира – хорошая книга»
  • Школьная адаптация ребенка
  • Ребенок и школа
  • Утерянные инструменты обучения: средневековая школа как образец для подражания
  • Раз, два, три, четыре, пять…

Источник: azbyka.ru

Что делать, если учитель несправедливо относится к ребенку? Как решить проблему?

Во время обучения в школе у ребенка могут возникать проблемы с учителями. Они могут начать относиться к нему негативно. И ставить оценки не за знания, а из-за собственной неприязни.

Чтобы не допустить понижения оценок ребенка из-за негативного отношения учителя, вам нужно поговорить с ним. И выстроить разговор так, чтобы преподаватель понял — ребенка нужно уважать. И ставить ему оценки за реальные знания. А не из-за личного отношения.

Как понять, предвзято относится преподаватель к ребенку или же он ставит оценки по знаниям?

Между объективностью и предвзятостью преподавателя очень тонкая грань. Чтобы понять, нужно вмешиваться в процесс обучения или нет, родители должны проанализировать отношение педагога к их сыну/дочке.

Для этого вам нужно поговорить с ребенком по поводу преподавателя:

  1. Попросить ребенка объяснить ситуацию со своей стороны. Пусть расскажет, как учитель относится к нему. Не обижает ли он его при всем классе. Объективно ли педагог, по мнению ребенка, ставит ему оценки.
  2. Позвонить родителям одноклассников ребенка. Попросить их поговорить со своими детьми. Узнать у них, действительно ли отношения ребенка и педагога такие, как рассказал ваш ребенок. Или же он преукрасил некоторые факты. И учитель относится к нему так же, как к другим ученикам.
  3. Узнайте у родителей одноклассников ребенка, есть ли проблема с конкретным педагогом у их детей. Спросите, ставит ли педагог плохие оценки и их чаду. Или же подобная проблема наблюдается только у вашего ребенка.
  4. Отправьтесь в школу к педагогу, с которым у вашего ребенка плохие отношения. Скажите, что пришли в учебное заведение для проверки оценок.
  5. Во время беседы проследите за поведением педагога. Посмотрите, добродушный ли он. Не ведет ли он себя странно.
  6. Спросите у преподавателя, как учится ваш ребенок. Не подрывает ли он дисциплину. И хорошо ли ведет себя на занятиях. Если у ребенка есть проблемы по предмету, то педагог, скорее всего, скажет об этом сразу. В процессе разговора вы поймете, относится ли учитель к вашему ребенку предвзято. Или же ставит ему объективные оценки.

Обратите внимание! Если у одноклассников ребенка аналогичные проблемы по конкретному предмету, то, скорее всего, учитель просто любит свою работу. И строго относится к изучению его предмета.

Если же у преподавателя плохое отношение только к вашему ребенку, то проблема может действительно заключаться в предвзятом отношении.

Объясните ребенку, что если педагог его недолюбливает — это не страшно

Скажите чаду, что его преподаватель в школе — такой же человек, как и все остальные. То, что ему может не нравиться определенный ученик — это нормально. Поскольку каждый имеет право любить или не любить другого человека.

Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не обижался на своего педагога. И не думал, что если его не любит учитель, то он плохой или глупый. Это не так.

Объясните, что конфликты с учителями — это вполне нормально. Скажите, что каждый ученик проходил через плохие отношения с преподавателем. Даже вы.

Читайте также:  Как влюбить в себя парня белая магия

Подготовьте ребенка к тому, что у него могут возникать конфликты с учителями в школе

Когда учителя ставят детям плохие оценки, это сильно бьет по их самооценке. Ребенок считает, что он глупый. И что он хуже, чем свои одноклассники.

Чтобы плохие взаимоотношения с преподавателем не ударили по самооценке ребенка, вам нужно провести с ним воспитательную работу. Помочь школьнику укрепить веру в себя. И морально подготовить к тому, что педагог может не любить его.

Для этого вам нужно проделать следующие действия:

  1. Показывайте ребенку свою любовь и поддержку. Помогайте ему справиться с проблемными ситуациями, которые могут возникать в процессе учебы. Например, с плохими оценками. Так ребенок сможет понять, что родители его любят. И что они поддержат его в любой ситуации. Даже если учитель будет говорить, что ребенок плохой.
  2. Объясните ребенку, что он — полноправный член общества. А значит преподаватель не имеет права его обижать. Оскорблять. И унижать. О любых случаях нарушения прав со стороны учителя ребенок должен сообщать вам. Чтобы вы имели возможность пресечь любые попытки преподавателя унизить чадо.
  3. Узнайте, хорошо ли ребенок ведет себя на уроках. Если он не слушает преподавателя и сам провоцирует конфликт, то встаньте на сторону учителя. Скажите ребенку, чтобы он начал вести себя более дисциплинировано. Объясните, что в противном случае преподаватель будет продолжать ставить ему плохие оценки. И ухудшит его успеваемость.
  4. Проинструктируйте ребенка по поводу того, как себя вести, если его обижает учитель.
  5. Продумайте, что будете делать, если преподаватель будет продолжать оскорблять и унижать ребенка. Вы можете применить самые разные меры воздействия. Начиная от прямого разговора с педагогом. И заканчивая беседой с директором. А также написанием жалобы в министерство образования.

С помощью этих действий вы сможете подготовить ребенка к потенциальным конфликтам, которые могут возникнуть с учителем. Они помогут вашему ребенку начать чувствовать себя более комфортно на уроках.

Как помочь ребенку избавиться от негативного отношения со стороны учителя?

Существует несколько способов, с помощью которых вы сможете наладить отношения ребенка с учителем. Или, как минимум, не допустить негативного отношения со стороны педагога.

Давайте рассмотрим их.

Способ #1: Поговорите с учителем

Сначала вам нужно попробовать поговорить с учителем ребенка «по-хорошему». Потом, если он не изменит своего отношения, можно будет переходить к более решительным мерам.

Сначала вам нужно подойти к преподавателю. И в добром тоне спросить, как учится ваш ребенок.

Если преподаватель скажет, что у него есть какие-либо проблемы, то попробуйте вместе решить их. Выслушайте точку зрения преподавателя. Постарайтесь разобраться, возможно ваш сын действительно плохо ведет себя на уроках. Если так и окажется, то вам нужно пообещать педагогу исправить ситуацию. И добиться того, чтобы ребенок не допускал таких ошибок на уроках, как раньше.

Если же ребенок исправится, но преподаватель все равно будет относиться к нему предвзято, то нужно переходить к более решительным мерам. Разговору в ультимативном тоне.

Если не поможет и это, то нужно:

  1. Разговаривать с директором.
  2. Писать жалобы.
  3. Обращаться в СМИ.

Однако, вначале рекомендуем всё-таки переговорить с учителем. Возможно, вам удастся добиться какого-либо компромисса.

Способ #2: Поговорите с директором

Если преподаватель продолжает придираться к вашему ребенку даже после личного разговора, то переходите к более решительным мерам. Пойдите к директору. И объясните ему ситуацию, которая возникла вокруг него.

Если вы приведете доказательства вины учителя, то ему могут сделать выговор. Или даже уволить с работы. Так вы сможете добиться того, чтобы придирки со стороны учителя прекратились.

Как разговаривать с директором?

С директором нужно разговаривать спокойно и уважительно. Если вы будете на него кричать, то результата добиться не сможете. Он не повлияет на придирающегося преподавателя. А еще, он может устроит проблемы с учебой вашему ребенку. Придирки будут исходить не только с его стороны, но и со стороны директора.

Способ #3: Подайте жалобу на преподавателя в министерство образования

Вы можете подать жалобу на учителя в министерство образования. Однако, для этого вам нужно найти хорошие доказательства вины педагога. И, желательно, привести с собой в министерство нескольких свидетелей. Которые подтвердят вину педагога.

Если вы соберете сильные доказательства, то преподавателя могут уволить. И он больше не будет докучать вашему ребенку.

Способ #4: Осветите проблему в средствах массовой информации

Если преподаватель ребенка перегибает палку (оскорбляет и бьет его), то чаду нужно записать правонарушения на видео. А затем отправить эту запись в средства массовой информации. Попросить их осветить имеющуюся проблему.

Если ситуация вокруг учителя будет резонансной, то СМИ гарантированно возьмутся за имеющуюся проблему. И снимут сюжет об учителе. Добьются его увольнения.

Способ #5: Если вышеназванные меры не помогают, то переведите ребенка в другую школу

Если никакие способы не помогают вам решить проблему с педагогом, то пойдите на крайнюю меру. Переводите малыша в другую школу. Там он сможет учиться без гнета со стороны учителя. И получать заслуженные оценки.

Выбирайте новую школу очень осторожно. Чтобы ребенок снова не наткнулся на учителей, которые будут к нему придираться.

Источник: www.vikids.ru

У нас в классе неуправляемый ребенок, который всем мешает. Что делать?

У нас в классе неуправляемый ребенок, который всем мешает. Что делать? - слайд

Одни родители жалуются в соцсетях на детей, которые дерутся и мешают вести уроки. Другие призывают к терпимости. Мы попытались услышать обе стороны и дать конкретные советы, что делать.

Если причина недовольства — чужой ребенок

В классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене. Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, — в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след.

Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается.

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.

Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.

Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником. Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом.

Читайте также:  Как попасть в гимназию не по прописке

Интересное по теме

Как выбрать книгу, которая подойдет именно вашему ребенку

Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива. Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.

Используйте административный ресурс — узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается.

Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д. 2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Руководитель структурного подразделения школы №2120

В первую очередь школа, как консервативный институт, требует решения вопроса дисциплины. Совет по профилактике и малые педсоветы школы могут рекомендовать «трудному» ребенку посещать кружки допобразования во второй половине дня, где можно проявлять свои лидерские качества.

Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».

Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться. В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители. Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года — на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой.

Если причина недовольства — ваш ребенок

С моей дочерью всегда было трудно. С первого же месяца в детском саду на нее сыпались жалобы: слишком шумная, неуправляемая, плохо слушается, на все отвлекается, не сидит во время занятий. Помню, как на первом утреннике одна мама устроила скандал и кричала, что раз моя дочка толкает ее сына, значит дома у нас кошмар и насилие и к нам нужно направить опеку. Просто так-то дети не толкаются! В саду и начальной школе всегда были недовольные родители, которые требовали убрать моего ребенка из коллектива.

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе.

Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.

Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась. И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо. И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка.

Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто. С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения. Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах.

Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:

На встрече ничего не говорить первым. Внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон. Обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка — докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ. Прояснить и записать все предъявляемые проблемы.

Задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий. Задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация, только после этого высказать свое мнение о том, что происходит.

Не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит. Не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой вы человек;

Дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные.

Дальше лучше всего общаться со школой письменно — написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать.

Общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой.

На метод «нет ребенка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех.

Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.

Источник: chips-journal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today