Делить или не делить детей в школе по успеваемости на «сильные» и «слабые» классы? Учителя и родители активно обсуждают этот вопрос на форумах. Мнения разнятся: кто-то считает, что разделять однозначно надо, другие – нет.
Разноклассники? Учителя – «за»…
Интернет пестрит высказываниями на эту тему:
– Смешивая всех в одном классе, мы теряем разницу и получаем одинаковую серость, потому что на среднем уровне одним все равно непонятно, а другим неинтересно.
– Имею опыт работы с классами, которые были сформированы по дифференцированному принципу. Результаты впечатляющие – школа гордилась своими победителями всероссийских олимпиад, учителя имели хороший стимул для работы в таком классе. Жаль, что эта практика прекратилась.
– В обществе, как и в природе, существует неравенство. Не надо на это закрывать глаза. Неравенство проявляется и в способностях, и в мотивации, и в возможностях родителей, наконец. Надо быть реалистами и подходить к решению задач реальными методами.
«Сильные» и «слабые» дети в классе. Как быть? Сергей Ивашкин
– Способным детям нужно создавать условия для реализации их возможностей – в классах со слабоуспевающими они реально скучают и снижают себе планку, мотивируя тем, что и так знают больше, чем другие.
– Нельзя решать проблемы отстающих за счет успевающих. А шанс вылезти из «глупых» должен быть: сдать дать успешно экзамены после очередного года обучения и поменять класс.
…И против
– Одаренность заключается не только в том, чтобы превосходить всех учебными результатами. Одаренный ребенок должен быть одарен и социальными навыками, например, умением общаться с неодаренными или с детьми с задержкой психического развития.
– Если мы будем просто развивать способности без понимания границ их применимости, тогда, конечно, надо всех дифференцировать. Может быть, даже тогда мы договоримся о необходимости особых поселений, где одаренным не будут мешать остальные.
– Ни в коем случае в рамках одной параллели не должно быть деления на сильные классы и слабые. Первые быстро начинают считать себя всего достигшей элитой, вторые – безнадежным и бесперспективным «отстоем».
– Мы работали при такой дифференциации. Плохо. Одни ученики потихоньку скатываются к середнякам, другие, не видя положительных примеров, консервируют свое «ничегонеделание» как эталон пребывания в школе. И все считают, что так и надо жить.
– Школа у нас массовая… Средняя. Работать на уроке надо со средним учеником, приглядывая за слабым и похваливая сильного.
А вот после урока: сильному – на факультативы, на занятия при МГУ, Политехе, ВШЭ и пр. Слабому – на индивидуальные консультации к учителю.
8 Основных Ошибок при Воспитании Детей
Одним – исследования, другим – доклады, а третьим и просто пересказать учебник… Но пусть они сами выбирают траекторию своего развития, ориентируясь на сильного ученика, сидящего за соседней партой.
Что говорят родители?
– У меня отличница, и для меня, конечно, хорошо, чтобы училась она среди себе подобных, где учеба сильнее, требования выше и не приходится пол-урока успокаивать детей.
Подруга (у нее мальчик неглупый, но расторможенный, учеба его не интересует – с двойки на тройку) говорит, что такое деление неэтично, кто дает школе право навешивать ярлыки – этот умный, а этот дурак.
Такое деление не дает ребенку шансов вылезти: записали тебя в глупые, так и будешь всю жизнь таким, и учить тебя не будут нормально, все лучшее – гимназическим классам. Она считает, что надо всех поровну делить, чтобы слабые тянулись за сильными.
И ее я тоже понимаю, особенно применительно к ее ребенку, который неблагополучным не является, и хорошее влияние на него хорошо действует, а плохое тащит вниз.
Однако, если наших детей учить вместе, моей один раз объяснишь, и этого достаточно, а Сереже повторить надо раз пять на разные лады, потратив перед этим минут 10 на то, чтобы его только усадить и привлечь внимание… А если таких полкласса, моя-то дочь что вынесет с такого урока?
Финский опыт
Согласно исследованиям, которые раз в три года проводит авторитетная международная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показывают на сегодняшний день самый высокий в мире уровень знаний.
Они также самые читающие дети планеты, занимают высокие места по естественным наукам, по математике. Самое интересное, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.
Финны не сортируют учеников на классы по способностям или успеваемости. Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, учатся вместе со всеми.
В одном классе со всеми обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха, для того чтобы максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.
Для каждого ребенка в финской школе составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому-то более подробное изложение, а от кого-то требуется кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если ребенок отлично выполняет «свое» упражнение начальной сложности, он получает «отлично». Завтра ему дадут уровень выше; не справится – ничего страшного, снова получит простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса.
Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии школьные учителя добровольно оказывают дополнительную помощь ученикам во время урока или после него.
Коррекционное обучение, которое проводят в малых группах или индивидуально.
А как у нас?
Путь 1. Обучение детей с проблемами развития по более легким программам
Ряд школ пошли именно по этому пути, создавая что-то вроде коррекционных классов, где программа обучения значительно легче и требования к ученикам также снижены. Часто и сами родители выбирают для своего ребенка «что попроще», мотивируя свой выбор соображениями типа: «Пусть у него будет полноценное детство».
Не споря с последним утверждением, замечу, что способности любого человека развиваются тем быстрее, чем чаще он в своей деятельности добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
В ситуации, когда от ребенка «ничего не требуют», вероятность полноценного развития способности к обучению мала.
Путь 2. Учеба детей с проблемами развития на тройки и двойки
Некоторые школы идут по этому пути, объективно оценивая академические достижения всех своих учеников. В этой ситуации неуспешный ученик быстро теряет мотивацию к обучению, находя выход своей активности за пределами школы.
В ситуации интеграции общего и дополнительного образования такой сценарий развития событий вполне приемлем: найдя себя в спорте, театральной деятельности и т. д., неуспешный ученик не будет чувствовать себя социальным изгоем, «не таким, как все». Но в этом случае нередко и амбициозные родители, и амбициозная школа твердо стоят на своем: «Ты должен хорошо учиться».
Такая позиция, не подкрепленная конкретной помощью (педагогической, психологической), часто приводит к самым настоящим трагедиям – уходу неуспешного ребенка в разного рода зависимости.
Путь 3. Индивидуальное обучение детей
В этом случае слабые дети учатся в одном классе с «более продвинутыми сверстниками», но учитель в своей работе использует индивидуально дозируемый объем учебного материала, индивидуальный уровень сложности учебных заданий, учитывает индивидуальный темп деятельности учащихся.
У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности.
У школьников, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе.
Такая деятельность требует от учителя настоящего профессионализма, умения работать одинаково продуктивно с разными по психологическим особенностям детьми.
Необходимо особо отметить, что работа «в своем режиме» и на «своем уровне трудности», подкрепленная хорошими оценками за усидчивость, как правило, приносит плоды.
Но, так как главным показателем работы учителя (и школы) в России являются показатели экзаменов и олимпиад, учителя предпочитают изначально работать с сильными, а не со слабыми детьми.
Кроме этого, и родители должны обладать определенной психологической компетентностью – не требовать от ребенка того, что в настоящий момент находится вне зоны его реальных возможностей.
К примеру, не отдавать ребенка с логопедическими проблемами в языковую школу, не требовать от ребенка с минимальной мозговой дисфункцией аккуратного и полного выполнения всех домашних заданий, и т. д.
Более того, на плохие оценки в школе у ребенка с проблемами развития надо просто на время (хотя бы в начальных классах) «закрыть глаза», оберегая его от всевозможных учебных перегрузок. Только в этом случае велика вероятность того, что в основной школе проблем с учебой у ребенка не будет.
Бывает, в начале обучения ребенок сталкивается с трудностями, но в случае психологической поддержки со стороны значимого взрослого у него возникает желание хорошо учиться.
Говоря иначе, трудности инициируют стремление их преодолеть, формируют мотивацию достижения, которая необходима для достижения любого успеха – и учебного, и профессионального. Но для этого нужна необходимая психологическая компетентность как у учителя, так и у родителей ребенка.
По мнению академика РАО А. Г. Асмолова, чрезвычайно важно следующее: пойдет ли молодежь по пути селективного отбора и сведет успех к формуле «выживают выжившие» или поймет, что для каждого найдутся свои варианты развития.
Дело не в том, чтобы сегодня обыграть того, кто бежит рядом по дороге, а в том, чтобы сегодня быть успешнее самого себя вчерашнего.
Н. А. Пастернак
Журнал для родителей «Виноград», №6 (74) 2016 г.
Ещё статьи о воспитании
- Татьяна Рик: «Одна из радостей этого мира – хорошая книга»
- Школьная адаптация ребенка
- Ребенок и школа
- Утерянные инструменты обучения: средневековая школа как образец для подражания
- Раз, два, три, четыре, пять…
Источник: azbyka.ru
Что делать, если учитель несправедливо относится к ребенку? Как решить проблему?
Во время обучения в школе у ребенка могут возникать проблемы с учителями. Они могут начать относиться к нему негативно. И ставить оценки не за знания, а из-за собственной неприязни.
Чтобы не допустить понижения оценок ребенка из-за негативного отношения учителя, вам нужно поговорить с ним. И выстроить разговор так, чтобы преподаватель понял — ребенка нужно уважать. И ставить ему оценки за реальные знания. А не из-за личного отношения.
Как понять, предвзято относится преподаватель к ребенку или же он ставит оценки по знаниям?
Между объективностью и предвзятостью преподавателя очень тонкая грань. Чтобы понять, нужно вмешиваться в процесс обучения или нет, родители должны проанализировать отношение педагога к их сыну/дочке.
Для этого вам нужно поговорить с ребенком по поводу преподавателя:
- Попросить ребенка объяснить ситуацию со своей стороны. Пусть расскажет, как учитель относится к нему. Не обижает ли он его при всем классе. Объективно ли педагог, по мнению ребенка, ставит ему оценки.
- Позвонить родителям одноклассников ребенка. Попросить их поговорить со своими детьми. Узнать у них, действительно ли отношения ребенка и педагога такие, как рассказал ваш ребенок. Или же он преукрасил некоторые факты. И учитель относится к нему так же, как к другим ученикам.
- Узнайте у родителей одноклассников ребенка, есть ли проблема с конкретным педагогом у их детей. Спросите, ставит ли педагог плохие оценки и их чаду. Или же подобная проблема наблюдается только у вашего ребенка.
- Отправьтесь в школу к педагогу, с которым у вашего ребенка плохие отношения. Скажите, что пришли в учебное заведение для проверки оценок.
- Во время беседы проследите за поведением педагога. Посмотрите, добродушный ли он. Не ведет ли он себя странно.
- Спросите у преподавателя, как учится ваш ребенок. Не подрывает ли он дисциплину. И хорошо ли ведет себя на занятиях. Если у ребенка есть проблемы по предмету, то педагог, скорее всего, скажет об этом сразу. В процессе разговора вы поймете, относится ли учитель к вашему ребенку предвзято. Или же ставит ему объективные оценки.
Обратите внимание! Если у одноклассников ребенка аналогичные проблемы по конкретному предмету, то, скорее всего, учитель просто любит свою работу. И строго относится к изучению его предмета.
Если же у преподавателя плохое отношение только к вашему ребенку, то проблема может действительно заключаться в предвзятом отношении.
Объясните ребенку, что если педагог его недолюбливает — это не страшно
Скажите чаду, что его преподаватель в школе — такой же человек, как и все остальные. То, что ему может не нравиться определенный ученик — это нормально. Поскольку каждый имеет право любить или не любить другого человека.
Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не обижался на своего педагога. И не думал, что если его не любит учитель, то он плохой или глупый. Это не так.
Объясните, что конфликты с учителями — это вполне нормально. Скажите, что каждый ученик проходил через плохие отношения с преподавателем. Даже вы.
Подготовьте ребенка к тому, что у него могут возникать конфликты с учителями в школе
Когда учителя ставят детям плохие оценки, это сильно бьет по их самооценке. Ребенок считает, что он глупый. И что он хуже, чем свои одноклассники.
Чтобы плохие взаимоотношения с преподавателем не ударили по самооценке ребенка, вам нужно провести с ним воспитательную работу. Помочь школьнику укрепить веру в себя. И морально подготовить к тому, что педагог может не любить его.
Для этого вам нужно проделать следующие действия:
- Показывайте ребенку свою любовь и поддержку. Помогайте ему справиться с проблемными ситуациями, которые могут возникать в процессе учебы. Например, с плохими оценками. Так ребенок сможет понять, что родители его любят. И что они поддержат его в любой ситуации. Даже если учитель будет говорить, что ребенок плохой.
- Объясните ребенку, что он — полноправный член общества. А значит преподаватель не имеет права его обижать. Оскорблять. И унижать. О любых случаях нарушения прав со стороны учителя ребенок должен сообщать вам. Чтобы вы имели возможность пресечь любые попытки преподавателя унизить чадо.
- Узнайте, хорошо ли ребенок ведет себя на уроках. Если он не слушает преподавателя и сам провоцирует конфликт, то встаньте на сторону учителя. Скажите ребенку, чтобы он начал вести себя более дисциплинировано. Объясните, что в противном случае преподаватель будет продолжать ставить ему плохие оценки. И ухудшит его успеваемость.
- Проинструктируйте ребенка по поводу того, как себя вести, если его обижает учитель.
- Продумайте, что будете делать, если преподаватель будет продолжать оскорблять и унижать ребенка. Вы можете применить самые разные меры воздействия. Начиная от прямого разговора с педагогом. И заканчивая беседой с директором. А также написанием жалобы в министерство образования.
С помощью этих действий вы сможете подготовить ребенка к потенциальным конфликтам, которые могут возникнуть с учителем. Они помогут вашему ребенку начать чувствовать себя более комфортно на уроках.
Как помочь ребенку избавиться от негативного отношения со стороны учителя?
Существует несколько способов, с помощью которых вы сможете наладить отношения ребенка с учителем. Или, как минимум, не допустить негативного отношения со стороны педагога.
Давайте рассмотрим их.
Способ #1: Поговорите с учителем
Сначала вам нужно попробовать поговорить с учителем ребенка «по-хорошему». Потом, если он не изменит своего отношения, можно будет переходить к более решительным мерам.
Сначала вам нужно подойти к преподавателю. И в добром тоне спросить, как учится ваш ребенок.
Если преподаватель скажет, что у него есть какие-либо проблемы, то попробуйте вместе решить их. Выслушайте точку зрения преподавателя. Постарайтесь разобраться, возможно ваш сын действительно плохо ведет себя на уроках. Если так и окажется, то вам нужно пообещать педагогу исправить ситуацию. И добиться того, чтобы ребенок не допускал таких ошибок на уроках, как раньше.
Если же ребенок исправится, но преподаватель все равно будет относиться к нему предвзято, то нужно переходить к более решительным мерам. Разговору в ультимативном тоне.
Если не поможет и это, то нужно:
- Разговаривать с директором.
- Писать жалобы.
- Обращаться в СМИ.
Однако, вначале рекомендуем всё-таки переговорить с учителем. Возможно, вам удастся добиться какого-либо компромисса.
Способ #2: Поговорите с директором
Если преподаватель продолжает придираться к вашему ребенку даже после личного разговора, то переходите к более решительным мерам. Пойдите к директору. И объясните ему ситуацию, которая возникла вокруг него.
Если вы приведете доказательства вины учителя, то ему могут сделать выговор. Или даже уволить с работы. Так вы сможете добиться того, чтобы придирки со стороны учителя прекратились.
Как разговаривать с директором?
С директором нужно разговаривать спокойно и уважительно. Если вы будете на него кричать, то результата добиться не сможете. Он не повлияет на придирающегося преподавателя. А еще, он может устроит проблемы с учебой вашему ребенку. Придирки будут исходить не только с его стороны, но и со стороны директора.
Способ #3: Подайте жалобу на преподавателя в министерство образования
Вы можете подать жалобу на учителя в министерство образования. Однако, для этого вам нужно найти хорошие доказательства вины педагога. И, желательно, привести с собой в министерство нескольких свидетелей. Которые подтвердят вину педагога.
Если вы соберете сильные доказательства, то преподавателя могут уволить. И он больше не будет докучать вашему ребенку.
Способ #4: Осветите проблему в средствах массовой информации
Если преподаватель ребенка перегибает палку (оскорбляет и бьет его), то чаду нужно записать правонарушения на видео. А затем отправить эту запись в средства массовой информации. Попросить их осветить имеющуюся проблему.
Если ситуация вокруг учителя будет резонансной, то СМИ гарантированно возьмутся за имеющуюся проблему. И снимут сюжет об учителе. Добьются его увольнения.
Способ #5: Если вышеназванные меры не помогают, то переведите ребенка в другую школу
Если никакие способы не помогают вам решить проблему с педагогом, то пойдите на крайнюю меру. Переводите малыша в другую школу. Там он сможет учиться без гнета со стороны учителя. И получать заслуженные оценки.
Выбирайте новую школу очень осторожно. Чтобы ребенок снова не наткнулся на учителей, которые будут к нему придираться.
Источник: www.vikids.ru
У нас в классе неуправляемый ребенок, который всем мешает. Что делать?
Одни родители жалуются в соцсетях на детей, которые дерутся и мешают вести уроки. Другие призывают к терпимости. Мы попытались услышать обе стороны и дать конкретные советы, что делать.
Если причина недовольства — чужой ребенок
В классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене. Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, — в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след.
Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается.
Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.
И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.
Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.
Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником. Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом.
Интересное по теме
Как выбрать книгу, которая подойдет именно вашему ребенку
Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива. Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.
Используйте административный ресурс — узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается.
Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д. 2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.
Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.
Руководитель структурного подразделения школы №2120
В первую очередь школа, как консервативный институт, требует решения вопроса дисциплины. Совет по профилактике и малые педсоветы школы могут рекомендовать «трудному» ребенку посещать кружки допобразования во второй половине дня, где можно проявлять свои лидерские качества.
Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».
Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться. В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители. Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года — на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой.
Если причина недовольства — ваш ребенок
С моей дочерью всегда было трудно. С первого же месяца в детском саду на нее сыпались жалобы: слишком шумная, неуправляемая, плохо слушается, на все отвлекается, не сидит во время занятий. Помню, как на первом утреннике одна мама устроила скандал и кричала, что раз моя дочка толкает ее сына, значит дома у нас кошмар и насилие и к нам нужно направить опеку. Просто так-то дети не толкаются! В саду и начальной школе всегда были недовольные родители, которые требовали убрать моего ребенка из коллектива.
Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе.
Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.
Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась. И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо. И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка.
Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто. С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения. Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах.
Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.
Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:
На встрече ничего не говорить первым. Внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон. Обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка — докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ. Прояснить и записать все предъявляемые проблемы.
Задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий. Задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация, только после этого высказать свое мнение о том, что происходит.
Не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит. Не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой вы человек;
Дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные.
Дальше лучше всего общаться со школой письменно — написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать.
Общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой.
На метод «нет ребенка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех.
Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.
Источник: chips-journal.ru