Василий Шукшин отличался мастерством строить свои рассказы на антитезе внешнего, обыденного и внутреннего, духовного содержания жизни. Его герои из цикла «Характеры» имеют необычный взгляд на жизнь, их благородность часто принимают за проявление чудачеств. Из-за необычности герои выглядят смешными, глупыми, и нередко их судьба складывается не лучшим образом.
Главный герой рассказа «Чудик» — Василий Егорович Князев. Но не стоит обольщаться относительно фамилии. Автор использует прием антитезы и здесь: к человеку с княжеской фамилией окружающие относятся не уважительно. Даже жена называет его чудиком из-за странного поведения. Он часто попадает в курьезные ситуации из-за благородных порывов всем помогать и веселить.
Окружающие принимают бескорыстность героя за глупость. Поэтому он вместо благодарности за помощь обычно слышит грубость.
Так случается в самолете, когда Василий помогает соседу найти выпавшую вставную челюсть. Вместо спасибо за находку, сосед выражает недовольство тем, что Василий взял челюсть руками. Так происходит, возможно, потому что герой так естественно проявляет заботу о людях, не ожидая ничего взамен, что окружающие начинают воспринимать это как должное.
А из-за мягкости характера Василий не может себя защитить. Хотя автор и не идеализирует своего «чудика». Он показывает, что вместе с позитивными чертами характера, герою присущи и недостатки, например, инфантильность в его то зрелом возрасте.
Сталкивается с непониманием Василий не только в своей деревне, но и в гостях у брата на Урале. Он сразу не понравился снохе. И свое раздражение молодая женщина не особо скрывает, поэтому Василий пытается понравиться. Оставшись один в квартире, он расписывает детскую коляску в надежде, что сноха будет в восторге от милого творчества, но не тут-то было.
Жена брата еще больше разозлилась и заставила мужа выгнать «чудика». Так закончилась его наивная попытка украсить дом, где царит озлобленность и обыденность. Но, несмотря на неудачную поездку в гости, герой не теряет своего задора.
Вернувшись в деревню, он застал парной дождик и побежал по лужам вприпрыжку. Автор показывает, что Василию присуща детская непосредственность и оптимизм. Да, кому-то он покажется странным, юродивым, но Шукшин видит в этом редкое умение радоваться простым вещам. И это умение осталось только у неиспорченных цивилизацией людей, которые еще встречаются, по мнению Василия Шукшина, в селе.
Василий Князев, как и его брат, считается чудиком из-за непосредственности, жизнерадостности, бескорыстности. Он кажется необычным прагматичным людям, поглощенным своим бытом. Чудик не идеальный герой, но добрый и позитивный. Такие люди делают мир гуманнее. Очень жаль, что многие окружающие люди воспринимают его непосредственность как глупость.
Источник: www.sochinyashka.ru
О внутренней противоречивости Раскольникова
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский создал образ человека, критически относящегося к действительности и желающего сыграть в обществе значительную роль. Размышления Родиона Раскольникова о «маленьких» людях, не пытающихся защитить себя, и о противоположных личностях, способных свои человеческие права отстаивать, привели к созданию теории «о тварях дрожащих и право имеющих». Раскольников вынашивал эту идею долгое время и не решался применить на практике. Суть её в том, что в благих целях преступление, даже убийство, может быть оправдано. Родион предполагал некую справедливость, компенсирующую совершаемое во имя добра зло: разве «не загладится» убийство никому не нужной, «зловредной старушонки» «тысячами добрых дел?» А главное, Раскольников должен был проверить, является ли он сам сильной личностью.
Размышления по этому вопросу «подогрел» подслушанный в трактире разговор студента и офицера о старухе-процентщице и её сестре Лизавете. Студент говорил, что ему хочется убить и ограбить эту вредную старуху, чтобы помочь тем, кто нуждается, но признавался в своей неспособности на убийство. Высказывания студента соответствовали внутренним монологам Родиона.
Мрачные мысли возникали и как результат собственной неустроенности: за обучение платить было нечем, учёбу бросил, за квартиру задолжал. На еду зарабатывать не всегда получалось, так как оплата за уроки низкая, да и «без сапог нельзя детей учить». Его тесная каморка, похожая на шкаф, вызывала тоску и раздражение, а в ней приходилось проводить большую часть суток. И район, где снимал комнату Раскольников, представлял собой трущобы с питейными заведениями, пылью, духотой на улицах.
Немаловажную роль сыграло знакомство с семьёй Мармеладовых, жившей в нищете. Катерина Ивановна была больна, трое маленьких детей голодали, сам Мармеладов прокормить всех не мог и с горя пил, а его дочь Соня «пошла по жёлтому билету», пожертвовав собою ради спасения близких ей людей. Раскольникова возмущает такое положение в обществе, когда одни идут на самопожертвование, а другие эту жертву принимают.
Своё воздействие на душевное состояние Раскольникова оказало также письмо матери, в котором она сообщала о последних событиях в их жизни. Решение сестры Дуни выйти замуж за Лужина (по расчёту) Родион воспринимает, как жертву ради него: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка. . Не хочу я этой жертвы. не бывать тому, не принимаю!»
В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».
Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой».
Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот.
А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.
Вся идея убийства сводилась к проверке собственных сил: сможет ли он совершить то, на что не всякий имеет право, дело, на которое способны только сильные личности. Иными словами, может ли он, Родион Раскольников, принадлежать к людям избранным? Вот почему позднее он не воспользовался награбленными вещами и деньгами. Гордость и самолюбие были сильно развитыми у Раскольникова чувствами, он не хотел даже помощь друга принимать или пользоваться деньгами матери, сестры. И чужое, взятое после убийства, ему тоже было не нужно.
В результате «казни» над собой после убийства Раскольников приходит к выводу о бесполезности жестокой расправы над старухой-процентщицей. Ничего не изменилось в жизни отдельных людей или в обществе к лучшему, зато ему лично этот «эксперимент» принёс страдания, болезнь, муки совести. Кому стало лучше? И почувствовал ли он себя «Наполеоном»? Ничего подобного.
А старушонка, которая ему приснилась, смеётся над ним, и убить её нельзя, как нельзя изменить Свидригайлова, его образ жизни, привычки. Во сне он привиделся Раскольникову в образе мещанина, а затем появился в квартире Родиона со своими предложениями.
В этом также есть своя символика: Раскольников во сне идёт за Свидригайловым, который поманил его за собой, то есть это намёк на преступность замыслов того и другого. Действительно, чем лучше поступок Раскольникова в сравнении с делами того человека, который ему неприятен?
Ведь он так же, как и Свидригайлов, не считался с чувствами и желаниями других людей, хоть и не заслуживающих уважения. Позднее, уже наяву, Свидригайлов говорит Родиону, что между ними есть какое-то сходство. Родиону это не нравится, и этот факт вызывает у него новые размышления. Можно ли жить с мыслями о совершённом грехе? Удаётся ли это Свидригайлову?
Ведь у него тоже бывают видения: например, по его рассказам, к нему приходит умершая жена.
Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату.
Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?
Все эти вопросы не были решены в болезненном сознании Раскольникова, ему нужно было много думать, чтобы сделать какой-либо вывод. Позднее этот вывод ему поможет сделать Соня Мармеладова, которая была уверена в необходимости через покаяние прийти к осознанию вины и неизбежности наказания за совершённое преступление. Зло есть зло, человек не имеет права своим судом приговаривать кого бы то ни было к смерти. И христианский принцип «не убий» остаётся главным в жизни человечества.
Источник: proza.ru
ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ
Автор в своем романе глубоко рисует взаимоотношения главного героя с окружающими его людьми. Это также способствует разгадке его тайны.
Так, Достоевский вводит образ Сони Мармеладовой, который играет важнейшую роль в романе. Именно она олицетворяет правду писателя. Любовь к ближнему (особенно глубоко это проявляется в сцене признания Раскольникова в убийстве) делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор теории.
Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления.
Главное обвинение Раскольникова
Самым главным обвинением теории Родиона Раскольникова является сопоставление преступления героя с «преступлением» Сони. Отчаявшаяся женщина, испробовавшая все пути и не найдя возможности помочь чужим детям, перешагнула нравственные законы и пошла на унижение.
Но, переступив через свою честь, Соня возвысила себя, потому что цель ее святая — помочь детям. В отличие от нее, Раскольников, совершив свое преступление, не только никому не помог, но и принес горе и страдание себе и любимым людям. Сухому, логическому мышлению Родиона противопоставлены столь милая писателю способность сильно чувствовать, переживать. Сонечка Мармеладова — это образ кротости, терпения, самоотвержения.
Она живет не теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно она сыграла главную роль в опровержении теории Раскольникова, она помогла понять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи, «А жить-то, жить как будешь. Ну, как же без человека-то прожить?» — от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова.
Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное — любовью, Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.
Источник: vuzlit.com