Как слышим так и пишем

Согласный звук образуется при прохождении выдыхаемого воздуха полости рта с преодолением препятствий, создаваемых языком, губами, зубами, небом. Все согласные звуки состоят из шума, который создается при этом. В некоторых согласных звуках кроме шума участвует голос, который создается колебанием голосовых связок.

Сравнение с гласными звуками. Гласные звуки состоят только из голоса (тона), а согласные могут содержать голос, но обязательно содержат в своем составе шум. При образовании гласных выдыхаемый воздух свободно проходит через ротовую полость, а при образовании согласных звуков воздух преодолевает препятствия, создаваемые органами речи.

Классификация согласных.

Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. Согласные отличаются друг от друга

  • по степени участия голоса и шума: сонорные (в из образовании преобладает голос при небольшом количестве шума), шумные звонкие (состоят из шума и голоса) и шумные глухие (состоят только из шума);
  • по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую преодолевает поток выдыхаемого воздуха (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки различаются по ряду признаков, но наиболее четко противопоставлены друг другу по признакам звонкости/глухости и твердости/ мягкости, что важно при различении слов на слух: пруд – прут; мел – мель.

КСТП — как слышим так и пишем

Для обозначения согласных звуков на письме – 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф,х, ц, ч,ш, щ.

Но, согласных звуков гораздо больше – 36: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Причина такого несоответствия в том, что мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И ) или Ь .

Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие
  • образуются при помощи голоса и шума.
  • буквы Л, М, Н, Р, Й обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием голоса и незначительным шумом: [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’], [й’]. Не образуют пар по звонкости/глухости – всегда звонкие.
  • Б, В, Г, Д, Ж, З – шумные звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’], состоят из шума и голоса , имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • произносятся только из шума (без голоса):
  • П, Ф, К, Т, Ш, С – [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] – глухие, имеют парные звонкие;
  • X, Ц, Ч, Щ – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .

По наличию или отсутствию голоса в звуке согласные образуют пары.

Согласные звуки образуют 11 пар по звонкости/глухости:

Парные непарные (всегда зв./ глух.)
звонкие б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ л л’ м м’ н н’ р р’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ч’ щ’

КАК СЛЫШИМ ТАК И ПИШЕМ

В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове, может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные согласные меняются на соответствующие парные глухие (оглушаются), а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Слабая позиция – признак орфограммы.

Сильные позиции по звонкости/глухости

(как слышим, так и пишем) :

  • перед гласными: сова [сова], леса [л’эса] ;
  • перед сонорными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’]: свет [св’эт] – звон [звон], смена [см’эна]– измена [изм’эна], отломать [атламат’] – облом [облом], отнять [атн’ат’] –поднос [паднос], средство [срецтва] – зразы [зразы] и т.д.;
  • перед [в], [в’]: твоих [тваих] – двоих [дваих], свой [свой’] – звон [звон] ;
  • для парных звонких согласных сильная позиция – перед звонкими согласными: здание [зданий’э] ;
  • для парных глухих – перед глухими согласными: миска [миска] .

Слабая позиция по звонкости/глухости:

  • в конце слова: гриб [грип]- грипп [грип], плод [плот]- плот [плот], код [кот]-кот [кот], род [рот]- рот [рот] ;
  • звонкие парные согласные оглушаются перед глухими согласными: низко [ниска], будка [бутка] ;
  • глухие парные согласные озвончаются перед парными звонкими согласными (кроме [в], [в’]): сдал [здал], молотьба [малад’ба], свет [свет] ;
Читайте также:  Как связать шапку спицами мастер класс

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их произнесении язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Согласные образуют 15 пар по мягкости/твердости:

Парные непарные (всегда зв./ глух.)
Твердые б в г д з к л м н п р с т ф х ж ш ц
Мягкие б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’ х’ ч’ щ’ й’

Сильные позиции по твердости/мягкости:

  • перед гласными: нос -нёс, мол [мол] – мел [м’эл] ;
  • на конце слова: мел [м’эл] – мел [м’эл’], удар – ударь, угол – уголь ;
  • у звуков [л], [л’] независимо от положення: полка [полка] – полька [пол’ка] ;
  • у звуков [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р],[р’] перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] : банка [банка] – банька [бан’ка], пурга [пурга] – серьга [сер’га], изба – резьба .

Слабая позиция по твердости/мягкости:

  • Изменения согласных звуков по твердости/мягкости могут быть вызваны влиянием звуков друг на друга.
  • твердый звук изменяется на парный мягкий перед мягкими согласными (чаще з, с, н, р перед любым мягким согласным):
  • н –> н’, р –> р’ перед ч’, щ’ : барабанщик [барабан’щ’ик], фонарщик [фанар’щ’ик] ;
  • с –> с’ перед н’, т’: песня [п’эс’н’а], кость [кос’т’] ;
  • з –> з’ перед н’, д’: жизнь [жыз’н’], гвозди [гвоз’д’и] ;
  • в некоторых других сочетаниях : дверь [д’в’эр’], съел[с’й’эл] ;

Если глухие и звонкие звуки обозначаются с помощью букв, то твердые и мягкие обозначаются другими средствами.

Обозначение мягкости парных согласных:

  • буквами Я, Е, Ё, Ю : вял – ср. вал, сер – сэр, вёз – воз, люк -лук;
  • перед буквой И согласные всегда мягкие (кроме Ж, Ш, Ц): пир, мир, сито ;
    после Ж, Ш, Ц (они всегда твердые) произносится [ы], а не [и]: жир [жыр], жито [жыта], шишка[шышка].
  • мягким знаком Ь:
  • в конце слова: пень, стань – ср. стан, сталь – стал, жарь – жар, быль – был, весь – вес, мель – мел;
  • мягкость согласного [л’] перед любым другим согласным: сельдь, июльский, полька;
  • мягкость согласного, стоящего перед твёрдым согласным: раньше, только (ср. толк), горько (ср. горка), банька (ср. банка), редька- редко, зорька -зорко, галька – галка, угольки- уголки, пеньки – пенки;
  • Мягкость согласного, который стоит перед другими мягкими ([г’], [к’], [б’], [м’]), обозначается мягким знаком Ь только в случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: серьги (мягкий [р’] перед мягким [г’]) – серьга (мягкий [р’] перед твердым[г]), восьми – восьмой, огоньки – огоньков . Но, мостик [мос’т’ик] – без Ь, т.к. моста [моста] – [c] твердый перед твердым [т], хвостик -хвоста, ростик – роста.

Твердость обозначается

  • отсутствием мягкого знака в сильных позициях,
  • написанием после согласного гласных букв А,О, У,Ы, Э
  • в некоторых заимствованных словах твердый согласный перед Е: фонетика [фанЭт’ика].

Другие изменения согласных

Звуки могут изменяться сразу по нескольким признакам: подсчёт [пач’щ’от] – сч->[щ’], д+[щ’]->[ч’щ’] .

Орфограммы-согласные.

  • В корне слова:
  • проверяемые
  • непроизносимые
  • непроверяемые
  • на з (с);
  • на остальные согласные
  • -щик (-чик);
  • -ск- и -к-;

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. – 6-е изд., перераб. – М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. – М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Похожие темы:

  1. Гласные
  2. Звуки и буквы.
  3. Фонетический разбор. Начальная школа.
  4. Фонетическая шпаргалка
  5. Слог

Источник: tutrus.com

Урок 5. Учимся писать грамотно и без ошибок

Урок 5. Учимся писать грамотно и без ошибок

Навык красивого и грамотного письма можно смело причислить к показателям развития личности и индивидуальной культуры человека. К сожалению, от рождения ни у кого нет способности образцово выводить буквы, соблюдать правила их написания и не делать ошибок. Лишь упорный труд родителей и ребенка позволяет развить умение грамматически верно писать уже в раннем возрасте.

В дошкольный период и в младших классах дети допускают на письме множество оплошностей, причем даже в тех случаях, когда переписывают текст с какого-то образца или доски, воспринимая чужую речь на слух или выражая собственные мысли. И это, наряду с обучением детей письму печатных и прописных букв, является еще одной темой, которую обязательно следует рассмотреть. Шестой урок мы начнем с описания основных принципов обучения детей грамотному письму, а продолжим методами обучения детей списыванию с образцов и письма под диктовку.

  • Принципы обучения детей грамотному письму
  • Как научить ребенка списывать
  • Как научить ребенка писать под диктовку
  • Метод Тихомирова

Принципы обучения детей грамотному письму

Основных принципов обучения детей грамотному письму можно выделить четыре:

  • Создавайте для ребенка все условия, чтобы он мог без спешки и помех внимательно выполнять задания. Если будет работать компьютер или телевизор или играть музыка, если в квартире будут громко разговаривать, ребенок просто не сможет сосредоточиться на обучении.
  • Держите выполнение заданий ребенком под постоянным контролем. Проверяйте, делайте работу над ошибками, объясняйте ребенку, как нужно писать правильно.
Читайте также:  Сколько раз можно выходить на егэ

Следовать этим принципам очень легко. По этой причине некоторые родители считают, что они не так важны, и что можно обойтись без них. Однако впоследствии это обернется неусвоенными знаниями и множеством недочетов на письме. Так что старайтесь их придерживаться. А если говорить о способах тренировки грамотного письма, то одними из самых эффективных являются списывание с образца и письмо под диктовку.

Как научить ребенка списывать

Итак, ваш ребенок уже совсем скоро пойдет в школу (если, конечно, он уже не первоклашка), и вам нужно научить его списывать (имеется в виду переписывать, а не подглядывать к другу в тетрадку) письменный или печатный текст, например, с доски, из книги или учебника. Ребенок уже, быть может, и переписывает тексты, но вот на выходе у него половина, если не больше, слов выходит с ошибками, опечатками и упущениями.

Причина этих недочетов состоит в том, что взгляд ребенка, еще не привыкший к полноценной и эффективной работе, блуждает от источника текста к тетрадке, и из его поля зрения написанная буква просто-напросто пропадает. Это заставляет ученика тратить энергию и силы на поиск потерянного слова или буквы, быстрее уставать и утомляться, становиться менее внимательным.

Но научить ребенка переписывать текст с образца можно очень просто, ведь для этого есть эффективная методика (она подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников 1-го и 2-го классов). Основана она на выполнении ребенком нескольких последовательных действий.

  • Читает слово, которое нужно переписать, вслух, причем так, как оно пишется, а не произносится, например: «сОбака», «Орех», «рОса», «соЛнце» и т.д.
  • Считает и называет количество букв в конкретном слове
  • Еще раз перечитывает слово

Эти три шага можно назвать подготовительными. Они способствуют развитию зрительной памяти, что самым прямым образом связано с умением грамотно писать. Далее идут следующие действия:

  • Прикрывает образец (или отводит взгляд) и пишет слово в тетради
  • По буквам читает написанное слово и считает количество букв в нем
  • Сравнивает количество букв с образца с количеством из написанного слова
  • Сверяет каждую букву написанного слова с буквами слова-образца

Заметив, что ученик допустил ошибку, попросите его еще раз проверить слово и сказать, что не так. Затем алгоритм повторяется для каждого слова сначала.

Если ваше чадо научится переписывать слова таким образом, в школе и последующих классах ему будет гораздо легче научиться грамотно и быстро переносить текст с образца в свою тетрадь, и делать это с меньшим количеством ошибок.

Когда списывание слов освоено, можно переходить к целым предложениям. С этим тоже могут возникнуть трудности, но и их легко преодолеть, следуя эффективной пошаговой инструкции.

  • Вслух читает предложение, которое нужно переписать
  • Рассказывает, о чем идет речь в предложении
  • Считает количество слов в предложении
  • Перечитывает первое слово и записывает его
  • Перечитывает первое и второе слово, записывает второе
  • Перечитывает первое, второе и третье слово, записывает третье
  • Повторяет эти действия с каждым словом предложения
  • Перечитывает вслух написанное предложение
  • Определяет, понятен ли смысл написанного
  • Определяет, соответствует ли написанное образцу

Научившись такой простой технике списывания, с каждым разом ученик будет писать все лучше, одновременно запоминая правильность слов, исходя из образца. И следующим шагом станет обучение письму под диктовку.

Как научить ребенка писать под диктовку

Когда в школе наступает пора диктантов, пришедших на смену списыванию, ученикам становится уже не так весело. Подсматривать больше некуда, слова нужно знать и запоминать новые, знаки препинания тоже приходится учиться ставить правильно.

Традиционно диктанты начинаются у школьников со 2-го класса, и очень хорошо, если ребенок будет к этому готов. Подготовить же его вы можете сами, регулярно устраивая дома диктанты. Однако делать это необходимо правильно, и для этого тоже существует замечательная методика (она подходит и для старших дошколят и для учеников 1-го и 2-го классов).

Алгоритм применения методики таков:

Сначала проводится небольшая подготовка:

  • Ребенок читает текст диктанта
  • Вы вместе с ребенком обсуждаете проблемные места в тексте, вспоминаете правила написания букв, необходимые для грамотного письма
  • Вы объясняете ребенку, что во время письма под диктовку он может про себя или шепотом проговаривать слова, которые пишет, по слогам

Кстати говоря, самые трудные слова (или слова, которые нужно запомнить на текущий учебный год) можно выписать на небольшие карточки, а затем развесить по квартире. Попадаясь ребенку на глаза, они будут автоматически отпечатываться в его памяти.

После подготовки переходите к диктанту:

  • Первый раз вы читаете каждое предложение целиком, а второй раз – по словосочетаниям
  • Ребенок прослушивает предложение (когда вы читаете первый раз), а затем приступает к его написанию (когда вы читаете второй раз)
  • По завершении диктанта ребенок вслух перечитывает написанное
Читайте также:  Как узнать кто украл деньги из кошелька

Если в процессе вы заметили, что ребенок замешкался при написании какого-то слова, можете дать небольшую подсказку, например, назвать букву, которую нужно написать. А в случае, когда в написанном тексте найдены ошибки, просите ученика вспомнить правила написания того или иного слова, а затем самостоятельно исправить недочет. На следующий день или через день можно повторить тот же самый диктант.

Несмотря на то, что рассмотренные выше методы уже много лет используются родителями и педагогами, есть и еще ряд вспомогательных инструментов, позволяющих научить ребенка писать грамотно. Мы расскажем лишь об одном из них – это метод Д. И. Тихомирова, о котором мы обещали вам рассказать.

Метод Тихомирова

Метод был основан в 19 веке на теории известного педагога и деятеля народного образования Дмитрия Ивановича Тихомирова. Исследователь считал, что для обучения ребенка грамотному письму, нужно заставлять его читать текст именно так, как он написан, не опасаясь, что ребенок станет и говорить точно также. Каждый ребенок понимает, что люди говорят не так, как пишут.

На практике эта теория реализуется очень просто – требуется научить ребенка орфографическому чтению, во время которого особое внимание уделяется слогам слов. Дайте своему чаду задание прочитать вслух какой-либо текст, четко и громко, но не так, как люди говорят в обычной жизни, а по слогам. Читать нужно в быстром темпе, но успевая выделять и подчеркивать слоги.

При таком чтении активизируется и моторная, и слуховая и зрительная память. В итоге, сталкиваясь с уже знакомыми словами в тексте, ребенок мысленно будет их правильно произносить, а значит, и писать тоже.

Помимо прочего, и сам Тихомиров, и многие педагоги, применявшие и применяющие его метод сегодня, уверены, что грамотности посредством орфографического чтения лучше всего обучать, используя классическую литературу, например, произведения А. П. Чехова, А. Н. Островского, А. С Грибоедова, А. С Пушкина, И. А. Бунина и других авторов.

А чтобы занятия не превратились для ребенка в «мучение», нужно сформировать у него отношение к ним, как к интересной игре, ведь играть гораздо интереснее, чем учиться. Орфографическое чтение станет приятным времяпрепровождением и забавой, ведь слова, читающиеся по слогам, могут звучать весьма комично.

До 10 лет с ребенком можно читать таким способом по 10 минут в день. Если у вас есть словарные блоки для ребенка, пусть он читает и их точно также – по слогам, четко и громко и по нескольку раз. Когда ребенок произносит слова не так, как они пишутся, а так, как говорятся, нужно сразу же обращать на это внимание и просить перечитывать.

По мнению Д. И. Тихомирова, ежедневные систематические занятия орфографическим чтением способствуют формированию у ребенка чувства природной грамотности. Уже через несколько месяцев занятий дети начинают писать слова без ошибок, причем даже сложные термины.

Используя в процессе обучения метод Д. И. Тихомирова в комплексе с письмом под диктовку и списыванием с образца, вы научите своего ребенка писать именно так, как нужно – без опечаток и ошибок. Также будет расширяться его словарный запас, а это значит, что уже с первых лет обучения он начнет показывать отличные результаты на уроках в школе и выполнении заданий дома. Собственно, и расти ваше чадо будет, постоянно развиваясь и совершенствуясь в полученных навыках.

Здесь же мы хотим вас предостеречь: если вышеназванные методы по какой-то причине не действуют, то причин здесь может быть две: либо вы проводите занятия неправильно, и в этом случае повлиять на ситуации можете только вы, либо у ребенка есть небольшие проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. В таких случаях ребенок все слышит, но обилие сливающихся звуков создает ему помехи для осмысления слов. Консультация у логопеда будет выходом из положения, ведь специалист всегда сможет подобрать индивидуальный коррекционный курс. Впрочем, посетить логопеда никогда не будет лишним, т.к. профессионал может услышать и увидеть то, на что родители просто не обратят внимание. Зарубив зародыш трудностей в самом начале, вы создадите благодатную почву для успешного обучения письму в будущем.

Из следующего урока вы узнаете о показателях грамотности для детей разных возрастов, несколько интересных орфографических упражнений и игр для разрешения проблем с пунктуацией, познакомитесь с принципами работы над орфографией и другой информацией на тему того, что делать, если ребенок пишет безграмотно.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник: 4brain.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today