Математика — одна из обязательных дисциплин, изучаемых в школе в рамках обычной школьной программы. Независимо от того, думаете вы, как стать хорошим математиком, или вас подобные вопросы не волнуют, посвятить определенное (и немалое) количество академических часов этой науке вам придется.
По окончании 9-го и 11-го классов придется также сдавать государственные экзамены, как минимум, чтобы получить аттестат.
Однако есть люди, которые учат математику не просто так; они уже запланировали получить одну из многочисленных профессий, связанных с математикой, либо строят планы, как стать математиком.
Кем может работать математик
Для тех, кто любит математику и хорошо успевает в этой дисциплине, вопрос, зачем становиться математиком, не стоит; более актуальны для них вопросы «как стать хорошим математиком», «где получить образование» и, главное, «кем работать с таким образованием».
Как стать лучше в математике
Бытует мнение, что вся российская наука сейчас либо умерла, либо уехала за границу. В некотором смысле можно сказать, что подобные процессы имеют место. Но все не настолько печально, и, если вы задумываетесь, как стать математиком, знайте, что перспективы для вас есть.
Позиции математики как фундаментальной науки сейчас не очень сильны, и сложности с трудоустройством в СНГ у математиков вполне возможны. Однако математика — это не только «чистая» наука. Она имеет и прикладное значение, и как раз прикладные математики стали очень востребованными сейчас в СНГ и в мире. Математик сегодня может быть не только школьным учителем, университетским преподавателем или ученым, но и программистом, банковским аналитиком, инженером, специалистом в игровой индустрии.
Можно выделить несколько узких специализаций в рамках профессии математика. Рассмотрим их, чтобы понять, как стать математиком, и стоит ли это делать.
Математик-программист
По понятным причинам эта специальность сейчас входит в топ по востребованности и популярности. В век разработки ИИ и повсеместной роботизации математики-программисты — представители сверхвостребованной на рынке труда профессии.
В обязанности такого специалиста входит:
- разработка алгоритмов, оценка сложности, оптимизация их производительности;
- разработка объектов для 3D-моделирования;
- создание специальных программ решения задач для различных средств навигации;
- разработка биометрических систем;
- построение математических моделей (процессов и объектов).
Эти и другие задачи математик-программист может решать в рамках работы в организациях, связанных с добычей и переработкой нефти, на промышленных и других предприятиях.
Математик-аналитик
Аналитики требуются, пожалуй, в любых более или менее крупных структурах.
Они необходимы на предприятиях, в бизнесе, в торговле, в банковской сфере.
Как стать математиком? – математик Алексей Савватеев | Научпоп
Аналитик обрабатывает большие объемы информации и, в соответствии с полученными данными, оптимизирует бизнес-процессы.
Основные направления его деятельности включают обработку данных, оптимизацию процессов, прогнозирование и оценку.
Вам также может быть интересно:
- Уровень Зарплат Выпускников Вузов России >>
- Как Проверить Аккредитацию Вуза для Поступления в Вуз в Германии >>
- Штудиенколлег: что это такое и зачем они вам нужны? >>
Банковская сфера — перспективное место работы для математика. Сейчас многие стремятся работать в банках, но экономическое образование по душе не всем. На должность банковского аналитика принимают людей с математическим образованием.
Научный сотрудник
Это классический ученый, который занимается чистой наукой и исследовательской деятельностью. Такие специалисты работают в НИИ, также могут преподавать в вузах.
Учитель математики
Математик и педагог в одном лице — это учитель математики.
Также математики работают в логистике, статистике, социологии, компьютерной лингвистике, программном обеспечении и других сферах.
Если вы решили стать математиком, запомните, что на рынке труда сейчас наибольшим спросом пользуются «универсалы». Чтобы стать таким специалистом, необходимо очень внимательно отнестись к тому, каким путем и как вы собираетесь стать математиком. Лучший выбор для вас — это учеба в сильном вузе с продвинутыми программами и давними традициями качественного образования. Такое образование позволит вам стать востребованным специалистом. Где найти такой вуз, и будет ли вам по карману такое обучение, обсудим позже.
Востребованность и перспективы математиков. На какую зарплату может рассчитывать математик
Итак, мы выяснили, что специалисты с математическим образованием «прячутся» в самых разных областях, а значит, мест работы для них существует немало.
Что касается заработков и перспектив, высказаться в общем ключе здесь сложно, потому что все зависит от конкретной профессии, места работы, страны проживания.
Скажем, в СНГ сейчас нелегко приходится научным сотрудникам; у них не слишком большие зарплаты (30–40 тысяч рублей в месяц, если речь о регионах России), однако, упорно работая, можно получить ученое звание, научную степень, все соответствующие регалии и более высокие доходы.
Учителя имеют довольно ограниченные возможности зарабатывать, их зарплаты в регионах — от 15000 рублей в месяц, зато проблем с трудоустройством у них нет.
У программистов и аналитиков дела обстоят, в основном, лучше: для них есть рабочие места, зарплаты выше среднего (от 50000 рублей в месяц в регионах) и хорошие перспективы, так как с опытом работы их оклады растут.
В Европе ситуация другая.
Например, в Германии наука сейчас в расцвете, научные сотрудники востребованы и хорошо зарабатывают. Большой спрос в немецких компаниях на программистов, а уж инженеры и школьные учителя на сегодняшний день и в ближайшем будущем вообще в огромном дефиците. В итоге специалистам-математикам довольно несложно устроиться в Германии на работу, а их зарплаты, в основном, выше средних (средняя зарплата специалиста с высшим образованием в ФРГ составляет сейчас 3000–4000 евро в месяц).
Итак, если идея стать математиком привлекает вас как хорошая возможность стать высокооплачиваемым и востребованным специалистом, обратите, прежде всего, внимание на европейский рынок труда.
Лучший способ максимально комфортно интегрироваться в европейский рынок труда — это изначально получить высшее образование в Европе, что сейчас доступно для широкого круга людей.
Что нужно, чтобы стать математиком
Бытует мнение, что математические способности — это врожденные качества. Или у вас есть способности, или их нет.
На деле, как оказалось, это всего лишь миф.
Современные ученые убедительно доказали, что возможности человеческого мозга достаточно универсальны, и здоровый человек может освоить любую сферу, которая ему интересна.
Так что, если вы раньше думали, что математика вам неподвластна, а теперь думаете, как стать математиком с нуля, повод для умеренного оптимизма у вас есть. При должном упорстве вы сможете освоить математическую профессию.
Но важно, чтобы профессия вызывала искренний интерес и желание погрузиться в нее. К сожалению, бывает так, что интерес к профессии проходит, а значит, на нее зря тратили время, силы, деньги.
Чтобы такого не случилось, при выборе профессии обязательно проконсультируйтесь со специалистом, который сможет проанализировать ваши сильные стороны, дать квалифицированный совет по выбору подходящей специальности, вуза, программы обучения, а также расскажет, как легче поступить в выбранное учебное заведение.
Необходимые навыки и умения
Навыки, знания и умения математика зависят от выбранной им специализации. Но все эти специалисты должны хорошо разбираться в математике, как науке, что предполагает ее активное изучение.
Хорошим математиком можно стать как с нуля, так и на базе предыдущего образования. В любом случае, главное здесь — настойчивость в достижении поставленной цели.
Методы обучения
Методов изучения математики на сегодня очень много. Эту науку изучают в школе, но зачастую требуются дополнительные занятия.
Самый распространенный выбор — индивидуальные занятия с репетитором. Это очень эффективный путь, но он имеет определенные недостатки:
- высокая стоимость;
- необходимость найти квалифицированного преподавателя;
- не всегда удобное время занятий.
Самостоятельные занятия дома экономят время и деньги, ведь учебник всегда под рукой. А сложные вопросы можно разобрать на онлайн-уроках, которых много в сети. Опытные специалисты говорят, что для понимания математики нужно просто больше решать задач, примеров, уравнений. Сейчас это очень доступно благодаря сетевым технологиям: в Интернете есть даже бесплатные тренажеры.
Главное в изучении математики — трудолюбие и упорство. Начинайте с простого и постепенно двигайтесь к сложным задачам.
Какой вуз выбрать
Как уже обсуждалось выше, европейское математическое образование на сегодняшний день предоставляет более широкие перспективы трудоустройства и заработка выпускникам вузов.
Многие думают, что учиться в европейском вузе — это очень дорого, поэтому рассматривают такой вариант как несбыточную мечту. Но это миф: на самом деле престижное высшее образование вполне доступно студентам из СНГ, более того, в некоторых случаях поступить в европейский вуз проще и дешевле, чем в московский.
Рассмотрите вузы Германии. Это одна из немногих стран, учеба в государственных вузах которой бесплатна всегда и для всех. При этом вы можете получить диплом, который дает право устроиться на работу в Германии.
Важными этапами подготовки к поступлению в немецкий вуз являются следующие шаги:
- консультация специалиста, который подскажет, как повысить свои шансы на поступление, когда и как нужно подать документы, как избежать ошибок;
- старательная учеба в школе, чтобы получить максимально хороший аттестат;
- изучение немецкого либо английского языка и получение международного сертификата, подтверждающего уровень знания (обычно нужен В2 или С1, но это нужно обязательно уточнить).
Стать математиком можно хоть в 20 лет, хоть в 40. Если это ваша мечта, к ней нужно стремиться. Получить престижное европейское образование можно бесплатно в Германии, а с дипломом европейского вуза вы будете востребованным специалистом во многих странах мира. Обратитесь к специалисту за консультацией, чтобы ваше поступление в немецкий вуз стало предсказуемо успешным.
Источник: studyinfocus.ru
Закрытый клуб гениев: почему гендерное неравенство в математике так сложно преодолеть
Неравенство в точных науках обсуждается давно: многочисленные исследования развенчивают мифы об ограниченности женского мозга, популяризаторские программы привлекают девочек в STEM. Ситуация меняется, но медленно — мешают стереотипы не только о женщинах, но и о математиках
По данным Американского математического общества, только 15% штатных должностей в университетах занимают женщины-математики, что является одним из самых низких показателей среди естественных наук, наряду с информатикой (18%) и инженерией (14%). Во многом этому способствовала историческая несправедливость.
Трагическая судьба античной исследовательницы Гипатии (IV век н.э.) известна многим. Она конструировала измерительные приборы, преподавала математику и философию, редактировала и комментировала тексты своих коллег и имела репутацию мудрого советчика — к ней регулярно обращался за помощью глава города Орест, в те годы враждовавший с епископом Кириллом. Из-за этого язычница Гипатия была обвинена в чародействе и жестоко убита толпой. Биография Гипатии легла в основу художественных произведений, обстоятельства ее гибели и вклад в науку продолжают изучать историки. Но имена ее предшественниц и современниц нам неизвестны.
Например, александрийского геометра Пандрозию (IV век н.э.) до конца XX века считали мужчиной. На то, что античный исследователь мог быть женщиной, указывала лишь одна гласная в критическом тексте математика Паппа Александрийского, который оценивал работы коллег. Долгие века эта гласная оставалась невидимой для историков.
Родительский контроль
В Средние века сама необходимость образования для женщин часто ставилась под вопрос. В эпоху Ренессанса хотя и считалось, что владение грамотой, знание Священного писания, умение музицировать к лицу знатной девушке, от изучения естественных наук их по-прежнему предостерегали. Итальянский историк и гуманист Леонардо Бруни около 1405 года написал дочери герцога письмо De Studies et Letteris, в котором поощрял интерес своей адресатки к латыни, но утверждал, что риторика, математика и астрономия не в компетенции женщин.
Эпоха Просвещения в Европе породила плеяду женщин-математиков, но даже в период свободомыслия и рационализма возможности получить систематическое математическое образование у них по-прежнему не было. Больше всего шансов было у дочерей высокообразованных родителей. Например, первой женщиной, назначенной профессором математики, стала итальянка Мария Аньези (1718–1799), которая освоила предмет по воле своего отца-математика. Ада Лавлейс (1815–1852), составившая первую в мире программу для вычислительной машины, стала заниматься математикой по воле матери, которая не хотела, чтобы ее дочь пошла по стопам отца, поэта лорда Байрона, с которым у них не сложились отношения. Француженка Эмили дю Шатле (1706–1749) была дочерью барона, который регулярно принимал в своем доме выдающихся ученых и писателей и поощрял ее интерес к математике.
Материал по теме
Но большинство сталкивались или с институциональными барьерами (та же дю Шатле, хотя была первой женщиной, чью статью опубликовала Парижская академия наук, так и не смогла стать ее членом), или с социальным неодобрением. Французский математик Софи Жермен (1776–1831) в 13 лет зачитывалась трактатами из отцовской библиотеки, но родители не одобряли это «неуместное для женщины» увлечение и отбирали у нее теплую одежду и свечи, чтобы помешать ночным занятиям.
Попытка поступить в только что основанный Политехнический институт была неудачной: студенток туда не допускали, и Жермен пришлось довольствоваться чужими конспектами. Под псевдонимом «месье Леблан» она вступила в переписку с крупнейшими математиками того времени — Жозефом Луи Лагранжем, Адриеном Мари Лежандром и Карлом Фридрихом Гауссом. После нескольких попыток в 1816 году ей удалось получить приз Парижской академии за работу по теории упругости. Но Жермен так и не смогла сделать карьеру в науке официально и всю жизнь работала вне академических институций.
Отец Софьи Ковалевской (1850–1891) был против обучения дочери, и чтобы получить высшее образование, ей пришлось заключить фиктивный брак — в российские университеты не принимали женщин, а для обучения за рубежом требовалось разрешение мужа или отца. Несмотря на то что ей удалось получить докторскую степень, в качестве профессора ее не рассматривали ни в одном вузе. А когда ей все же удалось получить место в Стокгольмском университете, один шведский автор написал, что «женщина-профессор математики — явление пагубное и неприятное».
Материал по теме
Талант и трудолюбие
Исследователи из Гисенского, Рурского университетов и Университета Фрайбурга описывают предубеждения, касающихся гендера и математических способностей. Например, согласно теории сопереживания-систематизации, еще во время внутриутробного развития у мальчиков складывается способностью в систематическому мышлению, в то время как девочки склонны к эмпатическому. Однако эта точка зрения исключает психологические и социальные факторы. К тому же исследования показывают, что более эмпатическое и менее систематическое мышление не отменяет шанс добиться успеха в математике.
Другое предубеждение гласит, что успехи девочек — результат трудолюбия, но не таланта. Однако на уровне функционирования мозга девочки и мальчики усваивают информацию, касающуюся математики, одинаково. А вот убеждение, что для освоения этого предмета необходим особый талант, сильно снижает мотивацию учащихся. В итоге те, кто меньше уверен в своих силах, действительно отстают.
Эта закономерность отмечается у изучающих математику в разных возрастных группах. Неуверенность в собственных силах постепенно «вымывает» девочек и женщин из сферы точных наук.
Впрочем, в истории математики был период, когда именно трудолюбие, якобы особенно присущее женщинам, сделало их ценными кадрами. Во время Второй мировой войны в отраслях, где требовались большие объемы вычислений, возникла необходимость увеличить штат. Одним из таких мест был Блетчли-парк, британский криптографический центр.
Чтобы дешифровать сообщения немецкой армии, зашифрованные с помощью шифровальной машины «Энигма», использовались новейшие вычислительные машины. Они требовали огромного количества персонала: операторов, криптоаналитиков, специалистов по анализу трафика. Так как многие мужчины ушли на войну, на работу стали приглашать женщин: они составляли примерно 75% сотрудников Блетчли-парка. Некоторые руководители-мужчины сомневались в способностях женщин к сложным вычислениям и их желании заниматься подобной работой, но сотрудницы Блетчли-парка прекрасно справлялись со своими обязанностями.
В США женщины также программировали вычислительные машины и выступали в роли живых компьютеров, рассчитывая траектории артиллерийских орудий и перепроверяя вручную вычисления дифференциального анализатора. Со временем использовать женский труд в рутинных вычислениях стало обычным делом: женщины, в том числе темнокожие, становились «живыми компьютерами» в лабораториях NASA. Например, Кэтрин Джонсон (1918–2020) рассчитывала траектории для полета первого американского астронавта Джона Гленна и высадки астронавтов «Аполлона-11» на Луну.
Материал по теме
«Университет, а не мужская баня»
Противопоставление таланта и трудолюбия подпитывает миф о математиках как о гениях и вундеркиндах. Он ярко проявляется в популярной культуре: например, герои фильмов «Умница Уилл Хантинг», «Игры разума» (о математике Джоне Форбсе Нэше, младшем), «Игра в имитацию» (об Алане Тьюринге) изображают одаренных одиночек, которым, в отличие от «обычных» людей, доступны гениальные озарения.
Опрос, проведенный в США среди ученых в 2015 году, показал, что такие качества, как талант, одаренность, «блестящий» ум чаще всего ценят в тех сферах, где как раз меньше всего женщин и темнокожих. В 2016-м группа исследователей из Принстона и Университета Иллинойса проанализировали 14 млн отзывов, которые студенты оставляли на сайте RateMyProfessor.com, и обнаружили ту же корреляцию — в тех областях науки, где ученые чаще удостаивались эпитетов «блестящий», «гений» и подобных, женщин и темнокожих также оказалось меньше.
Почему так происходит? Группа психологов из Стэнфорда, Университета Торонто и Университета Нью-Йорка считают, что женщин отталкивает токсичная атмосфера (в том числе потому, что многих с детства учат быть скромными и готовыми к сотрудничеству). Их исследование, опубликованное в 2022 году, показало: чем выше в той или иной научной области ценится гениальность, тем больше вероятность, что в ней сформируется маскулинная соревновательная культура — атмосфера беспощадной конкуренции, в которой одни толкаются локтями, а другие страдают от синдрома самозванца. Иногда к этому добавляется уже неприкрытый сексизм.
Яркой иллюстрацией служит история Эмми Нётер (1882–1935), известной своим вкладом в теорию колец и полей. Она была одной из всего лишь двух студенток Университета Эрлангена, а после выпуска семь лет преподавала в нем бесплатно, иногда заменяя больного отца-профессора. Ее приглашали в качестве приват-доцента в Университет Геттингена, но некоторые коллеги-мужчины выразили протест. Один из них заявил: «Что подумают наши солдаты, когда они вернутся в университет и обнаружат, что они должны учиться у ног женщины?» Руководитель Нётер Давид Гильберт ответил на это: «Не понимаю, почему пол кандидата служит доводом против избрания ее приват-доцентом. Ведь здесь университет, а не мужская баня!» В итоге Нётер удалось получить должность, но ей все еще не платили и доверяли проводить лекции лишь в качестве ассистента Гильберта.
Материал по теме
Кто выбирает лучших
Когда вокруг одни гении, приходится ежедневно доказывать, что ты не хуже. Колумбийский математик Федерико Ардила говорит, что в математическом сообществе принят агрессивный язык. Речь не только о проявлениях пренебрежительности (вроде «Математиком вам не стать, лучше не позорьте кафедру»), но и о фразах вроде «это очевидно», которые как бы намекают: тому, кто не «щелкает» сложные задачи на лету, в науке не место.
Меритократическое математическое сообщество сопротивляется попыткам сделать его более разнообразным искусственно, например, за счет квот для женщин в редсоветах или комитетах престижных премий. Однако приверженность объективности как ценности часто играет с учеными злую шутку — они могут не заметить ее отсутствие в собственных суждениях, не увидеть, что в них проникли предубеждения, говорит математик из Университета Тафтса Мун Дучин. А миф о гениальности подпитывает склонность недооценивать факторы, которые могут дать некоторым людям несправедливые преимущества, такие как социальная поддержка, доступ к образованию и наставничеству, наличие ролевых моделей. Историк науки из Эдинбургского университета Майкл Барани замечает : «Идея, что результат исходит из чистого, ничем не обремененного ума математика, как правило, поддерживает этот довольно индивидуалистический нарратив».
Из-за всех этих факторов — школьных стереотипов, мифа о гениальности, токсичных привычек и убеждения, что настоящий талант легко преодолеет все эти препятствия, — ситуация с гендерным неравенством в математике меняется медленнее, чем в других сферах. Это видно в том числе по научным премиям. Премия Крафорда в области математики никогда не присуждалась женщинам.
Среди лауреатов престижной Абелевской премии, присуждаемой Норвежской академией наук и литературы, одна женщина — Карен Кескулла Уленбек. Среди лауреатов Премии Шоу в области математических наук — Клэр Вуазен. Премия Филдса, учрежденная в 1936 году, 82 года спустя была вручена Мариам Мирзахани из Стэнфордского университета, а в 2022 году ее получила украинская математик Марина Вязовская.
Источник: www.forbes.ru