В детстве желание стать взрослым определялось стремлением к сепарации (уходу от родительской опеки), свободе выбора и бесконечному веселью. Но мы взрослеем, а внутренний ребенок все бунтует в поиске не обременяющих забав. Стать по-настоящему взрослым человеком значит избавиться от инфантильности и стать хозяином своей жизни. Что представляет собой инфантильность:
- Незрелость эмоционально-волевой сферы. Застрявший в детстве взрослый не умеет контролировать свои чувства и эмоции, даже когда это требуется. Поэтому инфанты часто плачут, проявляют агрессию и легко выходят из себя в стрессовых ситуациях.
- Несформированность механизмов межличностного взаимодействия. Взаимодействие взрослых людей происходит на позициях равенства. Инфант занимает детскую позицию, где на него не возлагают ответственность и всячески помогают. Если партнер по отношениям начинает требовать взять на себя роль взрослого, он теряет самоконтроль и ведет себя крайне эмоционально.
- Эскапизм (избегание ответственности). Люди застревают в позиции ребенка в основном из-за страха взять ответственность в свои руки. Оступиться и не оправдать своих или чужих ожиданий значит для них уронить самоценность. Проще переложить ответственность на других и умело избегать трудностей.
- Отсутствие четкой организации. Инфант легко опаздывает на важные встречи, не выполняет данных обещаний, отказывается от сказанных слов.
Ардельянова Я.А. и Саидов Б.Ш. провели интересное социальное исследование , направленное на изучение репрезентации молодежного инфантилизма в средствах массовой информации, а конкретно на примере телевизионной и интернет-рекламы. В результате выяснилось, что превалирующее количество героев роликов демонстрируют детское поведение (67%). В категории «самостоятельность» по результатам анализа лишь 15% героев полностью самостоятельно справляются с задачей (30% уходят от проблем, 25% помогают родственники или друзья, 30% помогает «волшебная сила»). Молодежь, склонная к перениманию визуальных образов, демонстрируемых СМИ, обретает черты инфантильности.
Признаки эмоциональной зрелости [Psych2go на русском]
В данной статье мы рассмотрим психологический портрет инфантильного человека, причины, по которым мы никак не может выйти из детской позиции и способы выхода из нее.
Основные характеристики инфантильного человека
Узнать перед собой инфанта не составит труда. При ближайшем знакомстве и паре наводящих вопросов он быстро проявляет себя. Так происходит потому, что, как и детям, им трудно держать свои чувства под контролем. Следующие поведенческие реакции и черты личности указывают на незрелого человека:
- Эгоцентризм. Истинный инфант никогда не признает свою неправоту перед человеком, демонстрирующим иное мнение. Крайняя сосредоточенность на своей личности и постановка ее в центр мироздания не позволяют взрослому в позиции ребенка понять и проанализировать чужую точку зрения. Все решения, которые они принимают, основываются на личных потребностях, иррациональных стремлениях и желаниях. В диалоге они склонны обсуждать только свои проблемы и считают, что долг собеседника выслушать его и высказать сочувствие.
- Отсутствие самостоятельности. Гедонизм – основополагающий принцип жизни инфантов. Те действия и поступки, которые заставляют собрать волю в кулак и приложить максимум усилий, пугают их. Любое дело, где требуется собранность, воля и усердие, откладывается и забывается. Это происходит из-за недостатка воли для концентрации на выполнении важной задачи. Решение проблем перекладывается на «значимых взрослых» в глазах инфанта. Это люди, попавшиеся в сети его манипуляций.
- Безответственность. Если он ударит палец о ножку стула, то в этом будет виноват стул или тот человек, который был рядом и не спас его. Склонность переносить вину за свои поступки и действия четко демонстрируют инфанты. На работе они не поднимаются по карьерной лестнице, потому что для этого требуется взять на себя ответственность и стать самостоятельным членом команды. Им необходимо постоянное общество других людей, чтобы была возможность переложить бремя ответственности на окружающих.
- Неумение строить планы. Инфанты не умеют планировать отдаленное будущее. Они не имеют представления о том, что с ними случится через неделю или месяц. Подобное поведение в отношении своей жизни продиктовано эскапизмом и попытками сохранить детскую составляющую личности. Отрицание планирования будущего выступает как защитный механизм.
- Отсутствие рефлексии прошлого опыта. Они не учатся ни на своих, ни на чужих ошибках. Поэтому инфанты по несколько раз подряд вступают в бесперспективные отношения (иногда с одним и тем же человеком), потому что не в силах анализировать и усваивать прошлый опыт.
- Стремление к обретению покровителя. Наличие рядом «значимого взрослого», который готов принять за него решение и сделать условия жизни благоприятными, определяет внутренний комфорт инфанта. Причем нередко они находят покровителей и вступают в зависимые отношения. Это связано с их детской позицией (система родитель-ребенок). Такая связь характеризуется постоянным контролем, воспитательными мероприятиями, ограничениями и даже физическими наказаниями.
- Принятие жизни с игровой точки зрения. Жизнь инфанта – увлекательный квест. Он рассматривает действия с точки зрения игры и выбирает наиболее интересные задания (здесь также проявляется эскапизм). Вместо самообразования и работы он выберет поход в клуб или шоппинг.
Причины возникновения инфантильности
Среди истоков инфантильности психологи выделяют глубинные причины (идущие из детства) и социальные (приобретенные на пути осознанной социализации). В.В. Лебединский, И. Ю. Кулагина и другие специалисты, изучающие феномен инфантильности, выдвинули теоретические предпосылки сдвигов возрастной периодизации. В период раннего становления индивида выделяют две основные причины:
Психологическая зрелость женщины | Как стать психологически взрослой?
- Нарушение базового доверия к миру (до 1 года). В периоде до 1 года мать является проводником ребенка во внешний мир. Ребенок не осознает, что они с мамой являются отдельными личностями. На этом этапе забота матери, ее любовь, частый тактильный контакт формируют доверительные отношения с окружающим миром. Холодность, эмоциональная депривация формирует страх перед миром. Повзрослевший ребенок всячески избегает ответственности, чтобы оставаться в стороне от проблем.
- Патологическое течение кризиса 3 лет. Кризис «Я сам» заканчивается окончательным отделением ребенка от личности родителя. Он начинает осознавать себя, как личность и стремится к самостоятельности. Гиперопека, препятствование преодолению кризису, оставляет ребенка привязанным к родителям.
Есть масса причин развития инфантильности у детей младшего и старшего подросткового возраста:
- Культ красоты и молодости. Современные течения несут пропаганду красоты и молодости. Становиться взрослым и осознанным стало не модно, поэтому будущие инфанты застревают в детской позиции на долгие годы.
- Экономическая нестабильность. Сложности обретения материальной стабильности на первых этапах обособления от родителей вызывают страх. Проще оставаться на родительском попечении, принимая их заботу и контроль.
- Смена ценностных ориентаций. Обретение семьи, рождение детей и создание семейного очага перестали быть ведущими ценностными ориентациями. Молодые люди все больше становятся приверженцами «жизни для себя», где нет места взрослой позиции и т.д.
Способы, помогающие стать взрослым
Если вы осознали, что застряли в детстве и ищите пути сделать свою личность зрелой, осознанной, то ознакомьтесь со следующими рекомендациями.
Избавьтесь от стереотипного мышления
Мир меняется, как и меняются в нем люди. С точки зрения инфанта, ухватиться за единственно верное мнение или стереотип куда проще, чем иметь гибкое мышление. Когда возникнет спорная ситуация для обсуждения, подумайте, вы рассуждаете о ней с точки зрения стереотипов или анализируете ее изнутри? Незрелые личности думают и действуют с точки зрения социальных штампов. Разрывайте шаблоны, ориентируйтесь на внутренние ощущения – это поможет вам избавиться от навязанных обществом стереотипов.
Сместите фокус ответственности на себя
Перестаньте искать причины неудач в окружающих людях и обстоятельствах. Когда ваши действия приводят к непредсказуемому результату, не спешите обвинять других людей. Даже если очень хочется. Подумайте, в какой момент ситуация вышла из-под контроля и как вы к этому причастны. Заметьте, что другие люди не фигурируют в вашем углубленном самоанализе.
Как только вы научитесь видеть себя в центре успехов и неудач, происходящих с вами, чувство ответственности к вам придет.
Управляйте эмоциями
Способность контролировать эмоции дается непросто, но когда вы ей овладеете, жизнь станет подконтрольной и осознанной. Если возникла противоречивая эмоция, попробуйте ее проанализировать. Что конкретно ее вызвало? Почему вы так остро ее ощущаете? Какая тактика поведения будет уместна в сложившейся ситуации?
Подключение рефлексии поможет отвлечься от бурной реакции и даст время на поиск адекватной тактики поведения.
Заведите ежедневник
Займитесь ведением дел, как взрослый ответственный человек. Начните планирование с одного дня. Распишите его по часам, сколько времени вы отводите на завтрак, рабочие и личные встречи, хобби, образование и т.д. И постарайтесь в течение экспериментального дня четко следовать обозначенным временным рамкам. После успешного завершения попробуйте распланировать два дня, и т.д. Что вы получите в итоге этого эксперимента:
- Четкую организацию во времени.
- Навык планирования и оценки собственных возможностей.
- Осознаете ценность временных ресурсов, как своих, так и чужих.
- Пунктуальность.
- Ответственность за свои действия.
Подумайте о том, что ценно вам
Недостаток инфантильных людей – это отсутствие внутренней опоры, ценностных ориентаций. Проанализируйте ваш жизненный опыт, расставьте приоритеты, на которые вы обычно ориентируетесь при принятии решений. Исключите из них те, которые на вас транслировали значимые личности и покровители. Найдите ядро своих мыслей. Углубленный самоанализ поможет вам выйти из позиции взрослого ребенка.
Учитесь конструктивно взаимодействовать с людьми
Незрелые личности выстраивают отношения с позиции ребенка. Чаще это тактика манипуляций, где каждый использует слабости другого в своих целях. Зрелые, полноценные люди строят здоровые отношения, основанные на взаимном уважении и ответственности. Несколько приемов из книги Марка Роудза «Как разговаривать с кем угодно» помогут вам строить конструктивный диалог:
- Активное слушание. Научитесь прислушиваться к собеседнику. Транслирование своих слов, без возможности партнера высказать точку зрения, уменьшает ценность диалога и сводит ваши контакты к минимуму. Задавайте вопросы по теме беседы, так вы продемонстрируете внимание и уважение к словам собеседника.
- Не давайте негативных оценок. Резкие оценки снижают эффективность взаимодействия. Научитесь анализировать поступающую информацию без сопоставления с субъективными оценками. Так вы станете внимательным, тактичным и зрелым партнером по диалогу.
- Не задавайте очень личных вопросов. Даже в общении с близкими знакомыми старайтесь избегать вопросов о финансовых трудностях, проблемах со здоровьем, болезненных отношениях и т.д. Постоянные неудобные вопросы влекут отдаление и последующее прекращение общения с вами.
Учитесь эмпатии
Инфанты не способны сопереживать и вставать в позицию другого человека. Отсюда проблемы во взаимоотношениях и непонимание с родными, близкими людьми. Попробуйте проанализировать чувства и эмоции собеседника, подумайте, как вы поступили бы на его месте. Способность к эмпатии поможет эффективно выстраивать взаимодействие с людьми, понимать их скрытые мотивы.
Займитесь самообразованием
Умение действовать в нестандартных ситуациях осознанно развивается благодаря наличию внушительного багажа знаний. Именно благодаря постоянному самосовершенствованию, вы обретаете широкий кругозор, навыки самодисциплины и приближаетесь к позиции взрослого человека. Как вы можете самостоятельно поднять уровень образования:
- Чтение художественной литературы. Она поможет увеличить лексический запас, научиться красиво выражать свои мысли. Иногда недостаток подходящих слов заставляет нас проявлять эмоции, когда это неуместно.
- Курсы повышения квалификации. Они преобразуют ваши знания, научат дисциплине, помогут продвинуться по карьерной лестнице.
- Чтение профессиональной литературы. Ознакомление со смежными профессиональными областями повышает вашу ценность, как специалиста. Регулярное выделение времени на чтение вырабатывает дисциплину и делает вас взрослым человеком.
Заключение
Хорошо, когда во взрослом человеке остаются качества непосредственного, беззаботного ребенка. Проблема появляется тогда, когда внутренний ребенок занимает все сферы жизни. После осознания трудностей, которые вам доставляет излишний инфантилизм, вы непременно приступите к работе над собой. И она принесет массу пользы, а вы станете тем взрослым, каким всегда хотели быть.
Источник: expertology.ru
Как повзрослеть? Как стать взрослым человеком?
19.03.2014 07:57 | Author: Радуга Счастья |
Приветствую дорогих читателей сайта www.raduga-schastie.ru. В этой статье мы поговорим о том, кто такие взрослые люди, какими качествами они обладают и, отталкиваясь от этого, мы с Вами рассмотрим способы, которые позволят нам стать абсолютно взрослым человеком. И так, тема статьи: «Как повзрослеть? Как стать взрослым человеком?».
Наверное, Вам не раз говорили, что Вы ведёте себя как ребенок. И, возможно, Вас это задевало. Если честно, то кого как. Потому что у людей всегда есть свои потребности. Кому то очень хочется почувствовать себя самостоятельным и взрослым человеком.
Потому что это вроде как уже своего рода «имидж». Другая категория людей всячески пытаются скрыться от возможности повзрослеть. Потому что находят взрослую жизнь скучной, серой и уж слишком серьезной. Ведь взрослым не дано веселиться, как принято у нас сейчас это считать. Собственно у всех на этот счет свое мнение.
Что обычно делают взрослые люди?
Естественное, все взрослые люди живут отдельно от своих родителей и все делают сами. Все делают самостоятельно. Все взрослые люди ходят на работу и там занимаются взрослыми делами. А если сказать шутливо, то взрослые люди отличаются от людей-детей ростом. Уж они куда выше, чем человек-ребенок.
Если вспомнить свое детство, то именно так я и считал. Я думал, что взрослые люди – это люди, которые ходят именно на работу, а не в школу или университет. Я считал, что взрослые люди – это те люди, которые ни во что не могут играть, даже если им этого хочется. Они просто должны держать в себе это желание (поиграть в игру). Взрослые все сами делают, что это отнюдь верно, и рожают детей.
Больше разницы человека-ребенка от человека взрослого – нет.
Со временем, я стал считать, что взрослый человек – это тот, кто занимается сексом. Это тот, кто курит и пьет алкоголь. Уж извините, но штампы тогда давали о себе знать. Со всем недавно, я запутался кто такие взрослые люди, а кто до сих пор ещё остались в глубоком детстве. Поразмышляв над этим вопросом: кто такие взрослые люди, я сделал уже другие выводы.
У всех свои версии на этот счет, но волей не крути, некоторые взрослые люди предпочитают оставаться ребенком. Но остаться ребенком – это не значит не в состоянии справляться «с взрослыми» делами и работой. Потому что многие сейчас оценивают взрослых людей по их характеру, манере поведения и, в конечном счете, что и как они делают.
Я бы хотел взломать немного стереотипы и различные думы о взрослости человека. Дело в том, что я знаю женщину, которой уже сорок лет и дочь уже взрослая (относительно) и она, к сожалению, пока вынуждена жить с родителями. Она домохозяйка и воспитывает маленького сына.
Разговаривая с ней, я вижу, что она взрослый человек. Она рассуждает как взрослая мама и никакие внешние «невзрослые» штампованные обстоятельства ей в этом не помешали. Поэтому важно сделать вывод, что взрослый человек – это не тот, кто живет во «взрослых» условиях. Взрослый человек – это… мы сейчас как раз-таки и рассмотрим.
Кто такие взрослые люди?
Взрослые люди, это, прежде всего те люди, которые пришли к осознанию, что они взрослые!! То есть они имеют желание стать взрослым человеком и признают себя таковым, несмотря на то, что им там говорят. Они знают свои плюсы и минусы и делают все, для того чтобы стать взрослым и самостоятельным. Здесь даже не зависит от условий, в которых они сейчас живут, например, с родителями. Или пока полностью не могут себя обеспечить.
Факт состоит в том, что они стараются стать самостоятельными. Стать уверенными в себе личностями. Ведь уверенность – это качество взрослого человека. Взрослый человек понимает, что всю ответственность он должен брать на себя. Он не спихивает все проблемы на других. Он их решает сам, потому что ему это интересно.
Потому что он сам жаждет разобраться в своей ситуации.
Взрослый человек – это тот, кто знает свои цели и следует им. Он знает в себе цену. Он знает, что он хочет, с кем ему можно общаться, а с кем нет. За него не решают это другие. Он сам принимает решения и все его последствия.
Взрослый человек наделен самодисциплиной. То есть это человек, который принял решение и тут же сделал. Его манера держать себя отличается от человека ребенка, а внутренняя свобода – это достойное качество взрослого человека.
Взрослый человек сам обеспечивает себя и свою семью. Заботиться о них и помогает им во всем. Взрослого человека можно найти по тому, что и как он говорит.
Как повзрослеть? Как стать взрослым человеком?
Берите ответственность на себя. Этот мы уже вкратце обсудили. Дело в том, что пока человек не возьмет все свои мысли, действия и поступки под свою ответственность, он не сможет повзрослеть. Потому что сами мы помним такое детское выражение: «Он первый начал…». Смешно если такое скажет взрослый человек.
Вы должны знать, что Вы хотите и что должны сделать. Всё что случается – это результат принятого Вами взрослого решения. Беря ответственность на себя, за Вас не решают другие, что и как Вам нужно делать. Раньше это делали родители. Теперь Ваше решение – это Ваш выбор.
Признайтесь себе, что Вы взрослый человек. Это важно сделать, потому что есть люди, которых можно спросить: «Как ты считаешь, ты взрослый человек?». Тут можно услышать такой ответ: «Нет, ты что?! Я не хочу взрослеть». Поэтому важно сделать такой, казалось бы, маленький шаг.
Зато он важный!
Пересмотрите свои убеждения. Дело в том, что у всех своя теория взросления и свои ответы на то, кто такой взрослый человек. Здесь надо смотреть на свое мнение и на то, во что Вы верите. Все люди разные и как говориться: «Сколько людей – столько и мнений». Просто для кого-то, Вы считаетесь взрослым человеком, а для кого-то ещё совсем ребенком.
Поэтому важно считаться со своими убеждениями. Если Вы убеждены, что Вы взрослый человек и делайте правильные шаги к взрослению, значит Вы взрослый человек.
Делайте все сами. Взрослый человек – это тот, кто способен позаботиться о себе. Это факт и это стоит принять. Необходимо приучать себя делать все самостоятельно. Например, женщина в свои 18 лет уже должна уметь готовить.
Мужчина тоже, но будет лучше, если он уже будет способен себя обеспечивать. Нельзя надеяться на других. Можно и нужно надеяться только на себя. Все мы знаем, как жизнь может дать «волшебного» пенделя. Женщина всю жизнь не работала, а только занималась детьми, и вдруг, муж от неё уходит. И что остается делать женщине с детьми?
Она вынуждена приспосабливаться и начать обеспечивать себя и своих детей. Поэтому я рекомендую Вам не ждать, пока жизнь сделает Вам такой пинок. Лучше готовьте себя ко всему прямо сейчас.
Ваше окружение. Окружение очень влияет на Вас. «С кем поведешься, того и наберешься». Вам стоит задуматься над своим окружением. Заставляют ли они Вас мыслить и действовать как взрослый человек?!
Но я говорю не про то окружение, которое считают, что путь взросления лежит через дым табака и употребления алкоголя.
Постоянство в условиях. Чем жестче условия, тем взрослее Вы станете. Вы наберетесь и ума и мудрости и сформируете в себе характер. Но, и здесь нужно постоянство. Почему? Ни что не стоит на месте. Так же как и наше развитие.
Если Вы поедете на велосипеде в горку и остановитесь то, что произойдет? Вы покатитесь вниз.
Я помню, как со своим братом, мы открыли бизнес (весовое мороженное). Нам тогда было по 19 лет. Те условия и люди сделали из меня взрослого человека. Потому что и окружение такое было и условия. Но, к сожалению, летом нам пришлось свернуть лавочку и все вернулось на круге «своя».
Спустя время, я заметил, что веду себя так же по-детски, как и раньше. И я сделал выводы, что только постоянные условия способны сделать из нас взрослого человека.
На этом пока все способы и советы заканчиваются. Можно стать взрослым человеком и в 15 лет, а можно и в 25. У всех свой путь. Все начинается с желания и осознания себя взрослого человека. Рекомендую посмотреть видео.
Источник: www.raduga-schastie.ru