Записи пыток в Ярославской колонии вызывают у большинства из нас один вопрос: как такое может происходить? Как люди могут перейти грань жестокости по отношению друг к другу?
На самом деле, основных причин для возникновения насилия три: снятие моральной ответственности, привыкание и ощущение безнаказанности.
Во время совещания об окончательном решении еврейского вопроса Гитлер произнес фразу о том, что историю пишут победители и о побежденных никто не вспоминает. В интервью австрийскому журналисту Андре Хеллеру секретарь Гитлера Траудль Юнге вспоминала фразу, которую всегда повторял фюрер: «Не думайте ни о чем, всю ответственность за жертвы я беру на себя». Все, что оставалось людям, — действовать в рамках приказа. И оказалось, что подчинение авторитету является существенной чертой большинства людей — особенно, если этот авторитет берет на себя ответственность.
То же самое доказал эксперимент психолога Стэнли Милгрэма в 1963 году. Подставной «ученик» должен был заучивать пары слов из длинного списка, а «учитель» из числа добровольцев должен был проверять его память и наказывать за каждую ошибку все более и более сильным разрядом тока. Напряжение «демонстрационного удара» составляло 45 вольт. Однако 26 из 40 «учителей», повинуясь требованию, сознательно увеличили напряжение до 450 вольт.
Рут Ренделл. Как убить лучшего друга 1
Почему насилие и пытки — это по-прежнему массовое явление во всем мире? Потому что у людей есть ощущение безнаказанности
Психологическая особенность насилия в том, что люди к нему привыкают.
Есть пример из истории Второй мировой войны. Один из батальонов фашистских резервистов, стоявших в Польше, получил приказ уничтожить целую деревню со всеми ее жителями. От участия в операции можно было отказаться, начальство обещало, что ничего за это не будет. И некоторые действительно не пошли. А другие отправились туда и устроили кровавую бойню.
Затем они напились, кто-то плакал, кому-то снились кошмары. Но через некоторое время солдаты уже выполняли новые — такие же — задания. Когда бойцов переводили на Украину, несколько из них специально пошли к начальству, чтобы уточнить: на новом месте разрешат убивать людей? И эта воинская часть представляла собой точную проекцию населения страны.
Почему насилие и пытки — это по-прежнему массовое явление во всем мире? Потому что у людей есть ощущение безнаказанности.
Нам нужен контроль за контролирующими организациями. Сейчас у нас есть полиция, а есть прокуратура, и есть еще служба безопасности. Такая многослойная структура, на самом деле, по-человечески рациональна, потому что оберегает нас от всевозможных злоупотреблений. Но контролирующие организации должны подходить к своей работе не формально — сколько столов, сколько стульев, дверей и прочего, — а следить за атмосферой.
Нас потрясают только вопиющие случаи, о которых мы узнаем из СМИ. А для того, чтобы насилие прекратилось, нам нужен ровный, без истерик, контроль за теми, кто делает это профессионально.
Записал Александр Мурашев
Источник: snob.ru
Как избавиться от назойливых друзей
Помните самое главное – вампир в глубине души наслаждается вашим неловким положением, вашей психологической зависимостью. Неслучайно он появляется именно тогда, когда вам некогда или просто – плохо. Вампир чувствует, как он некстати; разница между вашим внешним поведением, приличиями, и тем, что вы чувствуете на самом деле – вот что питает и греет вампира.
Времена Карнеги прошли. Поучения для одиноких неудачников, которые вынуждены прибегать к разным ухищрениям, чтобы поговорить с людьми, будут публиковаться в специальных журналах. Нас интересуют нормальные люди, имеющие работу, учебу, какое-нибудь занятие, желание отдыхать и умение думать о себе.
Как избавиться от токсичных друзей
Вы моете голову. Обедаете. Отдыхаете. Смотрите кино по телевизору. Занимаетесь сексом.
Стрижете ногти. Спите. Да мало ли интересных и увлекательных занятий можно найти дома! Тут начинает звонить телефон.
Вы давитесь непрожеванным куском; отрезаете кусок пальца; выбегаете из ванной с намыленной головой. И все это для того, чтобы услышать плаксивый, отвратительный голос близкой подруги:
— Привет? Я тебя не отрываю? Ты можешь со мной поговорить?
Вы униженно и трусливо заверяете, что располагаете уймой свободного времени. Противный голос еще пару раз добивается вашей полной капитуляции и начинает излагать историю про нехорошего мужа, плохого начальника или глупых «предков». Ей совершенно неважно, о чем говорить. Ей важно получить максимум жизненной энергии, ваших советов, утешений, предложений, поддержки.
— Разведись с ним! – негодуете вы, услышав, что ОН снова ей изменил.
— Да-а-а… А на что же я буду жить? – гнусит противный голос. – А как же дети? Должна же я подумать о детях!
— Потерпи! Он еще, может, исправится! – предлагаете вы, а в ответ в голосе появляются раздраженные нотки:
— Да-а-а… А как же дети? Им каково жить в таких условиях… Все равно семьи нет нормальной. Должна же я подумать о детях…
Вампир на том конце провода наливается соком вашей жизни. Его перламутровое брюшко раздувается и раздувается; голос вибрирует от наслаждения… Ваш суп давно остыл, мыло хлопьями падает с головы на телефонную трубку, сексуальный партнер уже оделся и собирается уходить… А голос журчит и льется. И конца-края этому не видать.
Вы воспитанный человек. Вы никого не хотите обидеть. Более того, возможно, вы как-то зависите от вампира. А вампиры мстительны.
Маг и волшебник Элиафас Леви еще сто пятьдесят лет назад сказал гениально и просто: «Бегите от вампира. Он продлевает свою жизнь за счет вашей».
Иногда друзья-кровососы доходят до того, что запросто приходят к вам в гости. Как правило, в самое неудачное (для вас) время.
Поэт Саша Черный был доведен назойливыми посетителями почти до самоубийства. Олег Даль оборудовал дома потайную комнату, в которой прятался от гостей. Есенина прятали от друзей любовницы, а от любовниц – друзья.
Все эти милые люди просто не умели говорить короткое слово «нет». Они называли друзей по имени, улыбались им и говорили на интересные темы. Они выделывали все карнегинские штучки и расплачивались за это черной меланхолией, депрессией и алкоголизмом. Есенин дошел до того, что стал жить вместе с Мариенгофом, другом-вампиром. Он терпел даже то, что распоясавшийся Мариенгоф поселил в комнате Есенина свою тещу, жену и малолетнего Кирилку, а Есенина в конце концов просто выгнал… Сам Маринегоф не пил, был опрятен и обеспечен и прожил довольно долго.
Первым делом вывалите на вампира груду своих неприятностей. Не успел еще плаксивый голос завести привычную шарманку, как вы уже торопливо очень эмоционально рассказываете о своих проблемах. «Это кошмар!
Просто ужас какой-то!» — радостно выкрикиваете вы, пресекая малейшие поползновения начать свою Санта-Барбару… Если у вас все хорошо, расскажите ужасные международные события. Их, к несчастью, полным-полно. Но это должно быть что-то настолько масштабное, чтобы несчастья вампира померкли и обесценились. Призывайте противный голос негодовать вместе с вами, разделять ваши чувства.
Если голос все-таки успел ввернуть что-то драматическое, вроде: «он меня избил!», не теряйтесь. Бодро поинтересуйтесь: «Что ты теперь думаешь делать?». Растерявшийся вампир промямлит что-то про милицию и развод. «Отличный вариант!» — с американской улыбкой ответите вы. «Когда напишешь заявление, позвони, расскажи, как все прошло!».
На незваных гостей лучше всего действуют рассказы об инфекциях и плохом самочувствии. Только начинать их надо прямо в коридоре, ни в коем случае не давая вампирам проникнуть в квартиру.
Помните самое главное – вампир в глубине души наслаждается вашим неловким положением, вашей психологической зависимостью. Неслучайно он появляется именно тогда, когда вам некогда или просто – плохо. Вампир чувствует, как он некстати; разница между вашим внешним поведением, приличиями, и тем, что вы чувствуете на самом деле – вот что питает и греет вампира.
Перестаньте терзаться и угрызаться. Для вампира вы – всего лишь еще одна жертва, отнюдь не самая главная. Положив трубку с недовольством и разочарованием, вампир тут же наберет новый номер. Или отправится к другим знакомым. Или наконец-то задумается над своим поведением и попытается исправиться.
Что, конечно, маловероятно.опубликовано econet.ru.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Источник: econet.ru
Как убить человека, превратив его в символ
Когда античный грек хотел устроить тайную встречу с нужным ему человеком, он мог разломать пополам предмет, взять себе половину, а оставшуюся часть послать другому. Позже, при свидании, можно было совместить части и восстановить цельность вещи, позволявшей отличать своих от чужих. Разломанный предмет был символом, паролем, печатью, но главная его ценность была не в самом предмете, а в том, что он обозначал.
С тех пор прошло несколько тысячелетий, и постепенно мы стали превращать в символы реальных людей. Со страниц журналов, с экранов телевизоров и мониторов в нашу жизнь врываются иконы стиля, протеста, элегантности или нонконформизма. Когда–то все эти люди имели семьи, детей, биографии. Они могли любить есть по утрам борщ или предпочитали яичницу с ветчиной. Они плакали и смеялись, дружили и расставались, совершали подвиги и подлости, но все это было в прошлом, поскольку они обесчеловечились и превратились лишь в свою функцию.
К сожалению, этот процесс затронул и Церковь — еще несколько лет назад имя Николая II или блаженной Матроны были своеобразными системами деления мира на своих и чужих. При этом Николай Александрович Романов или реальная женщина по имени Матрона, жившая в Москве, их жизнь и судьба мало интересовали поклонников, гораздо важнее было произнести нужную формулу о «царе-мученике» или «о Матронушке», чтобы всем стало понятно, с кем ты имеешь дело.
Точно такими же формулами человек стал пользоваться и за пределами храмов. На первый взгляд жить в эпоху сплошных символов чрезвычайно удобно — вместо тонких оттенков смысла, опасности узнавания человека с помощью долгих разговоров можно носить с собой, подобно героям Свифта, мешок с нужными вещами, чтобы в любой момент предъявить их на таможне той или иной тусовки.
Произносишь магическую формулу и проходишь в Зазеркалье, где тебя якобы окружают единомышленники. У Владимира Войновича есть прекрасная иллюстрация на эту тему. В самом начале войны Какие надо органы забирают к себе старика-сапожника по подозрению в шпионаже. Эти самые органы встречают его «дружеским» избиением, а потом с ужасом узнают, что фамилия старика — Сталин.
С этого момента ситуация меняется кардинальным образом: если другие представители НКВД узнают, что лейтенант Миляга бил Сталина, то его участь будет крайне плачевной, поскольку нужная фамилия перечеркивает тот факт, что старик не родственник И. В. Сталина и даже никогда его не видел. Строчка в протоколе окажется важнее человеческой судьбы.
Сегодня, оглядываясь по сторонам, я все чаще замечаю людей, желающих найти для других нужное место на полке человеческих взаимоотношений. Как правило, полок бывает всего две — черная и белая. На первой расположилось «прогрессивное человечество», борющееся с отсталой Церковью или страшной государственной машиной, на второй — фанатики, приспособленцы и конъюнктурщики.
В зависимости от взглядов владельца шкафа с людьми-символами, хорошими могут стать совершенно другие люди, но суть дела от этого не меняется. В этой страшной системе нет места человеку с его радостью и болью: он может искать компромиссы, может цитировать наизусть прекрасных поэтов, может «разговаривать языками человеческими и ангельскими», но все это окажется тщетным. На него наклеен соответствующий ярлык, и он рассортирован в соответствующий список друзей или врагов.
К счастью люди — это не банки с надписями, а потому можно вырваться из символического Зазеркалья. В одной из пьес Беккета зритель видит на сцене урны с кремированным прахом, которые неожиданно очеловечиваются.
За пределами смерти они начинают разговаривать друг с другом, начинают узнавать, кем они были при жизни, и в результате оказывается, что до этого момента им как раз и не хватало таких бесед. При жизни они были символами, играли чужие роли, подбирали нужные половинки ко множеству вещей, а сейчас они освободились и могут быть просто самими собой.
Наши отношения даже с самыми близкими людьми завалены такими символами, из-за чего мы не слышим никого вокруг. Мы позволяем совершенно неизвестным нам личностям стать выразителями наших чувств, просто потому, что их осудили и теперь неудобно говорить, что суд или болезнь сами по себе не делают людей лучше. Обезличив их, сделав из них «символ благонамеренности и чистоты» мы заковываем их в плен наших ожиданий. Человек-символ начинает относиться к своим словам и действиям, как чему-то значительному, и расплата за чужую роль бывает очень болезненной.
В фильме Вуди Аллена «Римские приключения» телевизионщики делают на несколько дней звездой обычного клерка. Неожиданно на него налетает толпа журналистов и спрашивает, что он ел на завтрак, как он брился утром или что он думает о разном фасоне трусов.
Мужчина очень быстро привыкает к популярности, начинает чувствовать себя тем самым символом, необходимым каждому, а потом все резко кончается. Герой остается на пустой дороге, журналисты мгновенно находят себе новый символ, и лишь усилие воли и наличие семьи позволяют недавней звезде не сойти с ума, вернувшись к нормальной жизни. Жизнь страшнее фильмов Аллена и, превратив кого-то в «икону», мы сильно рискуем сломать ему жизнь, снова превратив его символ в первоначальном значении. Разбитый нами человек будет не жить, а бороться, не любить, а совершать половой акт в публичном месте, он лишится имени и лица, надев на себя яркую маску. Он даже может превратиться в урну наполненную прахом, и тогда каждый из нас будет нести ответственность за это невольное убийство.
Источник: foma.ru