Как убрать горловое р

Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.

В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.) необходимо проведение дифференциации – различения – поставленного звука и звука – субститута.

Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук «Р».

Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение.

Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску.

Можно предложить малышу «завести моторчик»,
подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…».

Этапы работы при искажённом произнесении звука Р | Горловой Р

Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.

Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.

Поэтапная постановка звука [Р].

  • На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.

(Фрикативный — образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи) .
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами).

Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.

Полученный таким способом звук следует сразу вводить в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.

  • Второй этаппостановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью.

Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце.

Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой.

На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме.

В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка.

Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.

Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.

Как исправить горловой звук [Р]? Инструкция: подготовительный этап, постановка. Урок логопеда

Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы» – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком:

Первый способ постановки звука Р

Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Выполняем действия, сходные с вышеописанными.

Второй способ постановки звука Р

Постановка от звука [Д].

В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе.

В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.

Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы в подходе к исправлению дефекта.

Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска.

Читайте также:  Что делать если стыдно за родителей

В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука.

Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.

  1. Артикуляционная гимнастика для звука [Р]
  2. Последовательность постановки и дифференциации звуков

Источник: logoportal.ru

Как убрать горловое р

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р’]

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че­ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

  1. Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.
  2. Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в коле­бание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грасси­рующее»).
  3. Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р].
  4. Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хо­рошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.
  5. Доральное [Р]. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
  6. Боковое [Р] (боковой ротацизм). Переднеязычная вибрация заменяется отры­вом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В обра­зовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

  1. Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.​
  2. Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и приса­сывать спинку языка к нёбу.

Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

  1. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  2. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок язы­ком — «шпок».
  3. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного [Р].

Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нор­мальным звуком [Р] и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Фрикативный [Р] использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный [Р] хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упраж­нения:

  1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам.
  2. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.
  3. Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА. ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.
Читайте также:  Какая девушка нужна мужчине раку

Как правило, подъязычная связка постепенно растягивается. В крайнем случае обратитесь к врачу-сто­матологу.

  1. «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.
  2. «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).
  3. «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.
  4. «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

  1. В момент произнесения учеником фрикативного [Р] его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли­тельно произнести фрикативное [Р] и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.
  2. Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р’]

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах [Р’] мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости [Р’] мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’] иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для [Р] твердого, так и одноударной — для [Р’] мягкого.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».

  • Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука «Р»:

Упражнение для выработки напора воздуха.

Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности:

  • Язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью.
  • Губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.

ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет — ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

Источник: logopeddoma.ru

Как убрать горловое р

…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.

…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.

Читайте также:  Как лечить коленный сустав народными средствами

Содержание статьи

  1. Досье на звук Р: описание и нормы появления
  2. Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
  3. Как НЕ правильно произносить Р?
  4. Чек-лист правильной артикуляции для звука Р
  5. Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях: упражнения от логопеда Novator
  6. Топ-3 способа постановки звука Р
  7. Автоматизация звука Р поэтапно
  8. Дифференциация Р с другими звуками
  9. Ставим Р в домашних условиях: рекомендации от логопедов Novator
  1. Досье на звук Р: описание и нормы появления
  2. Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
  3. Как НЕ правильно произносить Р?
  4. Чек-лист правильной артикуляции для звука Р
  5. Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях: упражнения от логопеда Novator
  6. Топ-3 способа постановки звука Р
  7. Автоматизация звука Р поэтапно
  8. Дифференциация Р с другими звуками
  9. Ставим Р в домашних условиях: рекомендации от логопедов Novator

Досье на звук Р: его описание и нормы появления
Досье на звук Р: его описание и нормы появления

Сразу же ответим на самый важный вопрос. Когда в норме должен появиться звук Р?
✅ Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам.

✅ Звук Р согласный. При произнесении согласных воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ. Голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, поэтому можно легко услышать вибрацию.

✅ Р – твердый, всегда звонкий звук. Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Если произнести звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р) можно ощутить разницу в формировании звука.

✅ В образовании звука участвует кончик языка – звук переднеязычный.

Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?

Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.

Однако! Мы, в Novator, рекомендуем обратиться к логопеду раньше, чтобы понять, есть ли шанс, что звук встанет самостоятельно или необходимо начать подготовку артикуляционного аппарата.

В произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляционный аппарат и сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.

О причинах неправильного Р
О причинах неправильного Р

Как НЕ правильно произносить Р?
Как НЕ правильно произносить Р?

Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.

Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:

❗ Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.

❗ Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани. Звук при этом приобретает горловой оттенок.

❗ Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.

❗ Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.

❗ Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

❗ Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дека» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».

Источник: novatorkids.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today