Как учить ребенка левшу писать буквы

Начало занятий в школе приносит маленькому левше новые трудности. Надо осваивать письмо. Давление «праворукого» окружения прослеживается во всех сферах жизни дошкольника и младшего школьника. Оно велико даже в тех случаях, когда родители и педагоги не предпринимают специальных попыток переучить ребенка.

22 ноября 2020 Ременец Елена Анатольевна
1423 35 0 0

Содержимое публикации

Ременец Елена Анатольевна

Обучение письму леворуких детей.

Обучение письму леворуких детей.

1.Методика определения леворукости у младших школьников.

2. Гигиенические требования для леворуких школьников.

3. Примерные подготовительные упражнения в начальный период обучения письму.

4. Гимнастика для левой руки.

5. Требования к письму леворукого ребенка.

6. Предупреждение ошибок в написании букв.

7. Охрана здоровья леворуких детей.

I . Задача родителей и педагогов – не только подготовить ребенка к «взрослой» жизни, обучив его определенной сумме знаний и навыков, но и выявить его неповторимую индивидуальность, помочь развитию его сильных свойств, способностей и преодолению слабых.

Если Ваш ребенок — левша. Советы родителям.

Одним из свойств, сформировавшихся в ходе эволюции и определяющих важные индивидуальные особенности человека, является функциональная асимметрия рук.

Около 90% всех людей имеют правую ведущую руку. У подавляющего большинства праворуких людей области коры головного мозга, управляющие движениями ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии.

Оставшиеся 10% — это леворукие и амбидекстры («обоерукие»). У значительной их части распределение функций между полушариями головного мозга иное: симметричное или с правым речевым полушарием. Как правило, леворукость является природным признаком, однако, в редких случаях, она может быть следствием незначительных поражений отдельных участков головного мозга. Эти поражения практически невозможно диагностировать, так как они не влияют на нормальное развитие ребенка.

Леворукий ребенок попадает в праворукий мир…Многое в нем трудно и неудобно. Мама заставляет держать ложку правой рукой, а удобнее – левой… На занятиях в детском саду надо вырезать ножницами салфеточку, но, даже если делать это левой рукой, не получается так быстро и красиво, как у других ребят, ведь ножницы приспособлены для правой руки…

II . Начало занятий в школе приносит маленькому левше новые трудности. Надо осваивать письмо. Давление «праворукого» окружения прослеживается во всех сферах жизни дошкольника и младшего школьника. Оно велико даже в тех случаях, когда родители и педагоги не предпринимают специальных попыток переучить ребенка.

В целом леворукие дети более возбудимы, в ряде случаев у них отмечаются трудности обучения не только письму, но и чтению. Поэтому леворукий ребенок требует к себе особого внимания со стороны учителя и родителей. Необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, не выделяя при этом его особенность, не переучивая.

Как научить ребенка правильно писать левой рукой.

1. Самой острой обычно бывает проблема обучения детей письму. В последние годы появились методические рекомендации по обучению письму леворуких детей. Однако такие методические рекомендации помогут в процессе обучения, но не могут помочь решить вопрос о том, кого учить писать левой рукой, как определить леворукость. А именно этот вопрос должен решить учитель в первые дни обучения.

Может ли сам учитель определить леворукость? Да, может. В возрастной физиологии наиболее последовательной и адекватной является количественная оценка рукости по сумме баллов, полученных ребенком во время экспериментального тестирования.

Для определения предпочитаемой руки ребенка во время деятельности предлагается упрощенный вариант тестов, разработанных в НИИ физиологии детей и подростков АПН. Эти ТЕСТЫ содержат игровые задания, подобранные с учетом разных способов манипулирования, а также удобства для тестирования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Читайте также:  Моль в крупе что делать

Наблюдая за выполнением теста, учитель может определить руку, предпочитаемую ребенком при выполнении большинства действий.

Первый тест – рисование. Ребенку предлагают нарисовать то, что он хочет (может). Как и во всех последующих тестах, бумагу, карандаш нужно положить прямо перед ребенком, а не под одну из рук. После того, как рисунок закончен, учитель просит повторить тот же рисунок другой рукой. В первом задании учитывается не только, какой рукой ребенок предпочел воспользоваться сам, но и сравнительное качество рисунков.

Второй тест – открывание небольшой коробочки, например, из – под спичек. Ребенку предлагается несколько разных коробочек (можно окрасить их в разные цвета), чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третий тест – «Построй колодец» из палочек (спичек).

Четвертый тест – «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и учитель просит бросить ему мяч несколько раз.

Пятый тест – вырезание ножницами по контуру рисунка любой открытки (вырезать цветок, зайчика и т.п.)

Шестой тест – нанизывание бисера (или пуговиц для младших школьников ) на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

Седьмой тест – выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками.

Восьмой тест – развязывание узелков. Учитель заранее неплотно завязывает несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая — держит узел).

Девятый тест – «Построй из кубиков дом (ограду и т.п.)». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.

При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение следующих правил: каждое задание предлагать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

По мере выполнения заданий удобно заполнить следующий протокол:

Фамилия, имя ___________________________________________

Дата тестирования ____________ Возраст ________________________

Источник: www.art-talant.org

Как и чем заниматься с ребенком-левшой: советы логопеда

Как и чем заниматься с ребенком-левшой: советы логопеда

Прошли времена, когда леворуких детей переучивали, заставляя писать правой. Но для того, чтобы ребенок-левша развивался быстрее и чувствовал себя счастливым, нужно учитывать некоторые особенности его мышления. Светлана Струева, логопед Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла» (РЦдИ «Ремесла»), подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты, рассказывает, что дается леворуким детям проще, а что — сложнее, и как правильно общаться и заниматься с ними, чтобы обучение было эффективным.

Как мыслит ребенок-левша

«Как правило, у леворуких детей лучше развито правое полушарие мозга, которое отвечает за образы и чувства», — рассказывает Светлана Струева. Поэтому такие ребята:

  • более эмоциональные и творческие, чем праворукие: они хорошо рисуют, лепят, часто имеют абсолютный музыкальный слух;
  • обладают отличной образной памятью, и поэтому способны запоминать очень большое количество информации;
  • у них хорошо получается найти нестандартный выход из ситуации или необычное решение задачи.

Но при этом левшам сложнее концентрироваться. Они в целом дольше включаются в работу и формулируют ответ. Поэтому им непросто освоиться в школе — выходит, что именно то, что от них требуется на занятиях, дается им с трудом. «Чтобы учеба давалась левше проще, надо начинать заниматься с ребенком до того, как он пойдет в школу, — объясняет логопед. — Особое внимание следует уделить развитию движений руки. Для тренировки пальцев подойдут различные игры, сопровождаемые стихотворениями, пальчиковая гимнастика, лепка, работа с ножницами, завязывание узелков, нанизывание бус».

Читайте также:  Как выбрать камень талисман по дате рождения

Проблемы с чтением и письмом

Леворукие дети часто пишут и читают зеркально: «Обычно левша читает про себя справа налево, а не слева направо, как мы привыкли, — объясняет специалист. — Он понимает, что прочел бессмыслицу, но не решается произнести это вслух. Поэтому учитель может подумать, что ребенок или не умеет читать, или делает это очень медленно. Но это не так».

Зеркальное чтение и письмо обычно проходит к 10 годам, то есть после начальной школы. До этого достаточно просто предупреждать об особенности всех специалистов, которые будут работать с малышом, и следить за тем, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка. «Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой, чтобы левша не нервничал, если не будет успевать за сверстниками, — подчеркивает Светлана. — Домашнее задание лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями».

Развитие речи у левши

Дети-левши, как правило, начинают говорить позже сверстников — в 3 года, и используют грамотные и содержательные предложения. «Сложность в том, что леворукий ребенок обычно копирует речь целиком, не анализируя ее смысл и не осознавая его, — говорит логопед. — Часто можно встретить случаи, когда левша в 4 года пересказывает страницы текста, не зная ни одной буквы и не понимая значения слов».

А еще левши более подвержены заиканию и неправильно произносят звуки. Нередко они неверно употребляют предлоги и с трудом распознают буквы и цифры. «В такой ситуации достаточно просто постоянно общаться с ребенком, чтобы он слышал правильную речь и устойчивые сочетания слов. Причем в общении лучше использовать яркие образы, эмоции, и тогда ребенок все запомнит быстрее, — добавляет сотрудник центра. — И читайте с ним побольше хороших книг».

5 дополнительных советов для родителей ребенка-левши

«Надо понять, что леворукость — нормально, — подчеркивает Светлана. — Это особый креативный вид мышления, который не надо менять. Надо лишь чуть-чуть помочь ребенку-левше в освоении некоторых функций, чтобы он чувствовал себя уверенно и комфортно среди правшей».

Сделать это можно следующим образом:

  1. Примите ребенка таким, какой он есть
    Не ругайте за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием. У левшей масса талантов, которые он обязательно проявит, если создать ему благоприятные условия.
  2. Развивайте координацию движений
    Двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, зарядка, спортивные секции, плавание — все это поможет гармонично развивать и правое, и левое полушария мозга. У левши также улучшится зрительная и моторная память, а еще он будет лучше ориентироваться в пространстве.
  3. Обустройте рабочее место
    Настольная лампа должна стоять справа, ручку лучше использовать капиллярную — чтобы паста быстрее высыхала при письме и ребенок не пачкал руки. А еще не надо заставлять левшу писать буквы в слове слитно, без отрыва ручки от листа бумаги: ребенок просто не сможет так сделать из-за физиологических особенностей.
  4. Учите «тактильно»
    Левша лучше воспринимает информацию кинетически. Например, чтобы научиться застегивать пуговицы, возьмите руки ребенка в свои и вместе застегните и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы, а также их правильное написание, можно их лепить или рисовать пальчиками на песке или крупе. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь.
    Помните, что левшам тяжело даются абстрактные понятия: то, что нельзя пощупать (слова, цифры, термины). Поэтому старайтесь делать свои занятия максимально наглядными и осязаемыми. Для того, чтобы помочь левше выучить наизусть стихотворение или правило по школьному предмету, используйте его образную память.
  5. Включайте ребенка в выполнение бытовых действий
    Убрать игрушки, помочь маме на кухне — такая деятельность незаметно, но эффективно развивает мелкую моторику, глазомер и ориентацию в пространстве.
Читайте также:  Какое крепление для лыж лучше для школьника

Справочно

По вопросам комплексной реабилитации в РЦдИ «Ремесла» обращайтесь по адресу: г.Москва, Зеленоград, корп. 1124 или по телефонам: 8 (499) 710-02-36; 8 (499) 710-23-33; 8 (499) 710-02-32.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник: dszn.ru

Как научить ребенка-левшу красиво писать

Как научить ребенка-левшу красиво писать

Говорят, что леворукие люди гениальны. Наверно, так оно и есть. Однако, в этом есть и свои минусы. А именно, научить леворукого ребёнка красиво и правильно писать довольно непросто. Особенно, если оба родителя правши.

С чего же начать?

Обучение письму леворуких детей

Леворукий ребёнок отличается от своих сверстников эмоциональностью, обидчивостью, чувствительностью. Все эти черты характера необходимо учитывать, когда занимаешься с такими детками. Как научить левшу писать красиво, если сам правша. Перед тем, как научить ребенка левшу писать, необходимо:

  1. Определить размещение света у письменного стола ребёнка. Он должен падать либо сверху, либо с правой стороны. При таком освещении малыш не будет заслонять себе свет при письме.
  2. При письме тетрадь или лист бумаги располагается с наклоном вправо.
  3. Наклон букв обеспечивается за счёт наклона тетради.
  4. Желательно, чтобы при письме рука располагалась под строчкой.
  5. Приобрести в магазинах специальные ручки и прописи для деток левшей.

Как научить левшу писать

После того, как подготовительные мероприятия закончились, можно приступать к обучению.

  1. Учимся правильно держать ручку. Пальцы располагаются на 3-4 сантиметра выше от кончика ручки, чем у праворуких;
  2. При рисовании, написании слов, ребенок правой рукой пододвигает тетрадь, листы;
  3. Прописи, предназначенные для таких деток, имеют указатели в виде стрелок, показывающие направление письма. Они способствуют быстрому пониманию материала и правильному написанию букв, крючков;
  4. Ручки для леворуких детей имеют треугольную форму с двумя впадинками для пальцев. Правильно подобранная ручка поможет поставить правильный наклон руки при письме. Но, самое главное, чернила такой ручки быстро сохнут. Это позволит не размазать их по тетради и не испачкаться самому.

Стоит ли корректировать наклон письма

Не нужно добиваться «правильного» наклона букв у левшей (в правую сторону). Это очень сильно затруднит письмо малышу. Не забывайте, что он левша, а значит «законы» написания букв, наклоны для него немного отличаются от праворуких. Постарайтесь поговорить с учителями в школе, воспитателями в детском саду.

Объясните им, что ваш ребёнок особенный и отличается от «стандартов» обучения. Ведь очень многое в правильности писания ребёнком-левшой будут зависеть и от педагогов.

Согласно разработанным методическим рекомендациям министерства здравоохранения от 1985 года: запрещено переучивание левшей, снижение оценок за несоответствие красивого написания стандартам.

Довольно часто родители леворукого малыша сталкиваются с проблемой «зеркального» написания слов. Это выражается в написании слова не сначала, как мы привыкли, а с конца (например: «магазин» – «низагам» и так далее). Ребёнок также может зеркально отображать рисунки. При чтении ему очень тяжело соблюдать начало строки. Ничего критичного в этом нет.

Стоит набраться терпения и помогать фиксировать начало строчки, научить проводить фонетический разбор слова, при этом каждая буква произносится чётко, образец для её написания располагается только справа.

Требования письма не отрывая руки для леворуких детей не приемлемы.

Таким образом, чтобы научить леворукого кроху писать, необходимо ваше терпение, любовь и искренняя радость за его успехи.

Источник: detstrana.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today