Как улучшить скорость чтения у ребенка

Уже давно известно, что от того, насколько хорошо ребенок умеет читать, зависит успешность его обучения в школе и успеваемость по всем школьным предметам. При этом это относится даже к точным наукам, ведь от того, как быстро ребенок прочитает задачу и поймет вопрос, зависит успешность ее выполнения.

Вообще, умение читать является одним из основных требований, которые предъявляются к школьнику, идущему в первый класс. От этого зависит, насколько успешно он будет осваивать школьный материал. При этом наличие самого навыка чтения еще не является показателем. В частности, большое значение имеет понимание прочитанного и скорость чтения, при этом требования повышаются с каждым годом.

Техника чтения проверяется дважды в течение учебного года: в первом и втором полугодии. Если школьник не соответствует установленным нормативам, то это является поводом для беспокойства родителей. Дело в том, что дети с низкой скоростью чтения медленнее усваивают школьный материал: пока они только начинают читать и вникать в суть задания, другие дети уже выполняют его. Существует несколько основных методик, как улучшить технику чтения, поэтому рассмотрим их более подробно.

Как ЭФФЕКТИВНО увеличить скорость чтения? Как научить ребенка понимать прочитанное? | Скорочтение

Техника чтения

Чтение многим детям дается нелегко, потому что в этом процессе одновременно участвуют память, воображение, а также восприятие (визуальное и звуковое).

При проверке техники чтения учитывается не только скорость, но и другие моменты. В частности, важно выяснить, насколько четко ребенок понял прочитанный материал, совершал ли он ошибки, делал ли он интонационные паузы, читал ли текст с выражением и т.д. Отдельно анализируется, как именно школьник читает слова – по слогам или полностью. Поэтому скорость чтения – это не основной критерий, который учитывается при проверке.

Существует несколько эффективных приемов, позволяющих улучшать технику и повышать скорость чтения. Все они активно применяются на практике, поэтому подходят для школьников.

«Жужжащее чтение»

Чем чаще дети читают, тем лучше это у них будет получаться. Важно понимать, что для улучшения этого навыки не всегда хватает времени на уроках, поэтому заниматься нужно и дома. Кроме того, чтобы достигнуть хорошего результата, важно устраивать пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего дня.

Жужжащее чтение называется так, потому что все дети начинают читать одновременно. Делать это нужно не громко, чтобы не мешать остальным. По истечении пяти минут, по сигналу преподавателя, дети перестают читать и возвращаются к обычному уроку.

Данный прием не предполагает анализа прочитанного и контроля. Его суть заключается в обычном увеличении количества прочитанного. Постепенно это приведет к тому, что дети сами начинают больше читать и, соответственно, развивается техника чтения.

Лайфхаки для школьников: как улучшить скорость чтения [Любящие мамы]

Таблицы слогов

Чтобы улучшить навык чтения и скорость, ребенок должен воспринимать слоги как единое целое. Для данного метода понадобятся таблицы слогов – можно воспользоваться дидактическим материалом Н. Зайцевой или составить таблицы самим.

Задание выглядит следующим образом:

  • Ребенок должен прочесть строку или столбец с определенной буквой.
  • Далее можно попросить его произвольно прочитать слоги.
  • Попросить его найти в таблице какой-то конкретный слог.
  • Попросить составить из слогов знакомые ему слова.

«Буксир»

Это упражнение проводится в паре. Взрослый читает «про себя», пальцем следя по книге. Ребенок же читает вслух по пальцу взрослого. Суть его заключается в том, чтобы школьник поспевал за чтением взрослого.

Возможен и второй вариант – одновременное чтение вслух. Ребенок должен стараться успевать за взрослым. Задачу можно усложнить. К примеру, делать ошибки во время чтения. Ребенок должен уметь замечать их и исправлять.

Расширение угла зрения

В процессе чтения необходимо учитывать, какое количество букв попадает в поле зрения. Существует несколько эффективных упражнений, которые позволяют натренировать внимание школьника, чтобы он видел больше букв:

  • Найди слово. На листе бумаги нужно написать несколько слов, только не очень длинных. На других листах пишем эти же слова, но по одному. Показываем ребенку каждое слово по отдельности, его задача – найти каждое из них.
  • Таблицы Шульте. Они содержат от 1 до 30 цифр, которые расположены в хаотичном порядке. Задача ребенка – найти все числа по порядку за 30 секунд и показать их. Через несколько дней следует повторить упражнение, но используя другую таблицу, где цифры расположены по-другому.
  • Первый-последний. Для этого задания можно воспользоваться абсолютно любым текстом. Ребенок должен прочитать первый и последний слог в каждой строчке.
  • Пирамидка. Необходимо записать слова в столбик, начиная со слова с меньшим количеством букв. Каждое из них делится на 2 части, которые нужно записать на определенном расстоянии друг от друга. На каждой следующей строчке расстояние должно увеличиваться.
Читайте также:  Вязание салфеток и ВАЗ для фруктов крючком

Основной смысл этих приемов заключается в том, что по мере занятий, дети начинают запоминать многие слова. Встречая их в тексте, они не читают их (как в случае, если бы это были незнакомые слова), а сразу же называют их. Это существенно экономит время и увеличивает скорость чтения.

«Молния»

Суть его заключается в следующем: детям на короткое время показывают слово, которое они должны успеть прочитать. Можно воспользоваться карточками, на которых будут записаны слова, либо сделать презентацию на компьютере с автоматическим просмотром (можно настроить, что слова будут меняться за выставленное время – 3-4 секунды).

Одинаковый набор слов нужно использовать несколько дней, чтобы они сохранились в памяти детей. Далее можно использовать другие варианты. Дополнительно можно просить детей сразу же записывать увиденные ими слова.

«Повторное чтение»

Для чтения детям дается всего одна минута. По ее истечении нужно посчитать количество слов, которое они успели прочитать. Далее задание повторяется еще 2-3 раза, по результатам которых оценивается динамика – прочитал ли ребенок больше слов или нет.

Если проводить упражнения регулярно, то со временем результаты будут улучшаться. Ребенок сам увидит, что он может читать быстрее, что очень важно для повышения его мотивации.

«Губы»

Когда дети проговаривают то, что они читают, то естественным образом падает скорость их чтения. Суть этого приема заключается в том, что вы не даете ребенку читать молча, при этом он даже не должен проговаривать слова губами.

Когда дается команда «Губы», ребенок к плотно сжатым губам прикладывает палец левой руки, подкрепляя тем самым психологическую установку на беззвучное чтение. Когда дается команда «Вслух», он убирает палец и начинает читать вслух.

Постепенно школьник привыкает к чтению без внешних признаков проговаривания, поэтому команда «Губы» дается все реже, а затем и вовсе отменяется.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Ребенок читается отрывок текста, затем ему нужно объяснить, что он должен снова прочитать эту часть, но медленнее и более выразительно. Он начинает читать текст заново, заканчивает его, но останавливать его не нужно, т.е. он должен читать дальше, переходя на незнакомую часть текста.

Суть этого метода заключается в том, что ребенок, который несколько раз прочитал один и тот же отрывок и уже выработавший здесь повышенный темп чтения, начинает переходить на незнакомую часть текста, но при этом его темп не снижается, а остается таким же повышенным. Если проводить такие занятия регулярно, то продолжительность чтения в повышенном темпе будет постоянно расти.

Источник: logopedprofiportal.ru

Скорочтение для детей упражнения в домашних условиях

Скорочтение – это крайне полезный навык для детей, который помогает им в самых разных жизненных сферах. Умение быстро прочитать текст и понять его суть тренирует концентрацию, память, развивает периферийное зрение и интеллектуальные способности.

С возрастом умение читать быстро поможет оперативно осваивать большие объемы учебного материала. Это будет полезным при обучении в университете и последующем поступлении на работу.

Если подойти к вопросу системно и использовать лучшие современные наработки, то занятия можно проводить и в домашней обстановке. В этом материале мы расскажем о том, какие упражнения вполне по силам выполнять дома и на что стоит обратить внимание в процессе занятий.

Что мешает ребенку читать быстро

Дети отличаются очень хорошим уровнем обучаемости – сказываются особенности работы их мозга. Но уже с раннего возраста во время чтения формируется ряд проблем, которые выступают как ограничители скорости.

К ним относятся следующие:

  • Малые размеры зрительного поля. Практика показывает, что оно находится в диапазоне 5-30°. При этом периферическое зрение, которое помогает нам видеть то, что находится за пределами основного поля зрения, также оказывается на не высоком уровне. Таким образом глаза просто очень медленно перемещаются по строчкам и читают слова последовательно.
  • Проговаривание слов. Профессионалами явление также называется субвокализацией. Оно предполагает, что во время чтения мы повторяем весь материал внутренним голосом. Это только дополнительно замедляет весь процесс и делает усваивание информации заметно хуже.
  • Сложности с концентрацией внимания. Особенно часто эта проблема проявляется именно у детей. Иногда приходится говорить и о таком явлении, как синдром дефицита внимания (СДВГ).
Читайте также:  Как обратиться к экстрасенсам из битвы экстрасенсов

Большинство упражнений для детского скорочтения направлены на то, чтобы перечисленные ограничения устранить. Таким образом удается сделать скорость чтения заметно быстрее, но не потерять при этом качество восприятия и усвоения печатного материала.

Что мешает ребенку читать быстро

Далее мы рассмотрим методики, которые хорошо подойдут именно для домашних занятий. Можно использовать любую из них для получения отличного результата.

Основные методики для детского скорочтения

Представленные в этом материале методики помогут детям разных возрастов. Вы сможете заметно повысить скорость и качество чтения и быстро увидите первые результаты.

Устранение субвокализации

Многие эксперты говорят о том, что лучший метод для борьбы с проговариванием слов – это фиксация языка. Здесь все довольно просто – нужно зажать его кончик между зубами, пока вы читаете.

Многим помогает и осознанное чтение, когда на протяжении длительного времени мысленное повторение материала из раза в раз подавляется. Это сложно, но при регулярных занятиях превращается в привычку.

Еще один действующий метод – это использование ритма Жинкина. Он предполагает использование особой методики во время чтения, которая помогает замедлить или полностью подавить работу отвечающей за моторную речь зоны мозга. В сети много видео о том, как правильно использовать эту методику.

Укрепление периферийного зрения

Методика показывает себя с лучшей стороны для самых разных возрастных групп. При этом она помогает и в жизни. Хорошо развитое периферийное зрение, к примеру, поможет вам вовремя заметить приближающийся автомобиль.

Лучшее решение – использование клиновидных таблиц. У них символы постепенно расходятся друг от друга на все более удаленное расстояние. По мере чтения глаза сами по себе привыкают к тому, что зона периферийного зрения становится больше.

Укрепление периферийного зрения

Таблиц такого плана очень много в интернете. Чтобы глаза меньше уставали, стоит распечатать их на специальном листе. Мы рекомендуем обратить внимание на разные варианты таблиц – сужающиеся, расширяющиеся, горизонтальные и вертикальные.

Переход между такими типами помогает тренировать зрение и при этом справиться с монотонностью. Для детей можно подготовить цветные варианты с разными красивыми картинками.

Техника фоточтения

Фоточтение называется так по причине того, что во время изучения страницы мы словно фотографируем ее взглядом. Это упрощает поиск нужных сведений и восприятие всего текста.

Есть ряд простых рекомендаций, которые помогают обучиться фотографическому чтению:

  • Начните с изучения структуры текста. Оценивается его заголовок и подзаголовки, выделенные автором участки.
  • При чтении страниц сразу охватывайте определенные участки. К примеру, можно брать массив текста, списки или сформированные по разным принципам блоки.
  • Возвращайтесь к важным местам после беглого прочтения материала. Это позволит повысить само качество восприятия текста.

Диагональное чтение

Диагональное чтение

Еще один проверенный метод, который помогает не только детям, но и взрослым. Многие известные люди, такие, как Владимир Ленин, говорили что читают по диагонали.

Чтобы читать текст по диагонали стоит выполнять ряд простых рекомендаций:

  • Мысленно проведите диагональную линию на странице – от верхнего левого угла до нижнего правого.
  • Двигайтесь по этой линии взглядом и при этом пытайтесь захватить больше слов. Здесь нам поможет тренировка периферийного зрения, о которой уже говорилось ранее.
  • Поборите желание читать отдельные слова. Нужно работать над формированием цельного образа прочитанного.
  • Обращайте внимание только на самую суть, ключевые фразы. Так можно будет «отжать воду» из текста.
  • Читайте последовательно, без возвратов к тому, что уже было пройдено.

Специалисты говорят о том, что лучших результатов получится добиться, если совместить перечисленные техники. Тренировки нужно проводить регулярно, но при этом стараться не сильно давить на ребенка, чтобы не вызывать негатива и нервного перенапряжения. Результаты стоит замерять регулярными тестами, считать, сколько слов было прочитано за минуту. При этом важно контролировать, что ребенок понял из прочитанного. Проще всего сделать это через обсуждение, попросить рассказать, о чем был отрывок, который вы только что прочитали вместе.

Источник: smartykids.ru

10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок

Как научить ребенка читать уверенно, бегло, правильно? Заинтересовать и увлечь! Предлагаем подборку игр от педагога, инструктора по скорочтению и развитию памяти Гюзель Абдуловой.

Читайте также:  Если мужчина телец ревнует что это значит

Гюзель Абдулова, нейропсихолог, педагог, тренер по скорочтению и развитию памяти, руководитель центра интеллектуальных технологий «Эйдос»

Гюзель Абдулова, нейропсихолог, педагог, тренер по скорочтению и развитию памяти, руководитель центра интеллектуальных технологий «Эйдос»

Эти увлекательные игры не только вызовут интерес к чтению, но и помогут развить память, внимание и уровень понимания текстов. Играйте — читая, читайте — играя!

«Гонки»

Что надо делать? Предложите ребёнку прочитать его любимое стихотворение несколько раз, каждый раз увеличивая скорость и силу голоса.
Цель. Упражнение значительно повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.

«Иностранец»

Что надо делать? Читаем слова, выделяя последний слог, как будто с «иностранным» акцентом. Читаем текст или столбики слов. Например:
В здоровОМ телЕ — здоровЫЙ дух.
Не тот прАВ, кто сильнЫЙ, а тот, кто честнЫЙ.
ДеревО держитсЯ корнямИ, а человЕК — друзьямИ.
А ВаськА слушаЕТ да ест.
БлизОК локОТЬ, да не укусИшь
КукушкКА хвалИТ петухА за то, что хвалИТ он кукушКУ.
Один в поЛЕ не воИН.

Цель. Упражнение помогает избавить детей от привычки глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому выполняем его в течение 30 секунд.

«Голоса»

Что надо делать? Задача — чтение текста в образе человека или животного, мультяшного или литературного героя. Обсудите с ребёнком, как бы этот текст прочитала Баба-яга или мышка-норушка, заяц или волк.
Цель. Упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.

«Весёлые картинки»

Что надо делать? Для этого упражнения нужно подобрать текст с большим количеством картинок. Разрежьте картинки и перемешайте. Задача ребёнка — разложить картинки по порядку, чтобы восстановить последовательность событий.
Вариант 1. Прочитать текст и разложить картинки по порядку.
Вариант 2. Рассказать сказку по картинкам. Затем прочитать текст и сравнить свой вариант с предложенным.
Цель. Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного.

«Волшебные пазлы»

Что надо делать? Текст нарезаем на отрывки-пазлы и перемешиваем. Предлагаем ребёнку собрать их и прочитать восстановленный текст.
Цель. Упражнение довольно трудное, задействуется и память, и внимание, и мышление. Совершенствуется навык смыслового чтения. Поначалу нужно выбирать знакомые тексты, лучше — сказки.

«Слово потерялось»

Что надо делать? Читаем вслух текст, пропуская слова. Ребёнок должен понять, какое слово пропустили.
Цель. Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.

«Первый и последний»

Что надо делать? Ребёнок читает текст, произнося вслух только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал.
Цель. Упражнение тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.

«Голова-хвост»

Что надо делать? Вариант 1. Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание.
Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
Цель. Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания и смыслового чтения.

«Читай и считай»

Что делать? Ребёнок должен не только прочитать и понять текст, но и посчитать слова. Естественно, для начала нужны небольшие тексты — от 10−20 до 40−50 слов.
Цель. Это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст.

«Снимаем кино»

Что делать? Предлагаем ребёнку представить в уме фильм на основе текста. Помогаем наводящими вопросами, выясняем, что он видит и чувствует, когда читает. Задача не только понять, о чём идёт речь в тексте, но и услышать звуки, почувствовать запахи, вкусы, испытать эмоции героев. Ребёнок должен ответить на ваши вопросы и пересказать текст.
Цель. Развиваем образную память, речь, навык пересказа. Благодаря применению метода соощущений, дети легко вспоминают и рассказывают текст со всеми деталями, даже придумывают подробности.

Г. Абдулова «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»

Издательство АСТ

Издательство АСТ

Важно научить ребёнка читать правильно. В книге опытного нейропсихолога, тренера по скорочтению и руководителя школы интеллектуального развития «Супермозг» Гюзель Абдуловой собраны интересные и веселые упражнения, которые помогут ребёнку научиться бегло читать, обходясь без ошибок и запинок. И хотя книга эта рассчитана на детей младшего школьного возраста, позаниматься наверняка будет интересно и родителям: попробуйте-ка сами быстро прочитать текст вверх ногами или найти несколько слов в целом море разбросанных букв.

Фото: Prostock-studio, Alexxndr, ra2studio, Luis Molinero/Shutterstock

Источник: www.kanal-o.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today