Соавтор(ы): Annabeth Novitzki. Аннабет Новицки — частный учитель музыки из Остина, Техас. Получила диплом бакалавра по вокальному искусству в университете Карнеги-Меллона в 2004 году и диплом магистра по специальности «Музыка в вокальном искусстве» в Университете Мемфиса в 2012 году. Дает уроки музыки с 2004 года.
Количество источников, использованных в этой статье: 15. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 219 090.
В этой статье:
Практика не всегда ведет к совершенству, однако всегда помогает улучшить результаты! Существует множество практических способов улучшить качество своего голоса. Для этого нужно научиться правильно дышать, избегать некоторых продуктов, а также выполнять специальные разогревающие упражнения до того, как вы начнете петь или произносить речь. За ночь успеха не добиться, но приложив максимум усилий и потратив на это некоторое время, вы несомненно сможете улучшить качество своего голоса.
Часть 1 из 5:
Правильное дыхание и положение тела
- Вдыхая и выдыхая, старайтесь надувать живот и область в районе поясницы. Чтобы убедиться, что вы вдыхаете воздух в эти участки тела, положите руки на талию. Большой палец должен лежать на спине, а другие пальцы на животе; ладони должны находиться на боках, ближе к бедрам. С каждым вдохом и выдохом вы должны чувствовать, как ваши руки расходятся в стороны и сходятся обратно. Со временем, когда вы укрепите свое дыхание, эти амплитуда и время этих движений станут больше и дольше.
- Если вам трудно дышать глубоко, попробуйте лечь спиной на пол, а руки положить на живот. При вдохе ваши руки должны подняться, а при выдохе — опуститься. [1] X Источник информации Можете даже положить на живот книгу и следить, чтобы она поднималась при вдохе и опускалась при выдохе. Попробуйте на выдохе издавать шипящий звук, чтобы с силой выталкивать воздух. [2] X Источник информации
- Обращаем внимание на то, что при вдохе и выдохе ваши плечи не должны двигаться.
- Используйте мышцы над поясницей (вокруг почек) точно таким же способом, чтобы контролировать свои вдохи и выдохи.
- Напрягая мышцы пресса, старайтесь не наклоняться вперед.
- Ноги должны быть слегка раздвинуты, при этом одна нога должна стоять немного впереди другой, чтобы слегка перенести вес своего тела вперед.
- Колени должны быть расслаблены и слегка согнуты. Пытаясь сохранить хорошую осанку, вы можете захотеть сомкнуть колени, но этого делать не стоит.
- Руки должны быть расслаблены и висеть по бокам.
- Живот также должен быть расслаблен, но готов к действию. Чтобы почувствовать, каким должен быть задействованный живот, положите руки на талию (большие пальцы должны лежать на спине) и немного покашляйте. [4] X Источник информации
- Ваши плечи должны быть опущены и отведены назад так, чтобы спина была ровной с высоко поднятой головой. Не горбитесь и не поднимайте плечи к ушам.
- Ваша грудь должна быть немного приподнятой и выпяченной. Скорее всего, это случится само собой, когда вы опустите и отведете назад свои плечи.
- Подбородок должен быть параллелен полу. Он не должен быть слишком приподнят или опущен вниз.
- Если ваше тело или лицо будут напряжены, то во время пения или речи вам будет трудно издать звук высокого качества.
- Если, стоя в правильной позе, вы напряжены, попробуйте лечь на спину: пусть сила тяжести работает в вашу пользу. Или же встаньте спиной к стене, так чтобы касаться ее затылком и плечами. Это поможет вам почувствовать, в каком положении должно находиться ваше тело, и вы сможете поддерживать это положение и без опоры на стену. [5] X Источник информации
Часть 2 из 5:
Правильное положение рта
Ваш рот должен быть открыт и расслаблен. Во время пения ваш рот должен быть широко открыт, но не слишком сильно, чтобы не напрягать мышцы лица и шеи. Убедитесь, что ваши губы, челюсть и шея не напряжены, а расслаблены.
- Чтобы сделать это, вдохните как перед зеванием, но не зевайте. Обратите внимание на пространство, которое образуется во рту, включая ощущения открытости в задней части горла. Во время пения вы должны воссоздать это «широкоротое» положение с приподнятым мягким небом. [6] X Источник информации Если вы все же зевнули, после зевка просто оставьте рот открытым в том же положении.
- Во время пения старайтесь не высовывать язык и не шевелить им во все стороны, так как это скажется на качестве вашего голоса и ухудшит красоту вашего звука.
Не забывайте глотать. Слишком большое количество слюны во рту может затруднить пение, так что не забудьте глотать ее по мере необходимости.
Часть 3 из 5:
Вокальные упражнения для развития голоса
- Зевните. Зевота поможет растянуть и раскрыть рот и горло, а также снимет напряжение с шеи и диафрагмы. Чтобы вызвать зевоту, попробуйте широко открыть рот и вдохнуть. [8] X Источник информации
- Слегка покашляйте. Представьте, что вы короткими очередями слегка выдавливаете воздух из своего горла. Это поможет задействовать мышцы нижней части груди и живота, то есть те мышцы, которые вы должны использовать во время пения (в противовес мышцам горла и верхней части груди). [9] X Источник информации
- Чтобы научить свое тело расслабляться во время пения, напрягите все мышцы, а затем, сразу после того, как расслабитесь, выполните упражнение на вибрацию губ, начиная с нижней ноты и до самой высокой. Повторите, но теперь начните с высокой ноты и двигайтесь к низкой. [11] X Источник информации
- Пение с закрытым ртом — еще один способ разогреть свой голос. Мычите себе под нос по дороге домой или на работу, или, если вы не хотите делать этого при посторонних, напевайте, готовя еду или принимая душ. [12] X Источник информации
- Напевайте звукоряд с «вуу-вуу-вуу». Ваш рот должен выглядеть так, будто при вдохе вы втягиваете длинную макаронину. При выдохе вы должны издать звук «вуу». Он должен звучать так, будто вы гудите, подобно звучанию инструмента казу. При выдохе звук должен быть ровным. Сделайте так 2–3 раза. [14] X Источник информации
- Во время пения/речи, представьте, что вы хотите заполнить комнату своим голосом.
- Сосредоточьтесь на плавном переходе: переходя от высоких к низким и от громких к мягким частям песни, представьте, что вы двигаетесь по уклону, а не по лестнице.
- Пример слов: луна, одна, умна, шумна, черна.
- Пример фразы: колотил Клим в один блин клин.
- Медленно пропойте «мяу», подчеркивая каждый звук — «мя» и «у».
- Стройте странные рожицы, вытягивая язык в разные направления. Вы можете это делать во время пения или просто издавая странные звуки.
- Для того, чтобы остыть, вы также можете погудеть с закрытым ртом, произнося звук «м» и меняя диапазон от высокого к низкому и наоборот. У вас появится щекочущее чувство вокруг носа и губ. [17] X Источник информации
Не забывайте дышать и оставаться расслабленным. Не важно, что вы делаете, разогреваетесь, поете или выступаете с речью, глубокое дыхание и расслабленное состояние тела, горла и лица позволят достичь высококачественного звучания голоса.
Практикуйтесь регулярно, но не перенапрягайтесь. Если вы действительно хотите улучшить звучание вашего голоса, вам нужна частая практика. Ставьте себе определенные задачи, например расширить свой вокальный диапазон или научиться правильно брать трудную ноту в своей любимой песне. Старайтесь петь по 30 минут за раз, затем давайте своим связкам отдохнуть 30 минут. Во время отдыха не пойте, не говорите, не шепчите — вообще не пользуйтесь голосом. [18] X Источник информации
Источник: ru.wikihow.com
Как поставить голос для пения? 3 Упражнения для постановки голоса
Вы повзрослели, но ваши мечты о карьере вокалиста не исчезли? Хотите научиться петь, но не знаете, какие техники применять, чтобы голос не срывался? Не понимаете, как можно натренировать голос? Мы подготовили для вас инструкции и упражнения, которые помогут вам поставить голос.
Каждый из нас в детстве или не совсем хоть раз брал в руки расчёску, использовал её в качестве микрофона и крутился перед зеркалом, выкрикивая «Май харт уил гоу ооон энд оооон» или «Ви а вэ чемпионс, май фрэээндс». Потом приходили родители, смеялись от увиденного, и мечты о певческой карьере почему-то всё больше казались мечтами, чем реальностью.
Но однажды утром вы проснулись и осознали: «Сейчас или никогда!» Хватит голосить для машины в пробке или для соседей в душе. Пора усовершенствовать вокальные данные и освоить пение на серьёзном уровне. Мечты ведь должны сбываться.
Самое главное для хорошего певца — это ровное дыхание и голос, который заинтересует слушателя, а не вынудит его закидать вас помидорами. С этого и нужно начинать обучение.
Как поставить дыхание?
Для того, чтобы поставить дыхание, нужно сначала поставить опору.
Опора — это область нашего тела, на которую мы опираемся при пении.
За счёт опоры и используется дыхание. У певцов она должна находиться в животе. Поэтому начинающим исполнителям в первую очередь нужно научиться связывать дыхание с опорой. Вдыхать нужно в нижнюю часть диафрагмы. Именно там находится опора.
Как поставить голос в домашних условиях?
Это зависит от того, какой именно голос вы собираетесь ставить. Если речь идёт об эстрадном голосе, то достаточно выбрать исполнителей, которые вам нравятся, слушать их как можно больше и пытаться повторить за ними. С вероятностью в 70% у вас получится воспроизвести их манеру пения.
Птичка пытается
Если мы говорим про классическую музыку, в домашних условиях голос не поставить. Когда мы начинаем петь, наш голос тембрически меняется. И что с этим делать, расскажет преподаватель. Да, у вас может быть небольшой успех, если упорно и усердно смотреть ролики с YouTube, но колоссального прогресса без поддержки знающего человека не получится.
Упражнения для постановки голоса
Как бы это странно ни звучало, но голос в вокале занимает последнее место по важности. Поэтому его постановкой, как правило, никто не занимается. Помните, в вокале важны опора и дыхание.
Расскажем вам про основные упражнения, если вы начинающий певец.
1. Упражнения для дыхания: распевки, скороговорки и физические упражнения. Если у вас в школе было пение, то вы помните эти ноты от «до» до «до», когда с каждой звук становился всё громче и тоньше. Скороговорки помогают для дикции и для связок. Что касается физических упражнений, здесь речь о небольшой гимнастике.
Связки — это мышцы, поэтому их тоже необходимо разогревать, как разогревают свои мышцы спортсмены.
Вспоминаем уроки физкультуры в 6 классе и разминочку на них. Делаем всё то же самое: потягушки — голова — туловище — ручки — ножки — потягушки.
2. Упражнения, чтобы голос не сорвался. Чтоб голос не сорвался, нужна хорошая опора. Если вы даёте так называемого петуха, это означает, что голос сел на связки и они сорвались. Этого делать нельзя.
Весь вокал — это визуализация, поэтому представляйте, что голос направляется в зону «третьего глаза».
Во время пения нужно представлять, куда мы направляем голос, чтобы было легче. Физически он никогда не окажется во лбу, потому что там нет дыхательных путей. Но если думать об этом, то ноты работают именно так и там. Магия, не иначе.
Представляйте, что направляете голос в зону третьего глаза, как этот котик
Ставьте голос на опору, максимально напрягайте низ живота и представляйте, что голос идёт не наверх, а вниз, как по трубе. Тогда вы осмысливаете взятие верхних нот, и они получаются.
3. Упражнения, чтобы голос не дрожал. Дрожит на самом деле не голос, а гортань. И слышимое дрожание означает, что она поднимается. Дрожащей гортанью тоже опасно петь, это вредно для здоровья.
Гортань поднимается, потому что нет правильно поставленных опоры и дыхания.
Если же они поставлены, а такая проблема всё равно возникает, нужно представлять, как поднимается дальняя часть нёба. Язык при этом должен максимально опускаться к кончикам нижних зубов. В таком случае гортань должна начать слушаться. Или наоборот, звук нужно сузить: пустить голос к верхним зубам, опустив язык вниз и подняв нёбо наверх.
Ещё можно попробовать опустить голову. Вместе с ней опустится гортань и перестанет дрожать. Если и это не помогает, то нужно пошевелить головой во время пения, сохраняя на месте опору и дыхание.
Ну, и напоследок, для тех, кто хочет менять тон. Можете начать курить или сбросить несколько килограммов. А если серьёзно, то менять тон нет никакого смысла. Каждый голос уникален, нет двух одинаковых голосов в природе.
Если вам хочется всё-таки разрушить свой дар и придать ему неестественную тембристику, то распевайте голос. Есть вероятность, что у вас не получится распеть его до желаемого тона просто потому, что у вас нет такого диапазона.
Чтобы понять, дано вам это или нет, попытайтесь взять самую нижнюю и самую верхнюю ноту при распевке. Тогда и поймёте, получится у вас или нет. Звучать может неправильно и некрасиво, но голосом вы достанете. Тогда на профессиональном уровне спеть это получится, но понадобятся долгие тренировки.
Если вы прибавили себе наверху 2–3 ноты, то они уйдут снизу.
Расширить диапазон не получится. Сломаете голос. И будет где-то больше, а где-то меньше. Задумайтесь об этом. Всё ведь можно подстроить под ваши особенности и наслаждаться тем, что есть.
Как видите, секрет хорошего голоса для вокалиста прост — нужно визуализировать звук и тренироваться. Тогда вы научитесь петь не хуже Бьонсе.
А какие техники пения для новичков знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сделать репост статьи, чтобы сохранить полезные советы по постановке голоса.
Источник: dzen.ru
Основы вокала: первые шаги, первые упражнения
Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие.
Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.
Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».
Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.
Дыхание
Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.
- Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
- Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
- «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.
Интонирование
Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики.
Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио.
В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.
Упражнения на интонирование
- Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
- Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
- Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).
Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.
Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:
- Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.
Упражнения для резонаторов
- Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
- Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
- Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.
Упражнения для развития мышц лица
- Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
- Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
- Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
- Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
- Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Релаксация мышц: техники расслабления
- Упражнения для осознанности
- Изометрические упражнения
- Что вы такое говорите?!
- Медитация во время ходьбы
- Ораторское искусство: упражнения
- Саморегуляция дыхания: интересные практики
- Дыхание и мышление: способ успокоиться в стрессовой ситуации
- Как бегать правильно
- Дышать или не дышать?
Источник: 4brain.ru