Высота звучания голоса — важный фактор, который влияет на восприятие нашей речи. Удивительно, но факт: многие люди имеют вполне приличный объем от высшей до низшей ноты, на которых могут свободно говорить, но используют только несколько звуков. Развитие речевого голоса полезно направить на овладение всей доступной палитрой звучания.
Как известно, подсознание создает определённые, устойчивые стереотипы восприятия, и в том числе это относится к человеческому голосу. По тому, как вы «звучите», люди судят о вашем характере и темпераменте, зачастую об интеллектуальном уровне и сфере вашей деятельности.
Выявлено, что высокие женские голоса мужчины ассоциируют с пассивностью и «детскостью». Если взрослая женщина имеет детский голосок, то, скорее всего, что и воспринимают её, как ребёнка, у которого низкий уровень ответственности, интеллекта и его надо опекать.
Как исправить плохой тембр голоса.
А грудной женский голос, то есть в нижнем регистре, снискал себе славу сексуального. Впрочем, сексуальность голосу придаёт не только высота его звучания, но и тип извлечения звука с придыханием, которым часто пользовалась знаменитая Мэрилин Монро.
Женщины, как свидетельствуют опросы, всегда отдадут свои симпатии мужчине с более низким и сочным голосом, нежели обладателю высокого тенора. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса. Однако, осипший или охрипший низкий голос, особенно монотонный — это неприятная характеристика, как для мужских, так и для женских голосов.
От чего зависит высота звучание голоса и можно ли её изменить?
Одни люди хотят придать своему голосу больше уверенности и солидности, добавив к объёму его звучания несколько низких нот. Другие — те, у кого голос от природы низкий, хотели бы научиться говорить более «нежно и легко», то есть повысить звучание голоса.
В наибольшей степени высота звучания голоса зависит от того, какие естественные резонаторы тела человек умеет использовать. Что из себя представляют эти самые резонаторы? Это незаполненные мягкими тканями полости (пустоты) черепной коробки: твёрдое нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобные пазухи и грудная клетка.
Куполообразные крыши исторических сооружений свидетельствуют о том, что люди знали об усилении звука резонаторами с давних времён. В стенах древних церквей, где собиралось много людей, насущно стоял вопрос о том, как усилить голос проповедника. Там были найдены, вмонтированные в стены, пустые сосуды, которые использовались именно с этой целью.
Более того, каждый из нас знает, как гулко звучат любые звуки в пустом помещении. Вывод напрашивается сам собой: пустоты усиливают звук! Резонансное колебание звуковых волн усиливает и наполняет звучание голоса обертонами, а это именно то, что нужно, чтобы вас слышали зрители. Зачем надрывать голосовые связки, если можно использовать ещё и законы физики?
Бронхи и трахеи человеческого организма имеют способность резонировать, и получили название грудного резонатора. Его важно использовать для извлечения более низких звуков. Индикатором правильного посыла звука в грудной резонатор являются вибрации в области грудной клетки.
Глотка, ротовая полость, носовая полость, назальные и лобные пазухи, гайморовы полости — это головной резонатор. Надо научиться посылать туда звук, чтобы извлекать более высокие ноты. При правильном посыле звука в головной резонатор можно почувствовать вибрации на темечке, в области переносицы, над верхней губой.
Чтобы наши резонаторы хорошо работали, усиливая и окрашивая звучание голоса, активируем эти зоны. Для этого существует прекрасная техника вибрационного массажа. Вот как выполняет его наша студентка Ирина на индивидуальных занятиях онлайн.
Техника вибрационного массажа:
Энергично постукиваем пальцами обеих рук:
- по лбу с произнесением звука [М] (мычание);
- по крыльям носа с произнесением звука [М];
- по верхней губе с произнесением звука [В];
- по нижней губе с произнесением звука [З];
- по верхней части груди с произнесением звука [Ж];
- по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);
- по спине справа и слева (на звуке [М]).
После вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокойных вдохов и выдохов.
Упражнения для повышения и понижения высоты звучания
В процессе развития диапазона голоса, глотка должна быть всегда свободна. Самый простой способ для её освобождения — это зевок. Перед тем, как перейти к речевым упражнениям — зевните несколько раз. Почувствуйте, как поднимается ваше верхнее нёбо и опускается гортань. Необходимо принять правильное положения корпуса и освободить мышцы рта и губ.
Читая упражнения, полезно произносить текст четко по слогам. И первое из них — на повышение тона, надо начинать с самой низкой ноты, на которую вы только можете опуститься. Постепенно, скандируя, поднимитесь до середины голоса, так называемого примарного тона. Делайте ступеньки — интервалы очень маленькими, тогда вам хватит объёма голоса, чтобы подняться ещё на 3 ступеньки.
«Чудо — лесенка»
Чу-до-ле-се-сен-кой-ша-гаю, (низкий тон)
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (чуть выше)
Шаг-на-го-ры, (выше)
Шаг-на-ту-чи… (ещё выше — примарный тон)
А-подъ-ем-всё-вы-ше-кру-че… (ещё на ступеньку)
Не-ро-бею, петь хо-чу, (ещё чуть-чуть)
Пря-мо-к- солн-цу-я -ле-чу! (самый высокий тон).
Хватило голоса? Если нет — пробуйте ещё. Подобные упражнения даются с трудом. Не надо отчаиваться, а следует уделить им больше внимания. Если вы не слышите и не чувствуете понижения и повышения высоты звучания — сделайте аудиозапись и послушайте со стороны.
Бывает, что человек поднимается на 2-3 ступеньки, а весь остальной текст произносит на одной ступеньке, и так не раз и не два — это означает, что за речевые упражнения браться рано, надо потренировать речевое дыхание и свободное звучание.
Следующее упражнение — на понижение тона (высоты звучания) голоса. Из верхнего регистра постепенно спускайтесь по «этажам» вниз: сначала в средний, а потом в грудной регистр. Очень хорошо вам могут помочь движения рукой или всем телом (постепенное приседание).
«Этажи»
Десятый этаж
и девятый этаж
и восьмой этаж
и седьмой этаж
и т. д.
Развитие речевого голоса — управление регистрами
Наверняка вы слышали про знаменитый малиновый звон — чистый и мягкий праздничный звон колоколов. Звук которого можно сравнить только с удивительным звучанием карильонов из города Мелехен (или Малин). Полагаю, что вам доводилось и видеть, как звонарь с помощью веревок, приводит в движение прикреплённые к большим колоколам металлические языки. А на меньших звук извлекают с помощью специальных молоточков его помощники.
Дело в том, что каждый колокол звучит только на одной ноте. Поэтому, чтобы получить колокольный звон, их вешают большое количество, и нужен не один человек, чтобы ими управлять. А в теле у каждого человека заключен многозвучный орган — его голос, который вполне может подражать и самому большому из колоколов, и самому малому!
Высота звучания голоса — важный фактор, который влияет на восприятие нашей речи, поэтому важно овладеть её управлением. Не так ли? Кто ж не хочет, чтобы голос звучал то нежно и звонко, то солидно или сексуально!
И для этого необходимо научиться плавно переходить из своего среднего тона в верхний регистр или извлекать грудной голос в нижнем регистре. Для этого, как нельзя лучше подходит упражнение, которое так и называется — «Колокола».
Первый колокол звучит в грудном регистре «Бум! Бом!».
Второй — повыше, это средний регистр (которым мы обычно разговариваем). Он звучит «Бим-бом!».
И третий — маленький колокол, который висит высоко. Звучание его «Динь-дон!» в верхнем регистре.
«Колокола»
В грудном регистре что за гром?
Бум! Бом! Бум! Бом!
А в среднем гул на целый дом:
Бим-бом! Бим-бом!
Вот в головном чистейший звон:
Динь-дон! Динь-дон!
И всё звенит, гудит им в тон:
Бум-бом! Динь-дон!
Бим-бом! Динь-дон!
Вот на таких, казалось бы детских упражнениях, реально расширяется объём голоса. Те, кто хочет, чтобы голос звучал нежно и звонко учатся плавно переходить из среднего тона в верхний регистр. А желающим приобрести звучание более солидное и сексуальное, конечно же важен грудной голос, нижний регистр.
Источник: ontrening.ru
Как увеличить свой диапазон голоса?
Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью. Чтобы правильно это сделать, вокалисту нужно соблюдать определённые правила.
Возможности голоса и возраст исполнителя
Диапазон голоса изменяется в течение жизни. Даже у талантливых детей он намного уже, чем у взрослого вокалиста со средними способностями, поэтому расширять его до 7–9 лет бесполезно. Дело в том, что у маленьких детей голосовые связки ещё только формируются.
Получить красивое звучание в этом возрасте и пытаться расширять диапазон искусственно – пустая трата сил и времени, потому что детский голос очень хрупкий и ему легко навредить неправильно подобранными упражнениями. В процессе распевания его диапазон сам расширяется, без дополнительных усилий. Начинать активные упражнения для его расширения лучше всего после окончания младшего подросткового возраста.
После 10–12 лет формирование голоса достигает активной фазы. В это время грудная клетка расширяется, голос постепенно начинает приобретать своё взрослое звучание. Наступает первый этап переходного возраста, у некоторых детей (особенно мальчиков) – мутационный или предмутационный период. В это время диапазон голоса начинает расширяться в различные стороны.
У высоких голосов могут стать более яркими и выразительными фальцетные ноты, у низких диапазон может нижний участок диапазона окажется ниже на кварту или квинту. В переходный период (с 10 до 13 или 14 лет) также не стоит искусственно расширять диапазон голоса, потому что можно навредить его природному формированию и вызвать травму.
Когда мутационный период закончится, можно начинать постепенно расширять диапазон. В это время возможности голоса позволяют сформировать широкий диапазон и научиться петь в разной тесситуре. Даже узкий диапазон в пределах 2 октав можно значительно расширить, если научиться петь правильно и верно попадать во все резонаторы. Несколько несложных упражнений помогут вам расширить возможности голоса и научиться легко брать крайние ноты рабочего диапазона.
Что нужно знать вокалисту о диапазоне голоса
Диапазон голоса состоит из следующих зон:
– примарная зона (высота речевого звука, на которой удобно говорить);
– нерабочий диапазон, включающий низкие и высокие ноты, которые вокалист берёт на распевках, но не использует во время пения произведений.
У каждого голоса есть своя примарная зона. Это середина диапазона, высота, на которой исполнителю удобно говорить и петь. С неё и нужно начинать различные распевания, чтобы расширить диапазон голоса. У сопрано она начинается с ми и фа первой октавы, у меццо – с си малой и до большой. Именно с примарной зоны можно начинать распевание вверх и вниз, чтобы расширить диапазон голоса.
Рабочий диапазон – это участок голоса, на котором удобно петь вокальные произведения. Он значительно шире примарной зоны, и его можно постепенно изменить. Для этого нужно не только петь правильно, используя все необходимые резонаторы, но и регулярно делать специальные упражнения. С возрастом, при регулярных занятиях вокалом, он будет постепенно расширяться. Именно широкий рабочий диапазон больше всего ценится у вокалистов.
Общий нерабочий диапазон – это полный охват голосом нескольких октав. Обычно он достигается во время пения распевок и вокализов. Этот диапазон включает в себя рабочие и нерабочие ноты. Обычно крайние ноты этого большого диапазона в произведениях поют очень редко. Но чем шире будет нерабочий диапазон, тем более сложные произведения с большой тесситурой станут вам доступны.
Рабочий диапазон обычно недостаточно широкий у неопытных вокалистов. Он расширяется по мере пения при условии, если оно правильное. Связочное, горловое пение не поможет вам расширить рабочий диапазон вашего голоса, зато приведёт к профессиональным заболеваниям вокалистов. Поэтому расширить диапазон можно только при условии, если вы поёте правильно.
Упражнения: Как расширить диапазон вашего голоса
Для этого перед пением нужно делать несколько простых упражнений.
- Найдите примарные ноты на фортепиано и начните петь простую распевку в диапазоне квинты вверх.Пение должно быть лёгким и свободным, без голосовых зажимов. Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания. Обратите внимание, как стал звучать голос на каждом участке верхнего диапазона. После каких нот изменилось его окраска и тембр? Это и есть ваши переходные ноты. Достигнув самых верхних нот, постепенно начинайте опускаться вниз. Отметьте, когда голос полностью перешёл на грудное звучание и насколько широк этот диапазон. Можете ли вы свободно в этой тесситуре напеть мелодию? Если да, то это и есть самый низкий участок вашего рабочего диапазона.
- После этого упражнения выберите распевку в диапазоне октавы и пойте её вверх на гласных звуках. Например, на слоги «да», «ю», «лю» и многие другие. Эта распевка значительно расширит ваш диапазон в верхних нотах, и вы сможете постепенно петь произведения с широким диапазоном. Многие преподаватели вокала имеют большой арсенал упражнений, которые помогут вам расширить диапазон голоса любого типа, от контральто до высокого лирико-колоратурного сопрано.
- Выберите для пения произведение с широким диапазоном и большими скачками.Пусть даже это будет просто фрагмент сложной песни, но зато он поможет вам расширить свой рабочий диапазон. Таким произведением может стать песня «No Me Ames» из репертуара Дженнифер Лопес или «Аве Мария» Каччини. Начинать её нужно в удобной для вас тесситуре, близкой к примарному звучанию голоса. Эти произведения можно использовать для того, чтобы почувствовать, как расширить диапазон голоса на практике.
- Вот ещё одна рекомендация, как расширить диапазон голоса.Нужно постараться петь в одной манере делая скачки на сексту вверх и вниз. Поначалу делать это будет трудно, но потом вы сможете управлять своим голосом на любом участке. Диапазон его значительно расширится, и вы сможете петь красиво и ярко любые сложные произведения.
Успехов!
Автор — Аристархова Мария
Источник: music-education.ru
Как улучшить тембр голоса для пения
Магазин эксклюзивного дистрибьютора караоке MadBoy
Москва, Ленинградское ш.25
БЕСПЛАТНО ПО РФ
Можно ли развить голос? Если вы не принадлежите к 3% счастливчиков, наделенных абсолютным слухом и идеальным голосом от рождения, вы наверняка не раз задавались этим вопросом, когда дело доходило до пения в караоке-барах или просто на дружеских вечеринках.
Многие люди, не связанные профессионально с музыкой и вокалом, убеждены, что вокальное мастерство закладывается от природы или является результатом многолетних тренировок. Это, конечно, правда – но лишь для оперных певцов и профессиональных вокалистов. Ну а любители, пользующиеся своим вокальным даром для собственного удовольствия и развлечения близких при пении под домашнюю караоке-систему, могут значительно улучшить свои вокальные данные с помощью относительно несложной техники и правильного ухода за своим голосом.
Как развить голос?
Первое, что можно посоветовать тем, кто хочет улучшить звучание своего голоса – как можно больше петь. Это дает возможность укрепить голосовые связки, найти свою манеру исполнения и преодолеть страх перед выступлением на публике. Неоценимую помощь для начинающих вокалистов окажет домашний караоке-плеер MFP-1500 – с помощью такой аппаратуры можно значительно усовершенствовать способность точно, без фальши воспроизводить мелодию и потренировать музыкальный слух. Для опытных караокеров отлично подойдут устройства для онлайн караоке U-REMIX 2 или REMIX-33 или REMIX-35.
При пении следует, прежде всего, обращать внимание на комфортность исполнения, как говорят профессионалы – найти свой голос. Это касается не только предпочитаемой тональности и диапазона, но и подходящего тембра, манеры исполнения и даже громкости. «Свой голос» можно узнать по таким признакам, как максимальная естественность исполнения, отсутствие напряжения, наименьшая утомляемость. Далее, работая в этом звуке, вы сможете легче и проще «разрабатывать» свой диапазон.
Значительно улучшить качество звучания голоса помогает правильное дыхание. «Певческое дыхание» происходит за счет напряжения нижних реберных мышц и диафрагмы – это создает глубокую опору для звука и снижает нагрузку на связки. Важна и правильная поза. Лучше всего исполнять вокальные композиции, стоя в свободной позе, выпрямившись и развернув плечи назад, чтобы максимально освободить легкие. Вдох необходим быстрый и энергичный, а выдох – предельно медленный и плавный. Плечи при вдохах и выдохах не должны двигаться, а вот живот должен приподниматься и опускаться – это можно контролировать, приложив ладонь к подвздошной области чуть ниже солнечного сплетения.
Помните, что качество исполнения также зависит от интонации, чувств, которые передает ваш голос. Перед началом исполнения задайте себе вопросы:
- Почему я пою эту композицию?
- Что я хочу сказать?
- Что она для меня значит?
Это поможет вам правильно расставить акценты и вложить в композицию особое чувство, которое и отличает качественное исполнение от бездушного «попугайничанья».
Как беречь голос?
Человеческий голос является сложным, чувствительным инструментом и, конечно, нуждается в бережном уходе.
Прежде всего, голосовые связки не стоит перенапрягать. Снижению нагрузки на голос способствует правильная техника дыхания и специальные упражнения на его «постановку». Перед началом вокальных упражнений или выступления нужно распеться: несколько минут глубокого дыхания, чтобы подготовить легкие, затем пение вполголоса с постепенным увеличением громкости (но не до предельного уровня).
Если вы еще не освоили технику нижнереберно-диафрагматического дыхания, то есть поете «на связках», длительные занятия могут привести к боли и чувству жжения в горле. Почувствовав эти симптомы, следует немедленно остановиться, чтобы не причинить вреда связкам. В любом случае, длительность вокальных занятий для новичков не должна превышать 40 – 45 минут. При этом сами занятия должны быть регулярными: каждый день, а когда голос окрепнет – несколько раз в день, с достаточными перерывами.
Вокальные занятия лучше проводить через два-три часа после последнего приема пищи – в противном случае, наполненный желудок будет препятствовать полноценной работе диафрагмы. Важен и состав питания. Специалисты рекомендуют воздерживаться от густых напитков и молочных продуктов, которые провоцируют образование слизи и делают голос менее чистым. Не стоит пить в день занятий кофе, черный чай, газированные напитки, которые пересушивают связки. Лучший напиток для любого вокалиста – это обычная негазированная вода.
Для всех, кто хочет приобрести действительно сильный, выразительный голос, полностью противопоказаны алкоголь и табак, которые оказывают крайне негативное воздействие на голосовой аппарат.
Разумеется, каждый, кто хочет серьезно заниматься вокалом, должен следить и за общим состоянием своего здоровья: избегать переохлаждения и вирусных заболеваний, укреплять иммунитет и соблюдать режим дня.
Эти простые рекомендации наверняка позволят вам укрепить и развить свой голос и достичь результата, который будет заметен не только при пении под караоке, но и в других областях жизни – ведь хороший, крепкий голос делает вашу речь более убедительной и помогает произвести более выгодное, эффектное впечатление.
Чтобы улучшить свои вокальные данные, советуем приобрести караоке для дома. Вы привыкните к ее ритму и тональности, хорошо выучите слова и сможете чувствовать себя увереннее вовремя ее исполнения. На сегодняшний день крайне популярны системы для онлайн караоке >>>
Источник: madboy-audio.ru