Как умирал пушкин на самом деле

В 1918 году в пожаре сгорели материалы о лечении Пушкина после дуэли с Дантесом. Автором записей был хирург Владимир Даль – тот самый, что спустя 30 лет после смерти поэта издаст «Толковый словарь живого великорусского языка». Конспекты Даля могли бы ответить на многие вопросы. Как умер великий классик? И почему Александра Дюма называли «выжившим Пушкиным»?

Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Бывшие друзья

Когда-то Пушкин симпатизировал своему будущему убийце – Жоржу Шарлю Дантесу. Француз слыл обаятельным и эпатирующим молодым человеком.

«Он вел себя примерно так, как Александр Сергеевич в молодые годы: скакал по диванам в светских гостиных, мог положить голову светской даме на колени. Императрицу он однажды по-французски назвал «дорогушей», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и исторического архивоведения МГИК Ольга Елисеева.

Однако Дантес дружбу Пушкина не оценил. Он публично оказывал знаки внимания жене поэта – красавице Натали. 4 ноября 1836 года литератор получил по почте «Патент на звание рогоносца». Он узнал почерк голландского дипломата Луи Геккерна, приемного отца Дантеса. Пушкин тотчас вызвал француза на дуэль.

Однако Дантес выкрутился, сделав предложение сестре Натали Екатерине Гончаровой.

Последняя капля

Конфликт разгорелся с новой силой из-за мозольного мастера. Так раньше называли тех, кто делал дамам педикюр.

«У сестер был один и тот же мозольный мастер, который сказал, что никогда не видел такой прелестной ножки, как у Натальи Николаевны. Этот каламбур повторил по-французски Дантес. Слово «мозоль» и слово «тело» звучат практически одинаково. Все это звучало следующим образом: «Такого прелестного тела я никогда не видел», – отмечает Елисеева.

Пушкин пришел в ярость. Он решил спровоцировать поединок и отправил оскорбительное письмо барону Геккерну. Но тот сослался на почтенный возраст и статус посла Нидерландов в России.

«Точка зрения, что он якобы был слишком пожилым, абсолютно неверна. Ему 44 года, Пушкину – 37, не такая великая разница. В 44 года люди вовсю стрелялись и не считали это зазорным. Дипломатический статус не позволял стреляться, но можно было и через него перейти», – говорит кандидат исторических наук.

Сильные противники

По мнению историков, истинная причина избегания Геккерном дуэли заключалась в том, что поэт был очень серьезным противником. Александр Сергеевич с 10 шагов попадал из пистолета в карточного туза. Во время ссылки в Михайловское Пушкин упражнялся каждое утро, всаживая по сотне пуль в стену амбара. Впрочем, поручик Дантес тоже слыл метким стрелком.

Во время учебы во Франции он не раз становился чемпионом в стрельбе по голубям. Именно поэтому Геккерн решил отправить на дуэль пасынка.

Дуэль на Черной речке

Последняя дуэль Пушкина состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Литератор был настроен решительно и до последнего скрывал от друзей предстоящий поединок. Боялся, что помешают.

«Он шел убивать и был готов умереть сам. Все остальное роли не играло. Поэтому – дистанция 20 шагов, поэтому – барьер на 10. Это шесть-семь метров. Именно с этой дистанции они стрелялись», – поясняет руководитель военно-исторического клуба Леонид Маневич.

Секунданта Пушкин выбрал в последний момент, им стал друг по лицею Константин Данзас. В дуэлях он ничего не смыслил, поэтому не пригласил врача, не взял бинты с лекарствами и даже не проверил оружие.

После команды «сходитесь» поэт быстро подошел к барьеру. Он мог легко попасть в идущего Дантеса, но поступил благородно: ждал, когда тот подойдет к барьеру. Француз же выстрелил на ходу, когда до барьера оставалось несколько шагов. Ему было удобно целиться в неподвижную мишень. Пуля попала Пушкину в живот справа.

Смертельно раненый все же выстрелил в ответ, Дантес упал. Пуля пробила ему правую руку и тоже попала в живот.

«Бронежилет» или «киллер»

Историки по сей спорят о том, почему противник выжил. Может быть, пуля угодила в пуговицу, защитный корсет или кирасу?

«Это было невозможно. Корсет бы ничего не дал на такой дистанции, а кираса под сюртуком была бы видна. Они разделись до сюртуков», – утверждает Маневич.

Есть версия, что Александра Сергеевича убил вовсе не Дантес, а другой профессиональный стрелок, якобы на Черную речку отправили «киллера».

«Не было никакой необходимости в «снайпере». Откуда возникла эта версия? Слишком поздно стреляются. Не на утро назначена дуэль, а на вечер, когда сгущаются сумерки. Якобы только снайпер может попасть.

Но это не так», – комментирует Елисеева.

Странное лечение

Пушкина, по его настоянию, повезли не в больницу, а домой. Кровь из в раны лилась рекой, а перевязать было нечем. Врачей искали долго, они приехали к умирающему только в первом часу ночи. Лечением руководил лейб-медик императора Николай Арендт, но современным докторам его методы показались бы странными.

Прежде всего он распорядился о клизме, что при раздробленном бедре и крестце доставляло невероятные мучения. Также поэту делали припарки живота, хотя рана уже начала гноиться, и ставили пиявки. А ведь Александр Сергеевич и так уже потерял почти половину крови. Но почему никто не пытался извлечь пулю?

«Где искать пулю, непонятно. Выходного отверстия нет. Мы знаем, что раздроблена кость. Но идти зондом через кость без обезболивающих невозможно, человек может просто не пережить нового вмешательства в организм», – объясняет Маневич.

Возможно, современные медики спасли бы Пушкина. Но в то время у эскулапов не хватало знаний и медицинского оборудования. Александр Сергеевич скончался 29 января, спустя два дня после дуэли. Он успел отправить Николаю I записку с просьбой обеспечить его жену и детей. Император выполнил последнюю волю умирающего.

Под именем Александр Дюма

Позже появилась версия, что поэт не погиб, а тайно уехал во Францию под именем Александр Дюма. У классиков действительно есть некоторые сходства во внешности и почерке. Версия об инсценировке смерти укрепилась в 1963 году, когда реставраторы вскрыли могилу Пушкина в Святогорском Успенском монастыре на Псковщине.

«Обнаружили два черепа, они не соответствовали возрасту. Но, думаю, это следствие того, что могилу могли вскрыть и оккупанты. Там были не только немцы. Может, они посчитали, что в гробу есть что-то ценное», – предполагает член Союза журналистов РФ, заместитель главного редактора Военного литературно-художественного журнала Василий Дандыкин.

Многие хотели бы верить, что поэт выжил и продолжил творить. Но детальное изучение обстоятельств дуэли и последних часов жизни Пушкина не подтверждает фантастическую версию.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Источник: ren.tv

Дуэль и смерть Пушкина глазами современного хирурга. Часть 2. Аутопсия

915479.jpg

В предыдущей части мы рассказали про дуэль и последние часы жизни великого поэта, а также про тактику лечения, которой придерживался почти весь цвет российской медицины, собравшийся тогда у постели раненого. К величайшему сожалению врачей и хирургов, наблюдавших за любимцем русского народа, спасти его жизнь все же не удалось — рана оказалась смертельной. Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января 1837 года (10 февраля по новому стилю). В этом тексте мы продолжим вас знакомить — с посмертной медицинской историей поэта по материалам работы Михаила Давидова «Дуэль и смерть А.С. Пушкина глазами современного хирурга».

Как было принято в те времена, вскрытие провели в соответствии с Указом военной коллегии от 1779 года об обязательном вскрытии трупов, умерших насильственной смертью.

original.jpg

Пушкин на смертном одре. Рисунок Ф.А. Бруни

Читайте также:  На какой неделе вы родили первого ребенка

Удивительно, что секцию осуществили прямо в передней поэта! И в связи со спешкой, плохим освещением, неполным объемом вскрытия и, что очень важно даже сейчас, неоформленным письменным протоколом впоследствии исследователи биографии Пушкина разошлись в толкованиях хода раневого канала. Это значит, что появилась целая плеяда версий о степени поражения внутренних органов и даже о причинах смерти, хотя, казалось бы, о чем вообще тут можно спорить? Сомнению подвергалось даже наличие воспаления брюшины или перитонита. Однако, для начала приведем записку о результатах вскрытия, которую написал по памяти и в дальнейшем опубликовал Владимир Иванович Даль, участвовавший в процессе. (Опубликовал — через 24 года).

Итак, 49-й номер “Московской медицинской газеты” в 1860 году обещал быть крайне занимательным:

«Вскрытие тела А.С. Пушкина.

По вскрытии брюшной полости все кишки оказались сильно воспаленными; в одном только месте, величиною с грош, тонкие кишки были поражены гангреной. В этой точке, по всей вероятности, кишки были ушиблены пулей. В брюшной полости нашлось не менее фунта черной, запекшейся крови, вероятно, из перебитой бедренной вены.

По окружности большого таза, с правой стороны, найдено было множество небольших осколков кости, а, наконец, и нижняя часть крестцовой кости была раздроблена.

По направлению пули надобно заключать, что убитый стоял боком, вполоборота и направление выстрела было несколько сверху вниз. Пуля пробила общие покровы живота в двух дюймах от верхней, передней оконечности чресельной или подвздошной кости (ossis iliaci dextri) правой стороны, потом шла, скользя по окружности большого таза, сверху вниз, и, встретив сопротивление в крестцовой кости, раздробила ее и засела где-нибудь поблизости. Время и обстоятельства не позволили продолжать подробнейших розысканий.

Относительно причины смерти надобно заметить, что здесь воспаление кишок не достигло еще высшей степени: не было ни сывороточных или конечных излияний, ни прирощений, а и того менее общей гангрены. Вероятно, кроме воспаления кишок, существовало и воспалительное поражение больших вен, начиная от перебитой бедренной; а, наконец, и сильное поражение оконечностей становой жилы (caudae equinae) при раздроблении крестцовой кости».

dal.jpg

В.И. Даль в молодости

А теперь представим, каково же было качество вскрытия, что не нашли даже пулю, которая на 99,9 процентов осталась в ране. Нельзя ничего сказать также и о состоянии других органов: легких, сердца, селезенки — Даль о них умолчал, а это может значить лишь одно — отсутствие осмотра. Вероятно, аутопсия получилась поверхностной и неполной — вскрыли только брюшную полость.

Повреждение бедренной артерии: было или не было?

К казусам протокола аутопсии, как считает Михаил Давидов, следует отнести утверждение Даля, что кровотечение наблюдалось “вероятно, из перебитой бедренной вены”. «Но, во-первых, бедренная вена не проходит в зоне раневого канала, и, во-вторых, почему Даль пишет “вероятно”, ведь ранение такой крупной вены, как бедренная, должны были обязательно заметить на вскрытии, тем более, если рассмотрели гангрену кишки “величиной с грош”».

Удерман предполагает, что вывод Даля о повреждении бедренной вены — поздний домысел его, ибо к Владимиру Ивановичу через какое-то время после смерти поэта попал “дуэльный” сюртук Пушкина, в котором была дырочка от пули напротив правого паха. Однако в момент выстрела Дантеса у Пушкина была поднята правая рука с пистолетом и, естественно, поднялась и правая половина сюртука. Сама же рана была значительно выше паховой складки, и бедренная вена никак не могла быть повреждена.

Интересно, что в большинстве хирургической литературы ХIХ века, многие авторы называли наружную подвздошную артерию и одноименную вену бедренными артерией и веной. Такая путаница встречалась даже в руководствах по анатомии и продолжалась вплоть до 1895 года, пока не приняли Базельскую анатомическую номенклатуру (ВNА).

Так, может быть, Даль имел в виду ранение именно правой наружной подвздошной вены, называя ее бедренной? Возможно. Однако, и в этом случае убедительных доказательств повреждения крупных магистральных сосудов нет. В противном случае, Пушкин бы уже давно умер либо сразу на месте дуэли, либо в крайнем случае при транспортировке, тем более, такой нещадной и жесткой. Исследователи пушкинского случая справедливо считают, что никакие крупные кровеносные магистрали на пути у пули не лежали и повреждены не были, а кровь текла из более мелких сосудов по ходу ранения (видимо, ветви подвздошных вен и артерий).

Для врачей, анатомов и иже с ними в качестве справки: это были, скорее всего, подвздошно-поясничная артерия и одноименная вена (а. et v.iliolumbalis), глубокая артерия (и вена), огибающая подвздошную кость (а. et v. circumflexa ilium profunda), переднее крестцовое венозное сплетение (plexus venosus sacralis), которое образуется из анастомозирующих между собой крестцовых вен (v.sacralis mediana et v.v. sacrales laterales). Давидов, будучи хирургом, отмечает, что как артерии, так и вены, выстилающие стенки таза, имеют довольно большой диаметр и обильно анастомозируют (соединяются) как друг с другом, так и с висцеральными (располагающимися внутри) тазовыми сосудами для внутренних тазовых органов. Поэтому кровотечение из тазовых артерий и вен бывает довольно значительным, хотя и не приводит к смерти непосредственно на месте ранения или в первые часы после повреждения.

Откуда перитонит?

Естественно, раз имелась столь обширная зона поражения, то инфекция не заставила себя долго ждать и через нарушенные кожные покровы «по гладкой и вымощенной дороге» проникла в брюшную полость (источник номер раз). А способствовали этому попавшие в рану инородные тела: как неудаленная пуля, так и какие-то части одежды, костные осколки.

Источник номер два — кровь из поврежденных сосудов, которая свободно изливалась в малый таз, а оттуда — в брюшную полость. Почему? Да потому что нет в организме для микробов питательной среды лучше и полноценнее.

И, наконец, источник номер три — через гангренозно измененный участок стенки тонкой кишки. В просвете кишечника человека «живет» несколько килограммов бактерий, и как только нарушилась целостность стенки, население кишки радостно «бросилось осваивать» новые территории. Кроме того, инфекция могла распространиться в брюшную полость через кровь из 2 очагов начинающегося остеомиелита тазовых костей (правой подвздошной и крестцовой) и из воспаленных вен таза.

Авторы статьи по имеющимся у них подробным описаниям смоделировали ход раневого канала, как прямолинейного, так и дугообразного, и обнаружили, что он проходит в непосредственной близости к правому мочеточнику. Вот что пишет по этому поводу Давидов: «В норме тазовый отдел правого мочеточника, имея диаметр в среднем 4-7 мм, примыкает к заднему листку париетальной брюшины, пересекает наружную подвздошную артерию и одноименную вену, располагаясь кпереди от этих сосудов.

Возникает вопрос: имелось ли у Пушкина ранение мочевых путей?

Со всей категоричностью на этот вопрос можно ответить отрицательно — ни правый мочеточник, ни мочевой пузырь повреждены не были. Мочевой пузырь, даже в переполненном состоянии, находится на достаточном удалении от раневого канала. Пуля прошла, очевидно, близко к правому мочеточнику, не повредив, однако, его стенок.

Целость мочевого пузыря и мочеточника подтверждается отсутствием у раненого Пушкина симптомов повреждения указанных органов (крови в моче, учащенного и болезненного мочеиспускания или острой задержки мочеиспускания, выделения мочи через рану). Раненый мочился самостоятельно, не часто, примеси крови в моче и выделения мочи в рану никто из врачей, ухаживающих за Пушкиным, не отметил. На вскрытии не было обнаружено ни ран мочевого пузыря и мочеточника, ни мочевых затеков в области малого таза, забрюшинного пространства и брюшной полости».

Ну и, наконец, еще одно утверждение уважаемого писателя и фольклориса Даля уж очень сомнительно, судя по многочисленным очеркам навещавших Пушкина друзей и наблюдающих за его состоянием врачей. Он в записке о вскрытии тела допускает наличие у раненого повреждения нервов крестцового сплетения.

А где, собственно, тогда неврологическая симптоматика, которую однозначно можно наблюдать при подобных поражениях? Вот именно, достоверного подтверждения по клинической картине нет. У больного не отмечали типичных расстройств функции тазовых органов (анального недержания, острой задержки мочеиспускания или непроизвольного истечения мочи), а также параличей или даже парезов нижних конечностей (о чем гласит хроника: чувствительность и движения в ногах были сохранены, поэт при переодевании 27 января даже сам встал на ноги). Однако, совсем исключать повреждения каких-то мелких элементов сплетения тоже нельзя, ибо конец раненого канала соседствовал с крестцовым сплетением достаточно близко. А это значит, что если бы Пушкин остался жив, то потом, после выздоровления, скорее всего, страдал бы какими-нибудь легкими нарушениями чувствительности или двигательной функции в ногах.

Читайте также:  Как сделать коробку из картона без клея

Итак, после полного анализа всех данных диагноз в современной медицине бы звучал так:
«Огнестрельное проникающее слепое ранение нижней части живота и таза. Многооскольчатые огнестрельные инфицированные переломы правой подвздошной и крестцовой костей с начинающимся остеомиелитом. Травматогенный диффузный перитонит. Гангрена участка стенки тонкой кишки. Инфицированная гематома брюшной полости.

Инородное тело (пуля) в области крестца. Флебит тазовых вен. Молниеносный сепсис. Травматический шок. Массивная кровопотеря. Острая постгеморрагическая анемия тяжелой степени.

Острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность. Полиорганная недостаточность»

Причина смерти — молниеносный сепсис, как осложнение, в первую очередь, травматогенного перитонита.
«В этиопатогенезе сепсиса также имели значение инфицированная и не дренированная огнестрельная рана области таза с неудаленным инородным телом, начинающийся остеомиелит подвздошной и крестцовой костей, флебит тазовых вен. Сепсис развился на фоне тяжелейшей постгеморрагической анемии, явившейся результатом невосполненной массивной кровопотери; он привел к полиорганной, прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной, недостаточности».

Можно ли было спасти Пушкина в современных условиях?

И что вообще можно бы было сделать?

«При огнестрельном ранении нижнего этажа брюшной полости и таза, подобном ранению А.С. Пушкина, необходимо оказать первую медицинскую помощь на месте происшествия (наложение асептической повязки, введение обезболивающих и кровоостанавливающих средств), немедленно транспортировать пострадавшего в хирургическое отделение на санитарной машине в лежачем положении на щите, вводя в пути препараты — заменители плазмы крови и противошоковые средства. В хирургическом стационаре необходимо выполнить срочное обследование, обязательно включающее, наряду с другими методами, рентгенографию и ультразвуковое исследование с целью локализовать инородное тело и определить наличие и характер повреждений окружающих раневой канал органов.

После короткой предоперационной подготовки нужно оперировать больного под общим обезболиванием (наркозом): вскрыть нижним срединным разрезом брюшную полость, эвакуировать из нее выпот и кровь, резецировать (иссечь) участок тонкой кишки, содержащий ушибленное место, восстановить непрерывность кишечной трубки, сшив друг с другом концы рассеченной кишки, широко рассечь раневой канал, удалить пулю, множественные осколки подвздошной и крестцовой кости и другие инородные тела, остановить кровотечение из поврежденных сосудов, санировать и дренировать брюшную полость и малый таз. Кровопотеря должна быть восполнена переливанием крови и препаратов — заменителей плазмы крови. После операции необходима интенсивная терапия в условиях реанимационного отделения, включающая внутривенное, капельное введение растворов, антибиотики, стимуляторы иммунитета, ультрафиолетовое облучение крови и другие средства и способы.

При выполнении в полном объеме указанных мероприятий смертельный исход, в связи с тяжестью ранения, мог бы все равно наступить, однако шансы на выздоровление составили бы не менее 80%, ибо летальность при подобных огнестрельных ранениях ныне составляет 17,2 — 17,5 %».

Однако, выдающийся русский поэт со всемирной известностью на века жил в совсем иное время, и по меркам медицины XIX века лечение назначали абсолютно правильно, не смотря на многочисленную критику со стороны уже более поздних исследователей. Поэтому спасти жизнь на том этапе времени было практически невозможно.

Александра Сергеевича Пушкина похоронили на рассвете 6 февраля (по старому стилю) 1837 года под стенами Святогорского монастыря на псковской земле. «Таких далеких и чистых далей, какие открываются с этого холма, нет больше нигде в России…» — так писал об этом священном уголке русской земли Константин Паустовский.

Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке.

Источник: med-history.livejournal.com

«Не мстить за меня! Я все простил!»

10 февраля 1837 года, получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, умер Пушкин. Как это было? Что увидели его друзья в последние дни жизни великого поэта? Ведь смерть человека очень многое может сказать о его жизни. У нас есть счастливая возможность узнать это из воспоминаний многих близких семье Пушкина людей.

Но самые обширные и фактологически точные отчеты о последних днях поэта мы находим у Василия Андреевича Жуковского, человека, который неотступно находился у постели умирающего. В его записях и, конечно, в последнем письме Сергею Львовичу Пушкину отразилось многое: и отношения Александра Сергеевича с императором Николаем I, и преображение умершего в смерти, и отношение самого Жуковского к дорогому другу.

Влияние Василия Андреевича Жуковского на формирование Александра Сергеевича Пушкина как поэта велико и признано всеми. Виссарион Белинский сказал когда-то, что без Жуковского мы бы не имели и Пушкина. Их дружба была вполне закономерна, как закономерно притяжение двух гениев-современников. Много работ написано о заимствованиях традиций Жуковского в творчестве Пушкина.

Много исследований по вопросу отношений Пушкина и царской власти, где непременно рассматривается личность Жуковского-придворного и его непрестанная помощь молодому поэту. Однако ничтожно мало написано о роли Василия Андреевича в печально известной последней пушкинской дуэли.

А ведь он – единственный человек, писавший конспективные заметки о ходе этого дела (от самого начала – 4 ноября 1836 года, до самого конца – посмертного обыска в квартире поэта) непосредственно во время событий. Он оставил точные сведения, пошаговое развитие конфликта Пушкина с Геккернами, голые факты без оглядки на цензуру.

Оставшиеся записки и письма свидетельствуют о фактической точности этих конспективных заметок. Важен не только событийный ряд, но и чуткие заметки Жуковского о душевном состоянии Пушкина. Оттуда мы узнаем: раненого Пушкина принесли в дом и сразу послали за Жуковским. Он два последних дня находился неотступно у постели умирающего, вывешивая для посетителей на дверь листки о состоянии поэта.

Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. Записку передал Жуковский. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Хорошо известны слова Николая I, сказанные Жуковскому, что Пушкина «насилу заставили» умереть как христианина. Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что «в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься.

Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром» [1] . После смерти Пушкина Жуковский обратился к царю с просьбой отметить смерть Пушкина специальным рескриптом. «. Мы насилу довели его до смерти христианской», – сказал тот в ответ [2] . Из этих воспоминаний видно, что Николай I весьма скептически относился к религиозности поэта. Также известно, что еще до записки императора Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», которым оказался отец Петр из Конюшенной церкви. Жуковский точно описывает состояние священника: ​​«Выйдя после исповеди от Пушкина, он явно был растроган, сказав: “Я стар, мне уже недолго жить. И Вы можете мне не верить, хотя на что мне обманывать, но я скажу, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую он имел”. Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта».

В том, что Пушкин умер христианином по своей воле, не остается сомнений. Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта.

Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России. В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о (явной) глубине горя императора и всей России.

Читайте также:  Тает жизнь как лед и уходит

Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения». Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением.

Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься (покаяться), готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия.

Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827–28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же – надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение.

Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Однако при описании предсмертных часов жизни Пушкина Жуковский отмечает: «он как будто подслушивал идущую к нему смерть», «сделался иной; буря, которая за несколько часов волновала его душу яростною страстию, исчезла, не оставив на нем никакого следа», «однажды только, когда Данзас упомянул о Геккерне, он сказал: “Не мстить за меня! Я все простил!”, он сделался послушным, как ребенок… сделался гораздо спокойнее» [3] .

Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти».

Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении:

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, – в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нем; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?

Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью.

Такая трактовка смерти находит свое отражение и в концепции «чуда» философии Алексея Лосева: «Это такое положение души, когда шум и гам бытия, порочность и гнусность самого принципа существования “слетает пушинкой”. Когда личность, ведущая “полутемное бессильное и болезненное существование”, вдруг приходит к событию, в котором выявляется исконная и первичная, светлая ее предназначенность» [4] .

Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя.

Однако после отправки письма отцу Пушкина Жуковский вместе с жандармами проводит «посмертный обыск» кабинета Александра Сергеевича Пушкина. К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу.

Созданный в письме образ императора нивелируется: упоминания императора и все, что могло бы свидетельствовать о духовной близости поэта и царя, убраны вовсе. Оставлены только слова благодарности, которые просит передать царю Пушкин. Даже фраза о «царских милостях» заменена на этикетный оборот «отеческие заботы». Исследование пушкинистов доказывает, что не только мнение Жуковского об императоре изменило первоначальный образ царя, но и что сам Николай не желал предстать перед читателями в роли покровителя Пушкина [5] .

Кроме того, именно здесь имеют место первые обличения светского общества, равнодушного к гибели великого поэта: «Там, где он бывал ежедневно, ничто не переменилось, нет и признаков бедственной утраты, все в обыкновенном порядке, все на своем месте, а он пропал, и навсегда – непостижимо», – заключает Жуковский [6] . Этот образ непонятого обществом, «оклеветанного молвой» Поэта, который трагически гибнет по «воле рока» среди «злобно гнавших» его «стоящих у трона», отразится и в знаменитых строках стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта».

Интересно, какой увидели смерть Пушкина современники, как менялось отношение общества к этим событиям в последующие годы, как менял свое отношение к другу и к императору сам Жуковский. Но остается неизменным факт: какими бы ни были отношения Пушкина и Николая I, умирающий поэт примирился со своими обидчиками и умер настоящим христианином.

10 февраля 2022 г.

[1] А. С. Пушкин в воспоминаниях современников, Т. 2. С. 374. Также у Спасского читаем: «Врачи, уехав, оставили на мои руки больного. По желанию родных и друзей Пушкина я сказал ему об исполнении христианского долга. Он тот же час на то согласился» (С. 336).

[2] Левкович Я. Л. Дуэль и смерть Пушкина в конспективных заметках Жуковского // Жуковский и русская культура. Л., 1987. С. 463.

[3] Жуковский В. А. Письмо к С. Л. Пушкину // Пушкин в воспоминаниях современников. 3-е изд., доп. СПб.: Академ. проект, 1998. Т. 2. 1998. С. 432.

[4] Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». М.: Мысль, 2001. С. 191.

[5] Иезуитова Р. В. Письмо В. А. Жуковского к С. Л. Пушкину о смерти поэта: (К истории текста) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 13.

С. 156.

[6]Жуковский В. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 тт. Т. 11 Кн. 1 М.: Языки рус. культуры, 2016. С. 339.

Источник: pravoslavie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today