Как ускорить технику чтения у первоклассника

Аннотация
Влияет ли в начальной школе скорость чтения на интерес детей к книге и чтению в целом? Какие педагогические приёмы используются на уроках для повышения скорости чтения учеников? Именно на эти вопросы автор делает акцент в своей статье. Эти вопросы актуальны в наше время, так как чтение оказывает огромное влияние на воспитание, развитие и, конечно, на образование каждого человека.
Цель работы: обосновать педагогические приемы формирования скорости чтения на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Охарактеризовать основные понятия: чтение, навык чтения, педагогические приёмы.
2. Выявить педагогические приемы, способствующие формированию скорости чтения.
* * *
В основе изучения каждого предмета лежит чтение. Чтение – это инструмент приобщения ученика к литературе. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Чтение это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Чтение – это процесс перекодировки письменной речи в звучащую речь и понимание смысла прочитанного текста. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают процесс познания нового. В последние годы актуальной проблемой стало то, что дети не любят читать, не интересуются книгами, следствие даже многие подростки читают по слогам. Неумение работать с книгой, воспринимать чтение как наказание, оставляет след и на успеваемости детей.

Как ЭФФЕКТИВНО увеличить скорость чтения? Как научить ребенка понимать прочитанное? | Скорочтение

Цель педагога – обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем, целенаправленно и последовательно формируя его читательские интересы.

Исследования показывают, что учащиеся, не освоившие технику чтения, не стремятся к этому процессу, более того, чувствуют комплекс из-за того, что читают медленно, по слогам, не понимая смысл текста. Такому читателю уныло погружаться в мир книг, читательская деятельность гаснет. Ученик растет, а читатель из него не получается. Из вышесказанного, можно выделить главнейшую цель педагога – обучить учащихся бегло читать.

Интерес появляется в том случае, когда у обучающего развит навык беглого чтения.

Навык чтения — сложное речевое умение, доведенное упражнениями до автоматизма, позволяет читателю воспринимать содержащуюся в текстах информацию, перерабатывать ее.

Принято выделять пять основных навыка скорочтения:
• Подавление субвокализации — внутреннего проговаривания читаемого текста; распознавание слов по их типографическому образу. Для подавления субвокализации обычно применяются методики, направленные на отвлечение внимания во время чтения.

• Устранение «регрессий» — возвратные движение глаз при чтении, когда ученик перечитывает предложения, а порой и целые абзацы. Данный навык тесно связан с развитием памяти.
• Расширение поля зрительного восприятия. Следует расширять периферическое зрительное восприятия. Для этого существуют специальные упражнения, самое распространенное таблицы Шульте. С помощью этого навыка, читатель способен охватить большее количество слов, порой и целую строку. Чем меньше переводов взгляда по строке делает читатель, тем выше скорость чтения и меньше утомляемость.

Лайфхаки для школьников: как улучшить скорость чтения [Любящие мамы]


• Концентрация внимания — удержание внимания на чтении. Для усиления концентрации чтение сопровождается подавлением внутреннего диалога и снижением реагирования на внешние раздражители.
• Поверхностное чтение, просматривание — это умение быстро ориентироваться в тексте, находить ключевые слова и тезисы. Для развития этого навыка применяются упражнения по пониманию смысла всего предложения при прочтении лишь его части.

Для развития навыков чтения, используются педагогические приёмы формирования скорости чтения.

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

Рассмотрим, самые эффективные, по моему мнению, педагогические приёмы формирования скорости чтения:
• Жужжащее чтение – это чтение, подразумевает чтение вслух всех учеников в одно время, вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам.
Каждый читает со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Упражнение выполнять в течение пяти минут. Такое чтение построено на игровой форме, ведь именно так ученики быстрее воспринимают материал. Множество голосов, читающих со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой, что добавляет интерес и стимул у обучающихся.
• Фотоглаз – это восприятие за ограниченное время (1-2 секунды) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материала.
Ученик за отведенное время должен как бы «сфотографировать», запомнить то, что ему демонстрируют, а после ответить на вопросы. Данное упражнение развивает фиксационное поле.
• Зрительные диктанты И. Т. Федоренко.
Диктанты, тексты, разработанные профессором И. Т. Федоренко, помогают разрабатывать у детей оперативную память. В разработках восемнадцать наборов, в каждом наборе имеется шесть предложений. Особенность предложений в том, что происходит наращивание длины.

Например: если первое предложение состоит из двух слов «Тает снег» — 8 букв, то последнее предложение 18-ого набора состоит уже из 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается так, что ребенок в силах запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. 8- 9 слов, легко улавливает смысл прочитанного, нарабатывается скорость чтения, а следствие ему становится интересно читать, процесс обучения идет гораздо быстрее.
Эффективны также три упражнения из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко:
— Многократное чтение.
— Чтение в темпе скороговорки.
— Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Упражнения проводятся коллективно, ученики читают одновременно, каждый в своём темпе, вполголоса. При чтении одного и того же отрывка увеличивается темп чтения. Читать отрывок следует 3 раза, не более 40 секунд. Затем снова читается текст, но чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца.

Читайте также:  Как набрать петли на спицы красивый край

И учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Суть упражнений в том, что ребенок, читавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Если ежедневно уделять внимание этим трём упражнениям, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
• Работа по таблице Шульте.
Выше, мы уже упомянули, данное упражнение, оно хорошо развивает поле зрения. Подразумевается, что у каждого ученика имеется карточка для работы с цифрами. Центр окрашивается в зелёный цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы.
• Буксир.
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников 80-120 слов в минуту. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово.
• Прием стимулирования.
В конце урока литературного чтения необходимо оставить 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст, замечают до какого слова дочитали, отмечают или записывают количество слов. И так изо дня в день на каждом уроке литературного чтения, также дома родители могут проводить замер. Результат удивляет, показывает о прибавке скорости чтения.
Немаловажную роль на уроках литературного чтения играет работа над трудными словами, словосочетаниями, выявление значений незнакомых слов, это помогает устранить «спотыкания» в тексте у учеников и прибавляет уверенности в чтении.

Рассмотрев, вышесказанное можно сделать вывод. Фундаментом всего обучения ребенка является начальное образование. Результативность по учебным предметам, обеспечит ребёнку овладение техникой чтения. В одну из целей нового ФГОСа входит формирование читательской компетентности школьника. А читательская компетентность прежде всего определяется техникой чтения.

Скорость чтения – самый важный фактор из числа факторов, влияющих на успеваемость ребёнка. Работа над скоростью чтения трудоёмкая, длительная, затратная по времени, но результаты оправдывают все ожидания. Мною были представлены упражнения и методы, с помощью которых, мы сможем увидеть результат.

Исходя из вышесказанного, цель была достигнута.

А закончить работу, хочется словами Я. А. Каменского: «Видеть звезды, слушать музыку – большое счастье. Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку. А это большой труд».

Библиографический список
1. Безруких М. М. Почему дети всё меньше читают?//Библиотечное дело – 2012– №18– С. 2–6
2. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе [Текст] / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2012. – №1. – С. 1–3
3. Влияние техники чтения на успеваемость обучающихся 1-х -5-х классов (электронный ресурс)
4. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений // под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Академия». – 2010. – С. 288
5. Кудряшова, А. А. Педагогика чтения в начальной школе//Начальная школа. – 2017. – № 1 – С. 68–71

Источник: ped-kopilka.ru

Как улучшить технику чтения у школьника?

Чтение – это навык, который нужно систематически тренировать с помощью упорных ежедневных тренировок. Ничего не дается просто так! Важно читать ежедневно!

120 слов в минуту не предел, можно читать и в 2, и в 3 раза больше. Но это уже скорочтение, которому нужно обучаться.

Существует большое количество упражнений для улучшения показателей техники чтения. Здесь все зависит от желания и терпения самого ребенка и родителей. Развитие мотивации к чтению тоже имеет немаловажное значение.

Приемы формирования беглости чтения по ФГОС:

Главное условие всех упражнений для повышения техники чтения – чтение вслух!

Жужжащее чтение или птичий базар

Жужжащее чтение

Жужжащее чтение

Чтение всеми учениками вполголоса в течение 5 минут нового текста в меру сил каждого. Такой прием желательно использовать в 1-2 классе для отработки навыка чтения.

Чтение за лидером или ЭХО

Чтение за лидером

Чтение за лидером

Лидер читает чуть замедленным темпом, слабый ученик читает за ним. Такое прием эффективно использовать на первых порах обучения грамоте, при отработке навыка чтения.

Чтение за учителем всеми учащимися

Чтение за учителем очень нравится учащимся. Ведь они успевают за самим УЧИТЕЛЕМ! А это значит — достижение.

Чтение учащимися за учителем

Чтение учащимися за учителем

Чтение скороговорок

Читать скороговорки можно с разной скоростью и интонацией. Интонация — это совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшим из которых является логическое ударение, паузы, темп и ритм речи, повышение и понижение голоса.

Читайте также:  Что делать если волосы путаются

Условия владения выразительной речью:

— умение распределить свое дыхание в процессе речи;

— овладение навыками правильной артикуляции каждого звука, четкой дикции;

— владение нормами литературного произношения.

Чтение скороговорок

Чтение скороговорок

Чтение наоборот

Чтение справа налево

Чтение справа налево

Чтение текста справа налево, уточним именно по слову справа на лево. Причем переворачивать слова не нужно. Нельзя читать: кошка, как кашко. Такой способ тренирует ребенка в слиянии букв, слов, текста в целом.

Чтение вверх ногами

Чтение вверх ногами

Чтение вверх ногами

Дети с интересом будут читать текст в перевернутой книге. Такое чтение способствует умению ориентироваться в тексте, развивает скорочтение, заставляет работать мозг, чтобы сформировать эталон букв.

Игра в прятки

Ведущий начинает читать не с начала, а с любого места в тексте, называя только страницу.

Найти начало текста

Найти начало текста

Остальные дети должны найти начало прочитанного текста и подстроиться под читающего. Данный прием отрабатывает беглость чтения.

Мнимое слово

Учитель в ходе чтения произносит заведомо неправильно слово. Задача детей прервать учителя и прочитать слово с исправлением.

Учитель произносит слово с ошибкой

Учитель произносит слово с ошибкой

В данном задании есть стимул учащихся – исправление самого учителя! Такой прием нацелен на отработку правильности чтения.

Половинки

Необходимо прикрыть половину строки непрозрачной линейкой, оставив верхнюю или нижнюю часть слов. Задача ребенка: прочитать текст, восстановив целостность.

Прикрыть половину строки непрозрачной линейкой

Прикрыть половину строки непрозрачной линейкой

Или приготовленные карточки со словами разрезать вдоль со словами на 2 половинки. Задача ребенка остается прежней.

Потеряшки

Напишите на доске или распечатайте на карточках:

— фразы, в которых нет окончаний. Например, Дятел долб… дерево.

— фразы, в которых нужно договорить слово или несколько. Например, ек-ек-ек — ….. (Маша села на пенек)

Карточки с фразами

Карточки с фразами

Упражняясь в повышении беглости, не забывайте проверять технику чтения самостоятельно с целью отследить результат.

Источник: koncpekt.ru

Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста «на секундомер», а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение «по диагонали» — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Попробуйте курс ЛогикЛайк «ВСЯ ЛОГИКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ»!

  • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
  • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
  • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

Начать курс!

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.

Читайте также:  Кто может кусать дома

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

перейти к выполнению упражнения с таблицами Шульте

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

«Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

«Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

«Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

«Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый.

Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий.

Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

«Найди слово». Варианты выполнения упражнения:

  • Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  • Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

Избавляемся от регрессии

«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

«Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

«Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

«Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

«Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

«Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • повысить способность мыслить логически правильно;
  • и в результате существенно повысить скорость чтения и запоминания важной информации.

20-30 минут занятий на ЛогикЛайк каждый день — проверенный способ развить логику и скорость мышления, внимание и память.

Источник: logiclike.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today