Как ускорить технику чтения в начальной школе

Как научить ребенка быстро читать в 1 классе? Наиболее частый вопрос, который задают себе родители после первой проверки техники чтения в школе.

Каждый хочет видеть успех своего чада, радоваться этому вместе с ним, но не все дети одинаково успешны в своих начинаниях.

Именно поэтому я расскажу, как помочь ребенку достигнуть наивысшей похвалы от учителя за чтение.

Проблемы, с которыми сталкиваются дети

Перед началом учебы в школе ребенок свободен целый день, его будни красочны и разнообразны.

В садике развлечения, игры, танцы, пляски, а если же проводятся начальные уроки чтения или письма, они с такой же вариацией.

Школьные будни — это всегда что-то новое, неизведанное, другой режим, правила, порядки.

Красочные, веселые, наполненные играми дни приобретают в глазах ребенка серые, скучные оттенки.

Далеко не все дети могут самостоятельно осознать, что, как ни прозаично это прозвучит, жизнь изменилась, и пора настроиться на работу.

И только с помощью родителей они смогут достигнуть успеха и лучших результатов. Давайте разберемся во всем подробнее.

Как увеличить скорость чтения

Совет: ни в коем случае не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его. Если же настроения нет, перенесите занятия на следующий день.

Ученые говорят, если ребенок быстро и правильно читает в начальных классах, в старших ему будет намного легче учиться и получать хорошие отметки.

Дети, у которых развита техника, быстрее справляются с домашним заданием, что в свою очередь приносит им хорошее настроение, повышает интерес к другим знаниям.

Но не нужно забывать, что произношение должно быть правильным.

Как я уже упоминала, не смотря на то, что все дети находятся в равных условиях в классе, некоторым скорочтение не под силу.

Изучив отзывы многих родителей и психологов, специалистов, я выделила основные причины и преграды, которые могут помешать узнать, как научить ребенка быстро читать в 1 классе:

  • Плохо развита рабочая память. Эта проблема является очень частой у детей. Суть в том, что человек, дочитав предложение до конца, частично забывает, о чем шла речь в начале. Один из лучших методов, который используется для улучшения рабочей памяти, — группировка. То есть чтобы запомнить номер из 10 цифр, его лучше разделить на группы.
  • Зрительное отступление. Когда ребенок читает одно предложение, он возвращается глазами на предыдущее, что в свою очередь замедляет процесс. Хороший и в то же время простой способ избавиться от этой проблемы — следить за порядком чтения линейкой или карандашом. В этом случае все внимание сосредотачивается на определенном предложении и не отвлекается на предыдущее. Также перед тем как научить ребенка быстро читать в 1 классе, нужно устранить проявления зрительного отступления, для этого используйте таблицы Шульте. О них мы отдельно поговорим ниже.
  • Недостаточный запас слов. Многие дети не посещали садик перед школой. Были с бабушками, дедушками, сестрами, братьями. Конечно, часто с детьми занимаются и дома, но не уделяют процессу обучения нужного внимания. Результатом такого подхода становится слабый словарный запас.
  • Отсутствие интереса к чтению. С этой проблемой сталкивается каждый третий родитель. Сейчас 21 век, хорошо развитые технологии. Дети все больше времени проводят за компьютером, планшетом, телевизором. Конечно, по сравнению с книгой, графика сильнее привлекает внимание.
  • Дислексия. Проблема встречается редко, но существует. Суть в том, что ребенок не может овладеть процессом чтения и письма, но при этом очень хорошо рисует или поет. Многие таких детей определяют в специализированное учебное заведение и забывают в результате о других талантах. Если проблема обнаружена, помогите ребенку справиться с ней при помощи специалиста.

Совет: если же ваш ребенок остается с вами дома, найдите время для него. Больше читайте и занимайтесь с ним . Есть огромное количество развивающих книг, игр, программ, даже мультиков, не забывайте прививать любовь к чтению.

Лайфхаки для школьников: как улучшить скорость чтения [Любящие мамы]

Упражнения, способствующие улучшению чтения

Недостаточное количество прочитанных слов в минуту — это вовсе не главная проблема.

Если с детьми занимались ранее, им легче справляться с поставленными заданиями; тем же, которым не уделялось должного внимания , намного труднее справляться.

Но это не критично: немного терпения, времени, знаний и все получится. Как научить ребенка быстро читать в первом классе?

Какие для этого нужны упражнения и возможно ли это в домашних условиях? Ответ однозначен: да.

Я перечислю лишь несколько методов, акцентируя внимание на наиболее эффективных:

  • Перед тем как научить ребенка быстро читать в 1 классе, помогите ему освоить технику чтения «по слогам». Процесс обучения, как правило, последовательный. Сначала буквы, потом слоги, затем целые слова. Нельзя перескакивать с одного этапа на другой. Есть много книг, слова в которых уже разбиты на слоги. Занимайтесь сначала именно с такими изданиями, ребенку это пойдет на пользу.
  • Хороший метод — просмотр фильмов или мультиков с субтитрами. Договоритесь с ребенком, что вы будете читать слова одного героя, а он — другого. Это поможет развить сосредоточенность на предложениях, повысить скорочтение.
  • Также вы можете взять издание с каким-то интересным текстом, засечь 1 минуту и дать ребенку старт. По истечении времени посчитайте, сколько слов было прочитано. Затем повторите 2-3 раза. Таким образом можно добиться заметного увеличения прочитанных слов с каждый разом, так как текст уже будет знакомым.
  • Следующее упражнение: нужно подготовить текст, дать почитать ребенку половину несколько раз. Достаточно трижды. Прочитали, немножко отдохнули, продолжаем. Берем тот же текст и начинаем сначала, первая часть ребенку будет знакома, он сможет прочесть ее с высокой скоростью, затем начнется незнакомый кусок. Темп сохранится на некоторое время. Если повторять это упражнение ежедневно, вы сможете заметно ускорить процесс чтения
  • Начните читать любимую книжку своего чада, через некоторое время попросите его прочитать вам, объяснив это тем, что немножко устали. В конце расспросите, о чем был рассказ.
  • Как же трудно научить ребенка читать в 1 классе, а быстро и правильно — еще сложнее, но только не с нашими упражнениями. Попробуйте читать вместе. Например, вы одно предложение, а ребенок — следующее. При этом совершайте ошибки в чтении, малыш должен их заметить и исправить. Тот, у кого больше замечаний, проиграл.
  • Для ускорения чтения учите с ребенком скороговорки. Произношение скороговорок улучшит не только скорость чтения, но и дикцию.

Залогом успешных занятий есть систематичность. Лучше читать по 10 минут 3 раза в день, чем 1 час ежедневно, это утомляет ребенка.

Ну и, конечно, не забывайте, что вы — главный пример для подражаний вашего чада.

Совет: не увлекайтесь просмотрами фильмов, они влияют на зрение, отдайте предпочтение книге.

Игры — элемент системы занятий

Как вы считаете, когда предложить ребенку выбор между развлечением и чтением, что он выберет? Конечно же, поиграть.

Читайте также:  Как посмотреть ответы на еду скай Смарт

В этом случае нужно соединить интересное с полезным.

Научить ребенка быстро читать в 1 классе можно как с помощью упражнения, так и с помощью игры. Давайте рассмотрим наиболее интересные.

«Клад»

Для начала нужно подготовить записки для ребенка. Например «Вы уже начали игру, поздравляем! Все что нужно сделать — найти клад.

Следуйте указаниям, будьте внимательны. Следующая подсказка на столе», и так далее.

Объясните малышу правила: чем быстрее он найдет клад, тем больше сундуков сможет открыть, и тогда его ждет сюрприз .

В то же время подготовьте какой-нибудь маленький сюрприз для поощрения.

«Записка»

Ежедневно вы ходите в магазин, на работу, в гости или по делам, а ребенок остается с кем-то дома.

Это и будем использовать для достижения хороших результатов.

Каждый раз, когда вы уходите, пишите малышу записку, куда вы пошли, когда придете, что ему покушать, где лежат карандаши для рисования и после попросите вам позвонить.

Спросите, что ребенок прочитал, похвалите его. Только предупредите заботливых бабушек и дедушек, чтобы не помогали и не давали излишних подсказок.

«Слова»

Откройте алфавит, попросите ребенка выбрать любую букву. Затем объясните правила и начинайте.

Вы должны называть животных, героев мультфильмов или же имена, но только лишь те, которые начинаются на выбранную букву.

Для облегчения задачи можете позволить ребенку пользоваться какой-то книгой. Он будет думать, вместе с тем читать предложения в поисках нужного слова.

«На последнюю букву»

В эту игру вы можете играть, когда гуляете по парку, идете в магазин или едете в маршрутке и т.д.

Начните с какого-нибудь слова, скажите ребенку, ему нужно назвать слово на последнюю букву, и так по кругу.

Например, яблоко — орган — насекомое — ежик.

Совет: если ваш малыш неусидчив , не соглашается читать, говорит, что ему не интересно, игра — лучший способ достичь соглашения и найти компромисс.

Таблицы Шульте — эффективный способ достигнуть цели

Таблицы Шульте — методика, используемая для развития скорости чтения.

Схема была изобретена еще в середине 20 столетия немецким психотерапевтом и ученым Вальтером Шульте.

В результате регулярных упражнений по схемами ребенок способен с большей скоростью усваивать новую информацию, концентрироваться на цели и конкретном действии.

Также занятия помогут повысить технику чтения. Внешне это таблица в форме квадрата, разделенная на равные клетки.

Количество их зависит от сложности самой схемы. В клетках расположены цифры.

Они могут быть от 1 до 9 или же от 25 до 100. Это зависит от сложности схемы.

  • Классическая. Так как мы говорим о детях, сложность схемы должна быть минимальной. Таблица состоит из 9 или 15 ровных квадратов, в которых написаны цифры вразнобой. Как же ею пользоваться? Ребенку дают таблицу для ознакомления. 10 секунд будет достаточно. Потом ее переворачивают, объясняют, что нужно назвать все цифры по порядку как можно быстрее и соединить их карандашом. Затем ведущий дает команду начинать. Результаты записывают.
  • Таблица черно-красная. Предназначена для улучшения мышления. Задание для ребенка — назвать в порядке возрастания все красные цифры, затем в порядке убывания — черные.

Но заниматься с таблицами в интернете онлайн не стоит, вам будет намного сложнее улучшить память ребенка и научить быстро читать, особенно в 1 классе, когда процесс обучения и знакомства со школой только начинается.

Так, как важно не только называть цифры, их нужно соединять карандашом или ручкой.

Кроме названных техник, применяют и такую: ребенок смотрит в центр таблицы и не отводя глаз называет цифры по возрастанию.

Достаточно будет 9 клеточек для начала.

Совет: занимайтесь 2 раза в 7 дней, но не чаще. Продолжительность урока — 15 минут.

Занятия очень полезны для маленьких деток, которые только начинают произносить слова.

Таблицы Шульте вы можете скачать, распечатать и заниматься с ребенком, когда он уже в 1 классе, тогда вам удастся научить его не только концентрироваться на работе, а и быстро читать.

С помощью методики можно также вычислить психическую устойчивость детей.

Наконец, хотела бы сказать, что каждый ребенок развивается по-разному. Редко бывает так, что он будет хорош во всем. Что-то получается, что-то требует дополнительных усилий.

Проблемы же с низкой скоростью чтения можно исправить в домашних условиях. Для этого вам понадобятся время, терпение, знание методик, техник и упражнений.

Источник: dzen.ru

Приёмы повышающие технику чтения у учащихся 2 — 4 классов
консультация на тему

Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижения результативности в обучении скорочтению учеников. Не надо проводить длинные упражнения, длинные по времени; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся 2-4 классов

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижения результативности в обучении чтению. Рассмотрим их:

а) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

б) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

В) чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Г) складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова .

Читайте также:  Таро почему он молчит не звонит

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.

Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха.

Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо.

Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе . Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение называется

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

Его смысл — в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу — «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».

В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Вот некоторые из них:

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Для опытных читателей начальной школы

Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:

Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.

Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная , крутая и длинная горка была

Восполнение пропусков букв в словах:

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

Поиск в тексте заданных слов:

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Читайте также:  Правда что агутин и варум развелись

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.

Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Использование таблицы Шульте.

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..

Источник: nsportal.ru

Как научить ребёнка быстро читать: 12 простых лайфхаков

Как обычно родители занимаются с детьми чтением? «Садись и читай! Пока не прочитаешь 5 страниц, телефон не получишь». Это, конечно, тоже способ, но есть методы и понадежнее. О них рассказала наш блогер, будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.

Чтение — один из самых проблемных школьных предметов. Уровень читательской грамотности школьников, к сожалению, снижается. Чтобы человек хорошо читал, необходимо понимание прочитанного, хорошая техника чтения и, конечно же, интерес к книге. В этой статье я предлагаю подборку интересных и нестандартных методов обучения чтению, которые могут помочь решить проблему с разных сторон на разных этапах начальной школы.

Сразу скажу: методы скорочтения я не предлагаю, так как научно и на практике многими педагогами доказано, что в младших классах скорочтение скорее вредит, чем помогает.

1. Инсерт

Анализ текста — самый сложный и основной навык, который нужно освоить в начальной школе. Методика «Инсерт» позволяет по специальному простому алгоритму, удобному для детей и педагогов, оценить свое отношение к произведению, объем своих знаний, уровень понимания текста.

Инсерт — это аббревиатура, она переводится с английского, как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления». Работает это так: ребенок читает текст и напротив каждой строчки карандашом ставит значки:

+ — я это знаю

Н — это новая информация

— — об этом я не знал

? — эту информацию надо уточнить у педагога

Это первый этап. Второй — составление таблицы, в которой ребенок тезисно фиксирует, что ему понятно, что нового он узнал, а какая информация оказалась совсем непонятной.

При работе с этим приемом, важно учитывать несколько факторов:

  • Начинайте с небольших по объёму текстов — дети должны запомнить значки и научиться ими пользоваться.
  • Тезисы поначалу можно проговаривать устно — чтобы в классе все понимали, что и какому знаку относится.
  • Обсуждать таблицы надо по колонкам: сначала — что все поняли, потом — что осталось непонятным и так далее.
  • В началке можно сделать таблицу попроще — «знаю», «интересуюсь», «узнал».
  • Таблицы можно заполнять не только индивидуально, но и попарно, и в группах.

2. Змейка для чтения

В период в детском саду или в 1-м классе дети могут не понимать смысл прочитанного. Эту трудность помогает преодолеть «Змейка для чтения» — здесь, как в домино, нужно подставить к «хвостику» необходимую по смыслу иллюстрацию. Например, на одном листочке написано: «Мальчик читает книгу», а ребенку надо выбрать картинку.

3. Воображение в природе

На что похожи облака, деревья, камни? Казалось бы, совсем простые вопросы, но они помогают развивать воображение, эмоциональный интеллект, прежде всего, литературную речь и словарный запас. Самое главное — это упражнение можно делать в любой момент, просто гуляя по парку или даже по дороге в школу.

4. «Кроссенс»

Зрительные ассоциации, логическое мышление и смысловые взаимосвязи — все это развивает метод «Кроссенс». Главная задача — по группе фотографий угадать зашифрованное произведение либо литературного героя.

5. Зрительный диктант

Смотрим на короткий текст либо предложения, читаем и несколько раз повторяем про себя. А потом пишем. Тем самым развиваем зрительную память и внимание. Самый простой диктант для ребенка в началке:

  • Тает снег.
  • Идет дождь.
  • Небо хмурое.
  • Коля заболел.
  • Запели птицы.
  • Поле опустело.

6. Речевой круг

Детям непросто даются правильные склонения слов. Речевой круг поможет научиться правильно составлять формы слов. Как это работает? Подставляем слова в различные фразы, четко произносим окончания плюс расширяем словарный запас и кругозор. Например, тема — фрукты.

Пишете по кругу фрукты, а по углам — фразы «гусеница ползет к…», «мне нравится фруктовое мороженое с…», «отрезали кусочек от…», «есть ли косточка в…». И пускай ребенок под каждую фразу подставляет: банан, яблоко, апельсин, виноград.

7. Литературный трейлер

Что мы делаем, когда выбираем кино для просмотра? Конечно же, смотри трейлер к фильму — благодаря этому у нас появляется интерес и мотивация посмотреть его. То же самое можно делать и на уроках литературного чтения: короткий захватывающий рассказ, который учитель придумал на досуге, с самыми интересными моментами произведения, которое предстоит прочитать, замотивирует детей на дальнейшую работу.

8. Литературные картинки-перевертыши

Посмотрите на эту забавную иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Перевернув картинку, можно сразу узнать, чем закончится басня, и перед чтением на основе перевертыша поразмышлять, кто главные герои и в чем заключается сюжет. Так, конечно же, интереснее читать.

9. Путаница букв

Ниже пример стихотворения с перепутанными буквами. Дети любят юмористические стихи и исправление ошибок, а такое упражнение помогает развивать фонематический слух, необходимый для грамотного чтения и письма:

Стихотворение Н. Матвеевой:

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползёт бидон,

Молоко течёт в бетон,

А на стройке есть питон.

10. Лифт слогов

На этапе дошколки и 1-го класса, когда ребята соединяют звуки в слоги, можно быстро и просто своими руками смастерить игру как на видео. Таким нудный процесс обучения чтению станет более интересным и динамичным.

11. Разные шрифты

Часто дети сталкиваются с проблемой: как только шрифт меняется, тут же становится сложнее читать, а ведь в жизни нам приходиться сталкивать с совершенно разными по оформлению текстами. Старайтесь подбирать для ребенка разные книги, с разными шрифтами, пробуйте записывать один текст, написанный по-разному. Для ребенка важно научиться различать разные буквы!

12. Собери предложения

Часто в 1-м классе можно встретить задание: «Собери предложение из слов». Оно достаточно скучное. А вот выстраивать маршрут, чтобы как паззл собирать фразу, гораздо интереснее. Например, фраза «Хищные лесные звери ищут добычу». Запишите слова в разных углах листка и попросите ребенка стрелочками указать правильный порядок.

Идеи собраны из ВК-групп:

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Tatyana Vyc / shutterstock / fotodom

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today