В психологии внутренний диалог — это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? Несколько человек из разных областей поделились, как звучат их внутренние голоса, а психолог это прокомментировал.
Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей — как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.
Как СЛУШАТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС и ПОЛУЧИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | Как использовать свою интуицию
С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности — понимать и поддерживать себя самого.
Роман
социолог, маркетолог
Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь.
Например, — что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.
В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.
Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.
Анастасия
специалист препресса
В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый — скорее, раздраженный.
Как услышать свой внутренний голос? Три вещи, важные на духовном пути.
Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.
Иван
киносценарист
То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор — это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.
Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт — это хорошо, а остальное потом.
Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.
Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное — вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла.
Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.
Ирина
переводчик
Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха.
А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается — «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо — Маша.
Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.
Кира
редактор прозы
Как научиться слушать свой внутренний голос?
Умение слушать голос высшего я – это навык и ему можно научиться. В этом нет ничего особенного. Главное не теряйте сердце и разум. Вы можете самостоятельно отточить свои умение прислушиваться к себе.
ТИШИНА
Регулярно находите несколько минут, чтобы побыть в тихой и спокойной атмосфере. Найдите тихое место в вашем доме или в другом месте, чтоб не было отвлекающих факторов, чтобы вы могли расслабиться.
УДОБНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
Важно удобно расположиться, сидя или лежа. Затем закройте глаза, спокойно подышите. Откажитесь от ваших страхов, тревог, гнева, ненависти, зависти, печали, разочарования и других негативных мыслях, которые мешают вам слышать свой внутренний голос. Даже чувства радости и счастья тоже нужно успокоить.
СЛУШАЙТЕ ВЫСШЕЕ Я
Наш внутренний голос, как Интернет. Он содержит неограниченную информацию о вас. В отличие от Интернета, где мы используем серфинг, чтоб получить то, что мы хотим, здесь мы получаем ответы от своего разума и интуиции.
Если у вас есть сложности с придумыванием темы для разговора с вашим внутренним голосом, начните диалог о сбалансированном образе жизни, семье, вере, финансах, здоровье. Подумайте, где вы находитесь сейчас, где вы хотели бы быть. Сосредоточьтесь на конкретной теме.
ОТДЕЛИТЕ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
Исследования показывают, что наш ум обрабатывает, в среднем, 30 000 мыслей в день. Они могут легко вмешиваться в наш внутренний разговор. Вот как можно отделить голос интуиции от вашего умственного бреда:
- Внутренний голос никогда не ошибается;
- Ваши мысли часто дезорганизованы, а ваш внутренний голос очень специфичен;
- Мысли, вызванные извне зачастую гипотетические, в то время как ваш внутренний голос является ориентированным на конкретные действия;
- Ваш интуитивный голос лишен страхов, в то время как мысли часто перемежаются с тревогами.
Помните, что ваш внутренний голос является вашим Высшим Я, которое не завидует, не чувствует себя ничтожно, не боится… Он направляет вас на нужный путь, главное открыться и позволить ему вести вас вперед.
ПРОДОЛЖАЙТЕ ПРОБОВАТЬ, ПОКА ВЫ НЕ УСЛЫШИТЕ ВАШ ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
Если вы когда-нибудь рыбачили, то вы знаете, что есть времена, когда вы просто не можете ничего поймать. Но это не значит, что в этом месте нет рыбы. Они просто не клюет. То же самое и с вашим высшим я. Вы можно пытался прислушиваться к нему. Но, возможно, он решит помолчать, но это не значит, что его нет.
Просто продолжайте пробовать, пока вы не услышите его громко и ясно.
- внутренний голос
- высшее я
- интуитивный голос
- интуиция
- отказ от гнева
- отказ от страхов
- отказ от тревог
- парапсихология
- прислушиваться к себе
- тишина
- удобное расположение
Источник: shuwany.com
Последователь Юнга, психоаналитик Джеймс Холлис о единственном способе услышать свой внутренний голос и отыскать своё «хочу»
- Must read
- Гении
- Психология
08.01.2021 2 944
В последнее время много разговоров о том, как важно знать себя, свои подлинные потребности. Однако, почему же так мало людей действительно пытаются встретиться с собой настоящим? Почему мы так боимся одиночества и мыслей о себе? Юнгинианский психоаналитик Джеймс Холлис рассказывает, что мешает нам услышать свой внутренний голос, и как же все-таки преодолеть это препятствие.
Американская поэтесса Мариан Мур писала, что «лучшим лекарством от одиночества является уединение». Странно звучит, но в этой фразе содержится глубокий смысл. Продвижение к себе настоящему или, как писал Юнг, к своей самости невозможно без уединения. Что он понимал под уединением? Внутреннее психическое состояние, при котором человек полностью предоставлен самому себе.
Однако в современном мире всё устроено так, чтобы это психическое состояние было нам не знакомо. Зато нам очень знакомо чувство одиночества, которое, как вы понимаете, не зависит от наличия или отсутствия людей рядом. Как пишет Холлис, современная культура представляет собой гигантское развлечение, оберегающее нас от мыслей о себе, но не спасающее от одиночества.
Нам постоянно есть на что отвлечься, мы всё время чем-то заняты. Мы бежим как долго и так быстро, что порой нам кажется, что если остановимся, то просто рухнем от усталости. Мы бежим от уединения прямо в лапы к одиночеству.