«Почему они такие бодрые и веселые в семь утра?» — если ты хоть раз задавался этим вопросом, по дороге в школу/университет/на работу слушая радио, сегодня ты узнаешь ответ! О трудностях работы радиоведущим, шансах студента на хорошую зарплату в этой сфере и подвешенном языке побеседовали с Анастасией Самсоновой, ведущей «Радио Мария».
Взрывай радиоэфиры
– Радиоведущему вообще есть чем заняться, если все переместились в интернет?
– Конечно! Обязанности ведущего зависят от радиостанции. Например, моя должность называется «Ведущий линейного эфира»: помимо того, что я как журналист готовлю несколько программ, я делаю еще много всего. Я сижу за микшерным пультом и разбираюсь во всех его кнопочках, огонечках, вывожу в эфир людей. Слежу за техникой, за микрофонами, настраиваю качественный звук.
В перерывах между прямым эфиром мы планируем сам эфир, составляем сетку (передач. – прим.автора) , плейлисты, запускаем видеотрансляции, подключаем музыку, сохраняем передачи в архив для Роскомнадзора, если им вдруг захочется послушать. Но когда я работала в других редакциях, за пультом работал звукорежиссер, а радиоведущий занимался только наполнением программы: текст, «синхроны», «лайфы» («интерактивные» вставки в программу, когда в эфире звучит запись комментария человека, который не присутствует в студии – прим. автора), немного монтажа.
10 глупых вопросов РАДИОВЕДУЩЕЙ | Катарина Пудар
– Тогда главный вопрос: нужно ли современному подростку учиться на радиожурналиста, чтобы потом работать по специальности?
– Я сама закончила факультет журналистики СПбГУ, кафедру телерадиожурналистики, да и почти все одногруппники работают на радио или связаны с ним. Но это не обязательное условие. Здорово, если человек закончил журфак и представляет себе, что такое журналистика, для чего она нужна, если он прошел огромное количество стажировок в течение учебы, но и без опыта можно найти подработку на радио, даже если ты биолог, геолог или математик. Главное – хорошо подвешенный язык и дельные мысли, умение структурировать свою речь.
– Наверняка вы давно для себя выделили положительные и отрицательные стороны этой профессии. Поделитесь?
– Во-первых, это совершенно точно не скучная работа. Иногда немного завидую тем, кто сидит в офисе, потому что им надоедает однообразие, им на отдыхе хочется каких-то ярких впечатлений. Работа радийщика настолько насыщена событиями, что, когда ты приходишь домой после тяжелого трудового дня, хочется лечь и лежать, потому что работа затягивает, забирает много сил и энергии.
Во-вторых, это творческая профессия. Как бы ни говорили, что журналист работает по лекалам, журналист – творческая личность. У нас у каждого свой подход к текстам, мы через них раскрываем людей, раскрываем себя в эфире. Да, творчество – несомненный плюс.
Минусы вытекают из плюсов: невозможно быть радийщиком с 9:00 до 18:00. Ты постоянно думаешь над новыми темами, материалами: а вот надо сказать главреду, что нам не хватает такого-то материала, нам нужно запустить такую-то передачу. Но с другой стороны, если человек искренне это любит и включен в процесс, у него много сил, то ему не надоест и это будет даже плюсом.
Как стать радиоведущим. Интервью с Дмитрием Черниковым
К тому же, любая работа в сфере медиа нестабильна: сегодня она есть, завтра ты на фрилансе, послезавтра уходишь в сферу, вообще с медиа не связанную. Да, у нас жесткая борьба за место под солнцем. Это мотивирует, заставляет развиваться. Но если хочется немножко расслабиться, в сфере радиожурналистики это невозможно.
– Какие качества нужны, чтобы стать классным радиожурналистом?
– Во-первых, приятный голос – без этого никуда. Если на ТВ могут выкрутиться люди с не самым приятным тембром, но красивые внешне, у нас это невозможно. Голос – наш основной инструмент. Не может быть маляром человек, у которого артрит рук, нельзя сыграть красивую музыку на расстроенном фортепиано. Плюс, нужно быть человеком грамотным – это, думаю, в пояснении не нуждается.
Очень важно быть «живым» человеком, энергичным. Без энергичной подачи, без постоянного заряда активности невозможно реализоваться, даже если найти узкоспециализированное СМИ и занять там свою нишу. Человеку флегматичному будет довольно-таки трудно, работа радиоведущего требует постоянной отдачи.
К тому же, мозг должен быть очень прокачанным: нужно искать, отсеивать информацию, понимать, что понравится нашей аудитории. Даже во сне ты остаешься журналистом.
– Дайте совет нашим читателям: как студенту без опыта работы пробиться в на хорошее радио да еще и с зарплатой?
– Например, прийти в редакцию, долго-долго там ходить, понравиться всем и поразить своим мастерством – тогда есть шанс стать хотя бы внештатником с минимальной оплатой. Либо неоплачиваемая стажировка.
– Допустим, наш студент устроился на радио. Что его ждет в плане карьеры?
– Радиожурналист начинает с корреспондента, делает коротенькие сюжетики, потом получает свою рубрику, потом свою передачу, потом несколько передач, дальше становится редактором и работает уже с другими журналистами. Плюс, есть не только вертикальный, но и горизонтальный рост. Можно менять тематику радиостанции – переходить с молодежных на политические, с политических на музыкальные. Карьера в этой сфере зависит только от амбиций и возможностей конкретного человека.
Виталина Фомичева
Источник: dzen.ru
6 мифов о радиоведущих
Бытует мнение, что работа на радио — это скорее что-то среднее между хобби и подработкой, а также лёгкий путь к славе и большим деньгам. Сегодня мы развенчаем мифы о работе радиоведущего (другие наши материалы о том, как живет современная радиостанция, читайте здесь: 1 и 2).
Фото Ron Kroetz CC-BY
Миф 1: Радиоведущие читают по бумажке
Считается, что, например, ведущему новостей раз в час приносят бумажку с готовым выпуском, ему остаётся только прочитать её за три-пять минут, пока идёт эфир, а потом следующий час спокойно пить кофе, сидеть в соцсетях и болтать с коллегами в курилке.
Это была бы работа-сказка, но это не так. Ведущий новостей — сам себе редактор и копирайтер.
За час (а на информационных станциях и за полчаса) он должен в безумно быстром темпе просмотреть все ленты новостей, выделить из них главное и самостоятельно собрать себе выпуск.
И само собой, это не действие «ctrl c — ctrl v». Все новости аккуратно переписываются под разговорный формат, чтобы слушатель легче их воспринимал.
Как правило, хороший и качественный новостной выпуск бывает готов за пару минут до эфира, а после «читки» всё начинается сначала. Поэтому ведущий не перестаёт работать всю свою смену.
Хотя, конечно, мэтры-новостники успевают иногда поесть или просто пару минут посидеть и отдохнуть, прежде, чем приступать к сборке следующего выпуска. Но нет, с бумажки никто не читает.
Миф 2: Радиоведущие мало работают
Ведущий утреннего шоу приходит на три часа, весело шутит в эфире, разыгрывает пару-тройку призов и счастливый уезжает домой, после чего у него целый день свободен.
Это тоже совсем не так.
Во-первых, ведущий утреннего шоу (которое, как правило, стартует в семь утра), приезжает на станцию заранее, примерно к шести, а значит встаёт он примерно в пять (а девушки, которым нужно привести себя в порядок — ещё раньше).
Когда утреннее шоу проходит, ведущий не идёт домой, он садится анализировать эфир, разбирать ошибки и промахи, а потом начинает готовиться к завтрашней программе.
Да, утреннее шоу построено не на полной импровизации, у программы всегда есть «клок» — поминутное расписание того, что будет происходить в эфире, какой гость придёт, какая группа будет играть, какой конкурс проводится и какая тема обсуждается.
Всё это кропотливо готовят ведущие шоу вместе с продюсерами и редакторами. Если повезёт, эта работа начинается сразу после окончания передачи, а если нет, то уже ближе к вечеру. Время, проведённое на станции вне эфира, как правило, не оплачивается.
То же самое касается ведущих любых программ. Помимо времени, проведённого в эфире, есть подготовка, которая занимает гораздо больше часов, чем сам эфир.
Миф 3: Радиоведущие много зарабатывают
Конечно, работа известных радиоведущих оплачивается высоко. Однако работник радио не становится «суперзвездой» автоматически, просто попадая в эфир, — работа на радио в данном случае мало отличается от других профессий.
Оплата смен, как правило, почасовая, и на начальном этапе будет приносить совсем небольшие деньги. При этом, график работы большинства радиоведущих позволяет искать подработки, и почти никто из диджеев не работает исключительно на радио.
Более того, прожить на зарплату только от радиостанции порой бывает очень трудно — даже путь «звездных» ведущих начинался с долгой работы над собой и не самой высокой зарплаты. Например, в 2008 году работа на региональной станции-ретрансляторе могла оцениваться всего в 1200 рублей в месяц.
Сейчас работа, например, новостника на столичной радиостанции оценивается в 40 000 — 60 000 рублей, в зависимости от степени загруженности и финансовых возможностей станции. Для столицы это тоже не самая высокая зарплата. Но при этом надо помнить о нестабильном графике и работе до поздней ночи, ведь многие из ведущих практически «живут» на своих станциях.
Фото Cristian Borquez CC-BY
Миф 4: Болтать в микрофон — это просто
А вот такие слова могут даже обидеть, поэтому не говорите их своим друзьям-радийщикам. Во-первых, независимо от стажа работы, прямой эфир — это всегда стресс.
Ведущий должен держать в голове не только основную мысль, но и общий план, «клок», приём звонков, время выхода спонсорской информации, укладываться в тайминг, а если он сидит за пультом (да, не всегда за это отвечает звукорежиссёр), то добавляется забота о звуке, запуске песен и т.д.
В большинстве случаев диджей — сам себе звукорежиссёр.
Помимо того, что речь ведущего должна быть безупречной (ударения, произношение, правильность фактов), есть множество нюансов: то, что нельзя говорить в эфир (речь не о нецензурной лексике, а о вещах, регулируемых законом о СМИ и другими законами — это названия брендов, разговоры об алкоголе и наркотиках, названия запрещённых в России организаций).
Помимо этого перечня в эфир не должны «просачиваться» темы, запрещённые внутренним распоряжением радиостанции (упоминания недружественных организаций или запрещённых генеральным директором слов). Теперь прибавьте к этому гостя, за речью которого тоже надо следить — в итоге получается напряжённая работа длиной в несколько часов.
Даже если человек профессионально ведёт свадьбы, корпоративы, концерты и праздники — это не значит, что его можно с легкостью «пускать в эфир». Работе в прямом эфире нужно учиться, это долгий и кропотливый процесс и тяжёлый труд.
Миф 5: На радио можно попасть только «по блату»
На радио действительно можно попасть, если у вас есть талант. Процесс очень прост — пишется резюме и записывается «демка» — тестовый выход в эфир, чтобы руководство станций могло оценить голос будущего ведущего.
Да, как правило, ротация кадров в сфере радио практически нулевая, а эфирные вакансии освобождаются очень редко, но на эти вакансии может претендовать любой человек.
Если очень хочется попасть на радио, лучший способ — это регулярно напоминать о себе, рассылая «демки» на различные станции. Конечно, в первую очередь руководство ищет человека с эфирным опытом, потому что его не нужно учить, но бывают случаи, когда на радио приходят талантливые люди «с улицы».
Если вас позвали на собеседование, велика вероятность, что вас возьмут. Скорее всего, придётся записать пробный эфир уже на аппаратуре самой радиостанции и согласиться на ту зарплату, которую предлагает руководство (см. миф 3).
Миф 6: Ведущие в эфире хулиганят
А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.
…что на радиостанциях работают люди, которых их же коллеги сравнивают с адреналиновыми наркоманами: это не работа ради денег, престижа, славы или бесплатных проходов на концерты.
Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.
Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.
Источник: habr.com
Как стать радиоведущим
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.
Количество просмотров этой статьи: 16 086.
В этой статье:
Многие утверждают, что радио уступает более современным формам видеосвязи, например телевидению, однако по всему миру до сих пор много радиослушателей. Люди слушают радио дома, в транспорте или на работе. Если вы хотите стать радиоведущим и не боитесь сильной конкуренции в сфере радиовещания, в данной статье вы найдете ряд простых советов. Используйте доступные рекомендации опытных радиожурналистов, чтобы повысить свои шансы стать радиоведущим.
Метод 1 из 2:
Ведущий местного радио
- Воспользуйтесь возможностями местного радио или радиоорганизаций. Многие радиоведущие, которые работают на радиостанциях и других более крупных передачах, начинали с небольших местных передач. К примеру, в больницах местная сеть может иметь собственное радиовещание через звукоусилители. Один из способов попасть на радиопередачу – волонтерская деятельность или работа в каком-либо местном учреждении.
- Поработайте ведущим концертов или корпоративов. Другой способ дополнить карьеру радиожурналиста – поработать ведущим на общественных мероприятиях. Это поспособствует отработке профессиональных навыков и также дополнит ваше резюме.
- Позаботьтесь о том, чтобы устранить какие-либо голосовые тики и нарушения. Пытайтесь выработать голос, привлекающий как можно более широкую аудиторию.
- Развивайте технику работы с микрофоном. Опытные ведущие советуют много работать с различными микрофонами и слушать результаты записи, чтобы понять, как эффективно использовать такой предмет. Не держите микрофон близко, иначе голос может быть заглушенным, попробуйте найти наилучшую дистанцию с микрофоном для оптимального звучания.
Пройдите образовательные программы в сфере коммуникаций. Некоторые виды таких программ могут помочь дикторам на радио и другим телеведущим получить доступ к более широкому кругу профессий и должностей в данной сфере.
Создайте демонстрационные версии для радиостанций и других потенциальных работодателей. Получив немного опыта и свыкнувшись с идеей стать радиоведущим на профессиональном уровне, вы можете создать демонстрационную версию, которую сможете показать представителям более крупных сетей вещания.
Нарабатывайте связи и деловую репутацию. Некоторые наиболее успешные ведущие, к примеру, ведущие ток-шоу, прошли долгий творческий путь, включая масштабное налаживание контактов и раскручивание своего имени. Все это предоставляет возможность улучшения навыков и репутации эффективного диктора и известного публике лица.
Примите во внимание осуществление продаж права показа передач телеканалам. Некоторые наиболее известные радиоведущие получили право показа одних и тех же передач на различных радиостанциях. Это во многом поспособствует развитию карьеры и дополнительных возможностей.
Источник: ru.wikihow.com