Нам приходится много разговаривать: с близкими, коллегами, незнакомцами. Как сделать общение более приятным и эффективным? В этом нам поможет наш собственный голос, если раскрыть все его возможности, уверен бизнес-тренер Вадим Курилов. Мы в Psychologies решили узнать, как это работает.
Редактор Psychologies.
С начала предполагалось, что мы делаем интервью. Я позвонила, чтобы договориться о встрече. Глубокий, богатый обертонами баритон в трубке производил сильное впечатление. Неожиданно Вадим Курилов предложил: «Может, вместо того чтобы рассказывать, я лучше проведу тренинг?» Для меня одной? Голос в трубке улыбнулся: «Могу для всех».
Конечно, коллеги будут рады, ведь всем нам приходится много разговаривать. Но у нас так мало времени! Однако в коротком формате тренинг идет три часа. И мы решили провести его прямо в редакции Psychologies в конце рабочего дня. «Наденьте удобную обувь, – предупредил Вадим, – потому что мы будем делать упражнения». «А в платье можно?» – уточнила я, потому что брюк не ношу и спортивные занятия недолюбливаю. «Можно, – успокоил он меня. – Мы будем делать обычные наклоны».
КАК УСЛЫШАТЬ СВОЙ ГОЛОС?! #Shorts
Обнаружить зажимы
К назначенному времени помещение редакции подверглось некоторым преобразованиям. Столы мы раздвинули, чтобы было где двигаться, а стулья поставили полукругом, образовав подобие сцены для ведущего. «Что вы хотели бы изменить в своем голосе?» – начал он. Оказалось, что многим из нас свой голос не нравится: «слишком писклявый», «какой-то носовой».
Можно это исправить? «Поменять свой голос на другой невозможно, да и не нужно, – отвечает Вадим. – Достаточно расширить его диапазон. Например, «писклявым» мы называем голос, в котором много высоких звуков. Значит, можно добавить низких». Оказывается, для каждого случая есть свои упражнения. Но сначала каждому предстоит познакомиться со своим природным голосом.
Его не придется специально ставить, как ставят оперным певцам: «Он дан каждому из нас с рождения. Но по мере взросления мы начинаем его сдерживать, приобретаем хронические зажимы и забываем о нем».
Чтобы проиллюстировать, как это происходит, Вадим предлагает маленький эксперимент. Мы встаем со своих мест и пытаемся точно выполнить указание ведущего: напрячь мышцы на правой ноге от колена вниз. «Что еще напряглось в вашем теле?» – спрашивает он. Оказывается, что никому из нас не удалось напрячь мышцы только там, где мы собирались. У кого-то сжались кулаки, кто-то почувствовал боль в пояснице. «Голосовой аппарат тоже реагирует на напряжение в теле, – комментирует ведущий. – Поэтому, когда мы напрягаем какие-то мышцы, голос звучит зажато, несвободно».
Две причины затруднений
Сдерживание эмоций и мышечный зажим – причины, которые лежат в основе всех трудностей с голосом, объясняет тренер Вадим Курилов.
«У маленького ребенка голос ненапряженный и звонкий. Он кричит во всю силу своих легких, у него нет зажимов. Потом ему говорят: тихо! замолчи! не кричи! не смейся! Есть даже шутка на эту тему: сначала мы учим ребенка ходить и говорить, а потом – сидеть и молчать. Когда дети усваивают социально обусловленные нормы поведения, они привыкают «зажимать» свои эмоции.
Как понять есть у вас голос или нет. Объясняю просто и понятно.
На психологическом уровне мы не даем выхода своим чувствам, а на физическом – возникает мышечный зажим. Дыхание становится поверхностным, а голос сдавленным. Чтобы освободить голос, надо избавиться от излишних мышечных зажимов. Это не значит, что мы будем полностью расслаблены, – ведь мы стоим или сидим, поэтому тело в тонусе, но от лишнего напряжения мы должны себя освободить. Разные люди фиксируют напряжение в разных местах.
Например, когда у нас напряжена поясница, неправильно работает диафрагма, напрягаются мышцы гортани, корень языка и нижняя челюсть и мы говорим горлом: голос тусклый, монотонный. Мы и сами быстро устаем, и слушателей утомляем. А если убрать зажимы и направить звук во все резонаторы (полости нашего организма, в которых отражаются звуковые вибрации), голос будет глубокий и сильный. И мы сможем использовать все его возможности, делать его и звонким, и тихим, и резким, и вкрадчивым в зависимости от целей, которые перед собой ставим».
У многих, например, напрягается корень языка. А где он, этот корень? Не так-то просто его почувствовать! Чтобы что-то расслабить, надо это «что-то» сначала напрячь. И мы делаем забавные упражнения: вытягиваем язык, пытаясь дотянуться сначала до носа, потом до подбородка, и складываем его пополам, зажимая между зубов. Ощущения с непривычки очень странные.
В горле становится тепло. Еще мы учимся разжимать зубы. «Мы привыкли стискивать их, потому что у нас часто есть ощущение, что мы боремся с трудностями, преодолеваем их», – поясняет Вадим Курилов. Под его руководством мы раскрываем рты, как голодные птенцы, и пытаемся расслабить нижнюю челюсть. Вадим показывает нам массажное движение, которое может помочь: нижнюю часть ладони (ту, что на пути от мизинца к запястью) левой и правой руки трем друг о друга, чтобы слегка согреть, а потом прикладываем к тому месту, где соединяются челюсти (у большинства около мочки уха) и ведем вниз, так, чтобы рот открылся.
В результате этого упражнения некоторые из нас начинают зевать. «Это прекрасно! Зевок помогает расслабить челюсть и приподнять верхнее небо». Мы узнаем множество анатомических подробностей: за зубами можно нащупать языком твердое небо, и если продолжить движение кончика языка к горлу, то за твердым будет мягкое небо.
Если оно слегка приподнято (как во время зевка), голос звучит свободней. Но все еще не так, как у нашего ведущего. Когда же наши голоса зазвучат так же? – волнуемся мы. «Да, меня часто спрашивают: а смогу ли я так, как вы? – говорит Вадим. – И каждый раз я отвечаю, что голос индивидуален. Как отпечатки пальцев, которые у каждого свои. И я тоже никогда не смогу говорить так, как вы!
Но у вас есть потенциал, о существовании которого вы, скорей всего, даже не подозреваете. Вы используете 25% своих возможностей. В лучшем случае 50%. А ведь можно – все сто».
Источник: www.psychologies.ru
Почему мы слышим свой голос не так, как другие: как узнать его реальное звучание
Все сталкивались с таким парадоксом: звучание голоса совершенно другое. Часто с этим сталкиваются певцы, ведь свой голос они слышат по-другому. Если вы возьмете диктофон и запишите несколько фраз на него, то со стороны услышите совершенно другое звучание голоса. Иногда даже трудно различить голос в записи и настоящее звучание.
В статье рассмотрено, почему мы слышим голос по-разному. Как можно услышать настоящий звук. Ваше мнение о своем голосе может быть ошибочным, поэтому не нужно критиковать себя.
Разная слышимость
Когда мы слушаем музыку, чужой голос, то звуковые волны из динамика, от другого собеседника распространяются по воздуху равномерно. Так мы будем слышать себя, как все остальные, если запишем голос на диктофон.
Если человек говорит, то он слышит собственный голос двумя способами (внешним и внутренним). Сначала мы слышим звук, воспроизводимый голосовыми связками непосредственно из наших уст. В то же время звук (звуковая волна) распространяется по нашей части головы. Отражается от костей, проходит через пазухи. Происходит резонанс внутри нашей головы.
При рассмотрении анатомии черепных костей, можно узнать, что многие кости (лобная, решетчатая) содержат пазухи, отверстия. Все это способствует вибрации внутри вашей головы. Они также участвуют в образовании самого звука, поэтому если вы слышите собеседника, то этот звук воспроизводят не только голосовые связки, но и пазухи, положение рта и губ.
Как услышать себя
Полезно услышать себя, если вы хотите послушать свое пение со стороны. Возможно, вы не раз видели, как певцы закрывают левое ухо, чтобы послушать себя со стороны. Это полезно при исполнении песни в дуэте, когда сквозь музыку и пение собеседника трудно услышать себя.
Первое впечатление часто воспроизводит на человека плохое влияние. Однако не нужно критиковать свой голос, вы просто не привыкли к такому звучанию.
Источник: fb.ru
Самодиагностика голоса
Оцените свою дикцию, дыхание, тембр и другие параметры из которых состоит голос
Впечатляет! Достигнув совершенства помните, что голос – не статуя, замершая на века, он пластичен и изменчив. Поддерживайте его в форме! В ваших руках большая сила. Вспомните ответ на первый вопрос чек-листа.
Держите в фокусе свою цель – вам открыт путь к новым стилям и новому звучанию!
Вероятно, вы уже хорошо поёте. Время подумать чего вы хотите достигнуть, овладев своим голосом. Есть ли у вас цель? Она вас вдохновляет? В ходе самодиагностики вы могли обратить внимание на те составляющие голосового развития, которые стоит подтянуть. Сделайте акцент на них при следующих тренировках. Поддерживайте свой голос в тонусе.
Помните про основы постановки голоса: дыхание, артикуляция, дикция и резонанс.
На встречу новым горизонтам!
Самое время составить программу занятий, которая учитывает особенности вашего звучания. Выстраивайте программу от одной задачи к другой. На одном занятии сделайте акцент на дыхании, на другом на дикции или других параметрах, которые у вас наименее развиты. Развивайте слух – это ключ к пониманию себя и дальнейшему развитию. Подмечайте достижения и двигайтесь вперёд!
Мы на вашей стороне!
На этом этапе желательно найти педагога, который поможет составить вам подходящую программу с учётом ваших особенностей. Если вы любите звучать, важно найти свой подход. Не у каждого сразу получается овладеть своим голосом. Способности проявляются во время развития голосового аппарата.
Начните с самых простых упражнений-распевок на «мычание» и «качание на звуке», прислушивайтесь к окружающему миру, делайте маленькие шаги. Постепенно координация между слухом и голосом начнет налаживаться! Мы в вас верим!
Источник: golosfitness.com