Как в древней Руси лишали девушек невинности

Как и в странах Западной Европы, «право первой ночи» существовало на Руси с древних времен. Феодалы пользовались привилегией лишать невинности дочерей своих холопов и крепостных крестьян по своему усмотрению. Впрочем, у многих новобрачных была возможность избежать этой «процедуры», достаточно было лишь заплатить своеобразный налог, который назывался «выводная куница».

«Выводная куница»

Вообще, древний обычай, связанный с «правом первой ночи» беспокоил еще легендарную княгиню Ольгу. Об этом говорится в статье доктора экономических наук Татьяны Семенковой «Роль Великого княжения Владимира (980-1015 годы) в становлении династии Рюриковичей», которая опубликована в сборнике «Актуальные вопросы современной науки» (Новосибирск, 2014 г.). Исследовательница описала различные налоги и сборы, которые ввела в подконтрольных землях бабушка князя Владимира I Святославича.

«Были приняты меры и для «умягчения нравов», такие как отмена «права первой ночи». Она ввела выкуп – так называемый «кузничный сбор», который жених вносил князю, за право не отдавать невесту своему хозяину в первую брачную ночь», – так охарактеризовала Т. Г. Семенкова реформы, инициированные княгиней Ольгой.

Девушки на руси — что уже разрешалось делать 13-летним девушкам и какие традиции перешли в наши дни

Очевидно, в древние летописи, на которые ссылается доктор экономических наук, вкралась небольшая ошибка, и речь идет не о кузничном (при чем здесь кузнец?), а о куничном сборе. Не случайно на Руси жениха часто сравнивали с соболем, а невесту – с куницей. Мехом этих животных застилали ложе молодых во время свадебных торжеств. Вот и налог, который крестьяне платили помещику, чтобы избежать известной «процедуры», аллегорически назывался «выводная куница».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в Санкт-Петербурге в 1890-1907 годах, дает такое определение данному сбору: «пошлина, которая платилась при заключении брака и шла в пользу светских властей…». Обычно «выводную куницу» платили княжескому наместнику, а позднее – помещику. Причем, размер налога часто зависел от того, в каком селении живет жених.

Если он принадлежал другому барину, то размер выводной куницы заметно возрастал. В этом случае помещик выдавал отцу или дяде крепостной невесты особый документ, дающий девушке право выйти замуж за крестьянина, принадлежащего другому дворянину. Имеется в виду так называемое выводное письмо.

Примечательно, что императрица Екатерина II своим Манифестом о свободе предпринимательства от 17 марта 1775 года отменила взимание выводной куницы за женщин, относящихся к сословию государственных крестьян. Но помещики продолжали пользоваться своим правом на получение денег за каждую невесту (а то и «правом первой ночи») вплоть до отмены крепостного права, случившейся в 1861 году.

Кстати, свою пошлину с новобрачных получала и православная церковь. Помимо выводной куницы родственники девушки, выходящей замуж, платили еще и «новоженный убрус» – налог, собираемый священнослужителями.

Произвол помещиков

В XVII веке, когда в России начался процесс полного закабаления крестьян, «выводная куница» стала одним из государственных инструментов, позволяющих контролировать перемещение женской части населения. Если девушка выходила замуж в соседний уезд или волость, то это фиксировалось в документах. 19 статья XI главы Соборного Уложения 1649 года обязала помещиков выдавать крестьянкам отпускные грамоты (выводные письма), в которых указывался размер «выводной куницы».

«Гиена»: как девочек в Малави лишают невинности, а женщины проходят обряд очищения!

Вообще, светские и церковные власти, к их чести, не одобряли помещиков, пользующихся «правом первой ночи», но реально ничего не предпринимали. Часто богатые дворяне творили со своими крепостными девушками и женщинами все, что хотели. А зависимые от пожертвований барина церковные приходы просто закрывали глаза на происходящее. Светским властям тоже не было никакого дела до страданий каких-то девок и их женихов.

Вся русская литература XVIII-XIX веков буквально пронизана историями о произволе помещиков, которые зачастую были основаны на реальных событиях. Порой мужчин, вступавшихся за своих дочерей, невест или жен, ожидала жестокая расправа. Помещик мог приказать запороть несчастного до смерти или отправить в солдаты на 25 лет.

Известный писатель Шапи Казиев в своей книге «Повседневная жизнь восточного гарема» (Москва 2006 г.) отметил бесправное положение русских женщин во времена крепостничества.

«Де-юре гаремов на Руси не было, но де-факто в них состояла значительная часть женского населения. Безграничная власть позволяла хозяевам делать со своими крестьянами все, что им заблагорассудится. Феодальное право первой ночи существовало не только в Европе, но и цвело пышным цветом на необъятных российских просторах. Сенные девушки и прочие крестьянки и заикаться не смели о каких-либо правах, покорно исполняя прихоти господ», – написал Ш.М. Казиев.

Впрочем, среди русских помещиков встречались и порядочные люди, не желавшие растлевать невинных девушек. А некоторые дворяне были просто не способны регулярно совершать подобные «процедуры». Они предпочитали «взять деньгами». То есть, получить с крестьян «выводную куницу».

Размер налога

Многие разрешения на брак или выводные письма, выданные помещиками крестьянским девушкам, не сохранились. Но в церковных архивах исследователи находят интересные документы, способные пролить свет на размер «выводной куницы». Доктор исторических наук Марина Черкасова посвятила данной теме статью «»Выводная куница» и «отпускные выводные» памяти на замужество в XVI-XVII вв.», которая опубликована в сборнике научных трудов «Образы аграрной России IX-XVIII вв.» (Москва, 2013 г.).

Читайте также:  Как понять что парень влюбился по переписке

Исследовательница обратила внимание на частые упоминания о различных денежных и натуральных дарах, которые представители феодала получали на крестьянских свадьбах. Например, в документах Воскресенского Иверского монастыря, датированных XVII в., упоминается пошлина «за стол прикащичий», она равнялась стоимости следующих продуктов: калач, хлеб, окорок мясной и ведро хмельного напитка. А несколькими веками ранее княжеский тиун, посетивший крестьянскую свадьбу, получал, например, запеченного гуся и блюдо с пирогами.

Впрочем, сбором выводной куницы тоже занимались представители феодала, ведь сам хозяин обычно не утруждал себя административно-хозяйственными делами. Так, соловецкий игумен Филипп Колычев в 1548 году записал, что приказчик брал с каждого брака между местными крестьянами один алтын, а размер выводной куницы, если девушка выходила замуж за пределы владений, составлял целых два алтына.

«В одной крестьянской росписи свадебных издержек за 1698 г. были учтены: рубль «вывода», венечная гривна и расходы на стол…», – сообщила М.С. Черкасова.

То есть, помещик получил с родителей девушки, не желавших реализации «права первой ночи», один рубль, священнику за венчание молодых была выплачена одна гривна, оставшиеся сбережения семьи пошли на покупку продуктов для свадебного угощения. Сложно не заметить, что размер выводной куницы доминировал в структуре расходов. И родители покорно платили барину, лишь бы не отдавать ему свою дочь на утеху.

Они же не заплатили

Русские крестьяне делились не только на помещичьих и государственных, некоторые из них принадлежали монастырям, обрабатывая земли местных епархий. Так, в 1655 г. архимандрит Серапион и келарь Селивестр из Спасо-Прилуцкого монастыря судили двух своих крестьян, проживавших в местечке с живописным названием Лоптуновский ключ (под Вологдой). Эти мужчины взяли в жены двух девушек, принадлежавших боярину Петру Лазареву и его пожилой матушке – старице Улите. При этом выводная куница за крепостных крестьянок выплачена не была.

Возмущенный боярин П.Д. Лазарев обратился к монастырским властям с требованием наказать виновных и возвратить ему крестьянок, де-юре считавшихся беглыми. В ходе разбирательства выяснилось, что монастырь из своей казны выдал женихам 12 рублей 8 алтын и 2 деньги, чтобы они заплатили боярину причитающиеся деньги за двух невест. Но обвиняемые эти средства просто присвоили.

В итоге, мужьям пришлось, все же, раскошелиться, а некий Офонька Иванов, являвшийся сватом на обеих свадьбах, был оштрафован монастырскими властями на целых три рубля, поскольку должен был уследить за выплатой выводных денег, но отнесся к своим обязанностям халатно.

Замуж выходила вдова

Обычно выводную куницу помещику выплачивали родители или другие родственники невесты, хотя барин мог потребовать деньги и с жениха, как это показано выше. Если у девушки не было отца, дяди, опекуна или совершеннолетнего брата, то челобитную с просьбой разрешить дочери выйти замуж могла подать мать или другая родственница.

Иногда вдовы сами выплачивали выводную куницу за разрешение вступить в новый брачный союз, лично получая отпускное письмо у помещика. В этих случаях женщина выступала как субъект права, а не как его объект.

Кстати, за женщину, выходящую замуж за крепостного, мог заплатить его барин, поскольку после свадьбы помещик фактически приобретал еще одну пару рабочих рук.

Например, 24 января 1653 года руководству Спасо-Прилуцкого монастыря подала челобитную некая крестьянка, ранее вышедшая замуж за местного мужчину. Причем, при заключении брака монастырь заплатил помещику за нее 6 рублей 4 алтына и 1 деньгу. Затем эта женщина овдовела и снова собралась замуж – на этот раз за крестьянина, принадлежащего соседнему барину. И тот внес за нее в монастырскую казну всего 2 рубля. То есть, заключая второй брак, женщина стала как бы дешевле, более чем в три раза.

Интересно, что с мужчины, пожелавшего жениться во второй или третий раз, светские и церковные власти требовали больше денег на «новоженный убрус» и «выводную куницу», чем с брачующегося юноши.

Источник: dzen.ru

Блудливая Россия

Сексуальные традиции были у любого народа, в том числе и у русского. Принято считать, что в древней Руси к сексу относились исключительно как к средству зачатия ребенка и никаких плотских утех тогда не было, более того — все невесты были девственницами и хранили невинность для мужа. Но совершенно обратное доказывают многочисленные статьи и книги на тему сексуальной культуры древних славян или секса на Руси.

На самом деле к сексу славяне относились более чем положительно. У них встречалось и двоеженство и даже многоженство.

О последнем упоминается в летописи «Повесть временных лет»: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу… и браков у них не бывало, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти игрища, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними… имели же по две и по три жены». Византийский историк Прокопий Кесарийский в своих трудах рассказывает, что у славян могло быть от двух до четырех жен. При этом ни в одном из племен жены в рабском подчинении мужей не были. У Владимира Святославовича, крестившего Русь, их было двенадцать, вдобавок еще 700-800 наложниц. Правда, такую роскошь могли себе позволить только особо знатные и состоятельные русичи.

Читайте также:  Как правильно страдать от несчастной любви

Без сексуального подтекста не мыслились многие обряды, традиции, торжества и праздники. Например, в книге «Сексуальная культура в России. Клубничка на березке» можно вычитать такое: для вызывания дождя женщины показывали гениталии небу; для того чтобы был хороший урожай – имели интимную связь на поле или катались по засеянному полю парами; когда сеяли лен — в поле работали без штанов.

Блудить — значит мужа искать.

В первые десятилетия правления династии Романовых, были уничтожены по ряду политических причин, бесценные свитки и летописи древнейших времен. Вот и приходится многое из истории и традиций славянских народов восстанавливать по «косвенным уликам» — свидетельствам чужестранцев.

В древности восточные славяне селились по берегам рек. «Водный» секс удивил Маврикия Стратега, византийского историка VI века: занятия любовью часто происходили в воде — на озерной или речной отмели, на плаву среди широкой реки. Молодежь еще до замужества и женитьбы развлекалась групповым сексом во время праздников — о девственности никто не думал. Трудно себе вообразить, что творилось во время праздника в честь бога семьи и брака Лада (он позднее стал днем Ивана Купала), если в XVII веке православные монахи писали: «Тут, на пристойном празднике Ивана Купала, же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же».
Понятие блудницы возникло примерно в VII веке и означало лишь то, что девушка ищет мужа (блуждает).
В конце VIII века, когда волхвов подрядили на трудную роль дефлораторов — в «девичьей бане» за день до замужества они лишали девственности тех невест, которые по каким-то причинам не лишились ее ранее, — понятие «блудница» изменилось. Им стали называть всех дам, лишившихся девственности.

С XII по XVII век блудницами считали незамужних девиц, вступавших в интимную связь, и вдов, принимавших у себя мужчин. Лишь в XVIII веке, благодаря титаническим усилиям церкви, слово блудница стало ругательным. Но не оскорбительным, чего очень бы хотела церковь. Степень греховности была разная: блуд — это связь с незамужней женщиной, прелюбодейство — с замужней. Проституток называли срамными девками.

У древних славян отсутствовали скотоложство и гомосексуализм, мужчины считали зазорным выносить свои любовные победы на всеобщее обсуждение.
Обуздание безнравственности
Основателем борьбы «за моральные устои» на Руси следует, вероятно, считать. княгиню Ольгу. В 953 году она издала первый известный нам указ на сексуально-свадебную тему — о денежной или вещевой компенсации за бездевственность.

Однако волхвам запретил заниматься дефлорацией лишь князь Святослав в 967 году, провозгласив, что отныне лишение девственности — прямая обязанность мужа и его достоинство. Святослав попытался запретить и танцы «в непотребное время», то есть в дни, когда всерусских праздников не отмечалось. Дело в том, что танцы у многих народов мира, в том числе и у славян, считались забавой эротической — во время прыжков и подскоков оголялись интимные места, в обычное время прикрытые юбкой, хламидой (накидкой) или кофтой. Но это было явным перебором сексуальных реформаторов — народ начал бунтовать. Пришлось указ отменить.

Главную же лепту в обуздание страстей на Руси внесла православная церковь, начавшая реально утверждаться на Руси в XII веке. Как класс, были ликвидированы волхвы. Акушерок-знахарок объявили «бабами богомерзкими», подлежащими полному изничтожению. Даже защита от зачатия путем приема трав считалась «убивством тяжким».

Секс даже между супругами стали считать греховным, исключение составляло только соитие ради зачатия. Церковь запрещала женщинам «возводить брови и краситися, дабы не прельстити человекы во погыбель сласти телесныя». Многочисленные посты и постные дни (среда и пятница) оставляли супругам зазор лишь в 50 сексуальных дней в году. Причем в каждый из тех дней, хотя бы и свадебный (!) — не более одного акта. Тех, кто совершал половые акты в воде, объявляли колдунами и ведьмами. «Доброй женой» считалась супруга, испытывающая отвращение к половой жизни.

Что же до церковных запретов на сексуальные радости, то уже к XVIII веку бытовала поговорка: грех — когда ноги вверх, а опустил — Господь простил. Примечательна, в частности, и реакция народа на «роль груди на Руси». Церковь во все времена высмеивала большую женскую грудь, вплоть до того, что блудниц на иконах писали «с лицами страшными и сиськами огромными». Люди же на подобное реагировали по-другому — старались брать в жены девок дородных, с пышной грудью. Да и девицы применяли массу ухищрений, чтобы сделать грудь побольше.

Теща зятю не мать.

Читайте также:  Как подписать открытку на день рождения крестной

Где-то в XVI веке следует искать и истоки странных отношений между зятем и тещей. В ту пору отцы стремились выдать дочерей замуж как можно раньше, девственницами, в 12-13 лет. Сердобольные же мамаши, дабы обезопасить своих девочек от фатальных исходов, в первую же брачную ночь сами ложились под зятьев.

И затем, продолжая бережно охранять здоровье юных дочек, года 2-3 делили ложе и с мужем, и с зятем. Подобные отношения до такой степени превратились в норму, что церковь пошла на попятную! Если за обычное прелюбодейство могли дать до 10 лет каторги обоим, за блуд, как правило, карали 10-15 годами ежедневных покаяний в церкви, то за прелюбодейство между зятем и тещей самым суровым наказанием было 5 лет епитимии — ежедневных покаяний в церкви (то есть человек приходил из дома в храм, вставал на колени и часа два бил поклоны, прося прощения у Господа).

В конце XIX века этнограф Николай Гальковский первым в России опубликовал работу, посвященную блуду на Руси. По его мнению, «сексуального пика» наша страна достигла в XVI веке — «простой народ погряз в разврате, а вельможи изощрялись в противоестественных формах этого греха при попустительстве, а то и двойственной позиции церкви». Сексом занимались не только в кабаках, но порой и на улице. Главными же борделями стали бани, общие в то время для мужчин и женщин. Свадьбы имели обыкновение отмечать два-три дня, причем уже во второй день невозможно было найти ни одного трезвого и совсем немногие гости к этому времени не имели половых связей с тремя-четырьмя представителями противоположного пола.

Еще круче кутили богачи. Их свадьбы длились неделю. И тон, как правило, задавали опричники — главные виновники проникновения на Русь содомского греха (гомосексуализм). Число извращенцев росло и в монастырях. Дело дошло до того, что замечен был в скотоложстве глава русской церкви митрополит Зосима (еще в XV веке).
Начало решительной борьбе с грехопадением положила, как водится, дама. Известно, что Екатерина Великая издала указ о начале возведения первых поселений на Аляске в 1784 году. Но мало кто знает, что в том же году она запретила использование общих бань, повелев строить мыльни раздельные — для мужчин и женщин. Впрочем, с того же времени можно вести отсчет и «основанию» при банях кабинетов и апартаментов для любовных утех, процветающих вплоть до наших дней.

Источник: proza.ru

До свадьбы ни-ни? 8 пикантных подробностей о сексуальной жизни на Руси

Пока все массово ринулись практиковать тантрический секс, перенимать раскрепощенность у Запада и изучать Камасутру, в надежде разнообразить свою личную жизнь, мы решили обратить свой взор на наши просторы и выяснить, а как с этим делом обстояло на Руси? Были ли у нас свои сексуальные традиции или любое проявление чувств и активностей сурово наказывалось? Подробности в материале Passion.ru.

Комментарии
Фото: vostock-photo

Несмотря на заверения некоторых моралистов, что «на Руси секса не было», существуют исторические факты, доказывающие, что с любовной жизнью у наших предков было все очень даже хорошо. Другое дело, что в силу традиций и обстоятельств, эта самая жизнь имела свои особенности, о которых мы и расскажем далее.

Нетронутый товар

Примечательно, что до определенного момента отношение к девичьей невинности было весьма простое – юноша и девушка во время празднований могли предаваться любовной связи, вне зависимости от того, станут ли они потом мужем и женой, или нет. У наших предков сексуальность вплоть до XII века ассоциировалась с весельем, плодородностью и так далее, поэтому они не видели ничего плохого в любовных похождениях.

Мужчины спокойно относились к тому, что их невесты до свадьбы предавались страсти с другими. Более того, если девушка выходила замуж «нетронутой», то жениха это могло насторожить – раз даму никто до него не любил, то, скорее всего, она ничего не стоит. Новоиспеченную жену могли даже выгнать за такое «оскорбление», поэтому девушки и позволяли себе вольности до свадьбы. Но затем все изменилось, и отцы старались выдать замуж дочерей как можно раньше, пока еще они оставались невинны. С подачи все той же церкви невинность начала цениться будущими мужьями и означать, что женщина «сберегла себя» для своего единственного.

«Блудница» — не оскорбление

Само понятие блудницы возникло в VII веке и означало лишь то, что девушка ищет себе мужа. В конце VIII века волхвам даже приходилось брать на себя ответственность – накануне замужества лишать девственности тех дам, которые по каким-либо причинам не сделали это самостоятельно. Обычно данное действо происходило в бане, что еще больше усиливало ассоциацию с публичными домами. С XII по XVII к блудницам стали причислять незамужних женщин, имевших сексуальную связь до свадьбы, и вдов, принимавших у себя мужчин, а к XVIII веку церковнослужителям удалось добиться того, что это слово стало ругательным и означало девиц легкого поведения, падких на мужскую ласку.

Источник: www.passion.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today