Как в осетии относятся к русским

Мы с моим супругом продолжаем свой нелёгкий тур на велосипедах, и именно сегодня едем в гости в Северную Осетию . Кавказ уже давно нами ощущается, где бы мы не остановились, люди доброжелательные, машут, сигналят, они удивляются при виде вело-путешественников.

Уже после обеда нам удалось пересечь границу с Северной Осетией.

Дорога от границы просто оболденная — просторная и широкая, одно удовольствие ехать по ней на велосипедах. Обед давно прошёл, а мы так и не успели с мужем покушать. В планах нужно заехать в какой-нибудь магазинчик, типа «Магнита» или «Пятерочки», прикупить что-то из еды. Но пока нам встречаются лишь придорожные магазины, которые мы все время стараемся проезжать, так как цены в них чуть завышенные.

И вот на пути село Эльхотово . Карта показывает, что в нем есть супермаркет « Магнит », что совсем кстати, именно туда мы и заедем. До супермаркета еще 3 километра после поворота с федеральной трассы, через все село, заодно посмотрим как здесь люди живут.

В Осетию на машине. Отношение к Русским, стоит ли ехать?

Кирпичные, аккуратные домишки с ухоженными клумбами и своими лавочками. У некоторых даже со столиками. Так, возьмём на заметку, может быть присядем здесь на обед, а пока в супермаркет.

Разумеется мы не остались незамеченными: местные глазеют, люди за рулём сигналят, а собаки лают.

Цены в этот «далеком Магните» практически такие же, что и в Пятигорске (откуда мы сейчас едем), только фрукты мне показались дороговатыми, поэтому не буду сегодня их брать.

Купила ряженку за 26 рублей, конфеток для счастья по 230 рубля за килограмм, несколько глазированных сырков по 8 рублей, и напиток из груши (на вкус точно компот из сухофруктов) за 25 рублей.

У меня в рюкзачке ещё греча с луком и морковкой имеется, залитые кипятком ещё с утра. Неплохо, тем более мы очень голодные.

Как и предполагалось, заняли небольшую лавочку у магазинчика черепицы. Быстро запихали в себя гречку, и перешли к сладостям; тут выходит осетинка, лет 40 и выносит нам грецкие орехи. Она кротко с акцентом поинтересовалась откуда мы такие нарисовались в её родном селе. Разговор сближает людей — это давно известно. Позже Она ушла, и ещё спустя время вынесла нам целый тазик с виноградом.

«Я его помыла, забирайте весь, и оставьте эту чашку здесь, я потом ее заберу» — проговорила милая женщина и опять ушла.

Мы ещё больше обалдели от происходящего. Вот ни того ни с сего человек решил угостить незнакомцев, пусть мы очень выделяемся внешним видом, кушаем гречку посреди улицы.

Мы поблагодарили осетинку ещё раз. Закидали в себя все, что влезло, оставили что-то на ужин, который сегодня пройдёт в палатке на трассе.

На улице конкретно подоходного, и вместо +27 стало +12. Да даже уже обедать было некомфортно.

Собрали свои пустые контейнеры, мы почти готовы ехать дальше, только я все же решила зайти и отдать посудину лично; ещё раз поблагодарить её, и попрощалась. Эта добродушная женщина напоследок предложила нам помыть руки горячей водой, что тоже оказалось кстати, как раз немного согреются эти ледышки.

Спасибо вам, добрые люди, за душевную теплоту и вот такую приятную заботу, в дороге она очень необходима для поднятия настроения.

На прощание женщина посоветовала нам разжечь костёр, на что мы ответили, что разжигать костры в России нам не позволяет закон. На что она не растерялась и ответила: «Это не Россия, это Кавказ, и здесь все живут по местным законам. Так что смело разжигайте!»

Вот такие они добрые и душевные осетины. Хорошо, что все ещё впереди, так не хочется уезжать отсюда. Ну а мы поедем уже ставить свою палатку.

Предлагаю посмотреть наше с мужем видео из путешествия на велосипедах вокруг Чёрного моря. Всем удачи дорогие друзья.

Источник: dzen.ru

Как осетины относятся к русским и к России?

Среди всех кавказских народов осетин можно в этом плане особо выделить. Осетины раньше всех добровольно присоединились к Российской Империи, в отличие от других соседей, оказывавших сопротивление царской армии почти весь XIX-й век.

Читайте также:  Как сделать мужскую прическу в домашних условиях

Особо хорошее отношение к русским можно отметить со стороны южных осетин, отлично помнящих кто пришел им на помощь в трудную минуту летом 2008-го года и благодаря кому они вообще существуют как республика и как народ. Русских южные осетины-кударцы часто называют æфсымæртæ — братьями.

Не случайной осетины во главе со своим командиром Олегом Мамиевым оказались одним из первых кавказских народов, что отправился воевать за русских на Донбасс. Участие в ополчении принял даже известный осетинский актер Сослан Фидаров (лучше всего известен по роли Пиночета в 9-й роте).

Сама Северная Осетия как христианский клин находится среди исламских регионов Кавказа. Ее спокойное существование — также прямой результат поддержки Российского государства, о чем осетины отлично помнят. Даже осетины-мусульмане. Ведь в случае ухода России с Кавказа тут немедленно разгорится яростная война всех против всех, в центре которой окажется географический центр Кавказа — т.е Северная и Южная Осетии.

Русское (казачье) население впервые появляется на территории Северной Осетии уже в XVI веке. В XIX веке современная столица республики Владикавказ являлась центром Терского казачьего войска.

Среди современных осетин один из самых высоких процентов лучшего знания русского языка на Кавказе. Дело доходит до того, что как раз осетинский язык сами осетины могут не знать, заменяя его даже в быту русской речью.

Хотя, что греха таить, русское население Северной Осетии тоже постепенно сокращается. Причины тут и весьма низкая рождаемость среди славян, в том числе терских казаков. И непростая экономическая ситуация в республике, вынуждающая ее население, независимо от национальной принадлежности, отправляться искать заработки в Москве и других городах России.

Но в любом случае, русские сегодня составляют свыше 150 тысяч жителей от общего 700-тысячного населения Северной Осетии. Это одна из самых больших цифр на всем Северном Кавказе. Особенно много русских можно встретить во Владикавказе, а также на севере региона, в Моздоке.

Источник: www.livekavkaz.ru

Русские в Северной Осетии

«Отгадайте загадку: в 1959 году в одной маленькой, но очень гордой республике между Ингушетией и Кабардино-Балкарией их было 40%, в 1970-м — 32%, в 1989-м — 30%, в 2002-м — 23%, в 2010-м — только 20%, сейчас — ещё меньше. Отгадали? Правильно, это динамика снижения русского населения в Северной Осетии по официальным данным переписей, которое продолжается и сегодня.

Республика не стала исключением среди других северокавказских субъектов Российской Федерации — славяне бегут оттуда сломя голову. Русских выдавливают из Осетии при полном одобрении местных властей. Почему так происходит?

Казалось бы, большинство осетин причисляют себя как бы к православным — а русским братушкам, вечным защитникам от грузин и ингушей, только машут на прощание. Иван сделал своё дело — Иван должен уйти? Попытаемся разобраться.

Историческое право

Как и в других республиках Северного Кавказа, русские живут в Северной Осетии очень давно. Терские казаки появились здесь аж в XVI веке, почти 500 лет назад. Первоначально основу местного казачества составили волжские казаки, переселенные южнее к Тереку, потом к ним добавились мигранты из Малороссии, как запорожцы, так и крестьяне, донцы, беглые крепостные из Центральной России и с Севера, вошедшие со временем в казачье сословие, а также солдаты, религиозные сектанты — молокане, духоборы и прочие.

Российская Империя, в отличие от современной РФ, долгие годы вела активную политику заселения окраин русскими, в том числе и на Северном Кавказе — считалось, что таким образом страна будет защищена от кавказского сепаратизма при дестабилизации. Так были основаны многие станицы по терскому берегу современной РСО-Алании, которые выполняли военно-охранную функцию и стали впоследствии городами — например, современная столица субъекта, Владикавказ. Россия использовала осетин и в качестве своих союзников для покорения мусульман Кавказа, усиления своего влияния в регионе.

К началу XX века этнический состав Северной Осетии был разнообразным. Русские составляли примерно 33% населения и большинство городских жителей. Среди населения Владикавказа и Моздока в 1900 году большинство составляли именно русские, их количество год от года увеличивалось.

Читайте также:  Какая икра лучше форель или лосось

В то же время осетины начали массово мигрировать с гор на равнины — как раз из-за этой миграции ещё до революции и гражданской войны в регионе накопился серьёзный конфликтный потенциал. Горцам не нравилось, что большинство лучших земель принадлежит казакам, русским не нравилось, что горцы переселяются на равнины и качают права. Хотя осетинам русская колонизация позволила вернуться на предгорные территории, контролируемые ранее кабардинцами, они не демонстрировали особенной благодарности. А потом аборигенам подфартило ещё больше — власть в стране перешла к коммунистам.

По ту сторону дружбы народов

После прихода к власти большевики сразу же начинают выселение казаков. Серго Орджоникидзе, революционер и известный друг рабочих, писал об этом так:

«После изгнания белогвардейцев сразу же было намечено выселить 18 казачьих станиц (60 тысяч человек), земли которых клином врезались в горские угодья. Предполагалось таким образом ликвидировать земельный голод горской бедноты и чересполосицу».

На место казаков заселялись осетины. Затем коммунисты принялись за свою печально известную политику коренизации, в том числе наводнили школы и местную администрацию кавказцами. Подобная практика была призвана создать новую культурную и политическую элиту из числа кавказских народов вместо русских. Так, советские власти разработали «Положение о Горском педагогическом институте», утвержденное Наркомпросом РСФСР 4 апреля 1927 года. По нему приоритетом деятельности этих ВУЗов становилась подготовка кадров научных работников и учителей из числа детей гор.

Интересно, что полученная от большевиков государственность в виде АССР, получившей многие казачьи территории, рассматривается сегодня некоторыми осетинскими учеными как дискриминация. Русские, дескать, не строили городов и фабрик, не прививали цивилизацию спустившемуся с гор населению, не отдавали свою исконную землю, а нагло уничтожали осетинское самосознание и великую осетинскую культуру. Местные СМИ на эту тему обычно сообщают, что коммунисты уничтожали осетинский язык, русифицировали местных жителей. На бытовом уровне население связывает всё это не с большевиками, а с этническими русскими, которые должны теперь каяться и платить. Отсюда и русофобия, как вполне официальная, так и бытовая, особенно среди подростков и молодёжи.

Трагическим периодом в жизни русского населения Северной Осетии советского периода стал осетино-ингушский конфликт. Он тлел весь XX век, а может быть и раньше. Историки двух народов уже очень долго не могут решить, кто именно является потомками древних алан, не говоря уже о более мелких спорных моментах.

Противоречия особенно обострились после депортации ингушей в Среднюю Азию — освободившуюся землю передали осетинам. В Пригородном районе Северо-Осетинской АССР потом были погромы, устроенные вернувшимися ингушами, под горячую руку попали и русские. Обстановка обострилась в 70-е годы, и в 1981-м дело дошло до реальных беспорядков на национальной почве в городе Оржоникидзе (тогда так назывался Владикавказ). Ну а в 90-е два горских народа, избавленных от коммунистической опеки, перешли к прямым вооружённым столкновениям. После этого многие славяне начали уезжать из неспокойного региона.

Ещё один момент, который раздражал осетин в советское время — секретарей республиканских комитетов КПСС и других высокопоставленных лиц назначали из Москвы, и часто из числа славян. Этот факт давал некоторым осетинским национал-радикалам коммунистического периода повод обвинять Москву в дискриминации. В 1982–1988 гг. первым секретарём Северо-Осетинского комитета был Е. В. Одинцов. Хотя никакой особенной прорусской политики он не вёл, СМИ Северной Осетии и сегодня называют эту эпоху «мрачным периодом одинцовщины».

Она развалилась

В отличие от других республик Северного Кавказа, в перестройку в Осетии не сложилось мощного движения за независимость, хотя некоторые представители национальной элиты и озвучивали подобные идеи. Национальное возрождение осетин не было таким агрессивным, как в соседней Ингушетии и тем более в Чечне. Это лояльное отношение к России со стороны осетин исследователи объясняют трудными межнациональными отношениями в регионе. Если вдруг, не дай бог, получится так, что российские власти не будут контролировать этнические противоречия на Кавказе, то между здешними народами начнётся непрекращающийся конфликт всех против всех а-ля Афганистан, и осетинам придётся весьма тяжело. Надо ли говорить, что русским в самой Осетии этот факт нисколько не помогает — на бытовом уровне они стоят на более низком уровне, чем кавказцы различного происхождения.

Читайте также:  Сколько чаевых оставлять парикмахеру

В 90-е осетины начали активно предъявлять претензии Москве, что особенно было заметно в СМИ. Например, на страницах молодежной газеты Северной Осетии «Иры ныфс» («Надежда Осетии») появлялись такие тексты:

«Мы просто заставим федеральный центр считаться с нами. Скоро в России состоятся президентские выборы и новому президенту, независимо от того, кто им станет, полезно будет узнать, что у русского народа нет и не будет никаких затюканных „младших братьев“, которым можно спустить из белокаменной все, что угодно, не заботясь об их чувствах».

Когда начался конфликт в Южной Осетии, то многие осетины оттуда устремились на север, и славян в процентном отношении стало ещё меньше. Плюс, как и в других субъектах СКФО, к списку проблем прибавилась низкая рождаемость, бездумные браки русских женщин с кавказскими мужчинами и отвратительная экономическая ситуация — из-за закрытия многих производств невозможно было найти работу.

На современном этапе

Как и в соседних регионах СКФО, сегодня в Северной Осетии русских целенаправленно вытесняют с ключевых постов в органах власти и управления (оставляя двух-трёх для вида). Русских практически нет и среди более или менее крупных бизнесменов. В парламенте РСО-Алания абсолютно преобладают депутаты осетинской национальности.

Русских раздражает клановая структура общества, где им нет места. К слову, один собеседник автора этих строк, переехавший из станицы Архонской в начале 2000-х, рассказывал, что его отец занимался там неплохим и прибыльным бизнесом, но ему постоянно вставляли палки в колёса представители власти — мешали делать дела формулировкой «вот если бы ты был осетином, тогда бы было другое дело…». В итоге эта многодетная русская семья собралась и уехала в центральную Россию.

Особую озабоченность у русских республики вызывает проблема изучения русского языка в школах — его преподают не так, как в других регионах России. Это тоже влияет на эмиграцию из республики — ведь люди хотят дать своим детям хорошее образование.

Та же проблема у абитуриентов, которые не пытаются поступать в ВУЗы Владикавказа, а предпочитают уезжать куда-нибудь в соседние регионы с русским большинством, и потом остаются там жить. Кроме того, происходят многочисленные драки на национальной почве, нападения на русское население, которое кажется горцам беззащитными — ни кумовства, ни родовой организации. Так, в 2007 году была убита и изнасилована 13-летняя школьница Люба Мамина. В том же году ветеран Великой Отечественной войны и старейшина Терского войска казак Бадулин был зверски избит на рыбалке и выброшен в реку.

Главу республики неоднократно просили разобраться в этих и других преступлениях местные казаки. К слову, они неоднократно заявляли о желании создать свою Терскую казачью республику или автономию в разных территориальных вариантах. Власти в ответ создали «Аланское казачество», которое стали от души финансировать и куда стали активно принимать этнических осетин (сейчас их уже большинство). Потомственные терские казаки справедливо возмутились «альтернативным войском», так как делами казачества и возрождением культуры, по их мнению, должны заниматься именно казаки, а не инородцы.

Самая конфликтная ситуация сейчас в Моздокском районе, где русское население исторически было большинством (сейчас это уже относительное большинство). Тут межнациональные конфликты возникают в основном не с титульными осетинами, а с кумыками, чеченцами, кабардинцами, цыганами и прочими.

Вообще в нынешних границах Моздокский район был образован не так давно — только в 1944 году, когда в состав Северо-Осетинской АССР передали Моздок из Ставропольского края. Многие местные русские желали бы его возвращения — сегодня город постепенно теряет свой статус неофициальной русской столицы региона. Здесь постоянно вспыхивают конфликты с национальным подтекстом.

Например, в 2011 году школьника по мотивам национальной ненависти жестоко избил 18-летний этнический кумык. А в 2012 году было совершено убийство другого моздокского школьника Влада Ромашкина, как говорят, сына местного силовика, тоже подростками кумыкской национальности. Мальчика зарезали в собственной квартире. И такие случаи, увы, не редкость.

Северная Осетия принадлежит русским — они живут там сотни лет. До сих пор положение славянского населения здесь было мягче, чем в соседних мусульманских республиках, но теперь местная администрация сознательно и целенаправленно побуждает русских уезжать. Властям выгодно, чтобы Северная Осетия становилась этнически однородной.

Источник: tor85.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today