Нежные чувства трудно выразить словами, но в русском языке ласковых прозвищ всегда хватало. Даже самый чёрствый «сухарь» нет-нет да и перейдёт с обращения по имени на какого-нибудь лаконичного «котика».
Современный «парк» слов в адрес любимых насчитывает десятки милых животных, приятных прилагательных и всяких звукоподражаний вроде «муси-пуси». А давайте вспомним, чем ласкали слух влюблённые на Руси?
Как называли любимого
Нежные «животные» были в ходу и много веков назад, изменился только «состав зоопарка». Любимого часто называли «касатик мой» — это обращение вы наверняка встречали в сказках.
«Касатик» получился путём изменения слова «касатка», которое относится к деревенской ласточке (подробнее о касатике и отличии от косатки писала здесь). Ласточек на Руси любили, как и многих других птичек, живших по соседству. Поэтому вместе с «касатиком» в речи встречались «голубчик», «воробушек» и «соколик».
Кстати, последний был в большом почёте у славян. Сокол — частый герой русских сказок и народных песен. Птицу восхваляли за зоркий взгляд, стремительность и красоту: «От соколиного глаза никуда не укроешься!». Поэтому девушки, узрев перед собой красивого доброго молодца, нежно обращались к нему: «Соколик мой ясный!».
Семён Слепаков и Марина Кравец: Разговор мужа с женой
Малоизвестным, но тоже интересным прозвищем любимого было слово «держава». В древнерусском языке оно относилось не только к власти и государству: державой ласково величали крепких сильных мужчин.
Очень красиво и нежно звучало обращение «свет очей моих».
Согласно народным сказаниям, муж символизировал для жены «путь, направление, в котором надо двигаться». Женщина смотрит на любимого как на источник света, который помогает ей не забыть себя.
Были и другие ласковые слова: «друг мой любезный», «суженый мой», «люба мой», «услада моего сердца». Есть чем проникнуться и перенять опыт предков.
Как обращались к любимой женщине
Очень много прозвищ было образовано от слова «любить»: «люба», «любка», «любушка», «любава», «любушечка». Подчёркивая ценность возлюбленной, называли её «золотинкой» и «золотинушкой».
В русских былинах встречается обращение мужа к жене: «Дорогая моя семеюшка». Оно намекает на историю слова «семья»: древнее «сѣмь» означало «домочадец». «Семья» образовалась по тому же принципу, что и «братья» от слова «брат».
Нам столетья — не преграда,
И хочу, чтобы опять
Позабытым словом «Лада»
Всех любимых стали звать!
Лада у славян — это богиня любви, покровительница семьи и домашнего очага, само воплощение женственности. К ней обращались за помощью в любви, плодородии и рождении детей. Поэтому неудивительно, что любимую тоже величали «ладушкой» в честь почитаемой богини.
Не менее популярным обращением к любимой было нежное «душа моя». Душа символизирует смысл жизненного пути, ради которого только и стоит двигаться. Если душа позабыта, нет смысла ни в войнах, ни в свершениях, ни в любых других событиях.
Влияние на мужа! Протоиерей Андрей Ткачёв
Не забывали мужчины и о любимых «птичках». Возлюбленную ласково называли «голубкой», «лебёдушкой белой», «пташечкой». А также использовали обращения: «краса моя ненаглядная», «сударушка», «моя милая».
Не знаю, как вам, а мне очень нравятся эти милые прозвища. В современном языке их очень не хватает. Хотели бы возродить забытые традиции?
источник
Рубрики: | это интересно |
Метки: ласковые прозвища любимых
Источник: www.liveinternet.ru
Межеумок – женщина или мужчина? Как на Руси мужья прозвища выбирали для жен
На Руси мужья называли своих жен по-разному. И далеко не всегда к ним обращались по именам, а часто использовали различные прозвища, например, жонка или большуха. Эти два слова часто встречаются в исторических документах, но мало кто знает, что они имеют совершенно разное значение.
С момента появления на свет и до вступления в брак представительниц прекрасного пола величали девками, замужних — молодками, а уже родивших — бабами. В наши дни это звучит как-то не очень, но в те времена подобные выражения были довольно распространенными в обиходе. Помимо этого, в отдельных регионах могли использовать и местные жаргонизмы, которые порой кажутся довольно странными. Но если немного вдуматься, то им есть вполне разумное объяснение. О наиболее интересных из них будет рассказано далее.
Воронежские земли
Здесь жен чаще всего называли женками, что вполне логично. Но вот иногда можно встретить такие прозвища, как баба (или ее более ласковая форма — бабочка, водворка или дружка). В городах такое не услышишь, но вот в селах они очень распространены.
И здесь-то и возникает определенное непонимание. Ведь в действительности слово дружка означает «шафер жениха». Но использовали его в женском применении. Но что общего у этого прозвища с женой? Все очень просто.
После того как девушка становилась женой, она попадала в полную зависимость от своего мужа и практически полностью лишалась каких-либо прав. Вот так и получается, что она становилась дружкой. Что касается водворки, то это замужняя женщина, которая жила в доме супруга, то есть во дворе.
Поморье
В этом регионе России жен было принято называть женками или жонками. Пожилых замужних женщин звали большухами. И не нужно думать, что это из-за определенных проблем с весом или важности занимаемого ею положения. Все потому, что мужья работали, а жены тем временем полностью вели домашнее хозяйство.
Несомненно, большуха звучит более приятно, чем баба, но важно учитывать и то, что на Поморье издревле представители обоих полов работали наравне, независимо от вида деятельности. Проще говоря, пока мужики были в море на рыбалке несколько месяцев, бабы становились полноправными управляющими дома и выполняли функции главы семейства. Отсюда и пошла большуха. И самое интересное здесь заключается в том, что поморские женщины очень гордились этим статусом.
Пермский край
В этом регионе Руси представительниц слабого пола называли очень по-странному — межеумками. Это слово мужского рода, однако применялось оно именно к женщинам. Но не ко всем, а только к тем, которые уходили от своих мужей. Подобное встречалось крайне редко, но измены случались.
Сегодня между представителями обоих полов царит равноправие, а женщины отличаются особой решительностью, но вот в те далекие времена главой семьи всегда выступал мужчина, а его спутница жизни была лишена практически всех прав, поэтому она должна была во всем слушаться и подчиняться своему супругу.
Стоит отметить, что межеумком могли назвать не только женщину. Это прозвище применимо к любому человеку, независимо от возраста, пола и статуса, который совершает не совсем логичные поступки.
Приамурье
Люди всегда ценили чистоту и порядок в доме, а также опрятность. И именно эти качества были ключевыми при выборе жены. Если девушка была неряшливой, то ее называли плешницей, а если аккуратной и хозяйственной, то обиходницей. Эти прозвища не кажутся слишком странными, поскольку взаимосвязь между ними и их значениями вполне понятна.
Так, например, обиходница — это женщина, у которой всегда порядок в доме, выстирано белье и приготовлена еда. А вот если она ленивая и практически ничего не умеет, то она плешница, то есть создающая проблемы мужу.
Рязань
Здесь очень распространенным женским прозвищем является лапалка. Существует несколько вариантов его происхождения, но значение едино. Так называли слишком разговорчивых женщин, которые не умели держать даже тайны в секрете и фактически были сплетницами.
Заключение
Это лишь небольшая часть прозвищ, которыми мужья называли своих жен. Россия всегда была интернациональной страной, поэтому говор, культура и обычаи в каждом регионе различаются. Несмотря на это, все испокон веков живут в мире и согласии. Как бы там ни было, современным женщинам этих прозвищ не понять. Уж очень они странные.
Источник: fb.ru
«Зайка»: почему женщины на Руси так называли своих мужей?
Ласковое прозвище «зая», которым русские женщины называют своих мужей, таит в себе архаическое и сакральное значение.
Мужское начало
В славянской традиционной культуре заяц символизировал собой обобщённый образ мужчины, которому отводилась одна из главных ролей в эротическом фольклоре.
Фаллическая символика зайца вполне отчётливо представлена в поговорках, анекдотах и даже в некоторых русско-украинских сказках, где он то лису обесчестил, то женился на кунице или сове.
Олицетворявший мужское начало лесной зверёк часто фигурировал в народном песенном творчестве, где он выступал в качестве соблазнителя девушки, с которой вступал в интимную связь. Этой же теме были посвящены распевавшиеся на праздниках весёлые частушки о похотливом зайце, пристававшим с непристойным предложением, например, к белке.
Южные славяне и жители центральных губерний России на весенних гуляньях обязательно водили заячьи хороводы, которые состояли исключительно из мужчин. Кроме того, в общих игрищах заинькой называли жениха, который искал себе невесту, чтобы подарить ей сплетённый собственноручно венок и поцелуй.
А после первой брачной ночи практиковался обычай приходить к молодым с заячьим чучелом и, расточая эротические шутки, «доить» его словно корову.
Александр Гура обращает внимание, что любовный подтекст присутствовал во многих народных загадках, к примеру, в той, где говорится об озимом поле: «Заюшка беленький! Полежи на мне; хоть тебе трудно, да мне хорошо».
Брачный символизм
В старинных свадебных обрядах, в которых всегда присутствовали ряженые, одним из действующих персонажей был заяц, выступавший в роли самца-жениха.
В доме молодца в преддверии свадьбы обязательно звучала подблюдная песня о прытком зайце, попавшем в западню. Это фольклорное произведение, по мнению этнографа Николая Сумцова, символизировало скорую потерю холостяцкого статуса и начало супружества.
А непосредственно на торжестве исполнялись величальные песни, в которых парня именовали «заюшка беленький, горностаюшка резвенький».
В южных районах страны перед молодожёнами гости плясали танец «заець», каждый участник которого держал в зубах стебли соломы, напоминавшей усы грызуна.
В регионе Прикамья и второй день свадьбы не обходился без этого зверька, поскольку для встречи новобрачных нужно было нарядиться зайцами. Белорусам тоже был знаком подобный обычай, только в дополнение они должны были еще и прыгать как ушастый.
Плодоносящая сила
Известный в природе своей плодовитостью, заяц в народном сознании соотносился с символом нарождающейся жизни и неуёмной сексуальной энергии.
Уподобляя мужчину зайцу, пращуры желали перенести характерные черты животного на человека, чтобы его интимная жизнь проходила без фиаско, а в семье рождалось много детей.
В этом отношении прекрасной приметой считалось, если в первый совместный выезд из дома молодожёнов их дорогу перебегал заяц.
В некоторых славянских сонниках отмечается, если во сне женщина поймала шустрого пушистика, вскоре она забеременеет и обязательно родит сына.
Хотя в украинских толкованиях сновидений встречается версия, что зайцы снятся к блуду или скорой свадьбе.
Из этой же трактовки проистекает смысл фразеологизма «нашли в капусте», раскрывающим малышам их загадочную историю появления на свет, ведь в старину процесс зачатия образно обрисовывался как заяц (мужчина) прятал в капусте (женщина) ребёнка.
источник
Источник: staryiy.livejournal.com