Далеко не всегда отношения с подрастающим ребенком складываются гармонично. Самые большие трудности появляются в подростковом возрасте, когда дети постепенно вступают во взрослую жизнь. Если подросток манипулирует родителями, что делать в этой ситуации? Однозначного ответа нет, в каждом конкретном случае действовать надо индивидуально, однако есть несколько общих моментов.
Начать с себя
Поведение подростка всегда является результатом отношения взрослых. Самый эффективный метод воспитания — пример поведения родителей, в том числе при общении друг с другом. Поэтому начинать процесс воспитания следует с самих себя и не допускать манипулирования в отношениях с ребенком, супругом или знакомыми. Подростковый возраст — тот особый период, когда ребенок меняется, приобретает новые черты характера и особенности поведения.
Быть последовательным
Дети в пубертатный период начинают манипулировать взрослыми, пытаясь расширить границы дозволенного и самоутвердиться. К 12–14 годам они уже четко понимают, как мама и папа реагируют на слова и поступки, чего боятся и хотят от него. Не получая желаемого, ребенок пускает в ход истерики, угрозы, побеги из дома и откровенный шантаж.
Как себя вести с ребенком-манипулятором
Родители часто допускают ошибки, не зная, как пресечь манипулирование. Одни жестоко наказывают ребенка, другие проявляют неуместную лояльность, а третьи вовсе игнорируют проблему, беспечно рассчитывая, что все наладится само. Важно быть последовательными, твердо стоять на своих позициях и не поддаваться на провокации.
Любить ребенка
С первых дней жизни ребенка необходимо уметь договариваться с ним, учить его правильно выражать эмоции и делать все для правильного формирования детской психики. Для этого нужно придерживаться следующих правил:
- любить детей, говорить им о своих чувствах несколько раз в день;
- поддерживать во всех начинаниях и оставлять право на собственное мнение;
- уважать эмоции малыша, признавая право впадать в отчаяние из-за сломанной игрушки;
- наказывать соразмерно проступку;
- никогда не сравнивать ребенка с другими, говорить ему, что он хуже;
- порицая за конкретный поступок, не давать негативную оценку личности: «Ты плохой».
Разобраться в причинах
Распознать первые попытки подростка манипулировать родителями не трудно. Одни играют на слабостях и страхах, другие прибегают к угрозам, а третьи и вовсе совершают шокирующие поступки с целью получить желаемый результат, вплоть до попыток суицида. Чтобы знать, как реагировать, важно выявить причину и распознать форму манипуляции.
Принято различать семь основных форм:
- Истерики. Слезы характерны больше для девочек, которые ежечасно начинают плакать, требуя исполнить их желание или отменить наказание.
- Угрозы и шантаж характерны и для мальчиков, и для девочек. Подростки грозят распространить нелицеприятные сведения о родителях, покончить с жизнью или совершить преступление, если их требование не будет выполнено.
- Ложь и интриги. Дети лгут о намерении посетить библиотеку или остаться у друзей с целью совместной подготовки к контрольной, чтобы в действительности отправиться на прогулку.
- Причинение вреда себе. Крайние меры, характерные для подростков, страдающих неврозом или акцентуацией. Обычно речь не идет о реальном вреде, и подросток принимает упаковку глюкозы, неглубоко режет кожу на запястьях или проводит ночь в подъезде.
- Сравнения с родителями других и спекуляция чувствами. Обычно используются формулировки: «А вот у Димы родители…» и «Если бы я был вам дорог, вы бы…».
- Депрессия и апатия в принципе характерны для пубертатного периода, но когда эти проявления возникают в ответ на запрет или требование сделать что-то, имеет место манипуляция.
- Приискание сторонников (бабушки, соседи, педагоги). Совершается с целью опорочить родителей в отместку за наказание.
Подростки удивительно изобретательны и непредсказуемы. Из-за гормональной перестройки организма их настроение постоянно меняется, и на смену эйфории приходят апатия и хандра. Данный возраст крайне важен для становления личности, т.к. сформированные в детстве черты характера получает в это время свое закрепление. Взрослые люди не способны меняться, в отличие от подростков. Поэтому так важно сохранить доверие в отношениях и научить подростка вести себя достойно в любых ситуациях.
Обладать пониманием и терпением
Взрослые должны понять, что их ребенок страдает. Он пытается получить любовь и внимание пусть и не всегда неадекватными методами. Первый и главный способ пресечь попытки манипуляции — искреннее проявление любви, без заискивания и излишних уступок. Как можно чаще говорите о чувствах, подчеркивая, что ребенок дорог таким, какой он есть. Простая фраза о любви должна звучать ежедневно, даже если ребенок в ответ хранит угрюмое молчание.
Доверять ребенку
Обязательно следует восстановить доверие. Для этого можно применять методику активного слушания, которая поможет глубже вникнуть в переживания подростка и понять его. Суть метода: вместо замечания или упрека произносится фраза, содержащая предположение касательно испытываемых подростком эмоций, и объяснение его поведения. Даже если реакция будет агрессивной, диалог эффективнее молчания.
Уделять внимание
Манипулирование можно пресечь вниманием. Следует интересоваться делами детей, проявлять заботу, главное без навязчивости и фальши. Дети в этом возрасте невероятно чуткие, моментально распознают малейшую ложь и неискренность, которая только разрушит доверие. Спрашивать о делах в школе в процессе приготовления ужина или сборов на работу нельзя.
В этот период важно найти максимум времени для общения. Нельзя вестись на провокации.
Объяснять
Когда дети начинают прибегать к шантажу, угрожая сбежать из дома, надо сообщить о том, что их поведение ранит. Фразу надлежит строить по формуле:
- чувства;
- поступок ребенка;
- последствия;
- вывод.
На деле это будет звучать так: «Я тебя очень люблю. Мне очень обидно и страшно, когда я слышу твои слова. Я боюсь за тебя и твою безопасность. Не могу купить тебе новый телефон сейчас, т.к. нет денег на покупку. Если ты продолжишь угрожать или действительно сбежишь, мне будет больно.
Думаю, ты мог бы найти подработку в свободное от учебы время и попытаться заработать на новый телефон сам».
Осознавая бесперспективность манипуляции, дети перестают к ней прибегать. Последовательность в требованиях, постоянство и личный пример — залог успеха в воспитании подростка. Юный возраст не препятствие для правоты и порой полезно прислушаться к словам подростка, т.к. его возражения или требования могут оказаться обоснованными.
Источник: urazuma.ru
Ваш ребенок-манипулятор: что делать и как вести себя родителям?
Гармоничные отношения в семье строятся на взаимном доверии, любви и авторитете родителей перед детьми. Но далеко не всегда нам удается выстроить грамотные отношения. И очень часто между детьми и их родителями встречаются манипуляции. Сегодня разберемся с вопросом: почему в доме появился ребенок-манипулятор и как себя правильно вести при этом.
На самом деле манипуляции в семье встречаются очень часто. Задумайтесь, сколько раз Вы повторяете: «Уберешь игрушки, посмотришь мультик», «Съешь кашу, пойдешь гулять», «Поможешь мне, я тебе почитаю». Родители прибегают к этому способу в воспитательных целях. Зато ребенок очень быстро перенимает их манеру поведения и, естественно, начинает манипулировать родителями. Далее мы рассмотрим самые распространенные способы манипулирования.
Запугивание
Время от времени приходится наблюдать сцены в магазинах, когда ребенок отчаянно кричит, плачет, ругается, падает на пол. И все это ради того, чтобы получить новую игрушку или какую-нибудь сладость. Подростки, которых вовремя не научили и не воспитали, применяют более изощренные и страшные методы: «Уйду из дома», «Выпрыгну из окна», «Брошу учебу».
Родителям необходимо пресекать попытки манипуляции со стороны ребенка. Будьте спокойны и дайте ему знать, что Вы понимаете его желания. Предложите более спокойный и рациональный способ решения проблемы.
Обязательно уточните, что плохим поведением или криками он ничего не добьется. Если ребенок продолжает истерику, уйдите в другую комнату или в его присутствии не обращайте на его выпады никакого внимания. Отвлекитесь и займитесь своими делами.
Если сцена происходит в общественном месте, отведите его в уединенное место и дайте понять, что разговор будет продолжен только после того, как он успокоится. Для подростков, которые грозятся бросить учебу или уйти из дома, подойдет следующий вариант. Спокойно обсудите с ним возможные последствия его поступка: «Ты хочешь уйти от нас? Давай подумаем о том, что тебе с собой взять, куда уйти и т.д.»
Манипуляции любовью
Если родителя допускают в процессе воспитания такие фразы: «Раз ты себя так плохо ведешь, то я тебя больше не люблю» или «Ты меня не любишь, ведь когда любят, то ведут себя хорошо. А ты опять безобразничаешь!», то вполне естественно, если дети будут перенимать такой способ реагирования.
Хотя, навряд ли кто-то воспримет всерьез фразу 2-летнего малыша, который кричит: «Уйди, я тебе не люблю». Да и для самого ребенка понятие любви ситуативное. Мама не пустила бегать по лужам, значит, я ее не люблю. А вот старшие дети, которые явно негативно относятся к одному из членов семьи или грозятся уйти к бабушке/дедушке, тете/дяде, которые их понимают лучше, чем родители – это уже полноценная манипуляция.
В ситуации с маленьким ребенком лучше всего проигнорировать эти фразы или попробовать отшутиться. С взрослым ребенком нужно поговорить и рассказать о своих чувствах. Например: «Ну что ж, ты не обязан меня любить, хотя мне больно слышать это от тебя. Но мы должны уважать друг друга и выполнять взаимные обязательства».
Настоящая или мнимая болезнь
Всем известен тот факт, что дети, которые привыкают к детскому саду, начинают постоянно болеть. И болеют они до тех пор, пока не привыкнут, либо пока родители совсем не заберут его оттуда, и не будут сидеть с ним дома. В школьном возрасте настоящие или выдуманные болезни могут возникать, когда дела идут не очень хорошо.
Если ребенок видит, что его болезнь – это целая трагедия для семьи, и все только и делают, что бегают вокруг него, то он быстренько поймет, что этим можно пользоваться. А от мнимых болезней, он незаметно для себя перейдет к настоящим и будет постоянно ими прикрываться.
Если ребенок болеет, не стоит показывать ему свое волнение и чрезмерную обеспокоенность. Говорите ему о способах лечения того или иного симптома, а не причитайте о его и Вашей нелегкой судьбе. Если Вы заметили, что болезнь мнимая и ребенок хочет провести Вас, не нужно ругать его или прилюдно уличать во лжи. Расскажите о малоприятных процедурах, которые его ждут, и о тех удовольствиях, которых он лишится.
Манипуляции дают очень быстрый временный эффект, но в будущем приносится далеко нерадостные результаты. И лучший способ добиться гармонии в отношениях с ребенком – это самим следить за стилем воспитания. Стройте отношения с самого раннего детства, учите принимать решения и отвечать за их последствия; отстаивать свою точку зрения, но при этом уважать чужую. И тогда Ваши отношения будут гармоничными и доверительными.
Источник: childguide.ru