Психологическое воздействие — это процесс влияния на психику человека, в результате которого происходит изменение его поведения и типа мышления. Принято различать несколько видов влияния (убеждение, заражение, внушение, подражание), а также противостояния влиянию (игнорирование, критику, отказ).
Сущность и особенности психологического воздействия
Психологическое воздействие — это понятие, часто используемое в психологии и социологии. Оно представляет собой процесс, в ходе которого меняется поведение, установки, намерения, желания и представления постороннего человека. С помощью механизмов психологического влияния более полно реализуется потенциал внутригруппового или массового взаимодействия. Эта категория предполагает использование способов дезинтеграции или групповой дифференциации.
В качестве особенностей психологического влияния необходимо выделить:
- Неосознанный (спонтанный) характер;
- Отсутствие социального контроля;
- Использование с определенной целью (позитивной или негативной);
- Промежуточное состояние человека.
Тема психологического влияния особенно интересна для предпринимателей, рекламистов, маркетологов и бизнесменов. Применяя механизмы влияния, они могут более быстро реализовать свою продукцию (продать свою услугу). От умения применять инструменты психологического влияния во многом будут зависеть результаты работы представителей этих профессий.
Психологические Приемы. Как Манипулируют Людьми. Психология Влияния
Категория «психологически конструктивное воздействие» характеризуется тем, что оно не должно негативным образом отразиться на личности. Среди обязательных требований должны присутствовать психологическая грамотность и корректность.
Воздействие на людей часто используется в повседневной жизни. Современные условия показывают, что часто это стало происходить по имя корыстных намерений или для получения определенной выгоды. Если хорошо знать особенности своего собеседника, то достижение желаемого результата не может быть сложным.
«Убеждение и внушение как основные виды психологического воздействия на человека»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Убеждение как способ психологического воздействия
Убеждение концентрируется на снятия определенных страхов. Оно требуется для того, чтобы устранить препятствия на пути информации к сознанию человека. Реализация этого способа воздействия происходит через коммуникацию с нужными объектами.
Замечание 1
Главное предназначение убеждения состоит в изменении взглядов человека на определенные вещи. Инициатор должен первым предпринимать попытку начать разговор. В основе убеждения лежит сознательное отношение к определенным сведениям, включая их самоанализ, критику и оценку.
Убеждение выстраивается на основе системы доводов. Его формирование происходит в соответствии с законами логики, для чего необходимо обоснование со стороны того, кто наводит убеждение. Подобный тип воздействия лучше всего внедрять в процессе обсуждений, групповых дискуссий, споров. Основные требования включают логичность, наличие аргументов, последовательность, основа в виде научно-доказательных материалов.
Успех этого вида воздействия напрямую зависит от умений человека, который его проводит. Если произошло удачное внедрение убеждения, то человек примет и в будущем будет руководствоваться при выборе чего-либо новой информацией. В процессе получения новых убеждений происходит трансформация мировоззрения. Более часто его используют при воспитании детей и при осуществлении научной полемики.
Эффективность убеждающего воздействия зависит от нескольких условий:
- сила воздействия, определяемая его содержательностью и авторитетом убеждающего лица;
- психологический склад личности, на которую осуществляется воздействие (потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);
- интеллектуальное и эмоциональное состояние убеждающего и убеждаемого лица в ходе их взаимодействия.
Сущность и особенности внушения
Определение 2
Внушение считается одним из самых опасных видов влияния. Это основной инструмент воздействия при проведении гипнозов (гипнотерапии). Используя его, можно заставить индивида выполнять необходимые действия, поменять тип его поведения, мышление или мнение об определенном объекте.
Внушение состоит в снижении критичности индивида к полученной информации. Это обусловлено отсутствием желания проверить сведения на достоверность. Внушение считается очень эффективным, если налажены доверительные отношения между общающимися людьми. Именно по этой причине гипнолог до момента внедрения внушений, осуществляет попытку выстроить с пациентом контакт. После этого он вводит человека в транс и навязывает ему определенную модель поведения или мыслей.
Принято различать прямое и косвенное внушение. Первое из них происходит тогда, когда одно лицо сообщает другому в оперативной форме определенные идеи, которые должны безоговорочно приниматься и быть реализованы. Таким примером внушения можно назвать воздействие родителей, учителя на ребенка.
В случае с косвенным внушением цель может достигаться обходными способами. Яркий пример косвенного внушения представлен рекламой, в которой чаще всего применяют приемы, склоняющие к одобрению без раздумий. Вместо четких сведений о продукте, реклама связывает его с представлениями о красоте и удовольствии (например, реклама сигарет, пива, косметических средств).
Важная особенность внушения состоит в его направленности не на способность мыслить, а на готовность принимать предложения, новые мысли, противоречивые утверждения, включая их реализацию. Существует две формы такого типа влияния – аутосуггестия (самовнушение) и гетеросуггестия (влияние со стороны).
Отличительной стороной самовнушения является то, что оно представляет собой сознательное саморегулирование. На результаты использования внушения оказывают воздействие следующие показатели, имеющие отношение к спикеру:
- Авторитет и статус;
- Волевые качества;
- Уверенность в себе;
- Категоричность в тоне;
- Выразительная интонация;
- Вера в собственные силы;
- Умение переубеждать и др.
Замечание 2
Внушение активно используют при подаче информации в средствах массовой информации. Еще один популярный вид применения инструмента влияния – реклама, реализация которой происходит через яркие, короткие и запоминающиеся слоганы.
Источник: spravochnick.ru
Я — псих! Заметки психолога родителям и детям
Психология влияния — психологическое воздействие, как манипуляция
Для того, чтобы добиться своих целей люди нередко используют психологию влияния, которая помогает манипулировать человеком. Еще в древние времена можно было заметить те факты, как жрецы управляли народом, внушая им, что религия сурова, и каждый будет наказуем, если не станет выполнять установленные правила и обычаи. Психология влияния сильно действует на подсознание, заставляя жертву влияния идти на поводу у умелого манипулятора.
Специалисты утверждают, что влиять или управлять человеком легче в случае, когда он испытывает страх, или когда ему это самому необходимо, например, он преследует собственную цель и он вынужден поддаться влиянию. А также манипуляции поддаются люди со слабым характером и недостаточно образованные.
Влиять на человека, внушая страх
Нередко люди подаются влиянию в состоянии испытываемого страха. Если взять в пример обычную компанию молодежи, отдыхающую в привычном кругу, то можно заметить, что в их отношениях есть некая иерархия. Кто-то стоит выше и обладает авторитетом, а кто-то ниже, просто находясь в этой компании.
Те, кто стоят ниже, подвластны влиянию остальных. Они, как правило, бояться упасть в грязь лицом перед «друзьями» и готовы выполнять их просьбы, потому что симпатизируют им, или же пытаются подражать манерам и образу жизни. Страх пробуждает в человеке комплекс неполноценности, в результате чего, человек начинает осознавать, что он хуже остальных.
Психологическое воздействие на сознание человека
Люди хотят быть психологически выше, сильнее других, иногда изучают, как влиять на людей, а то и интересуются, как психологически сломать человека.
Люди часто пытаются влиять друг на друга, нагоняя страх или пользуясь «невинным» с их точки зрения шантажом, ведь таким образом можно не только манипулировать человеком, но и использовать его в собственных целях в любой удобный момент. Оказываясь в такой ловушке, многие люди замыкаются в себе, продолжая сомневаться в собственных силах. Такое можно увидеть не только на примере молодежной компании, но и вообще в обществе, на рабочих предприятиях и др.
Даже элементарная критика уже может считаться элементом психологии влияния, почувствовав свою вину, человек скорее пойдет на уступки и на некоторое принуждение. Распускаемые сплетни, слухи, запугивания в любом виде — тоже из той же оперы негативных влияний на человека.
О манипулировании сознанием человека с помощью НЛП — читаем в этой статье.
О позитивных влияниях на человека
Надо отдать должное, позитивное воздействие на человека тоже имеет место быть, это всевозможные просьбы, увещевания, советы, поддержка, похвалы. Вроде и лестно, и не так хочется сопротивляться подобному влиянию. Но психологическим влиянием на сознание это все же остается и тоже может быть использовано, как элемент манипуляции вашим поведением.
Влиять на человека, удовлетворяя его потребность
Часто удается наблюдать такие ситуации, в которых доминирующий человек оказывает свое влияние на жертву лишь потому, что он, в какой-то мере, предоставляет жертве желаемое или удовлетворяет потребность. Человеческая зависимость
порождает в жертве подобных отношений чувство неполноценности и тягостного ожидания.
Влиять на человека можно по-разному, влиять, зная, что человек ниже вас по статусу, слабее по характеру или зависим материально, а также зная, что все равно жертва будет подчиняться, ведь ей необходимо что-либо от вас.
Специалисты в области взрослой психологии утверждают, что социальная среда делиться на две части: на тех, кто влияет и на тех, кто поддается влиянию. Недавно, используя современные технологии ученые разработали схемы, по которым можно с легкостью определить, каким человеком можно манипулировать больше, а каким меньше.
Но, начнем с того, что влияние бывает положительным и отрицательным. Все, что не приведет человека к положительному результату – это отрицательное влияние. Таким образом, в системе менеджмента разработаны некоторые процессы, которые позволяют управлять людьми на профессиональном уровне, помогая им достичь наилучших результатов, а значит извлечь максимальную прибыль.
Профессор Лондонского университета психологии выявил, что иметь власть — не значит влиять. Человек обладает своей энергетикой, мышлением и видением. Человек, имеющий власть может лишь требовать, но это не значит, что он имеет влияние. Влиять – значит внушать свое мнение, значит, определенным образом, навязывать собственные выводы и приоритеты, направлять человека, указывать ему путь.
Влияние на человека ради собственной выгоды
Получается, что положительное и отрицательное влияние на людей происходит ради выгоды, но как же различить тогда эти два влияния? Если взять в пример обычную офисную работу и соответственно подчиненных, то можно увидеть следующую картину. Дело в том, что положительное влияние менеджера на работника приумножает хорошие результаты, что может почувствовать и сам работник (денежные вознаграждения, отгулы, премии за хорошую работу).
Отрицательное же влияние выгодно всего лишь доминирующей стороне, а жертва в этот момент является только средством для достижения целей манипулятора путем обмана.
Например, работодатель, оставляя работника на сверхурочную работу, может ему не выплачивать соответствующую сумму, а платить гораздо меньше, но при этом работодатель способен влиять, утверждая, что это самая высокая плата из возможных на данный момент, а в дальнейшем условия могут и поменять.
Всего лишь ожидания улучшений — могут быть той «морковкой», за которой наивный работник будет довольно долго гоняться.
Психология влияния – очень обширная тема, о которой можно говорить часами, но важным составляющим остается то – что влиять, способен тот человек, который обладает навыками и методами манипуляции. В основном, как говорилось ранее, манипулировать или управлять человеком можно, предоставляя ему за это вознаграждение, внушая определенную информацию, а также нагоняя страх, что психологи вообще не приветствуют.
Почитать по теме: Роберт Чалдини «Психология влияния»
Книга американского профессора психологии и социологии может и не нова, но это одна из фундаментальных книг по этой теме, особенно будет полезна тем, на кого активно влияют или же тем, кто влияет в, так сказать, официальном порядке — педагогам, политикам, медийным лицам.
Продолжая тему психологии влияния, можно глянуть видео о манипуляции сознанием:
Обратная сторона медали влияния
Пожалуй, все мы множество раз оказывались в ситуации, когда нам не удавалось получить от окружающих нечто необходимое или побудить других к каким-либо действиям для их же, как нам казалось, блага. В таких случаях мы испытывали гнев, раздражение, разочарование, но и окружающие, как это ни странно, испытывали по отношению к нам то же самое.
В чём же причина? – спрашивали мы себя. – Что я делаю не так? Как мне заставить…?
СТОП! Причина именно в этом – о ком бы ни шла речь (о детях, супругах, коллегах, друзьях, соседях, начальниках, партнёрах по бизнесу и т.п.), мы думаем, прежде всего, о том, как ЗАСТАВИТЬ ИХ делать то, что НУЖНО НАМ.
Пытаясь всячески манипулировать, а иногда и открыто давить, мы всеми силами стремимся к получению нужного нам результата. Но если мы и одерживаем сиюминутную победу, в итоге всё равно оказываемся в проигрыше.
Почему? Потому что окружающие начинают видеть в нас человека, который руководствуется лишь своими соображениями, не считаясь с мнением других. И даже в том случае, когда мы действуем во благо кого-то другого, всё равно есть риск оказаться в такой же ситуации.
Дело в том, что любой человек создаёт для себя свою реальность, через призму которой смотрит на окружающий мир и всё происходящее в нём. При возникновении взаимоотношений с людьми, мы забываем, что у каждого из них есть собственная реальность, отличающаяся от нашей. Практически в любой ситуации мы, принимая какие-либо решения, руководствуемся исключительно своими мыслями, чувствами и вИдением это ситуации, даже не пытаясь понять реальность другого человека. А меж тем его личное вИдение может быть совершенно иным. В этом и кроется причина непонимания и конфликтов.
Именно поэтому разрушаются даже самые прочные связи и крепкие взаимоотношения. Постоянно действуя лишь в рамках собственной реальности, мы в конечном итоге можем оказаться в изоляции от окружающих.
Даже если в какой-то момент люди уступят и пойдут нам навстречу, то потом, вполне вероятно, они не захотят отвечать на наши звонки, откажут в помощи и вообще будут избегать общения с нами.
Если мы хотим создать крепкие взаимоотношения и прочные связи на длительный срок, нам необходимо перестать давить на людей и отказаться от манипулирования ними. Важно уметь влиять на людей так, чтобы они с радостью следовали за нами и сами хотели делать то, что мы им рекомендуем. Для этого нужно научиться смотреть на любые возникающие ситуации с позиции реальности другого человека.
- ← Психологическая готовность ребенка к школе в 6 лет
- Кризис 3-х лет у детей: что делать родителю? →
Источник: japsix.ru