Многих родителей очень часто волнует вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать его, как научить ребенка достойно защищать себя, уметь преодолевать препятствия и не прятаться за спину родителей тогда, когда можно решить проблему самому.
Самое главное, с чего хотелось бы начать – это убедить родителей, что все это зависит от них, от подхода к ребенку, от стиля воспитания в семье и от личности самого родителя. Есть еще одно важное условие – это быть самому уверенным в себе человеком, ведь дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно.
Если у вас есть какие-то собственные нерешенные личностные проблемы, особенно если они связаны с вашей уверенностью, вам необходимо поработать над этим, скорее всего, с помощью психолога.
Есть и еще правила общения с собственным ребенком, выполняя и соблюдая которые, у ребенка есть шанс стать личностью и иметь чувство собственного достоинства.
Как воспитать в себе правильное чувство собственного достоинства?
Правило первое. Ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.
Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открытыми и доступными для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи.
Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбления, незаслуженное наказания. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить и предупредить.
Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.
Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встрять в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение.
Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.
Как воспитать ребенка в ребенке чувство собственного достоинства?
Правило седьмое. Когда ребенок маленький, избегайте в оценке ребенка слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, которые причиняют боль или неприятности, от которых он может пострадать.
Правило восьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.
Правило девятое. Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся жизнь ребенка с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортшколы, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция. Особенно среди детей дошкольного возраста.
Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.
Поддерживайте его, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим в игре. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.
Еще один способ повысить популярность в группе – это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.
Правило десятое. Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).
Правило одиннадцатое. Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.
Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.
Источник: nnmama.ru
Как воспитывать чувство собственного достоинства
консультация
Для чувства собственного достоинства детям нужны права. А еще – вера в себя. Поэтому наша свами задача – верить в своего ребёнка. Верить изо всех сил, что бы ни случилось. И тогда он научится верить в себя. Вырастет уверенным в себе человеком. Из высказываний: « Моя мама всегда верила в меня.
Я часто от неё слышала: «Я в тебя верю. Ты справишься». Никогда не забуду чувство, которое я испытывала каждый раз, когда слышала это: гордость за себя, уверенность в своих силах. Прямо плечи расправлялись. И я научилась в себя верить.
Меня ее вера и сейчас поддерживает в жизни».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как воспитать ребёнка с чувством собственного достоинства
Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.
Что стоит за известным изречением А.П. Чехова? Почему люди помнят его и так часто произносят? Чем раб отличается от любого другого человека? И какое вообще отношение имеет все это для темы детско-родительских отношений?
Попробуем разобраться. Смотрим у Ожегова в Толковом словаре:
«Раб. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца – господина, распоряжающегося его трудом и жизнью».
Человек, лишенный всех прав, — вот кто является рабом. По-видимому, каждый человек имеет право не быть чей-то собственностью и полностью распоряжаться своим трудом и своей жизнью. И чем меньше рабского будет у нас и у наших детей внутри, тем больше будет чувств собственного достоинства.
Для чувства собственного достоинства детям нужны права. А еще – вера в себя. Поэтому наша свами задача – верить в своего ребёнка. Верить изо всех сил, что бы ни случилось. И тогда он научится верить в себя. Вырастет уверенным в себе человеком.
Из высказываний: « Моя мама всегда верила в меня. Я часто от неё слышала: «Я в тебя верю. Ты справишься». Никогда не забуду чувство, которое я испытывала каждый раз, когда слышала это: гордость за себя, уверенность в своих силах. Прямо плечи расправлялись. И я научилась в себя верить.
Меня ее вера и сейчас поддерживает в жизни».
Критика – одна из главных причин низкой самооценки. Ребенок не должен быть тем совершенством, которое мы себе придумали. Он живет первый раз, и не все у него должно получаться с первого сразу. Говорите о своих чувствах, применяя «Я-высказывания». Не давайте негативных посланий – они эмоциональным шрамом могут пройти через всю жизнь.
Негативные послания – это то, что ребёнок слышит в свой адрес довольно часто: «Из тебя ничего не получится! Ты тупица! Будешь дворником!» Они могут отравить жизнь человека, а могут определить его судьбу. И еще. Наши дети учатся у нас.
Если мы сами неаккуратны, то какое мы имеем право требовать аккуратности от ребёнка? Это просто нечестно. Начинать надо с себя!
Почему мы так любим критиковать, а не хвалить и поддерживать? Наверное, потому, что и нас в детстве не очень-то баловали похвалой. Существуют же совершенно определенные установки: «Как бы не захвалить, а то зазнается», «Скромность украшает человека». Вот и боятся родители похвалить лишний раз своего сына или дочку. А хвалить надо обязательно!
Вспомните свои ощущения, когда кто-то вас хвалил в детстве. Крылья за спиной вырастают! А какой энергией заряжаешься!
Человек рождается, не зная, каков он. Маленькому ребёнку и дела никакого нет до этого: хорош он или плох, красив или не очень. Он просто живёт и радуется жизни, если окружён любовью, вниманием, заботой. И только потом узнает, умный он или глупый, красивый или страшный, способный или так себе. И самая главная оценка для него – это оценка родителей.
Ибо именно они есть самые значимые для подрастающего малыша люди. Какими глазами они на него смотрят, таким и он будет на себя смотреть. «Ты красивый. Ты умный. Я тебя люблю. Я в тебя верю»- вот что важно слышать ребёнку от родителей.
Но слышит он часто совсем другое.
Взрослые иногда не осознают, что, гневно критикуя ребёнка, просто разряжают свою злость и беспомощность. Потому что не умеют иначе. Не научились. Так воспитывали нас когда-то, и эти стереотипы воспитания срослись с нами. И хотя мы клялись, что никогда не будем так воспитывать своих детей, как воспитывали нас наши родители, ничего из этого не вышло.
В своих окриках мы узнаем мамин и папин голос. И тогда возникает ощущение, что ходишь по кругу.
Для того чтобы у ребёнка с чувством собственного достоинства было всё в порядке, отыщите его достоинства. Посмотрите, какой он у вас вежливый, ласковый, внимательный, а какой хороший помощник! Практикуйте технику комплимента по пять минут перед сном, присев на ребячью постель. Ежедневно! И тогда вашего сына или дочку будет не узнать, да и отношения заметно улучшатся.
Как быть, если что-то не нравится в поведении ребёнка? Надо просто отделить личность ребёнка от его поступка. Дать оценку поступку, но ни в коем случае не критиковать личность. Применяя «Я-высказывания», мы говорим о своих чувствах: «Петя! Я тебя очень люблю.
И меня раздражает твоя одежда, разбросанная по всему дому. Я хочу, чтобы ты убрал её!» Говорим о своих чувствах касательно поступка ребёнка, но не унижаем его самого.
Мы родители, — первые значимые взрослые для нашего ребёнка. Именно от нас он узнаёт, какой он – способный и симпатичный или «тупой урод». И именно нам безгранично верит. Дети вслушиваются, всматриваются в эту нашу оценку, и постепенно она перерастает в самооценку, которая может быть позитивной или негативной, завышенной или заниженной.
Как формируется заниженная самооценка? Постоянная критика, которая приводит к эмоциональной травме, привычные негативные послания, систематическое подавление воли и инициативы, нарушение прав ребёнка вплоть до физического наказания, завышенные ожидания, постоянные сравнения с теми, кто лучше, выше, дальше, успешнее…При таких сравнениях ребёнок обязательно должен проигрывать. «Посмотри, какая Зиночка аккуратная, а ты…». Иногда родители, сравнивая, ставят в пример себя: «Я в твои годы был отличником, а ты еле на тройки тянешь!» Но это, к сожалению, не помогает ни отношениям, ни успехам. Это родительские иллюзии, что ребёночек будет следовать обозначенному примеру, тянуться за ним и станет таким, как родители жаждут его видеть. А дотянуться никогда не удается, и ощущение собственного несовершенства и ущербности только крепнет.
Для того чтобы у ребёнка было всё в порядке с чувством собственного достоинства, он должен быть уверен, что он любим, красив, умен. Ребёнку никогда не надоест слышать, сколько бы раз в день вы не повторяли, что вы его любите. Много любви не бывает, и не бойтесь этим его испортить.
Сковронская Л.В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей.- М.: Генезис, 2014.-328 с. – (Родительская библиотека)
Источник: nsportal.ru
Чтобы все вокруг уважали. Как воспитать в своем ребенке чувство собственного достоинства: инструкция для любящих родителей
Наличие у человека чувства собственного достоинства позволяет ему преуспеть в жизни и чувствовать себя комфортно. Однако не стоит думать, что обрести это чувство можно только во взрослом возрасте. Его нужно формировать с самого детства. Именно родителям нужно выбрать такую стратегию воспитания, которая поможет сделать сына или дочку самодостаточной личностью.
Уважайте ребенка как личность
Речь идет о том, что нужно воспринимать маленького ребенка как человека и личность, а не как игрушку для утешения и удовольствия родителей. Необходимо понимать, что у него уже есть характер и особенности, данные ему от рождения. Нужно всего лишь помочь этим качествам развиться. Если у вас не один, а несколько детей, вы можете сравнить их характеры.
Возможно, еще в младенческом возрасте один ваш ребенок был тихим и спокойным, а другой активным и шумным. Это говорит о том, что родились две уникальные личности с индивидуальным характером. Нужно уважать эти особенности, если хотите воспитать детей, которые знают себе цену.
Прислушивайтесь к его мнению
Очень важно уважать мнение и желания своего ребенка. Обратите внимание на то, какую пищу он ест с удовольствием, а от чего отказывается, какую игрушку любит больше всего, во что предпочитает одеваться, чем заниматься. Все это необходимо учитывать для того, чтобы сформировать в малыше умение ориентироваться на свои интересы. Не стоит настаивать на собственном мнении, стараться заставить вам подчиняться. Нужно объяснить некоторые правила, но в принципиальных для ребенка вопросах, о которых шла речь выше, оставить последнее слово за малышом.
Принимайте во внимание чувства ребенка
Ваш ребенок может быть чем-то расстроен, он может радоваться тому, что вы считаете недопустимым (например, он устроил в доме беспорядок, и это его развеселило). Малыш испытывает эмоции, которые несколько отличаются от эмоций взрослых, но при этом имеют право на существование. Если, к примеру, малыш совершил какой-то проступок, он сначала должен стыдиться перед собой, а уж потом перед всеми остальными людьми (и вами в том числе).
Даже если вы ему не скажете о том, что он поступил плохо, он будет понимать это сам и сможет сделать нужные выводы. Именно поэтому никогда не устраивайте ребенку публичные выговоры, не стыдите, не критикуйте. Особенно нельзя этого делать при посторонних людях. Никогда не говорите: «Как тебе не стыдно!» Пусть он сам определяет, какое чувство нужно испытывать в той или иной ситуации.
Будьте максимально внимательными
Далеко не всегда можно понять, что именно у ребенка в голове и на душе. Некоторые дети умеют ловко маскировать свои чувства, демонстрируя безразличие, но на самом деле испытывают, к примеру, разочарование или радость. Вы должны быть предельно внимательными для того, чтобы понимать малыша с полувзгляда и не ставить его в неловкое положение.
Это не только поможет ему сформировать чувство собственного достоинства, но и даст вам возможность достичь взаимопонимания. А это является гарантией того, что между вами всегда будет присутствовать тесный контакт. Тогда вы избежите многих проблем.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнение должно быть под запретом, поскольку перекос в любую сторону станет разрушительным для самооценки ребенка. Если вы заметите малышу, что кто-то хуже, чем он, ваш ребенок будет слишком себя переоценивать, что сделает его надменным и эгоистичным (это не имеет никакого отношения к чувству собственного достоинства). Если вы все время будете ставить ему в пример кого-то из вашего окружения, ребенок поймет, что его не ценят. Он будет думать, что у него нет никаких шансов стать лучше. В результате его самооценка будет постепенно занижаться, что приведет к негативным последствиям.
Не говорите о малыше в третьем лице, когда он присутствует рядом
Местоимение «он» или «она» по отношению к ребенку должно использоваться лишь тогда, когда его нет рядом. Но и в этом случае не нужно произносить эти местоимения слишком часто. У малыша есть имя. Оно должно звучать достаточно часто. Не стоит заменять его названиями животных или растений (котик, цветочек), а также забавными прозвищами.
Если вы будете пренебрегать этим правилом, ваш ребенок всегда будет ощущать себя лишним и бесправным. Это лишит его гордости за то, что он есть у вас, а вы у него.
Давайте ребенку поручения, которые он может выполнить
Старайтесь не очень активно опекать своего ребенка и лишать его возможности проявить себя. На данном этапе его жизни реализацией является его востребованность в вашей семье (в качестве помощника). Например, поручите ему ухаживать за домашними питомцами или следить за чистотой в своей комнате. Поручения не должны быть сложными и утомительными.
Выбирайте то, что однозначно малышу по плечу. Как только он справится с делом, обязательно оцените его работу по достоинству. Только хвалите не конкретно самого ребенка, а его действия. Речь идет о старательности, желании, умении, способностях.
Спросите ребенка, на кого он хочет быть похожим
В детском возрасте пока еще нет кумиров, однако есть персонажи и герои (сказок и мультиков), на которых малыш может ориентироваться. Обязательно обсудите этот вопрос после просмотра мультфильма или чтения книги. Спросите, кто из героев импонирует ребенку, на кого он хочет быть похожим. Так вы сможете определить вкусы малыша и удостоверитесь в том, что выбран правильный ориентир. В процессе взросления ребенка у вас не возникнет проблемы с выбором кумиров (сегодня это стало очень актуальным, поскольку некоторые родители приходят в ужас, когда узнают о симпатиях своих детей).
Поощряйте освоение новых видов деятельности
Рано или поздно ребенку придется выбирать себе увлечение и даже профессию. Постарайтесь помочь ему определиться с этим как можно раньше. Замечательно, если мальчик или девочка с удовольствием осваивают новые направления и имеют возможность выбрать то, что их больше всего импонирует. Ваша задача состоит в том, чтобы отвести ребенка в кружок (или секцию), который ему нравится.
Ребенок будет выбирать занятия и самостоятельно, если дома вы создали для этого все условия. Любое увлечение должно вами поощряться и приветствоваться. Чем любознательнее малыш, тем больше у него шансов стать в жизни успешным человеком.
Источник: fb.ru