Как воспитать в себе трудолюбие

Как воспитать у ребенка трудолюбие?

Любящие родители хотят, чтоб их ребенок стал трудолюбивым человеком, а не разгильдяем. И именно родители должны подготовить свое чадо к взрослой жизни, в которой нужно все время трудиться. И уже сейчас малыш должен привыкать к тому, что у него свои обязанности, пусть даже, на ваш взгляд маленькие….
Наверное, каждому знакома ситуация, когда ребенок не хочет убирать игрушки. Ему легче заплакать, позвать маму или папу на помощь, но не сложить игрушки на место. И тут добрые мама и папа бегут спасать малыша. Берут его на руки, целуют, обнимают и… убирают за него игрушки. И довольный малыш идет кушать или спать.

И тем самым, добрые папа и мама показывают ребенку, что уборка игрушек – это наказание, а не игра.
Нужно помочь ребенку понять, что убрать игрушки на свои места так же приятно делать, как и разбрасывание их по комнате. Можно поиграть с малышом в “уборку игрушек”, показать как это очень смешно. Здесь ваша фантазия поможет вам. После убирать игрушки войдет в привычку.

Внутренняя дисциплина, самоконтроль и как не насиловать себе


Родители должны показать, что вся работа по дому – это игра, а не наказание. Показать, что папа и мама делают это себе в удовольствие. И тогда ребенок сам захочет вам помочь и вы не должны этому препятствовать.
Пусть малыш поможет вам сделать уборку. Дайте ему тряпочку, пусть протрет пыль вместе с вами. Можете попросить ребенка, чтоб он помог вам вымыть или подмести пол. Но не заставляйте его, если он не хочет. Придет время и малыш сам вас об этом попросит.
Предложите своему чаду накрыть на стол. Пусть расставит тарелки, разложит вилки и ложки. Это поможет малышу понять свою значимость. Обязательно похвалите его, обнимите и поцелуйте.
Если есть кошка или собака, или рыбки покажите малышу как за ними ухаживать. Пусть он их накормит. Это поможет развить у ребенка чувства долга.
Было бы хорошо, если бы мама вместе с малышом посадила цветок и предоставила ему возможность ухаживать за растением.
Что бы вы не делали, чем бы вы не занимались ребенок должен вам помогать во всем. Даже если он делает что-то не так, как вам хотелось бы, не ругайте его, а просто покажите как сделать лучше или заинтересуйте его чем-нибудь другим. Но не кричите!
Любимые папа и мама – это первые учителя и наставники для своего ребенка. И именно они передают свой опыт. И этот опыт должен быть только положительный!
Помните, что именно мы должны научить своих деток быть ответственными за свои действия. Поймите и запомните золотое правило: “Не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам!”

Источник: 40nog.ru

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Как воспитать в себе трудолюбие?

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ТАРАБАНОВСКИЙ С.В. 1
1 Астраханский государственный университет
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Воспитание гражданина, способного реализоваться в труде, является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Перед нами встает проблема необходимости изменения подходов к трудовой подготовке в школе, которая должна соответствовать современному мировому уровню образования выпускников школ.

Использование теоретических знаний в решении трудовых технологических заданий позволяет осуществить слияние умственного и физического труда. Содержание трудового обучения в школе должно соответствовать экономическому развитию страны. Но в настоящее время на рынок труда выходит все большее количество молодых людей, имеющих знания по основам наук, но не умеющих их применять на практике, в профессиональной деятельности.

Таким образом, воспитание трудолюбия — актуальная проблема современной практики воспитания. Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и школа уже делает первые шаги в этом направлении.

2) Проанализировать основные подходы к рассмотрению понятия «трудолюбие» в образовании.

Читайте также:  Как начать жить самостоятельно без родителей

3) Выявить роль, место и значение трудового воспитания в образовании.

Трудолюбие — готовность отдавать время, силы, энергию для производства общественно полезного продукта. Трудолюбие считается добродетелью с этической точки зрения. В словаре по этике дается следующее определение трудолюбия: «Трудолюбие — моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее общественно полезных результатов. Его проявления — трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. ». В «Философском словаре» трудолюбие обозначает привычку к труду, это нравственное качество трудящегося человека, означающее неустанную заботу человека о работе, совершенствовании своего профессионального мастерства и т.д.

В психологическом словаре указывается, что трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

Следует подчеркнуть, что нередко понятия «труд», «работа», «деятельность» синонимизируются. Однако труд и деятельность не являются синонимами. Деятельность — это работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Труд — целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического напряжения.

Трудолюбие — ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. Работать всегда было одной из главных добродетелей человека Святой Руси, определяющей жизнеспособность русского народа.

Большое внимание трудовому воспитанию уделяли такие выдающиеся мыслители, как Томас Мор, Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, Иоганн Песталоцци и др. Они сходились в том, что необходимо формировать характер ребенка в труде и с помощью труда. Так, Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал, что «привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом. Труду нужно учиться посредством труда так, чтобы постоянные умственные или физические занятия перешли в трудолюбие, которое сделает праздность невыносимой».

Проблема трудового воспитания уже давно занимает заметное место в психолого-педагогической литературе. К такому же мнению пришел и выдающийся французский философ-просветитель Ж.Ж. Руссо. Считая, что развитие личности невозможно без привлечения к трудовой деятельности, он приходит к идее обязательного обучения детей ремесленному труду.

Руссо в образной форме выразил идеал воспитания ребенка: руки воспитанника должны работать как руки ремесленника, а голова в это время — мыслить как голова философа.

К.Д. Ушинский показал, что само по себе участие в труде не гарантирует тех воспитательных результатов, которых обычно желают достичь родители и преподаватели. Он говорил о существовании психологического закона, суть которого состоит в том, что наслаждения должны уравновешиваться трудом. Функция воспитания заключается не только в том, чтобы «внушить воспитаннику уважение и любовь к труду», но оно должно также развить в нем привычку трудиться.

А.С. Макаренко рассматривает труд как одно из самых основных средств воспитания. Однако не всякий труд благоприятно сказывается на развитии личности. Опираясь на свою воспитательную практику, А.С. Макаренко утверждал, что «труд, не требующий напряжения, не связанный с общественной коллективной заботой, — маловлиятельный фактор».

Такой труд вызывает некоторую полезную усталость и дает «ощущение заработанного отдыха, но не порождает новых целей, не вызывает более высоких мотивов. Он писал, что главная польза труда сказывается на психическом, духовном развитии человека. Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года; чтобы научиться лени, нужны три дня.

Во второй половине XX исследовались: проблемы мотивации труда (А.В. Иващенко, А.К. Маркова); роль эмоционального климата в формировании трудолюбия (Ю. Польцин). О роли воспитания положительного отношения школьников к отдельным видам деятельности: в учении и общественно-полезном труде.

Так, В.С.Мухина отмечала, что «именно в подростковом возрасте . в ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом подростки еще недостаточно оценивают значение таких качеств, как трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей. ».

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему.

М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина, В.А.Поляков, Э.А.Фарапонова и др. рассматривали формирование у учащихся социально значимых мотивов участия в труде; В.В.Бойко, В.К.Шаповалова и др. исследовали нравственную готовность к труду в сфере материального производства, интерес к нему, потребности в нем.

Читайте также:  Как вывести ржавые пятна с белой одежды

В исследовании И.Ф.Свадковского «О воспитании трудолюбия у детей» анализируются основные условия формирования трудолюбия безотносительно к возрасту воспитуемых, но на наш взгляд, несколько односторонне автор рассматривает сущность самого явления трудолюбия, и под трудолюбием понимает «комплекс склонностей и особенностей человеческой личности».

Г.Е.Левченко в работе «Трудовое воспитание учащихся 4-8 классов в процессе производственного труда» уделяет внимание формированию практических умений, навыков, научно-технических знаний для вовлечения учащихся в общественно-полезный производительный труд и подведения их вплотную к овладению определенными профессиями, что включает в себя воспитание трудолюбия, формирование нравственных качеств личности учащегося, расширение их политехнического кругозора.

Л.Я.Бондарев в своем исследовании «Развитие трудолюбия у старшеклассников в условиях осуществления комплексного подхода к воспитанию» под трудолюбием понимает такое свойство личности школьника, которое характеризуется внутренней потребностью, привычкой к труду, радостью творчества.

А.И. Кочетов, один из ведущих авторов и редактор книги «Педагогическая диагностика в школе», проанализировав почти две тысячи положительных и отрицательных качеств личности, в том числе около двухсот нравственных качеств, включил трудолюбие в число четырех наиболее важных интегративных свойств личности. Однако развернутого определения понятия «трудолюбия» он не приводит, а дает только его характеристику по внешним поведенческим проявлениям.

На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтения книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсий, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры.

Нельзя согласиться с поверхностным взглядом на процесс воспитания, утверждающим, что якобы значительный физический труд, преодоление лишений и препятствий — все это само по себе является духовной закалкой, идейным воспитанием.

Воспитательная роль труда зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу.

Отсутствие умного труда, равно как и бездумная загрузка человека любым физическим трудом — лишь бы не допустить безделья,- одинаково пагубны для умственного развития учащихся. Пустое времяпрепровождение развращает воспитанников, прививает порочные наклонности именно в том возрасте, который наиболее восприимчив. Учение становится трудом только при том условии, когда в нем есть важнейшие признаки всякого труда- цель, усилия, результаты.

На становление отдельных компонентов трудолюбия школьника влияют особенности воспитательной системы школы, в которой он обучается.

Педагогические особенности трудолюбия проявляются не только в степени выраженности различных его переменных, но и в специфике структурной организации данного свойства.

Формирование у школьника готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых, то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.

Если в начальном звене трудолюбие формируется достаточно успешно, то в средней школе наблюдается снижение уровня его проявления, что приводит к развитию инфантильности подростков. Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст. В этом возрасте происходит переоценка ценностей. Он готов к самовоспитанию. Одним из видов самовоспитания является трудовое самовоспитание.

Но переход на обучение по ФГОС затрудняется тем, что в школах работают учителя, не подготовленные к освоению этой программы, так как их подготовка в ВУЗе строилась на знаниецентристских подходах. Учителей, прошедших соответствующую переподготовку пока мало, что снижает эффективность воспитания трудолюбия.

В целом, по итогам исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Обзор подходов к целостному изучению отдельных свойств личности, в частности, трудолюбия показал, что.

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие:

— увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

2. Содержательная характеристика понятия «трудолюбие» как качества личности учащихся, выражается в устойчивом положительном отношении к труду, формирующемся в процессе деятельности и проявляющемся желании, умении трудиться, стремлении приобретать трудовые умения, проявлять творческую самостоятельность в различных видах трудовой деятельности.

Структурные показатели трудолюбия — ответственное отношение к труду, творческий подход, самостоятельность, инициативность, добросовестность.

— Чем больше трудолюбие нацелено на получение в жизни каких-то преимуществ, на достижение некоторого превосходства над другими людьми, тем более положительные эмоции оно вызывает в своей реализации.

Читайте также:  Какое кино можно посмотреть с парнем

— Операциональные трудности в формировании трудолюбия возникают, в основном, когда учителя отличаются непоследовательностью, строгостью и отвергают ребенка. Личностные трудности чаще появляются у детей, отвергаемых строгими учителями.

Примером систематического и целенаправленного воспитания трудолюбия школьников является опыт ООШ пос. Начало Астраханской области. Результатом эффективности может служить ежегодно проводимая на базе ООШ региональная технолого-техническая олимпиада и выставка декоративно-прикладного творчества «Астраханские мастера», в которой с каждым годом участвует все больше трудолюбивых школьников.

1. Бородина Т. Л. Формирование трудолюбия у учащихся 5-7 классов в процессе преподавания учебной дисциплины «Технология»: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 Ульяновск, 2003. 297 с.

2. Ушинский К.Д. Антропология /Антология гуманистической педагогики. М.: Изд.УРАО. 1997, С.41.

Источник: scienceforum.ru

Формула трудолюбия или как стать трудолюбивым

К большому сожалению, в современном мире довольно популярна мысль о том, что существуют легкие и быстрые деньги, которые можно получить совершенно не работая. Эта идея является одной из первых препятствий, которая стоит на пути к достижению успеха в жизни. В целом, успех в жизни как таковой не является главной мотивирующей силой, которая побуждает к трудолюбию.

Разве может человек, у которого присутствует самоуважение, в течении продолжительного времени зависеть от кого-либо. Лень – это форма рабства. Трудолюбие – это путь к независимости и относительной свободе.

Человек, любящий дело над которым он трудится, чаще всего добивается успеха на своем поприще и происходит это именно за счет того, что ему нравится делать то, что он делает. Трудолюбие, скорее всего, заключается не в любви к действию как таковому, а в любви к определенному виду деятельности.

Трудолюбие – это любовь к труду над любимым делом, к тому, что вам нравится делать и получать какие-то определенные результаты. Не думаю, что можно быть счастливым и испытывать удовольствие от простого однотипного действия, которое не предусматривает совершенно никакого развития. Если человек копает картошку и ему предстоит этим заниматься изо дня в день и так на протяжении всей жизни, то, ни о каком трудолюбии и речи быть не может. Хотя, если копнуть глубже, можно совершенствоваться и в копании картошки, например, работать над скоростью выкапывания, глубиной посадки лопаты, угла ввода ее в землю и т.д., т.е. достичь абсолютного совершенства в этом деле.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитания трудолюбия в скучной однотонной работе можно достичь за счет развития новых подходов и совершенствования уже существующих.

Как воспитать или развить трудолюбие

Трудолюбие развивается за счет того, что вы совершенствуетесь в том деле, которым занимаетесь. Развитие или совершенствование – это ключ к трудолюбию. Лучше конечно будет, если вы знаете, чего хотите, и занимаетесь своим любимым делом, но если уж вам пришлось заниматься не очень приятным или однотонным трудом, то и тут можно найти то, что вам будет интересно и полюбить делать то, что не очень хочется.

Например, вам предстоит напечатать большой по объему текст, тут же появляется чувство лени. Откуда появляется это чувство? Его источником является отсутствие интереса к предстоящему однотонному труду, который не предусматривает какого-либо развития. Это занятие, которое просто требует определенных временных затрат, что ведет из точки А в точку Б. Уму человека совершенно не интересен механический труд так как он нуждается в творчестве. Интерес к делу или своеобразное трудолюбие можно получить за счет найденных положительных моментов в предстоящем занятии.

Вернемся к необходимости напечатать большой по объему текст. Во время этого механического труда можно попытаться извлечь пользу или вызвать интерес за счет смещения акцента внимания не на конечной цели набора текста, а на развитии такого навыка как набор текста вслепую, совершенствование данного навыка. Ведь намного интереснее научиться быстро печатать на клавиатуре, что будет служить дополнительной мотивацией и стимулом к выполнению скучной работы и развивать трудолюбие. Развивать или воспитать трудолюбие в себе можно за счет поиска стимулов или же самостоятельно их создавать.

Формула трудолюбия

Любое, даже самое скучное и однотонное дело или труд можно полюбить за счет творческого подхода к нему. Труд + творческий подход = трудолюбие или удовольствие от любого типа труда.

Источник: kakzachem.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today