Как воспитывали детей на Руси

Содержание

В сердце Европы, на востоке континента, издревле проживали славяне. Цементирующей силой славянства являлась, прежде всего, языковая общность.

Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII – IX вв., когда возник новый письменный язык славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий (византийские просветители). Этот язык был единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии, предназначался для «книжного учения».

Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863г. Обучение было более простым и легким, чем-то, которое велось в школах Западной Европы на латыни, поскольку в основе преподавания находился не мертвый, а живой, разговорный язык. Ученики Кирилла и Мефодия (славянские книжники) расселились по всему славянскому миру и создавали школы. Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, раскол на православие и католицизм. Восточные и южные славяне оказались под влиянием греко-византийской религиозной, культуро-образовательной традиции, западные славяне испытывали воздействие римско-католической, западноевропейской традиции образования.

8 вещей, от которых у вас волосы встанут дыбом: как воспитывали детей 100 лет назад?

Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, прежде всего мать, развивалось и домашнее обучение «мастера грамоты» учителя учили детей на дому. Такое обучение называли еще и «школами грамоты».

В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения как ученичество (учащиеся жили в семье ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте, помогали по хозяйству, приобретали нравственно религиозные качества, соответствующие духу новой семьи). Дети военных, дружинников обучались в специальных домах, получали военную подготовку. Дети жрецов получали интеллектуальную подготовку в светилищах и храмовых костеловых мастерских, обучались языческой религии и письму. Сначала было пиктографическое знаковое письмо, а с девятого столетия под воздействием византийского алфавита (кириллица) стало складываться древне – русское звукобуквенное письмо.

Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.

На рубеже 8 – 9 веков возникла крупнейшая в Европе раннефеодальная государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания до начала 14 века). Создался мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные племена от Карпат до Урала, от черного до белого моря.

В 988 г. в значительной степени по инициативе киевского князя Владимира Святославовича произошло крещение Руси. Вместе с Христианством, воспринятым из Византии, пришло просвещение и культура. Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы.

Воспитание на Руси / Как воспитывали детей на Руси?

Владимиром С. в Киеве была открыта первая школа «учение книжного». Образование на первых порах насаждалось сверху. Школа для России было явлением новым и воспринималось с опаской. Но князья и их окружение были заинтересованы в распространении новой религии. Школы должны были способствовать этому. Обучение религии и обучение вере воспринимались как единый процесс.

Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей).

Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В 11 веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К 13 веку школы существовали уже во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах. Содержание обучения в обычных школах: чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.

При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получали образование писатели, летописцы, переписчики, переводчики, проповедники, «книжники». Была открыта повышенная школа в Киево-Печерском монастыре для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переводные с греческого рукописные книги. При Киевском Софийском соборе Ярославом Мудрым была создана первая библиотека.

Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.

Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она была внучкой князя Всеслава Чародея и с малолетства имела способности к науке, а ее любовь к чтению удивляла родителей, которые считали, что чтение занятие не для женщин.

Ефросиния уже тогда мечтала сама переписывать книги. Сколько книг она переписала за свою жизнь неизвестно, но это было большой и кропотливой работой, так как не существовало другого способа «издать» книгу, кроме того, как переписать букву за буквой, ряд за рядом, страницу за страницей. Этому делу и посвятила свою жизнь полоцкая просветительница. Но этой деятельности ей было мало.

Она мечтала расширить переписку книг, поэтому основала в Полоцке два монастыря – женский и мужской, а при них организовала мастерские по переписыванию книг и школы для девочек и мальчиков. Этим она помогла развитию школьного дела, тем более, что по написанным ее книгах дети учились грамоте, а ее школы для того времени были передовыми и по программе и по контингенту учеников, большая часть которых была из простых семей.

Культурно-просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой проявилась и в других направлениях. Так, она объединяла вокруг себя талантливых зодчих, живописцев и поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм, а также собор при основанном ее Богородицком монастыре. С именем Ефросинии Полоцкой связано и создание полоцким мастером Лазарем Бокшей подписного креста для храма Святого Спаса.

Ефросиния призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц.

В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла23 мая 1173 года, когда ей было 53 года. Ее тело было перевезено в Киев и захоронено в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли, а 5 июня отмечают День памяти небесной заступницы за Беларусь.

Другой представитель белорусского Просвещения 12 века – КирилаТуровский (1130 — 1182), который за свое мастерство и художественное слово был прозван вторым Златоустом. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии.

Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком и знал цены образованию, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился К. Туровский в Турове, т.к. там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича.

С приходом из Византии христианства К. Туровский сразу принял новую веру.

Читайте также:  Как красиво обвязать край вязаного изделия спицами

Чтобы постичь книжную мудрость просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу – помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Более 13 лет К.Туровский был в епископском сане, и за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом.

Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь, которая возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Эти два качества просветитель объединял в понятии служения Богу, в чем видел смысл существования и предназначения человека.

К. Туровского как учителя волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что знания нужны всем без исключения людям.

Большую педагогическую ценность имели «Поучения» К. Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с «Поучениями Владимира Мономаха» имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси. У К.Туровского нет педагогической системы, его мысли о воспитании и обучении золотым зерном разбросаны в его произведениях. Многие из них имеют поучительное и воспитательное значение: они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия.

Выступления К. Туровского перед широкой аудиторией с речами против людских пороков, с намеками на высокопоставленных особ, имели большое социально-бытовое значение.

Просветитель стремился побудить своих земляков к книге и знаниям. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг. Он советовал читать сознательно, с «разумом».

К. Туровский написал одно из наиболее замечательных произведений «Притчу о человеческой душе и теле», что известно еще под названием «Притча о слепом и хромом».

До нас дошло не все наследие К. Туровского. Сохранились 8 сказаний, 21 молитва, 2 канона на смерть княгини Ольги. По праву первенствуют притчи просветителя.

К. Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом.

Педагогические памятники X – XII вв.

Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика «житий святых», поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания.

В качестве образца поучений указывались «Изборник Святослава» (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников. Распространялись поучения византийца Иоана Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имеющих педагогическую направленность «Златаструй», «Измаград», «Златауст».

Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум.1182).важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям». К памятникам педагогической литературы того времени можно отнести и «Житие Ефросинии Полоцкой», проповеди «словы» Кириллы Туровского, памятники древнерусской культуры «Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись», «Слово о полку Игореве» (конец 12 в.) поражает не только литературным достоинством, но и пронзительной силой любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси.

Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые 11 в, приблизительно 700 берестяных грамот.

Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, обрядах, играх, праздниках. Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси снизился. В упадок пришло «учение книжное». Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 был сожжен Киев центр Древней Руси. Во многих городах гибли культурные ценности, горели книги, были угнаны в полон умельцы, мастера грамоты, книжники.

Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура, просвещение продолжали развиваться, в особенности в тех княжествах, которые не были разорены. В этот период была в почете профессия книжных писцов. Книги находили сбыт не только в богатых семьях, но и у простого народа, что способствовало распространению грамотности.

. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.

Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержаться в ряде письменных памятников: «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия» и др.

Воспитание того времени требовало держать ребенка в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематичные наказания, в том числе и физические.

Но многие русские просветители-патриоты провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей, были за гуманное отношение к человеку. (ЕпифанийСлавинецкий, Семион Полоцкий, Селивестр Медведев, Карион Истомин и др.) Федор Курицин создал гуманистическое произведение «Написание о грамоте», в котором сформулировал ряд интересных демократических идей антифеодального и антицерковного содержания. Он был член московского еретического кружка.

Еретическое движение было тогда политическим движением, его представители состовляли богословские «ереси», где они с научной точки зрения поясняли многое о жизни человека, явлениях природы и т.д. В собрания рукописных книг имелись сочинения по астрономии, естествознанию, философско-богословским вопросам.

В 13-15 вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты, но их было не достаточно, и народные массы пользовались услугами «мастеров грамоты». Мастерами грамоты становились дьячки и «мирские люди». За плату они обучали детей грамоте у себя на дому или в домах учащихся. Небольшое количество таких мастеров были повышенного типа. Они учили детей богатых не только грамоте, но и «словесным наукам», математике.

В конце 16 века на Руси появились первые печатные книги учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров. В 1574 г. он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы, мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к букварю он изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия – «Обращение к детям и родителям» – говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

За религиозное воспитание отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Но в этот период огромная часть населения пребывала в невежестве и негра мотности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

СПЕЦПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло славянских языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета – во многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их – его оскорблению.

Почитание родителей было не столько добродетельной жизнью христианина, сколько было основано на выполнении сыновнего долга. Но именно уважение старости – было главной основой воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Так представлялась преемственность традиций в русской семье. Христианская традиция «Почитай отца своего» стала основой воспитания на Руси.

Огромное внимание наши предки уделяли воспитанию в детях почитания и бережного отношение к природе, так как «Земля – кормилица» давала урожай. Не будет его – пропадет род. Нельзя было, стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «Мать Земля не простит этого». Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения – охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори – будет дома пожар», «Не трогай пчел – будешь плакать».

Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Н.М. Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. В давние времена хозяин своей головой отвечал за сохранение жизни гостя. Сегодня дома же современных горожан все больше походят на крепости, куда нет входа посторонним.

Да и встречи с друзьями все чаще переносятся в кафе и рестораны.
Еще в воспитании прививалась любовь к своему Отечеству: «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи».

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Трудовое воспитание было главным. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел, заботе о своих подданных, защите их.

Читайте также:  Когда закончится война мы все наденем ордена

Среди русских князей в древности существовал обряд посажения сына на коня. Этот обряд был особой гордостью. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч.

В 12 лет юноша получал второй меч. Он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами владения мечами и стать воином, защитником своего города.

Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Кормильцы – специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи. Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика.

koti-3k.jpg

Сейчас много разговоров относительно того, что дети не хотят учиться. А ведь очень важно, как в обществе относятся к знаниям вообще. Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить – ум точить», «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается».

Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.

Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами. На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике 1076 года написано, что чтение книг – «доброе дело» для каждого христианина, ибо там слова Божьи.

Детей учили – с детства читаешь святые книги – совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых, откуда детишкам предлагалось брать пример для подражания?

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавать им свои знания.

Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной» назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя Тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век), княгиня киевская, обучала «младых девиц» «писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие».

В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им начальное образование.

О воспитании мальчиков на Руси стоит сказать несколько слов отдельно. Первое письменное свидетельство о воспитании мальчиков на Руси в привилегированной княжеско-боярской среде можно встретить в начальной русской летописи – «Повести временных лет» там, где говорится о юных годах сына Игоря Старого и Ольги – Святослава.

Впервые Святослав появляется в летописном рассказе во время похода Ольги в Древлянскую землю. Его сажают на коня и дают в руки копье. «И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на Древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком» (в подлиннике – «дитеском»). «И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем».

Из этого эпизода видно, что маленький князь воспитывался, прежде всего, как воин, и не будущий, а как бы уже действующий. Символически подающий пример дружине броском копья или выстрелом из лука.
Полтора века минуло со времен Святослава Игоревича, когда был написан замечательный памятник литературы – «Поучение Владимира Мономаха своим детям» – свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам православный князь, праправнук Святослава. Старый мудрый князь, приготовляясь к смерти, «сидя на санях», размышляет о самом главном в жизни с точки зрения церковного учения и семейной морали русской знати.

Важно проследить, что в принципах воспитание князя осталось неизменным со времен Х в., а что появилось совершенно нового. Прежним осталось представление о предпочтительности скромного образа жизни, близости к дружине, военной доблести. «На войну выйдя, не ленись, – пишет князь, – не полагайся на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью. около воинов ложитесь, а вставайте рано». Постоянная ратная выучка и боеготовность, подвижный образ жизни диктовались условиями бесконечных княжеских междоусобиц, возобладавших на Руси к XII в. и борьбы с постоянными вторжениями степных кочевников.

Мономах с тщательностью рассказывает о труде своем, «как трудился я в разъездах и на охотах с 13 лет». Князь научился забавам, которые любил всю жизнь: укрощать руками диких коней, вступать в единоборство с вепрем, медведем и «лютым зверем» (барсом или, может быть, львом – в те времена этих южных зверей можно было встретить на Дону). И это несмотря на то, что «с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки, и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею. »

Новым же было христианское воспитание, следование святым заповедям. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем. » Первая часть «Поучения» просто усыпана цитатами из Псалтыри – это свидетельствует о том, что знание священных книг стало признаком большого достоинства не только для духовных лиц, но и для княжеской среды. Частью образа жизни становится соблюдение молитв. «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи современные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом – на восходе солнца, надо с радостью прославлять Бога. ».

«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем», – обращается к своим читателям Владимир Мономах. К благочестию, по его мнению, относится милосердие к страждущим: бедным, нищим, больным и убогим. К смирению перед старшими добавляется «ума смирение» – отказ от мести, нанесения обиды, гнева. Мономах приводит слова из поучения вселенского отца Василия Великого о надлежащих правилах общежития: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь».

Еще одно новое достоинство, которое ценит Владимир Мономах, – учение. «Чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Ранее, при Ярославе Мудром, предпочтение в образовании, похоже, отдавалось скорее девочкам.

Присутствуют в «Поучении» и правила этикета: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Наконец, управляя своими владениями, надо следить за подчиненными: «Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам».

«Поучение Владимира Мономаха» переписывалось и вставлялось в редакции летописей вплоть до XV в. – столько времени оно оставалось руководством по воспитанию князей. Другие произведения литературы XII и последующих веков подтверждают эти воспитательные ценности в феодальной среде.

Социально-бытовые условия в той части Руси, которая стала Московским государством, заметно изменились в XVI в., когда сложилась централизованная система власти во главе с Государем всея Руси, а затем – царем (1547). Российское государство сплачивалось как, с одной стороны, сословно-представительное, а, с другой, крепостническое. Главным в морали правящих кругов постепенно становится служение государю и общеполитическим интересам. Несколько больше начинает проявлять себя мораль городской среды купцов, ремесленников. Крестьянские устои остаются в целом патриархальными.

Показательно, что именно в первые годы правления Ивана IV, когда осуществлялось укрепление государственного аппарата, видный деятель совета ближайших людей при молодом царе Избранной рады игумен Сильвестр составил «Домострой», ставшую нарицательной книгу об устройстве семейных отношений. К теме этого материала «Домострой» имел прямое отношение – книга начинается с «Наставления отца сыну». Отец «вразумляет» сына и его родных и домочадцев жить «по-христиански». После глав о соблюдении церковных обрядов, молитв и почтении к церкви следует сказание о том, «как детей своих воспитывать в поучении и страхе Божием».

Хоть и «бунташный», но поступательно развивающийся в России дальнейший XVII в. способствовал усердному накоплению знаний и деловых навыков, разнообразному проявлению способностей «сильных мира сего». В то же время молодой человек еще всецело зависел от отцовской воли и семейных устоев. Как это было, можно с известной долей условности представить себе по нравоучительным повестям времени правления Алексея Михайловича.

Читайте также:  На дно солонку что класть примета

Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Природой заведено, что мы своим детям все даем: жизнь, образование школьное и высшее, играем свадьбы, помогаем с жильем и с внуками и т.д. И приходит время детей возвращать родителям добрым отношением и куском хлеба в старости.

Сегодня с этим возникают проблемы. С каждым годом все больше. Мы много сил тратим на поиски новых систем, методик и принципов воспитания. Но всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого?

Тем более, что традиции воспитания на Руси – феномен, выдержавший испытание веками! А может быть стоит на традиции воспитания обратить внимание, тем более, что оно было проверено русским народом веками.

Источник: www.press-line.ru

Презентация, доклад Воспитание детей в Древней Руси.

В Древней Руси воспитанию детей уделялось большое внимание. Ведь детство, по глубокому убеждению обитателей Руси, было тем истоком, откуда начинаются все хорошие или дурные качества взрослого человека.

  • Главная
  • МХК
  • Презентация Воспитание детей в Древней Руси.

Слайд 1Воспитание детей
в Древней Руси
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени

В.М.Комарова
с углубленным изучением английского языка
ЗАТО городского округа Звёздный городок
Московской области
Декабрь 2014 г.

Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась.
Эдуард Асадов

Воспитание детей в Древней РусиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени В.М.Комаровас углубленным изучением английского языкаЗАТО городского

Слайд 2 В Древней Руси воспитанию детей уделялось большое

внимание. Ведь детство, по глубокому убеждению обитателей Руси, было тем истоком, откуда начинаются все хорошие или дурные качества взрослого человека.

В Древней Руси воспитанию детей уделялось большое внимание. Ведь детство, по глубокому убеждению

Слайд 3 Но воспитание было очень своеобразным: дети не считались

вполне людьми, скорее, их заготовками. Воспитывали детей в большой строгости и страхе перед старшими.

Но воспитание было очень своеобразным: дети не считались вполне людьми, скорее, их заготовками. Воспитывали

Слайд 4 Семьи на Руси были большими, жили целыми

родами. Бесспорный авторитет отца был закреплён в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Бесспорный авторитет отца был закреплён

Слайд 5 Первые 3-4 года ребёнок был под опекой

матери, он посильно помогал ей в домашних делах. С 5 лет ребёнка — мальчика привлекали к мужским делам, девочку — к женским хозяйственным обязанностям. Детям рассказывали обучающие, таящие глубокий смысл сказки и легенды.

Первые 3-4 года ребёнок был под опекой матери, он посильно помогал ей в

Слайд 6 Детей одевали в рубахи, сшитые не из

нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка для девочки – из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребёнок будет защищён обереговой родительской силой.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды

Слайд 7Наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми.
Сильно различалось

воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца.

Наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Сильно различалось воспитание и отношение в семье к

Слайд 8 А девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага.
С

7 и до 15 лет ребёнок считался отроком. После окончания этого срока девочки оставались под присмотром матери, продолжали учиться хозяйству и рукоделию.

А девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. С 7 и до 15 лет ребёнок

Слайд 9 А мальчики переходили в распоряжение отца, выполняли

уже серьёзные мужские обязанности. Так, сыновья дружинников уже с 12 лет учились воинскому делу и проживали отдельно от матерей.

А мальчики переходили в распоряжение отца, выполняли уже серьёзные мужские обязанности. Так, сыновья

Слайд 10 Детей с раннего возраста готовили к взрослой жизни.

Им поручали всевозможные обязанности по дому, обучали их грамоте – это тоже считалось обязанностью родителей. В основном малышей учила чтению и письму мать, поэтому очень ценились образованные невесты.

Детей с раннего возраста готовили к взрослой жизни. Им поручали всевозможные обязанности по дому,

Слайд 11 Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских

семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они передавали им свои знания.

Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной» назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского.

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии,

Слайд 12 Анна Всеволодовна
(XII век), княгиня киевская, обучала «младых

девиц» «писанию, ремёслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие».

Анна Всеволодовна (XII век), княгиня киевская, обучала

Слайд 13 При выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной,

чтобы она могла не только ухаживать за детьми, но и дать им образование.

При выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только ухаживать

Слайд 14 В старых сказках и былинах положительный герой

всегда умён, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен.

В старых сказках и былинах положительный герой всегда умён, воспитан и образован, а

Слайд 15 Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую

косу – это символизировало объединение жизненных сил.
Коса располагалась строго вдоль позвоночника.
Считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют девочку жизненными силами, подготавливая её к будущему материнству.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу – это символизировало объединение жизненных

Слайд 16 Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и

заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребёнка.

Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с

Слайд 17 Древняя Русь была и умней, и эрудированней,

и искусней, чем её часто представляют. Настоящая мудрость не восхваляла превосходство силы над справедливостью, нечестную добычу. Она стремилась распространять нравственное отношение ко всему в жизни: «Добро бо книги почитаеши не славохотия ради, но поучаючись благая деяти и в правде жити» («Измарагд»).

Изборник 1076 года — первый дошедший до нас образец древнерусской книги для чтения не только церковнослужителей, но и мирян.

Древняя Русь была и умней, и эрудированней, и искусней, чем её часто представляют.

Слайд 18 Однако именно духовная мудрость требовала упорной учёбы,

постоянного и вдумчивого чтения книг, знакомства с мировой историей, осмысления своего места в ней.

Однако именно духовная мудрость требовала упорной учёбы, постоянного и вдумчивого чтения книг, знакомства

Слайд 19Духовная мудрость требовала литературного, музыкального и эстетического развития – но только

вдобавок к нравственному.

Духовная мудрость требовала литературного, музыкального и эстетического развития – но только вдобавок к нравственному.

Слайд 20Произведения древнерусской литературы глубоко нравственны. Нравственность была краеугольным камнем воспитания. Многие

правила воспитания из произведений древнерусской литературы не устарели до настоящего времени:

«Больного навестите»,
«Не пропустите человека, не поприветствовав его» («Поучение» Владимира Мономаха);
«Если кто в печали человеку поможет, то как студёной водой его напоит в знойный день» («Моление Даниила Заточника»);
«Того считай другом, кто любит тебя, а не тех, кто вокруг тебя»,
«Кто хочет другими управлять, пусть научится владеть собой» («Пчела»);
«Получив добро, помни, а сделав – забудь»,
«Меч губит многих, но не столько, сколько злой язык» (из «Изречений Исихия и Варнавы») .

Произведения древнерусской литературы глубоко нравственны. Нравственность была краеугольным камнем воспитания. Многие правила воспитания из произведений древнерусской литературы

Слайд 21 Каждая семья была обязана научить своих детей

грамоте. В Древней Руси очень уважали грамотность. Именно поэтому задачей каждой семьи было научить детей читать и писать. Археологи нашли много подтверждений этому: например берестяные грамоты, на которых дети вначале выводили отдельные буквы, а уже потом учили всю грамоту.

Каждая семья была обязана научить своих детей грамоте. В Древней Руси очень уважали

Слайд 22Берестяные грамоты с рисунками мальчика Онфима
До нашего времени

дошли, например, рисунки с берестяных грамот жившего в XIII веке новгородского мальчика Онфима. Если бы не своеобразный писчий материал, их вполне возможно принять за «художества» современного школьника.

Берестяные грамоты с рисунками мальчика Онфима До нашего времени дошли, например, рисунки с берестяных грамот

Слайд 23 Если же родители замечали, что их ребёнок

очень талантлив, то его отдавали «учёному человеку». Он являлся своего рода профессором. Такой человек имел одного ученика и все свои знания передавал только ему.
Образованный человек должен был уметь петь, обладать хорошими знаниями по истории, соблюдать все религиозные каноны. Такой ребёнок был гордостью своих родителей.

Если же родители замечали, что их ребёнок очень талантлив, то его отдавали «учёному

Слайд 24 Основное направление воспитания в Древней Руси чётко

просматривается в «Поучении князя Владимира Мономаха детям.»
Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать её от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми.

Основное направление воспитания в Древней Руси чётко просматривается в

Слайд 25 Он указывал на необходимость воспитывать в детях

мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми.

Великий князь
Владимир Всеволодович Мономах.
Портрет из Царского титулярника. 1672 год

Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же

Слайд 26 «Богу надо угождать не молитвами, не

отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами».
Именно стремление делать добро было основой воспитания детей при всей строгости самого процесса воспитания.

«Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а

Слайд 27И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. Ведь доброта

сильнее, чем война, Как бескорыстье действеннее жала. Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, И потому она непобедима!
Эдуард Асадов

Илья Глазунов. «Дмитрий Донской»

Источник: shareslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today