Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразными.
В системе духовных ценностей славян сохранение племени было основным понятием. Жизнь отдельного человека всецело зависела от семьи, общины и племени. Уклад жизни славян определял традиции в воспитании детей, нравственные ценности, передаваемые из поколения в поколение.
В дохристианской Руси воспитательные методы были тесно связаны с языческими представлениями о природе и окружающем мире. Воспитание было направлено, прежде всего на то, чтобы развить в каждом ребенке важные и полезные для общины качества характера, такие как трудолюбие, честность, исполнительность, уважение к старшим и т.д. Через традиционные обряды и фольклор ребенок учился основам различного вида деятельности, узнавал природу и окружающий мир.
Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
7 шокирующих вещей, которые ждали детей в средние века!
Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше (обычно это делали с мальчиками 1-3 лет). Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет.
О детях заботилась вся семья, и опека эта начиналась задолго до его появления на свет. Издревле члены славянской семьи старались оградить беременную женщину от всяких напастей. Например, в последние перед родами месяцы женщину даже не выпускали из дому, потому что в доме она находилась под опекой домового и священного огня домашнего очага.
Да и вообще, боясь сглаза, даже сам факт беременности женщина пыталась скрыть по возможности дольше, а срок родов хранила в строжайшем секрете. Но сама беременная считалась любимицей богов и могла приносить счастье и удачу. Женщину, ждущую ребенка, иногда специально приглашали в сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить.
Процесс рождения славяне считали одним из самых сакральных событий. Они верили, что рождение, как и смерть, нарушает тонкую грань между миром живых и мертвых людей. Поэтому рождение ребенка считалось опасным делом не только для матери и новорожденного, но и для всех родичей. По этой причине женщина не оставалась рожать дома, чтобы не навредить остальным. Она чаще всего уходила в лес или хотя бы в другое помещение, например, в баню.
Существовало много обычаев и обрядов, цель которых была помочь женщине в родах. Например, чтобы тело матери легче раскрывалось, и ребенок быстрее родился, роженице расплетали волосы. Даже в доме открывали все окна и двери, развязывали узлы и отпирали замки. В родах будущей матери обычно помогала опытная женщина, которая сама уже имела нескольких здоровых детей. Не редко на родах присутствовал и муж, это было обычным делом и считалось, что нет ничего дурного в том, что рядом со страдающей женщиной находится любящий и надежный человек.
8 вещей, от которых у вас волосы встанут дыбом: как воспитывали детей 100 лет назад?
Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребенку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери.
Глава семейства брал на руки новорожденного и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребенка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребенка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорожденный представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.
Потом ребенку давали имя, однако оно хранилось в строжайшем секрете. Славяне считали, что имя во многом определяет судьбу человека. Имя нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей, поэтому у славян долгое время существовал обычай двойных имен: одно имя тайное, давалось при рождении, а другое имя было мирским.
Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
От груди ребенка в Древней Руси отлучали не постепенно, а в один день. В этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.
Воспитание ребенка рассматривалось как процесс его взросления, который проходил в несколько этапов: «молодой» — 3-6 летнее дитя, «чадо» — 7-12 летний ребенок, «отрок» — подросток 12-15 лет.
Дети до 3-4 лет находились под опекой матери. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступившего во взрослую жизнь человека называли «матёрым», то есть воспитанным матерью.
+++КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МУЖЧИНА и КАК ЕГО ВОСПИТАТЬ+++
1. Мальчиков воспитывали быть настоящими мужьями. И для этого необходимо было развивать два основных качества.
Первое – мужчина должен уметь защищать свою женщину. Защищать физически: если нападали враги, он должен был уметь постоять за жену и семью. Защищать материально: мальчики с детства понимали, что на них вся ответственность по содержанию семьи, это было естественно. И защищать психологически.
Что значит защищать психологически?
У женщин очень активный ум, и настроение может меняться ежеминутно. И мужчине важно быть твердым в те моменты, когда женщина закатывает истерику. Он не должен истерить вместе с ней. Мужчине важно понимать, что женщине без его помощи трудно с собой совладать, он должен уметь ее успокоить, его обязанность – защитить женщину от ее беспокойного ума, дать заботу и поддержку.
2. И второе качество настоящего мужа – умение контролировать свои чувства. Особенно, что касается других женщин. Мужчина должен быть верным своей жене и не обижать ее, заглядываясь на соседок.
===КАКОЙ ДОЛЖНА СТАТЬ ЖЕНЩИНА И О ХОДЕ ЕЁ ВОСПИТАНИЯ===
Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек — как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.
Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины.
Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.
Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек.
Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.
Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону.
Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов. Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу.
Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка.
___ОБРАЗОВАНИЕ ПО ДРЕВНЕ-РУССКИ ___
В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди настолько уважали ученость, что даже в старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование»: от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все драгоценные знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание единственного человека.
Столетиями русским внушали, что письменность «диким язычникам» дали «добрые греки» — монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Но и теперь мы имеем массу данных, что славяно-русы имели свою письменность задолго до крещения.
Например, найдено два древнерусских меча (дохристианской эпохи), на них славянские надписи – видимо, имена кузнецов, «Людота Коваль» и «Славимир».
Ещё одно материальное свидетельство о существовании славянской письменности — это надпись на знаменитой «гнездовской корчаге» середины 10 столетия (она найдена в одном из Гнездовских курганов в 1949 году Д. А. Авдусиным). Надпись состоит из одного слова «гороушна» (видимо, горчица), процарапанного на поверхности уже обожженной корчаги. Есть и другие материальные доказательства, так в Новгороде найдена деревянная бирка с надписью, в слоях X века.
Таким образом, наши пращуры были весьма развитым народом, имели свою державу, цивилизацию, задолго до крещения.
Источник: www.drive2.ru
Как воспитывали детей наши прадеды!
Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания – неуместными, подчас дикими.
Но интерес к ним остается, и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.
Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»
В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, «кормильство» – форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр.
При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.
Другая форма воспитания – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава – Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.
Так же существовало «кумовство» – выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли «пестунами». Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.
Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.
Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей.
Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки – из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: «Добрый сын всему свету завидище», «Вся девичья краса – это гордость и коса», «Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут», «Дочь – чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай»
Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу – это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.
Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.
И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого «воспитывал», образно, девушку.
Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной», назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала «младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям.»
Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года.
Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.
Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.
В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в «Поучении князя Владимира Мономаха детям.» Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми.
Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.
Источник: 3rm.info
Как воспитывали детей на Руси: Зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок
Сегодня будущие матери находятся под наблюдением врачей, посещают женскую консультацию, запоем читают доктора Спока и другую литературу по воспитанию малышей. После рождения долгожданного чуда женщины стараются соблюдать все рекомендации, а когда ребенок немного подрастает, водят его на «развивалки», ищут лучшие садики и школы. А как было раньше?
Рождение, и почему девочек пеленали в отцовскую рубаху
К родам на Руси готовились заранее. /Фото: vitri.com.ua
Современные педиатры и детские психологи утверждают, что самый важный период жизни ребенка — от появления на свет и до года. Такого же мнения придерживались и в древней Руси, только кроме правильного ухода и пристального внимания за здоровьем малыша придавали большое значение различным обрядам, чтобы нечистая сила не могла навредить новорожденному.
Например, сегодня уже мало кто крепко пеленает младенцев, как это делали еще 20-30 лет назад. А в древности за пеленанием следили пристально, считая, что оно убережет ребенка от неправильного развития. При этом для пеленок использовались только старые тряпки, лучше всего чтобы это была одежда родителей. Во многих областях считалось, что идеально подойдет рубаха отца.
Завернутый в нее ребенок был защищен от злых сил. Поэтому и мальчиков и девочек пеленали в чистую, но поношенную (а, значит, мягкую) одежду.
Но так делали не везде. В некоторых районах позволялось использовать мужскую рубаху только для мальчика, а женскую только для девочки. Говорили, что если нарушить это правило, то девочка будет бесплодной, а мальчик слабым и глупым.
Первое купание как залог счастья, и что добавляли в воду и с какой целью
Первое купание – всегда было и будет волнительным мероприятием. /Фото: 1kozhnyi.ru
И сегодня и раньше матери очень серьезно относились к первому купанию новорожденного. Современные мамочки закупают для этого различные аксессуары, дезинфицируют их, готовят место, где все будет происходить, нагревают воду (по утверждениям врачей она не должна быть горячее 37 градусов). Делают отвары из череды, ромашки для того, чтобы избежать аллергических реакций и сделать нежную кожицу еще более гладкой. В общем, событие однозначно важное и волнующее, но вряд ли оно несет в себе какой-то особый смысл.
В старой Руси считали иначе – от того, как проходит первое купание, могло зависеть будущее ребенка. Чтобы малыш вырос богатым, в воду клали серебряные монетки. Чтобы он никогда не испытывал недостатка в еде и нужных вещах, в воду могли положить кусочек хлеба, яйцо, какую-то стеклянную посуду. Заботясь о внешнем виде и желая своему ребенку нежной белой кожи, родители мыли его в парном молоке.
Что такое крикса и как колыбель защищала от нечисти
Колыбель подвешивали к потолку или к специальной рогатине. /Фото: i.mycdn.me
На Руси малыш спал в колыбели, а не в кроватке. Считалось, так как кровать стоит на полу, злые духи могут украсть новорожденного. Поэтому люльку подвешивали к потолку, тем самым оберегая малыша от нечисти. Перед тем как первый раз положить ребенка в колыбель, звали кота. Он должен был «впитать» все горести и проблемы, которые могли грозить младенцу.
Чтобы нечистая сила не смогла сделали свое черное дело, под матрас подкладывали ножницы или нож. А чтобы ребенок сладко и спокойно спал, использовали сон-траву и свиные хрящики.
Но иногда даже все эти ухищрения не помогали, и ребенок заходился плачем, часто просыпался. Тогда говорили, что это проделки криксы. По преданиям это было противное и злобное существо, бороться с которым можно было, читая заговоры. «Крикса, крикса, уходи из дома, иди в темный лес, на высокую гору, оставь в покое нашего малыша».
Не только крикса могла беспокоить ребенка, был еще так называемый зыбочник. Он пугал и мучил новорожденного. Чтобы зыбочник не мешал спокойствию ребеночка, запрещалось качать пустую колыбель, а если младенца вынимали, то люльку прикрывали одеялом.
Как кормили, учили ходить, и что значит «разрезать путы»
Кормили малыша всегда грудным молоком. /Фото: std1.bebee.com
Кормили новорожденного исключительно грудным молоком. Если мать этого не делала, она брала на себя грех, поскольку разрывала магическую связь между собой и младенцем. Более того, полагали, что даже если по каким-то ужасным причинам ребенок умер, он еще долго может являться по ночам, чтобы отведать материнского молока.
Ходить учили так же, как и сейчас. Также делали своеобразные ходунки из кожаных ремешков и веревок. Если к году малыш все еще не постигал искусство хождения, нужно было разрезать путы. По преданиям, именно они не давали ребенку шагать.
Чтобы это сделать, нужно было поставить ребенка на лавочку, после чего отец должен был взять ножницы или две лучины и сделать движение, которое имитировало разрезание веревок между ногами сына или дочери. К после чего нужно было сказать ребенку, что он может ходить, поскольку «путо разрезано».
Чему учили мальчиков и девочек, и кто такие пестуньи
Девочек учили вышивать уже с семи лет. /Фото: cs6.livemaster.ru
Детей в Старой Руси рано приучали к труду, они становились полноценными работниками уже в 7 лет. Худшим «комплиментом» было сказать про мальчика, что он способен только бабки гонять, а про девочку – что она «непряха». Мальчишек отцы брали с собой в поля, где они помогали растаскивать навоз, убирали жесткие комки земли, чтобы они не мешали при работе с плугом. Маленькие работники боронили поля, а когда исполнялось 9 лет, уже умели хорошо стрелять из лука, ставить ловушки на уток. К десяти годам вовсю занимались рыболовством, ловили сусликов.
Девочки начинали заниматься домашней работой лет в шесть. Их учили прясть, ухаживать за домашней птицей, в 7 лет они начинали красиво вышивать, а когда маленькой работнице исполнялось десять, она уже умела доить корову, ухаживать за младшими братьями и сестрами, тщательно мыть полы и посуду, гладить белье, стирать.
Когда же наступало двенадцатилетие, девочки имели право стать нянькой, так называемый пестуньей. Это была не просто работа, а оплачиваемый труд. Пестунью нанимали обычно на время страды, когда с детьми некому было остаться. Стоимость услуг могла достигать 5 рублей.
Иногда расплачивались продуктами и вещами, например могли отсыпать несколько пудов муки, или выдать большой отрез для пошива платья, расплатиться яблоками и картошкой. Когда надобность в пестунье отпадала, хозяева делали большой пирог с капустой и дарили маленькой няньке со словами «держи пирог, а няньку за порог».
Кому-то это покажется диким, но так называемое суррогатное материнство существовало издревле. Первое упоминание о нём восходит ко временам Плутарха.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru