В Древней Руси о правах женщин речи не шло. Их жизнь подчинялась правилам, которые придумывали мужчины. Мы собрали самые противоречивые из них.
Нельзя выходить из терема
Это, конечно, не касалось девушек из сословий попроще: там и корову кормить с утра, и печь топить, и что угодно. Но для дочерей бояр и богатых купцов заточение — единственный способ проживания до замужества.
«Девицы и жены, особенно у богатых, постоянно содержатся дома в заключении и никогда не выходят в общественные места», — писал путешественник Август Мейерберг в 1661 году.
Терем, кстати, не был комфортабельным. Светлица, где девушки проводили большую часть времени, имела очень маленькие окошки и освещалась лучиной. В спальнях не было кроватей. Даже в самых зажиточных домах спали на спальных лавках или ларях с драгоценностями безо всяких кружевных простыней и подушек (их только выставляли напоказ в парадных комнатах).
БЛУДКАСТ — КАК ВСЁ УСПЕВАТЬ(Блуд, Пушкарев)
Бьюти-проблемы на руси
История о том, что в Древней Руси все девушки сияли естественной красотой, конечно же, миф. Зажиточные женщины активно белили лица и шеи, а еще рисовали красный румянец — тогда любили яркий мейк.
Путешественник Адам Олеарий, побывавший на Руси в XVII веке, вспоминал: «В городах женщины румянятся и белятся, и притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску».
Боярыня Марфа Черкасская появилась несколько раз на публике с «голым лицом», чем вызвала бурю негодования и больше так не делала. Забавно, что обычай белить лицо, подчеркивать глаза, брови и щеки был чрезвычайно укоренен в городской среде, хотя церковь его не одобряла. В 1661 году новгородский митрополит запретил пускать в храм набеленных женщин. Вот так: не накрашенной выйти нельзя, но зайти накрашенной не везде можно.
Знатные женщины должны скрывать лицо
Знатные дамы должны были плотно задергивать занавески в повозках и сидеть в темноте до прибытия. Молодая царица Наталья Нарышкина потрясла свет, спокойно разъезжая по городу, глядя в окно. На этом она не остановилась: на первом спектакле, моду на которые ввел ее муж царь Алексей Михайлович, царице приходилось смотреть на сцену из-за решетки, отделявшей ее и других женщин от остальной публики. Нарышкиной так это не понравилось, что на втором спектакле она уже сидела, не скрываясь за ограждениями.
Нельзя демонстрировать волосы
Точнее можно, но только мужу — и этому четкому средневековому правилу следовали все женщины. «Опростоволоситься», то есть показать, что у тебя растут волосы на голове, было большим бесчестьем. Чтобы защитить себя от позора, женщины носили волосник — шапочку, которая стягивала волосы и полностью убирала их с лица. На волосник сверху надевался платок. Считалось классным так сильно затянуть волосник, что становилось тяжело моргать. В Новгороде женщины даже дошли до того, что начали волосы брить (ну чтобы их наверняка никто не увидел), но церковь была против, и обычай не прижился.
Как все успевать и не перегореть
Однако русская царица польского происхождения Агафья Грушецкая эту моду отменила: ее головной убор не скрывал волосы. Муж Агафьи, царь Федор Алексеевич, с охотой потакал жене и даже разрешил множество польских новинок: одежду, бритье и табакокурение. Кроме того, Грушецкая стала первой женщиной, которая села рядом с царем как царица, а не осталась на женской половине в специальном тереме. Хотя этого никто особо и не заметил — всех по-прежнему шокировали неприкрытые волосы.
Нельзя носить только одно платье
Московское платье времен, скажем, Ивана Грозного отличалось многослойностью. По сути это был сарафан на сарафане. И одно из самых громких убийств — убийство Иваном Грозным своего сына — по одной из версий, произошло из-за наряда. Все знатные и богатые женщины по обычаю должны были быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года.
Так вот, к убийству: как-то раз без предупреждения царь вошел на женскую половину, где застал беременную жену своего сына в одном платье (вот срам-то какой!). «Царь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супругу, но этим только обратил на себя гнев и удары отца», — описывает папский посол Антонио Поссевино.
НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ХУДОЙ
Во времена Средневековья красивая женщина — это женщина в теле. Просторные наряды княгинь и боярынь давали, по словам немецкого дипломата Иоганна Корба, «полную свободу раздаваться в толщину».
Придворный врач царя Алексея Михайловича Сэмюэль Коллинз в одном из своих писем сообщил, что худых женщин в боярских семьях часто спаивали, следуя «варварскому обычаю лежа поить водкой, чтобы женщины толстели».
Табу, запреты и преодоление
Жизнь женщины на Руси, особенно из богатого сословия, очень напоминала гаремный уклад, как при турецких султанах. Только без гарема, но под полной властью мужчины: в изоляции, с кучей требований и предписаний, строгим дресс-кодом и полным отсутствием осмысленных занятий в большинстве случаев. Одно радует — всегда находилась какая-нибудь шальная императрица, которая начинала нарушать правила. А потом это становилось мейнстримом.
Фото обложки: Леон Бакст, 1922. Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Источник: flacon-magazine.com
7. Женщины и дети в Древней Руси
Про жизнь женщин в Древней Руси известно не очень много. Женские имена появляются в летописях реже, чем мужские. Часто имя женщины не называлось, а указывалась её принадлежность к какому-то роду (жена Глебова, дочь Всеволода, сестра Игорева и т. д.). Несмотря на это были женщины, которые вели самостоятельную политику и принимали важные решения, например, княгиня Ольга или Ингигерда — жена Ярослава Мудрого.
Уклад семьи на Руси был патриархальным . Это значит, что главой семьи был старший мужчина , а остальные домочадцы подчинялись ему. Поэтому девушки до замужества слушались отца , а после вступления в брак — мужа . При этом по «Русской Правде» женщины на Руси имели широкие имущественные права . Они могли наследовать имущество от отца, мужа и других родственников и распоряжаться им, могли заключать сделки . Особыми правами обладали вдовы , после смерти мужа вдова фактически становилась главой семьи, она опекала детей и распоряжалась всем семейным имуществом.
Женщины на Руси могли более свободно владеть и распоряжаться имуществом, чем их современницы в Западной Европе.
Женщины обеспечивали всё семейное хозяйство. Они воспитывали детей, готовили еду, ухаживали за птицей и скотом, шили одежду. Обучение всем женским ремёслам начиналось с раннего возраста . Девочки уже с (5)–(6) лет учили прясть, ткать, шить и вышивать. До свадьбы каждая девушка должна была приготовить себе приданое — одежду и бельё. Также девочки с детства заботились о младших братьях и сёстрах , так как в семьях обычно было много детей. К моменту вступления в брак ((14)–(16) лет) девушка должна была уметь полноценно вести всё домашнее хозяйство .
Рис. (1). Пряхи
Мальчиков, как и девочек, с раннего возраста привлекали к труду . Их учили работать в поле, запрягать лошадей, пасти скот и всему остальному, чем занимались их отцы и братья. Обязательно обучали и военному делу — ездить на коне и обращаться с оружием.
Источник: www.yaklass.ru
Какие 7 женских обязанностей на Руси в наши дни могут вызвать лишь сочувствие
Женщины практически во всём мире продолжают бороться за равные с мужчинами права и возможности. К счастью, сегодня представительницы прекрасного пола могут себе позволить быть независимыми и самостоятельными. Они успешно строят свою карьеру, ведут бизнес, при этом не забывая о семье и детях. Такое положение, как известно, было далеко не всегда. В прошлом у женщин было множество обязанностей, которые могут сегодня вызвать сочувствие, а иногда и улыбку.
Смывание красоты
Андрей Шишкин, «Заря-заряница». / Фото: www.tunnel.ru
Ещё в языческие времена считалось, будто женщина способна нанести вред мужчине своими чарами. Чтобы этого не произошло, каждая девушка перед вступлением в брак должна была пройти особый обряд, называемый «смывание красоты». Правда, к внешности он никакого отношения не имел. Скорее, речь шла об освобождении будущей жены от её защитных ритуалов, которое тогда в переносном смысле и именовали красотой.
Замужество обязательно
Константин Маковский, «Боярский свадебный пир в XVII веке». / Фото: www.pinimg.com
Согласно «Уставу князя Ярослава», датирующегося рубежом между XI-XII веками, родители обязаны были выдать дочь замуж. Если барышня не выходила замуж до определённого возраста, её родители обязаны были выплатить церковной казне штраф, размер которого определялся по происхождению девицы. Если она была очень знатного рода, из великих бояр, то штраф составлял 5 гривен золота, а родители простой девушки обязаны были выплатить за незамужнюю дочь гривну серебра.
Естественно, платить никто не хотел, а потому родители всегда торопились выдать дочь замуж, особо желанием её не интересуясь. Но если дочь в замужестве была столь несчастна, что решалась свести счёты с жизнью, наказание за это снова несли родители, представавшие в этом случае перед митрополитом.
Послушание и кротость
Андрей Шишкин, «Хозяюшка». / Фото: www.tunnel.ru
Так как девушек выдавали замуж очень рано, начиная с 12 лет, то до этого она считалась ещё ребёнком, а нормы морали применялись уже к замужней барышне. Если до брака девица должна была подчиняться отцу и матери, то после – непосредственно супругу. Если в девичестве потенциальная невеста демонстрировала бойкий нрав и не опускала стыдливо глаза, то её и замуж брать не хотели, опасаясь строптивости в семье. Если же замужняя барышня вне дома начинала спорить с мужем, то тем самым она унижала его достоинство и демонстрировала своё дурное воспитание.
Покрытая голова
М. Шибаев, «Сговор». / Фото: www.la-estetica.ru
После вступления в брак женщина навсегда лишалась возможности ходить с непокрытой головой перед посторонними людьми. Появление на людях без кокошника или платка считалось позором для семьи. Осуждался и её муж, и родители, ибо в обоих случаях они не смогли правильно «воспитать» женщину и добиться от неё соблюдения определённых правил.
Принимать воспитание с благодарностью
Фирс Журавлёв, «Приезд извозчика на родину». / Фото: www.kartinysistoriey.ru
Воспитание же было связано исключительно с физическим наказанием. Оно применялось во множестве случаев, начиная с невкусного супа и заканчивая фактом измены. Если супруг не наказывал жену, то он считался не только слабохарактерным, но и не испытывающим к супруге никаких чувств. Даже сами женщины считали: любящий мужчина должен воспитывать свою жену, если желает ей блага.
Такое положение вещей установилось уже после принятия христианства на Руси, а в широко известном «Домострое» даже были выделены несколько глав, в которых подробно описывались методы такого «воспитания». Жена же должна была принимать воспитание с благодарностью, ибо муж таким образом заботился о ней и её нравственности, избавляя от «скверны».
Затворничество
Маковский Константин, «Боярышня у окна». / Фото: www.diletant.media
Одной из обычных практик в зажиточных семьях было затворничество. То есть женщина не имела права покидать семейный круг, да и вообще без надобности показываться незнакомым людям. Покидала женщина собственный двор исключительно для посещений церкви. Женщины из бедных семей трудились в поле вместе с мужьями, поэтому затворничество к ним в полной мере не применялось.
Но при этом любые действия совершались исключительно по разрешению супруга. Сохранились записи иностранного путешественника Герберштейна, который упоминал о том, что русским женщинам и их дочерям изредка разрешалось развлечение на «привольных лугах».
Поцелуйный обряд
Маковский Константин, «Чарка мёду». / Фото: www.pinimg.com
Этот обряд проводился исключительно в богатых семьях, и появился он, по утверждению историков, не ранее XVII века. Гавриил Петрович Успенский, русский историк, географ и энциклопедист, считал, что обряд был заимствован у иностранцев, проживавших в Росси. Подробно описывал его барон Майерберг, побывавший в 1661 году в Москве.
Когда в доме собирались гости, то по окончании застолья к ним выходила жена хозяина дома, которую сопровождали две или три служанки. Хозяйка непременно была в лучшей одежде и держала в руках кубок с напитком. Перед тем, как передать его гостю, она сама прикасалась к сосуду губами. Пока же гость пил, женщина удалялась в другую комнату и переодевалась в другую одежду. После чего вновь выходила и передавала кубок уже другому гостю.
Маковский Константин, «Поцелуйный обряд». / Фото: www.moiarussia.ru
Напоив так всех гостей, без исключения, хозяйка становилась у стены или у печи и принимала поцелуи от всех гостей, непременно потупив глаза. Обряд этот проводился исключительно после просьб гостей или же для высказывания своего уважения к особо важным персонам, почтившим дом своим присутствием. Муж мог позволить одному из гостей или же своему благодетелю разговаривать с женой во время своего отсутствия.
Так исторически сложилось, что во все времена девушки мечтали о семейном счастье. Правда, далеко не всегда эти мечты были осуществимы. На Руси нередки были случаи, когда барышень замуж не брали. И на то были свои причины.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru