Один из самых распространенных дефектов речи – это картавость. Половина населения не знает, что значит не выговаривать «р». Но некоторые люди всю жизнь борются с этой проблемой и задаются одним единственным вопросом: как перестать картавить. Только упорный труд над самим собой поможет навсегда забыть об этой проблеме. А мы, в свою очередь, подробно расскажем, как быстро перестать картавить.
Причины
Почему люди картавят – это главный вопрос, который интересует картавых людей.
Первым делом нужно разобраться в основных причинах картавости у взрослых и детей:
- Механическая – это причина, которая появляется вследствие неправильного прикуса, твердого неба у человека или гипердонтии.
- Акустическая причина возникает вследствие того, что человек путает между собой похожие звуки (например, «Р» и «Л»).
- Подражательная причина тянется из глубокого детства. Ребенок с самого рождения слышит неправильное произношение звуков, но не понимает этого. Соответственно, он начинает произносить звуки также как и его родители. Например, букву р, как букву л.
- Невралгическая дислалия возникает в связи с появлением патологий отдельных участков головного мозга. Они отвечают за правильную речь.
- Функциональная дислалия появляется из-за нарушений речевого аппарата: слабые мышцы и короткая уздечка языка.
Также существует мнение, что картавость передается по наследству. Есть большая вероятность того, что если один из родителей картавит, то и его ребенок также унаследует эту проблему.
Избавляемся от картавости
Картавость – это совершенно не опасная патология. Она не приносит никаких проблем со здоровьем. Однако картавые люди могут столкнуться с рядом проблем при поиске работы. В связи с этим у человека падает самооценка и появляется неуверенность в себе.
Как выговаривать букву Л? Постановка звука Л: артикуляция, упражнения, произношение
Для взрослого человека это может стать настоящей проблемой, которая помешает реализоваться в жизни, как на работе, так и в семейном плане. Поэтому, нужно знать, как разучиться картавить.
Если вы заметили у своего ребенка проблемы с речью – срочно обращайтесь к врачу. Советы логопеда помогут избавиться от этой проблемы в раннем возрасте и навсегда о ней забыть. Лучше всего обращаться к специалисту в возрасте 5-6 лет. Даже уже в 13-14 лет исправить такой дефект речи будет намного сложнее. Только врач сможет с точностью рассказать, как не картавить и что для этого нужно делать.
Первым делом опытный логопед расскажет вам, какие бывают причины картавости, а также определит, почему именно у вас возникла такая проблема и расскажет, как не картавить. Также он назначит лечение. Это могут быть легкие упражнения для корректировки речи, если у вас не очень запущенный случай. Но, может назначить и оперативное вмешательство для исправления картавости.
Картавый человек должен быть готов к тому, что на исправления картавости нужно будет потратить время. Только несколько месяцев упорного труда помогут забыть об этой проблеме. Конечно же, детям исправление картавости дается намного легче, чем взрослым. Даже для подростка в 14 лет борьба с этой проблемой будет проходить сложнее, чем в 6 лет.
Легкие упражнения на каждый день
Первый ответ на вопрос, как вылечить картавость – это ежедневное выполнение легких и простых упражнений. Всего 2 минуты в день на каждое упражнение и уже через неделю вы заметите существенный прогресс.
Первым делом нужно направить все усилия на коррекцию произношения буквы р. Сразу нужно сказать, что это будет не просто, поэтому запаситесь выдержкой и терпением. Какие бывают причины неправильного произношения «Р» вам расскажет логопед. К примеру, самая распространенная причина – это горловое произношения «Р». Для того, чтобы это исправить нужно выполнять ряд следующих упражнений:
- Раскрываем широко рот, улыбаемся и пытаемся будто «почистить» верхний ряд зубов с внутренней стороны. Двигайте языков справа налево, и наоборот.
- Открываем рот и укладываем на нижнюю губу язык. Непрерывно нужно произносить букву «ф». При этом, струя воздуха должна быть узкой.
Даже с помощью этих двух упражнений вы сможете заставить свой язык принимать правильное положение при произношении буквы р. Дальше дело остается за малым – довести до автоматизации произношение этого сложного звука.
Выполняйте следующие упражнения:
- Поднимаем язык вверх и стучим им по бугорку за зубами. При этом нужно постоянно произносить букву «д». Спустя время попробуйте произнести букву р. Для усложнения задачи попробуйте сказать «дыррр» 5 раз. И самый сложный этап – уберите букву «д» и просто скажите «ррр».
- Дальше открывайте широко рот и поддерживайте нижнюю челюсть. Языком облизывайте верхнюю губу как можно дольше (минимум 5 минут). Следующий шаг – снова широко открываем рот и выкладываем язык на нижнюю губу. При этом нужно выговаривать букву «ф».
- Постоянно произносите слова с буквой р: рысь, рыбак, работа, руль, фара, горы, перо, трактор и другие.
- Последнее упражнение – скороговорки от картавости с буквой «р». К счастью, есть огромное количество детских и взрослых скороговорок. Начните с самых простых стишков и постепенно переходите на более сложные варианты.
Можно ли исправить проблемы с речью с помощью таких простых упражнений может сказать только опытный логопед. Он точно знает, по какой причине у вас возникла картавость, и каким образом с ней лучше всего бороться.
Справляемся с картавостью во взрослом возрасте
Среди ваших друзей наверняка есть те, которые не выговаривают букву р. Возможно, со временем вы уже перестали замечать этот дефект речи. Но можете быть уверенными в том, что большинство знакомых постоянно находятся в поисках ответа на вопрос: как отучиться картавить. Если вы видите, что человек картавит и действительно переживает на этот счет, то у вас есть возможность помочь ему и направить его в нужное русло.
Как перестать картавить взрослому человеку – это сложный вопрос. Даже опытные врачи не могут с точностью сказать универсальный способ. Тут понадобится только терпение и время. А все потому, что речевой аппарат взрослого человека существенно отличается от речевого аппарата ребенка.
Проще говоря, у взрослого человека он уже окончательно сформирован и вносить какие-либо коррективы будет достаточно сложно. Поэтому, советы как избавиться от картавости для ребенка, взрослому человеку старше 16 лет вряд ли подойдут.
Универсальный рецепт как исправить картавость у человека в возрасте от 20-ти лет – это найти хорошего логопеда. Лучше всего искать врача с хорошими рекомендациями и опытом работы.
Будьте готовы, что заниматься вам нужно будет часто и много. Поэтому, вам необходимо выделить время на посещение клиники. Конечно же, вы можете ознакомиться с информацией, как перестать картавить в домашних условиях. Но, в таком случае вам также нужна будет помощь специалиста. Услуги врача на дому или в офисе стоят в разы дороже.
Как перестать картавить взрослому человеку – вопрос сложный. Очень многое зависит от причины возникновения патологии, логопеда, а также от самого желания пациента.
Поэтому, если вы или ваш ребенок картавит, сразу же изучайте всю информацию, как вылечить картавость. Запаситесь большим количеством терпения, выполняйте упражнения как минимум 3 раза в день и выполняйте все предписания врачей. Тогда вы сможете справиться с этой проблемой, и найти ответ на вопрос, как перестать картавить в домашних условиях и с помощью логопеда.
Источник: vseorechi.ru
Совет 1: Как выговаривать букву л
Любовь и ласка, листопад и метелица. Что роднит эти завораживающие русские слова? Их объединяет буква “л” – основа грациозности родной речи. Не у всех получается положительно выговаривать букву “л”. Но нет повода для горечи, это дело легко исправить.
Инструкция
1. Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом “лак”, “лужа”, “лебедь”, “люстра”, “ложка”, “лыжи”. Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука позже “л”, расположение языка слегка меняется.
При произношении слова “люстра” язык упирается теснее не в зубы, а в верхнее небосвод. А во время произношения слова “лыжи” – в самый краешек верхних резцов. Но тезис произношения звука “л” идентичен – язык с усилием отталкивается от препятствия.
2. Если у вас сразу не получается сказать ясное “л”, значит надобно принудить трудиться ваш язык. Для этого исполняйте следующее упражнение:- при произнесении звука “л” в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как словно прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к верному расположению.
3. Повторяйте медлительно и четко следующие скороговорки:- “Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет”;- “Тридцать три корабля виляли-лавировали, виляли-лавировали, виляли-лавировали, да не вылавировали”;- “Полосатые матрасы полоскала дочь Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала”.
4. Возьмите ломтик текста из всякого классического произведения. Читайте с выражением, обращая внимание на положительное произношение звука “л”. Пускай вначале это будет слегка утрированно, но со временем язык классно запомнит свое место, и вы будете говорить верно.
Совет 2: Как произносить букву л
Звук «л», как и другие звуки, может вовсе отсутствовать в речи ребенка (скажем, взамен слов «пила», «лук» он произносит «пиа», «ук»). Данный звук может заменяться другими звуками («пиуа», «йук»). Дюже зачастую дети заменяют звук «л» мягким вариантом – «ль», и получается «пиля», «люк». Это легко объяснить тем, что расположение органов речи при произношении звука «л» несколько труднее, нежели при произношении звука «ль».
Инструкция
1. Примите к сведению, что в случае положительного произнесения звука «л» органы артикуляции принимают следующее расположение: зубы разомкнуты; губы слегка раскрыты; язык – длинный и тонкий, его кончик упирается в основание передних верхних зубов; струя воздуха проходит сбоку по краям языка и после этого выходит из уголков губ.
2. Исполняйте с ребенком следующие упражнения, содействующие выработке положительного произношения буквы «л». Приступайте к выполнению упражнения № 1. Его цель обучиться расслаблять мышцы языка. Улыбнитесь совместно с ребенком, приоткройте рот, положите передний широкий край язычка на нижнюю губу. Удерживайте его в таком расположении, считая от одного до десяти.
Дозволено посоревноваться с ребенком, кто дольше удержит свой язык в сходственном расположении.
3. Исполните упражнение «Лошадка». Оно укрепляет мышцы языка и вырабатывает навык подъема языка вверх. Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот и пощелкайте кончиком языка (скажем, как лошадка цокает копытами).
4. Сделайте совместно с ребенком упражнение «Качели». Его цель обучить стремительно менять расположение языка. Это нужно при соединении звука «л» с гласными буквами а, ы, о, у. Улыбнитесь, приоткройте рот, положите язык за нижние зубы с внутренней стороны, после этого поднимите его наверх, упершись кончиком в верхние зубы. Поочередно меняйте расположение языка 6-8 раз, понемногу убыстряя темп.
5. Переходите к упражнению «Дует ветерок». Цель: вырабатывать воздушную струю, положительно выходящую по краям языка. Улыбнитесь совместно с ребенком, приоткройте рот, прикусите кончик языка передними зубками и подуйте. Проконтролируйте присутствие и направление струи воздуха, поднеся ко рту малыша ломтик ватки.
Если планомерно исполнять данное упражнение громко (с включением голоса) и с поднятым кверху кончиком языка, в результате получится прекрасный звук «л».
6. Потренируйтесь совместно с ребенком произносить слоги и слова со звуком «л» – спойте на мотив какой-либо песенки: ло-ло-ло, ла-ла-ла, лу-лу-лу. Поупражняйтесь в произношении таких слов, как пила, молоток, лампа, лошадка и др.
Совет 3: Как выговаривать букву Ш
Работу над произношением буквы Ш класснее каждого начинать с раннего детского возраста. Но если у взрослого человека также имеется сходственная загвоздка, то занятия артикуляционной гимнастикой способны подмогнуть и ему.
Вам понадобится
- – зеркало;
- – ритмичная музыка
Инструкция
1. Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений для нижней челюсти, губ и языка. Исполнять их необходимо планомерно – повседневно по 3-5 минут перед зеркалом. Занятия с детьми дозволено сопровождать ритмичной музыкой, счетом либо хлопками.
2. Исполните упражнение на становление мышц нижней челюсти. Попросите ребенка обширно открыть рот и удерживать его в таком расположении в течение 20 секунд. Повторяйте это упражнение 10-15 раз.
3. Содействуют становлению нижней челюсти жевательные движения при сомкнутых губах, а также легкие постукивания зубами (губы разомкнуты). Сделайте упражнение «Заборчик» – губы растяните в улыбке, а верхнюю челюсть поставьте на нижнюю. Вынесете в таком расположении 15-20 секунд, расслабьтесь. Дозволено тренироваться единовременно с ребенком, внося игровые элементы в упражнения.
4. Развивайте мышцы губ. Крепко растяните разомкнутые губы при сжатых зубах, получится «голливудская улыбка», зафиксируйте ее на 5-7 секунд. Повторите это действие 10-15 раз. Сделайте упражнение «Хоботок» – вытяните губы как дозволено дальше вперед трубочкой.
Повторите 15-20 раз.
5. Для становления мышц языка исполните совместно с ребенком упражнение «Чашечка». На нижнюю губу положите язык, приподняв при этом его боковые стороны и кончик. Должно получиться что-то как бы желобка. Еще одним результативным видом тренировки мышц этого речевого органа является так называемая «Болтушка».
Напрягите язык и стремительно-стремительно поболтайте им во рту в различные стороны, после этого расслабьте его и повторите упражнение. Исполняйте 20-30 раз.
6. Проговаривайте совместно с ребенком разные скороговорки, следите не столько за быстротой, сколько за качеством их произношения. Скажем: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Шапка да шубка – вот и каждый Мишутка», «Шестнадцать шли мышей и шесть обнаружили грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши» и т.д.
Источник: jprosto.ru
Постановка и автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика для звука Л
Неправильное произношение звуков «л» и «р» режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция — исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука «л» происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука «л» и для формирования речи, и для уверенности малыша.
Варианты неправильного произношения звука
Есть несколько версий того, как искажается буква «л» при говорении:
- вместо согласной буквы «л» выговаривается гласная: «ыожка» — «ложка», «ыпша» — «лапша»;
- заменяют «л» на «ува»: «хотеува» — «хотела», «еува» — «ела»;
- меняют на «р»: «рапша» — «лапша», «рокоть» — «локоть»;
- вместо «л» на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос — «н».
Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.
Причины нарушения произношения звука л
Существует несколько причин, когда произношение «л» не формируется или нарушается:
- малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
- для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
- двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
- подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» — «развилка»;
В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:
- образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
- кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
- середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.
Постановка звука л
Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.
Артикуляция звука л
Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.
Артикуляционная гимнастика для звука л
Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:
- выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
- «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
- «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
- «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
- «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
- «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».
Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.
Автоматизация звука Л
Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.
Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.
Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:
А после освоения, в обратных слогах:
Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:
- звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;
- звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;
- звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;
- в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.
Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.
После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:
спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;
спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед».
читать/повторять уже более сложные предложения.
Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.
При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».
Игры на закрепление произношения
Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:
- «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.
- «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.
- «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.
Структура индивидуального логопедического занятия
Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л. Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:
- Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
- Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
- Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.
С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше — полчаса.
Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.
Источник: orechi.ru