Окружающий мир – это учебная дисциплина, являющаяся составным компонентом программы начального школьного образования и направленная на изучения основ устройства окружающего мира: природы и социума.
Изучение устройства окружающего мира лежит в основе всестороннего, гармоничного развития личности учащегося. Познавая окружающий мир, ребенок развивается физически, интеллектуально, нравственно и эстетически. У него формируется чувство вкуса и основы восприятия прекрасного, а также любви к родному краю и его обитателям.
Помимо этого, в ходе изучения окружающего мира происходит формирование навыков установления причинно-следственных связей между процессами и явлениями. А это является основой развития логического мышления.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Дисциплина «Окружающий мир» имеет свои специфические черты. Они состоят в следующем:
- Культурологическая ориентация дисциплины. Это означает, что в ходе изучения данного предмета происходит освоение разных областей научных знаний: история, культура, география, обществознание и т.д.
- Способствование нравственному развитию личности учащегося. Познавая данный предмет, ребенок учиться взаимодействовать с природой, формирует гуманные основы поведения в социальной и природной среде, учится оказывать помощь всем живым существам и бережно относиться к ним. Это позволяет выработать нравственные ориентиры поведения: представления о добре и зле, хорошем и плохом, гармоничном и противоречивом, культурном и бескультурном и т.д.
- Трудовая воспитательная направленность дисциплины. Познание окружающего мира невозможно без организации практической деятельности на природе: дети выполняют различные виды трудовой деятельности – уборка территории, сбор мусора, кормление птиц и животных, создание кормушек своими руками и т.д.
- Эстетическое воспитание учащихся. Посредством изучения окружающего мира происходит формирование навыков эмоционального отношения к природе, ее объектам и процессам. Ребенок учится замечать красоту во всех объектах и процессах, восхищаться творениями природы и человека.
- Интегрированный подход к преподаванию дисциплины. Предполагает взаимопроникновение всех учебных дисциплин курса, разных научных знаний и концепций при изучении дисциплины. Это создает условия для подготовки учащихся к дальнейшему обучению и освоению образовательных программ на других этапах школьного обучения.
- Систематизация имеющихся знаний об окружающем мире. Младшие школьники обладают уже какой-то информацией о мире, в котором они живут и процессах, которые наблюдают ежедневно или видели когда-то. Эти знания требуют расширения, обоснования, аргументации.
«Окружающий мир как учебная дисциплина»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Образовательные ресурсы дисциплины «Окружающий мир»
Определение 2
КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ПРОЧИТАННОЕ, Как быстро запомнить текст, Как быстро выучить историю
РАБОЧАЯ СХЕМА Лайфхак, как учить стихи
Образовательные ресурсы – это потенциальные воспитательные и обучающие возможности предмета, которые помогут в достижении конкретных образовательных результатов работы.
Основными образовательными ресурсами «Окружающего мира» являются следующие:
Качества личности, формируемые в ходе изучения «Окружающего мира»
При изучении окружающего мира у учащегося формируется желание взаимодействовать с ним. При этом, формируются личностные свойства, отражающие готовность ребенка к положительному и плодотворному сотрудничеству с окружающим миром. К ним относятся:
- Личностная готовность. Она отражает навыки самостоятельной деятельности, самостоятельного познания, инициативность, навыки планирования и организации своей деятельности, преодоления трудностей.
- Коммуникативная готовность. Она отражает навыки установления контактов с другими участниками социальной среды: диалога, монолога, отстаивания своей точки зрения, принятие чужого мнения и чужой позиции.
- Интеллектуальная готовность. Она связана с развитием навыков работы с разнородной информацией и навыков самостоятельного познания.
- Рефлексивная готовность. Она отражает навыки оценки и контроля своей деятельности, а также ее планирования и прогнозирования.
- Креативная готовность. Отражает умения находить нестандартные решения, применять творческий подход в работе.
- Эмоциональная готовность. Она отражает навыки адекватного восприятия учебной деятельности, различных ситуаций и мотивацию к познанию.
Источник: spravochnick.ru
Презентация на тему Как изучают окружающий мир (3 класс)
1. Какие наблюдения мы проводили при изученииокружающего мира в 1 и 2 классах? 2. Какие измерения мы про-водили в прошлом учебном году? 3. Какими приборами мы при этом пользовались?
- Главная
- Окружающий мир
- Как изучают окружающий мир (3 класс)
Слайды и текст этой презентации
классов
г. Ростов-на-Дону
МБОУ «Школа №107»
«Экология и диалектика»
Слайд 21. Какие наблюдения мы проводили при изучении
окружающего мира в 1
и 2 классах?
2. Какие измерения мы про-
водили в прошлом
учебном году?
3. Какими приборами мы при этом пользовались?
Слайд 3«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого
содержания». Гёте
Слайд 4МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
НАБЛЮДЕНИЕ
ОПИСАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
ИЗМЕРЕНИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Слайд 5Измерительные приборы и инструменты разнообразны.
Это весы, термометр, секундомер, часы,
линейка, рулетка.
Слайд 6Наблюдение – это один из методов, или способов, изучения природы.
От
греческого слова «методос» – способ, прием.
Слайд 71 — лупа; 2 — световой микроскоп; 3 — электронный
микроскоп; 4 — бинокль; 5 — телескоп; 6 — подзорная
Слайд 8Ручная лупа
Лупа штативная
Лупа контактная
Простейшим увеличительным прибором является лупа. Она
состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический
контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения.
Слайд 9Микроско́п — лабораторная оптическая система для получения увеличенных изображений малых
объектов с целью рассмотрения, изучения и применения на практике.
Словарь
Слайд 10телескоп
бинокль
Слайд 11АФАНАСИЙ КИРХЕР
Монах иезуитского ордена, изучал историю и исследовал
живую природу. Много читал, и от чтения у него ослабли
глаза. Используя увеличительные стекла очков, он изобрел нехитрый прибор, который позднее был назван микроскопом.
Слайд 12
Слайд 13метод фотоловушек
Программа изучения ирбиса на территории Российской Федерации при
поддержке Правительства РФ.
Главная цель экспедиции – внедрить передовые научные
методики для изучения состояния отдельных группировок снежного барса на территории России, такие как радиослежение, анализ генетического материала и установка фотоловушек.
Слайд 14Измеряют размеры, массу тел, температуру, скорость движения, время протекания определенных
явлений. Измеряют численность животных какого-либо вида, территорию и другие объекты.
Слайд 15Измерительные приборы
Термометр
Линейка
Рулетка
Секундомер
Весы
Мензурка
Мерный цилиндр
Слайд 16с
0
Слайд 17Эксперимент — в переводе с латинского означает опыт, проба.
Слайд 18Лабораторное оборудование
колбы
пробирки
стеклянные трубки
лабораторный
стакан
ступка
шпатель
пипетка
спиртовка
Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют
специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.
Слайд 19Моделирование – создание различных моделей.
Слайд 20При проведении наблюдений необходимо соблюдать определённые правила:
Сформулировать цель наблюдения.
Определить
условия и продолжительность проведения наблюдения.
Наметить и выполнить план действий.
Подумать, понадобится
ли оборудование и какое.
Зафиксировать результаты наблюдения, составив описание увиденного.
Сделать вывод (о чём узнали, выполняя наблюдения, какие особенности природы выяснили с помощью метода наблюдения).
Слайд 21Подумаем!
Как различные способы изучения окружающего мира дополняют друг друга?
Для чего служит каждый из изображённых на с. 10 предметов?
Слайд 22Итог урока:
Назовите способы изучения окружающего мира.
Чем опыт отличается
от наблюдения?
Какую роль в познании мира играет определение
природных объектов?
Как моделирование помогает изучать мир?
Перечислите этапы проведения наблюдения или опыта.
Источник: theslide.ru