Узнайте, как мотивировать ребенка заняться учебой после каникул.
Фото: Freepik.com
Напомним, что все российские школы возвращаются к традиционной форме обучения. Если ваш ребенок был на дистанционке, то, скорее всего, он будет счастлив вернуться в класс и продолжить обучение в обычном режиме.
Но что, если его мотивация к учебе угасла? А ведь именно она – залог хорошей успеваемости ученика. И лень здесь, как правило, ни при чем, ведь ребенок от природы любознателен. Актуальными рецептами повышения мотивации после каникул с нами поделились педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Москвы: Сергей Алексеев, Лилия Зверобоева и Лариса Назарова.
Сергей Алексеев, Лариса Назарова, Лилия Зверобоева — педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Москвы
Свяжите интересы ребенка со школьными предметами
Зачастую школьники не настроены учиться, потому что считают, что эти знания им не пригодятся в будущем, а значит – они попросту теряют время. Но это не так.
Мотивация на учебу: Как заставить себя учиться?
Покажите ученикам, как школьные знания помогут им добиться успеха, упростить жизнь, стать интересным и разносторонним человеком.
Если они хотят написать интересный пост в соцсетях – им нужны знания русского языка. Если они захотят в будущем стать разработчиками игр, им понадобятся знания по математике и физике. А для того, чтобы простроить свой идеальный маршрут для путешествий, – нужно иметь представления о географии. Более того, обучение и обогащение информацией не ограничивается школой: современный взрослый учится в течение всей жизни, не потому что «надо», а потому что это действительно интересно – узнавать больше об окружающем мире.
Depositphotos
Вводите в жизнь элемент случайности
Не секрет, что рутина плохо сказывается на мотивации: даже взрослые периодически выгорают на любимой работе из-за цикличного распорядка дел и поручений. То же самое происходит и со школьником. Даже если ребенку нравится учиться, при одном взгляде на количество уроков у него может пропасть энтузиазм – особенно после продолжительных праздников и каникул. Поэтому родителям стоит внести в жизнь разнообразие и элемент случайности.
Например, подбросьте монетку, чтобы решить, чем вы вместе займетесь после уроков.
Или приготовьте коробочку с фантами, на которых напишите название разных сюрпризов, которые можно будет получить в неожиданные моменты, – это может быть сладкий подарок, посещение необычного мероприятия или другой бонус за отличную учебу. И ученическая жизнь станет не такой уж безрадостной!
Формируйте самооценку
Мотивация связана с личностной позицией: если у школьника есть внутреннее убеждение в том, что он умный, талантливый, способный, то и стремления к выполнению уроков будет больше.
Родителям стоит усиливать личностную позицию школьника с помощью установок и аффирмаций на учебу (аффирмация – позитивное утверждение, которое при многократном повторении заменяет собой негативные образы и формирует позитивные).
7 СПОСОБОВ: Как заставить себя учиться? | Психология | TutorOnline
«Я сильный», «Я справлюсь», «Я умею считать», «Я способный ученик».
Такие установки помогут ребенку поверить в себя и начать выполнять задания самостоятельно. Есть огромное количество способов похвалить ребенка – не упускайте возможность сказать: «Я тобой горжусь», «Изумительно», «Мастерски», «Чудесно» и так далее.
Depositphotos
Делайте ставку на кумиров ребенка
Почти любой интерес школьника можно перевести в русло науки – пользуйтесь этим, чтобы развить в ребенке любознательность. Привлекайте к процессу обучения кумиров ребенка – как реальных людей, так и вымышленных персонажей.
Если ребенку нравится Илон Маск – это повод поговорить о космосе, физике, астрономии, рассказать о Сергее Королеве и Юрии Гагарине. Если ребенок фанатеет от серии фильмов про Гарри Поттера – это повод поговорить о литературе.
Не забывайте о соревновательном моменте.
Если школьник не выпускает из рук телефон, установите ему несколько обучающих приложений, например по изучению иностранного языка, и соревнуйтесь – кто из вас выучит больше слов за неделю.
Depositphotos
Подайте собственный пример и покажите свою включенность
Все начинается с личного примера и бесспорно приоритетного влияния родителей. Это то, что в первую очередь закладывает и поддерживает формирующуюся мотивацию ребенка. А это значит, что, если вы хотите, чтобы мотивация стала верным спутником вашего ребенка, действуйте.
• Заведите дневник достижений ребенка и ведите его совместно: это может быть нарисованная от руки табличка с наклейками или рисунками-бонусами за самые разные маленькие успехи, или записи-хроники событий, или продвижение по карте к какой-то конкретной цели (умение решать пример, навыки рисования и тому подобное).
• Пользуйтесь образовательными порталами – не только с целью научить чему-то ребенка, но и для собственного самообразования. • Если у вас есть работа, которую можно выполнить удаленно дома, предложите своему ребенку помочь вам. • Собирайте вместе со школьником аудио-, видеобиблиотеку по интересующей его теме, предмету, обязательно показывайте свои коллекции, связанные с вашим любимому делом, хобби, работой. • Участвуйте в школьных мероприятиях, в проведении образовательных акций, дне открытых дверей, встречах с авторами учебников, интересных книг. Этим вы подтверждаете важность школьной жизни и школьных навыков.
Учите ребенка активности делом, а не на словах.
• Планируйте фитнес для души и тела – это могут быть спортивные тренировки, долгие прогулки, совместное чтение, рисование, приготовление завтраков или ужинов по выходным дням, настольные игры, участие в детско-родительских психологических занятиях и многое другое. Все это помогает ребенку сохранять живой интерес и любопытство, сбрасывать лишнее напряжение, а также учит, как проводить свободное время, распределять его между важным и любимым, необходимым и вроде бы не очень, знакомым и пугающе новым. Так, умение планировать встраивается в обычную жизнь, и ребенок воспринимает его как нечто само собою разумеющееся. Фото: Depositphotos, Freepik.com
Источник: letidor.ru
Учись учиться: как помочь мозгу усваивать новое без особого труда
Чему бы мы ни учились, есть общие приёмы усвоения знаний. Они основаны на принципах работы мозга. Проблема в том, что традиции в образовании закладывались намного раньше, чем учёные смогли заглянуть внутрь черепа. Американская исследовательница, профессор Оклендского университета Барбара Оакли уверена, что многие подходы к обучению в результате оказались неправильными.
Редакция Synergy Times разобралась в её теории о том, как научиться учиться. Применяем её советы ― работают.
Из этой статьи вы узнаете
Что происходит с мозгом во время учёбы
Почему полезно учить других
Зачем делать перерывы во время учёбы
Как научиться не откладывать обучение
Почему долго лениться вредно
В чём смысл практики
Почему спорт и сон ― это важно
Как помочь мозгу всё запомнить
Как вести себя на экзамене
Почему не надо завидовать тем, кто быстро учится
Что происходит с мозгом во время учёбы
Мозг состоит из особых клеток ― нейронов. Именно они отвечают за обучение. У каждого нейрона есть «рука», которая называется аксоном, и несколько «ног» ― дендритов. Эти «ноги» волосатые, на них растут дендритные шипы.
Когда мы учимся, мозг выстраивает связи между нейронами: дендритные шипы растут, и аксон-«рука» их соединяет. Чем больше мы в чём-то практикуемся, тем крепче и толще цепочки, а значит, лучше усвоены знания.
При этом есть два принципа формирования нейронных цепочек. Первый связан с декларативными знаниями (человек может их декларировать, то есть выразить словами). Например, назвать столицу России или помнить, что вода мокрая.
Второй принцип формирует процедурные знания (практические). Например, умение ездить на велосипеде или завязывать шнурки.
Для эффективного обучения надо использовать оба механизма.
«Взяли картину Ренуара и разбили на 1125 кусков», – что такое NFT и как на нём разбогатеть
Почему полезно учить других
Просто узнать что-то новое (посмотреть видео или прочитать) ― хорошо, но недостаточно, утверждает Оакли. Нейронные связи при этом образуются слабые. Эффект возрастёт, если пересказывать изученное. Это называется «техникой вспоминания».
Например, с текстом надо работать так:
- внимательно прочитать;
- найти и подчеркнуть самое важное (фрагменты должны быть не слишком большими);
- закрыть текст и воспроизвести выделенные тезисы (можно вслух).
Техника вспоминания позволяет не просто вызубрить материал, а тщательно в нём разобраться.
Можно поделиться новыми знаниями с друзьями или коллегами. Полезно вспоминать ключевые моменты в разном окружении и в разное время (в кровати перед сном или на автобусной остановке).
Если повторить информацию сразу после прочтения, через полчаса, через день и через две недели, нейронные связи станут толстыми, как канаты! Бородатый анекдот о том, как профессор объяснял теорему студентам трижды и наконец понял сам, ― не шутка. Это действительно так работает.
Зачем делать перерывы
Учёба происходит в двух режимах: «сфокусированном» (сосредоточенном) и «рассеянном» (неосознанном). Мозг не может долго концентрироваться на задаче и начинает лагать. Это сигнал, что пора переключить режим ― сделать перерыв. Мозг автоматически отправит информацию на обработку, выстроит связи между знаниями из разных областей и поможет уложить новый материал в голове.
Рассеянный режим помогает выйти из ступора, найти неожиданные решения, посмотреть на задачу с новой стороны.
Почему лениться — это полезно: профиты и правила эффективного ничегонеделания
Как научиться не откладывать обучение
Мозг ― ленивый хитрюша. Он не хочет тратить энергию на отращивание нейронных связей и хватается за привычные действия. При мысли об учёбе мозг активирует центр боли. Но стоит только приняться за задачу, дискомфорт быстро уходит. Если знать об этой невинной хитрости, бороться с прокрастинацией будет проще.
И всё-таки, как заставить себя начать, если лентяй в голове вопит: «Не надо, мне больно»? Нужно убрать все отвлекающие вещи (соцсети, игры, телевизор), поставить таймер на 25 минут и пахать в режиме концентрации.
Зазвенел таймер ― у тебя есть законные 5–10 минут отдыха. Трать их, как тебе вздумается. Залипай в тиктоки, слушай музыку, пей чай, играй в игрушку на смартфоне. В это время мозг переключится в рассеянный режим. На окончание отдыха тоже можно поставить таймер.
После трёх-четырёх циклов можно сделать перерыв подольше — на 15–30 минут.
Есть специальные мобильные приложения по борьбе с прокрастинацией, например: «Forest: будь сосредоточенным», Pomodoro Timer, «Таймер продуктивности». Некоторые из них позволяют не только следить за временем, но и вести дневник обучения.
«Выпрями спину, креветка»: как я месяц носила корректор осанки и что из этого вышло
Почему долго лениться вредно
Барбара Оакли отмечает: если прокрастинировать часто, то мозг привыкнет лениться. Регулярные упражнения, наоборот, помогут сформировать привычку учиться. Как в спорте ― чем чаще нейрон передает электрический сигнал соседу, тем сильнее укрепляется связь между ними. Дендритные шипы крепнут, усиливается синапс ― место контакта между двумя нейронами.
По аналогии со спортзалом, короткие тренировки, разбитые на несколько дней, лучше, чем одно длинное занятие.
В чём смысл практики
Теория без практики малоэффективна. Длинная лекция подразумевает работу мозга в сфокусированном режиме, а мы уже выяснили, что он так не умеет. После изучения нового материала обязательно надо делать упражнения. Они помогают мозгу записать информацию не только в краткосрочную, но и в долговременную память.
Краткосрочная память ограничена. Она удерживает одновременно примерно четыре задачи (у кого-то больше, у кого-то меньше). Кстати, именно из-за экономии краткосрочной памяти рекомендуется во время учёбы убрать и выключить всё, что отвлекает.
С помощью практики некоторые задачи можно довести до автоматизма и освободить место в своей «оперативке» для решения новых или более сложных. Вспомни, как трудно было впервые поехать на велосипеде: держать равновесие, крутить педали, следить за дорогой. Но спустя несколько тренировок всё стало получаться само собой. Уже можно переходить на новый этап: ездить, не держась за руль.
Усложнять задачи надо постоянно. Когда новое знание прочно усвоено, практиковаться в нём легко и приятно. Не позволяй мозгу обхитрить тебя и схалтурить. Возвращаясь к примеру со спортом ― регулярно увеличивай «вес гантелей».
Почему спорт и сон ― это важно
Кстати, о спорте. Физические упражнения помогают нейронам развиваться и соединяться друг с другом. Во время занятий спортом в мозге формируется белок BDNF ― нейротрофический фактор мозга. Смотрите, какой красивый.
Он отвечает за формирование новых клеток и выживание и рост прежних.
Ещё эффективность учёбы повышает крепкий сон. Дендритные шипы на нейронах развиваются быстрее, когда мы спим. Во сне мозг раскладывает по полочкам всё, что узнал за день. Исследователи фиксировали повторяющиеся электрические импульсы, пробегающие по цепочке нейронов во время сна. В общем, пока мы спим, мозг работает.
Выходит, не такой уж он лентяй.
«Недосып грозит болезнью Альцгеймера» — сомнолог о том, как спать, чтобы быть продуктивным
Как помочь мозгу всё запомнить
Существуют приёмы, позволяющие лучше запомнить и понять новое:
- Метафора. К новому понятию подбери красочную метафору или аналогию. Это позволит напрячь старую мозговую цепочку и поможет осознать информацию через то, что ты уже понимаешь. Чем бредовее ассоциация, тем лучше она запоминается. Например: дендриты нейронов похожи на волосатые ноги.
- Мнемонические правила. Если представить долговременную память как бесконечную картотеку, то мнемоническое правило ― это путь к нужной полке и ящику. Можно пользоваться уже существующими правилами или придумывать свои. Подойдут не только фразы типа: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», но и картинки. Например, чтобы запомнить число Пи, можно представить Змея Горыныча с тремя головами, одним туловищем, четырьмя хвостами и т. д.
- «Дворец памяти». Древнеримский метод, основанный на мысленно-пространственных ассоциациях. Допустим, тебе надо запомнить номер телефона: 2-84-10. Представь локацию, которую хорошо знаешь, например, свой дом. Расставь все цифры по комнатам, и пофантазируй в красках, на что они похожи. Вот по прихожей ползёт змея-двойка. Она ищет на кухне свои очки-восьмёрку. Находит на стуле-четвёрке. Переползает в ванную и обвивается вокруг швабры-единицы. Ты, конечно, в шоке. Поэтому твой рот напоминает ноль. Больше абсурда! Он помогает запоминать.
- Сочинение песенок. Многие учили в школе английский алфавит, распевая его на несложный мотив. В результате он запомнился намертво. Такой творческий подход работает и с более сложными понятиями.
- Конспект от руки. Писать рукой медленнее, чем печатать. Во время конспектирования мы автоматически отмечаем главное в тексте, и дендритные шипы растут. Перед сном можно просмотреть свои записи и дать таким образом нейронам задание на ночь.
«Можно арбуз с горчицей съесть – это уже новый опыт»: как развивать креативность
Как вести себя на экзамене
Краткая шпаргалка, как помочь мозгу справиться с экзаменом (контрольной, зачётом, тестом):
- Перед сном просмотреть конспекты и повспоминать тезисы.
- Выспаться.
- Начать с трудных задач. Пробеги глазами задания, отметь самые сложные. Решай их первыми. Подумай над ними две минуты. Если мозг впал в ступор ― переключись на более лёгкие задачи. Реши их и вернись к трудным. Сработает принцип рассеянного внимания, как в случае с обычным перерывом на отдых. Во время решения простых задач мозг в фоновом режиме будет работать над трудной.
- Настроить себя на успех. Не думай: «Я боюсь экзамена». Посмотри с другой стороны: «Я проверю и продемонстрирую свои знания на экзамене».
- Дышать правильно. Во время стресса мы дышим поверхностно, только верхней частью грудной клетки. Мозгу не хватает кислорода, и это усиливает страх. Сознательно дыши глубоко. Можешь положить руку на живот и следить, чтобы он поднимался.
Почему не надо завидовать тем, кто быстро учится
Мы уже упоминали, что объём краткосрочной памяти у разных людей отличается. Те, у кого много ячеек в оперативке, учатся очень быстро. Барбара Оакли называет их «гонщиками» (race car learners). Людей, у которых краткосрочная память меньшей ёмкости, она сравнивает с путешественниками (hiker learners). Они учатся медленнее и вдумчивее.
Чтобы усвоить сложные вещи, им приходится создавать вспомогательные мозговые цепочки. Это позволяет им обнаружить ошибки, которые упустили «гонщики», придумать изящные и нетривиальные решения задач. Ещё они обладают богатым воображением и умеют объяснить трудный пример простыми способами.
Разумеется, всё намного сложнее. В одних областях знаний мы учимся, как «гонщики», в других ― как «путешественники». Если чувствуешь, что всё идёт как по маслу, будь внимательнее, не спеши с выводами, следи за ошибками. И наоборот, не переживай, когда что-то даётся с трудом. В таком обучении больше творчества.
Большинство нобелевских лауреатов ― «путешественники».
Прокачай способности мозга
Программы для детей и взрослых по совершенствованию логики, эмоционального интеллекта, креативного мышления, скорочтения и пр.
Источник: synergytimes.ru
Как заставить себя и ребенка учиться, если очень не хочется
В современном мире люди продолжают учиться не только в детстве и юности, но и всю жизнь. Чтобы совершенствовать свой профессионализм или переориентироваться в карьере на более актуальные направления, для создания своего дела — нам приходится учиться чему-то новому и совершенствовать навыки.
Однако пройти учебные курсы до конца по силам не всем. Особенно сложно взрослым – всегда есть какие-то «более срочные» или «более важные» дела, на которые можно отвлечься. Вот и задвигаются тетради с учебниками в дальний угол. А потом приходится идти на занятия неподготовленными или вовсе отменять урок (а ведь это – деньги!). Как перестать откладывать домашнюю работу на потом, найти в себе силы учиться, мы поговорили с практикующим психологом, специалистом в области поведенческой психотерапии, консультантом курсов по изучению английского языка «Флоу» от Яндекс.Практикума Алиной Редько.
Одна из самых сложных вещей в обучении – это регулярное выполнение домашнего задания. Так и тянет откладывать домашку на самый последний момент, а потом на то, чтобы сделать все качественно, уже нет ни сил, ни времени. Что делать?
В таком случае действительно сложно отслеживать собственный прогресс в учебе, что ведет к упадку сил и разочарованию, говорит эксперт. Страдает самооценка, ведь я этот учебный курс запланировал, за него взялся, но – у меня не получается. В освоении любой новой деятельности, будь то изучение иностранного языка, или работа над новыми профессиональными навыками, важно иметь конечную цель, иметь смысл. Нужно держать в фокусе внимания вопрос: какое практическое применение в моей жизни я найду полученным навыкам?
— Смысл – это не какая-то конечная цель в виде сертификата или диплома, это про то, что я постоянно использую в своей жизни, про то, что для меня действительно имеет значение. Если этот смысл мы держим в поле нашего внимания, тогда нам не сложно регулярно выполнять домашние задания, — говорит психолог Алина Редько.
То есть смысл не «Закончить курсы с отличием», а «стать дипломированным садовником и получать N рублей за выход на работу, занимаясь любимым делом».
А ЕСЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ВОВСЕ?
Если смысл обучения для меня ясен и понятен и я его держу в фокусе моего внимания, но все равно тянет отложить домашку на последний момент, стоит подумать о том, а если я не буду делать запланированное, какие последствия для меня это будет иметь?
Есть краткосрочные последствия: я вылечу с этого учебного курса; потеряю столько-то тысяч рублей, затраченных на учебу.
А есть долгосрочные: не получу новой желаемой профессии (навыка) и через пару-тройку лет останусь без работы, поскольку нынешнюю специальность ждет кризис.
—Часто мы начинаем активно что-то делать, испугавшись каких-то нежелательных для нас последствий: понижения социального статуса и заработной платы, например, — объясняет психолог Алина Редько.
Это действительно работающий инструмент, особенно ярко это видно на примере здоровья: многие завязывают с вредными привычками, только перед угрозой резкого ухудшения здоровья. Годами до этого пропуская между ушей лекции о вреде курения и лишнего веса, например.
В обучении же оба вида мотивации – и боязнь упустить что-то важное, и ориентация на достижение желанной цели, прекрасно работают в сочетании.
НЕ БУДЬТЕ ЗЛОЙ УЧИЛКОЙ
Еще одна причина, почему мы откладываем домашку каждый раз на потом – это естественное желание избежать дискомфорта.
Очень у многих в жизни был опыт, когда обучение было связано с насилием или неуспехом. Например, в школе, когда что-то не получалось, неумная учительница обзывала, высмеивала, могла ударить — и было лучше вовсе не приходить на урок или не говорить о своих сложностях в обучении с родителями. Это невольно живет внутри нас, даже когда мы выросли и думать забыли о ненавистной МарьВанне. Но в ситуации обучения ожидания того, что «у меня не получится», «я сейчас почувствую вот это все снова» начинают воспроизводиться внутри нас.
— Мне повезло, — рассказывает Алина Редько. — Меня окружали люди, преподаватели, которые научили меня учиться, они показали мне, что неудачи – это не конец света, это часть обучения. Важные для меня люди были со мной рядом в сложные моменты обучения и не унижали меня, когда у меня что-то не получалось. Скорее всего, если такие ассоциации связаны у человека с процессом обучения, то и в дальнейшем, если новые знания и умения осваиваются во взрослом возрасте, то у человека не будет с этим проблем.
Но если ваш детский опыт обучения был сложным, поможет осознание того, что на самом деле обучение – это и есть процесс допущения ошибок. Люди учатся, совершая ошибки, анализируя их и восполняя пробелы в своих навыках. Ошибаться это нормально!
Не ругайте себя за ошибки, непонимание. Наоборот, станьте антиподом МарьВанны, доброй учительницей, которая подмечает успехи и хвалит за них.
АДЕКВАТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Не нужно планировать себе ударные темпы труда, «пятилетку за три года». Бывает так, что мы напридумывали себе столько дел, что внутренняя система безопасности дает нам сигнал о том, что это грозит переутомлением.
— Поэтому, если запланировали себе три упражнения по иностранному языку, например, и еще вебинар на эту тему посмотреть, то смело делите такой план на три, оставляйте одно упражнение, — рекомендует психолог. – И обязательно спрашивайте себя внутренне при составлении планов, готовы ли вы действительно выполнить это задание, есть ли у вас на это силы.
Лучше небольшие, но посильные шаги. Чем громадье планов, которое внушает ужас.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ НЕДЕЛИ И ДНЯ
Люди сейчас живут в другом темпе, чем это было даже 40 лет назад. Профессии устаревают пачками и нам всем постоянно нужно учиться и приобретать новые навыки. Поэтому стоит понимать, что обучение – это долгосрочный процесс. А не спринт на результат. Это с нами навсегда.
— Чем мы быстрее себе в этом признаемся, тем быстрее мы сможем начать обучение, и тем легче нам будет построить структуру своей недели и своего дня, — говорит психолог Алина Редько. – Важно понять, на что расходуется больше сил, а на что – меньше, где я переутомляюсь, а что уже дается легко. Потому что бежать быстрый учебный «кросс», все время брать себя «на слабо», брать у своих сил кредит, — не лучшая стратегия. В какое-то время ваш внутренний банк сил может запросить у вас «проценты» и тогда, здравствуй выгорание и депрессия.
ВАЖНО!
Как усадить подростка за учебники
У детей не до конца развита лобная кора головного мозга, а это значит, что у подростков нет физиологической способности планировать и проявлять силу воли, как это могут делать взрослые. Дети не способны к долгосрочному планированию, не могут правильно оценить последствия своих действий в долгосрочной перспективе. Их мозг заточен на сиюминутное вознаграждение.
— Поэтому до 14 – 15 лет долгосрочным планированием и обучением такому планированию за детей занимаются родители, — говорит психолог Алина Редько.
Исходя из этого, неправильно отдавать на откуп ребенку полностью выбор секций, кружков и студий. Любознательным детям хочется всего! «И кружок по фото, и хор-кружок», и непременный иностранный, и спортивную секцию не помешало бы… Но вместе со школой, с ее немалыми нагрузками, все это вызовет перегрузку. И в конце концов, полное отторжение.
Роль взрослого в том, чтобы предоставить ребенку выбор, чем заниматься. Но ограничить его, ориентируясь на потребности и возможности: «Маша, тебе нужно выбрать – или кружок макрамэ, или валяние шерсти. У тебя должно остаться время на отдых и домашние дела».
МЕЖДУ ТЕМ
Психолог объяснила, как помочь ребенку завести в школе друзей
От того, насколько хорошо умеет подросток строить отношения со сверстниками, во многом зависит его успешность (подробности)
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru