Если вам кажется, что ваш ребенок отстает в скорости чтения и письма, это не повод бить тревогу. Во-первых, скорость — далеко не самое важное, обращать внимание нужно также на количество ошибок и понимание текста. Во-вторых, наверстать упущенное можно, не прибегая к помощи специалистов.
Как понять, есть ли реальные проблемы у учеников 1-3 класса с освоением грамоты, как решить эту проблему самостоятельно и когда требуется вмешательство специалистов, «Летидор» попросил рассказать Ольгу Азову, практикующего логопеда, директора детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед» и доцента кафедры логопедии Московского психолого-социального университета.
Ольга Азова, практикующий логопед
Как понять, отстает ли мой ребенок
Чтение и письмо — не такие простые механические процессы, какими могут показаться нам, взрослым. Это слаженная работа сразу нескольких высших психических функций. И обращать внимание важно не только на скорость, но и на такие факторы, как способ чтения, наличие ошибок, понимание того, что читаешь или пишешь.
Заставляете ли вы ребенка читать? #воспитание #психолог #romanenkobehappy #дети #чтение
При желании можно научиться читать со скоростью больше 1000 слов в минуту — но зачем это школьнику?
Когда логопед оценивает ребенка на предмет задержек, он смотрит, каким способом тот читает: по слогам, слог+слово, бегло или просто последовательно называет буквы в слове (Б, А, Б, А). Последний способ называется бухштабированием, и на самом деле его даже нельзя назвать чтением, это говорит о том, что обучение проходило неправильно.
- В конце первого класса – 30-40 слов (не менее 20-25 слов) в минуту
- В конце второго класса от 60 слов (не менее 40-50 слов) в минуту
- В конце третьего класса от 75 слов (не менее 60-70 слов) в минуту
- В конце четвертого класса – 95-100 слов (не менее 75-80 слов) в минуту
Нормативы по скорости письма
- В конце первого класса – 7-15 букв в минуту
- В конце второго класса – 25-35 букв в минуту
- В конце третьего класса – 45-55 букв в минуту
- В конце четвертого класса – 60-80 букв в минуту
Почему возникают сложности
У отставания в скорости чтения и письма может быть несколько причин: физиологические, неврологические, психологические и социальные. Физиологические связаны с врожденными нарушениями — дисграфией и дислексией. Чаще всего они идут рука об руку, и работать с этим необходимо вместе с неврологом. Неврологические причины — это головные боли, утомляемость, сонливость, носовые кровотечения, боли в спине и в ногах, нарушение осанки.
Бывает, что чтению и письму мешают психологические трудности: эмоциональная нестабильность (излишняя эмоциональность или раздражительность), трудности с концентрацией внимания, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности и страх ошибки.
Или моторные и психомоторные трудности: слабая моторика руки, неуклюжесть и неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия и координации движений. Дети, незнакомые с «картой тела», путают «право» и «лево», не различают предлоги «над» и «под», что тоже создает трудности в чтении.
Как заставить ребенка читать? А ему это надо? Отвечает Николай Ягодкин.
Наконец, иногда родители не учитывают банальные вещи: проблемы со зрением, неправильная посадка за партой, неудобная ручка и т.д.
Признаки дислексии/дисграфии
1. Неправильное называние/написание некоторых букв.
2. Замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В), замены букв на письме, соответствующих фонематически близким звукам: по глухости-звонкости (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш), по твердости-мягкости (б-бь, в-вь), шипящие-свистящие (ч-щ, ц-с), сонорные (р-л-й). 3. Побуквенное чтение (Р, А, М, А). 4. Искажение звуко-слоговой структуры слова:
а) пропуски согласных при стечении (кран — «кан»), б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (болото — «болто»), в) добавления звуков/букв (винт — «винта»), г) перестановки звуков/букв (грот — «ргот»), д) пропуски, перестановки слогов (линейка — «нилейка»).
5. Чтение и письмо отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево. 6.
Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении. 7. Аграмматизмы: «мести метлом», «пять журавлёв».
Как помочь ребенку справиться с проблемами
Помочь ребенку преодолеть отставание в чтении или письме могут и сами родители, но желательно делать это под руководством специалиста. Помимо обязательной диагностики у логопеда я бы также рекомендовала консультации нейропсихолога и невролога. Вместе они составят обучающий «маршрут», который подскажет, что делать дальше. Не удивляйтесь, если специалист предложит вам странные на первый взгляд решения. Например, невролог может сказать, что в первую очередь надо сосредоточиться на проблеме запоров и головных болей.
Да, эти вещи напрямую не связаны с чтением или письмом, но без их решения бессмысленно двигаться дальше.
Для занятий дома лучше всего использовать красочные рабочие тетради. Например, у меня есть серия интерактивных буклетов «Чтение с увлечением», там ребенок может и читать, и рисовать.
Еще мне очень нравится подход Тору Кумон, основателя системы обучения KUMON (тетради для разных возрастов по этой системе в России выпускает издательство МИФ): «Обучение ребенка не должно быть тяжелым и утомительным». Заниматься по этим пособиям весело и приятно. Все задания построены так, чтобы заинтересовать ребенка. Например, малыши в конце работы всегда получают что-то, что сделали сами (картинку, игрушку, поделку). То есть ребенок не учится, а играет — у него создается именно такое ощущение.
Я советую заранее определить, сколько ребенок должен выполнить упражнений, и заканчивать занятие до того, как он устал и хочет еще немного позаниматься. Что касается количества раз и частоты занятий, Кумон предлагает следующее: заниматься каждый день по 20-30 минут, но если не получается (например, у родителя нет времени, и занятие превращается в стресс), то лучше не заниматься совсем и сделать это тогда, когда у обоих будет время и позитивный настрой. Так, утверждают японцы, пользы будет гораздо больше.
Источник: letidor.ru
Как приучить ребенка читать
Сегодня часто говорят о том, что подрастающее поколение совершенно не читает книг. Перестают выпускаться хорошие литературно-художественные журналы для детей, сохраняющие лучшие традиции детской периодики. Появляются новые мультфильмы, игры и комиксы, которые больше нравятся детям, чем длинные познавательные статьи и художественные тексты. Дети начинают отвыкать от чтения, привыкают к получению информации в маленьких объемах.
Конечно, можно заставить ребёнка читать книги против его желания. Можно обещать ему за прочитанные страницы определенное количество конфет, новую игрушку или поход в зоопарк. Но не забывайте о том, что в этом случае есть очень маленькая вероятность того, что ребёнок сам когда-нибудь захочет открыть книжку, не рассчитывая на какое-то вознаграждение за это. Чтобы приучить ребёнка читать книги, нужно развить в нём интерес к чтению, к литературе, к получению знаний.
Если у вашего ребёнка ещё нет любимой книги или любого жанра, продолжайте поиски вместе с ребёнком. Читайте вместе с вашим малышом всё, написанное для детей, и скоро вы поймете его предпочтения. Может быть, это будет книжка о динозаврах, сказки Астрид Линдгрен, повести Туве Яссен, книги Николая Носова или романы Джоан Роулинг, рассказы о животных или других странах.
Появление у ребёнка любимой книги дает надежду на то, что ему захочется самому прочесть её или хотя бы свои любимые отрывки. Но стоит отметить, что это тоже случается не всегда. Ребёнок может любить книгу, но не любить читать её сам.
В этом случае попробуйте выбрать отрывок из книги и предложить сыну или дочке прочесть диалог героев «по ролям»: ребёнок читает за одного героя, вы – за другого или других, если их несколько. И со временем ему захочется читать не только диалоги. Оставляйте любимую книгу ребёнка на видных местах – на его письменном столе или кровати, на тумбочке с игрушками: скорее всего, ребёнок часто будет открывать её сам, когда вы заняты; сначала он будет просто пролистывать, смотреть картинки, а потом может начать читать любимые моменты. Предлагая ребёнку книгу для самостоятельного чтения, не связанную со школьной программой, никогда не ставьте условий вроде: «Или ты читаешь сегодня пять страниц или остаёшься без сладкого на неделю». Такие попытки приучить ребёнка читать могут начисто отбить интерес к чтению и любовь к книгам.
Стоит отметить и то, что если ребёнок не любит читать школьные учебники, это вовсе не означает, что он не любит читать вовсе или что он не полюбит чтение. Если любимую книгу ребёнка найти пока не удается, покупайте детские журналы. Определяясь с тем, какой именно журнал купить, позвольте ребёнку самому выбрать себе один журнал, а ещё один журнал купите ему по собственному выбору.
Если он прочитает только то детское издание, которое выбрал сам (к примеру, это могут быть комиксы о приключениях кукол или героев популярного мультфильма), второй журнал, выбранный вами, читайте с ним вместе. Это должен быть литературно-художественный журнал для детей – например, «Мурзилка», «Весёлые картинки». Или познавательные журналы о природе, путешествия – «Геолёнок», «Тошка» и т.д.
Придумывайте игры: ставьте вместе с ребенком мини-спектакль по сказкам и историям, устраивайте домашний кукольный театр. Показывайте своему ребёнку, что чтение – это удовольствие. Пусть ваш ребёнок хотя бы несколько раз увидит, как вы проводите вечер за чтением своей любимой книги.
Скажите своему ребёнку, что читать книги бывает даже интереснее, чем смотреть мультики, ведь книги отличаются от мультфильмов тем, что позволяют самому представить героев и происходящие события, а это порой интереснее, чем смотреть на то, что уже придумали режиссеры и мультипликаторы. Потому что книги побуждают читателей фантазировать, а фантазия и воображение, как известно, лучшие друзья детей.
Ольга Ананьева
В быстром ритме жизни часто не замечаешь, что ребенку не хватает родительского тепла, ласки и любви, даже игр с мамой и папой. Портал Я – родитель предлагает вам пройти тест, который определит, достаточно ли вы уделяете ребенку своего внимания.
Источник: www.ya-roditel.ru
Как развить у ребёнка любовь к чтению? 10 советов, как вдохновить детей читать
Сегодня экраны отодвинули книги на второй план. Многие сейчас не читают практически ничего. Однако, любовь к чтению может принести немыслимую пользу детям, и это может пригодиться им в будущем.
По данным Испанского общества неврологии (SEN), чтение с раннего возраста «стимулирует деятельность мозга и укрепляет нейронные связи, способствует лучшему психическому и эмоциональному развитию детей», сообщает сайт 20minutos.es. Учёные считают, что «чтение предоставляет детям и подросткам возможность испытать ощущения, с помощью которых они будут наслаждаться, созревать и учиться. Вместе с книгами они будут смеяться, мечтать и путешествовать в другие миры».
Чтение имеет множество преимущества: усиливает развитие воображения, помогает ребёнку изучить что-то новое, улучшает понимание прочитанного текста, увеличивает словарный запас, развивает концентрацию внимания и память, способствует лучшему усвоению школьных предметов.
Как стимулировать эту привычку у детей, чтобы они полюбили книги? Brains International School предлагает 10 советов, чтобы привить ребёнку увлечение чтением:
- Свобода выбора. Нужно позволить ребёнку самому выбрать книги, которые он хочет прочесть. Навязывать книгу – плохой путь, и так дети не полюбят читать. Родителям рекомендуется предлагать детям книги, которые им интересны, но ни в коем случае нельзя запрещать или заставлять прочесть ту или иную книгу.
- Не заставлять читать насильно. Если родители заставляют ребёнка читать в течение определённого времени каждый день, ему наскучит чтение, и он не будет рассматривать его как хобби.
- Преподносить чтение как игру. Книги всегда были связаны с учёбой. Нужно показать ребёнку, что книги могут быть интересными, развлекательными. Чтение должно приносить удовольствие.
- Чтение в креативном пространстве. Не нужно обязательно усаживать ребёнка за письменный стол. Можно поискать места, способствующие воображению. Многим детям нравится читать в потайных уголках их комнаты или дома.
- Читать каждый день. Хорошо, если родители будут читать ребёнку книги в определённое время, например, перед сном, или сразу после обеда. Так сформируется привычка, и потом ребёнок сам захочет читать в это время.
- Открыть двери в цифровое чтение. Чтение и мир цифровых технологий с каждым днём становятся всё более взаимосвязанными. С изобретением планшетов и мобильных телефонов появились интерактивные книги, с помощью которых ребёнок может создавать собственную историю. Нужно постараться приспособиться к новым технологиям.
- Способствовать получению удовольствия. Чтение можно рассматривать как способ наслаждения, поэтому можно отбросить распространённую идею о том, что чтение – это одинокий досуг. Можно совершать экскурсии за город, чтобы там почитать, ходить в парк, или читать всем вместе, лёжа на диване, по воскресеньям. От этого получат удовольствие как взрослые, так и дети.
- Интересоваться чтением ребёнка. Нужно проявлять активный интерес к названиям, персонажам и любимым жанрам книг, прочитанных детьми. Если мы будем интересоваться чтением ребёнка, это вдохновит его к прочтению других книг.
- Стимулировать воображение ребёнка, вдохновляя его писать свои собственные истории. С помощью чтения развивается и воображение, которое можно направить в правильное русло, чтобы дети придумывали и писали свои истории. Также, посредством таких упражнений у детей улучшится креативность, грамматика, орфография.
Быть личным примером. Личный пример – лучший способ привить ребёнку любовь к чтению. Дети всегда берут пример, не только со своих родителей, но и с других членов семьи.
Источник: kun.uz