Родители уже не первый год бьют тревогу из-за качества питания в детсадах. Из самых частых жалоб — несбалансированность рациона (блюда из одних и тех же продуктов могут входить в меню несколько раз в день, много сахара), часть блюд дети не едят из-за их внешнего вида или вкусовых особенностей, отсутствует меню для детей-аллергиков.
Последний вопрос недавно поднимала российский уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова — омбудсмен отметила, что из-за отсутствия специального меню родители часто вынуждены приводить ребенка в детский сад после завтрака и забирать до обеда.
Что делать, если ребенок не хочет есть в детском саду: советы педиатров и психологов
Время, когда ребенок начинает ходить в детский садик, является волнительным как для малыша, так и для его родителей. Это не только очередной новый период в жизни крохи, но и первый этап на пути к социализации в обществе. В связи с этим на мам и пап обрушивается масса забот и переживаний, начиная с того, как проходит адаптация карапуза к новым условиям и людям, и заканчивая тем, как ребенок питается вне дома.
Что делать, если ребенок не ест в детском саду?
Причины отказа от еды в детсадовском заведении
Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: с какого возраста можно отдать маленького ребенка в ясли?
Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:
- адаптация к новому образу жизни и окружению,
- непривычное для ребенка питание и избирательность в еде,
- кроха не голоден,
- неумение кушать ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой по советам Комаровского?),
- метод манипуляции взрослыми.
Адаптационный период
Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:
- Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
- Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
- Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
- Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения «мама вернется», не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
- Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
- Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов — например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.
К прочтению: Особенности воспитания и развития близнецов: рекомендации психологов, как правильно воспитывать двойняшек
Что делать, если рёбенок не хочет есть? — Доктор Комаровский
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: период адаптации в детском саду ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок идет в детский сад — готовим к социальному периоду
Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.
Разновидность манипуляции
Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.
Избирательный аппетит и непривычные блюда
До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.
Случается и такое, что ввиду личных особенностей малыш и дома перебирает в еде, плохо ест. В результате в детском саду кроха тем более будет чувствовать себя неловко, так как не сможет попросить что-нибудь другое, а должен будет кушать то же, что и все дети.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок плохо ест ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить маленького ребенка есть твердую пищу?
Считается, что избирательность в еде — проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.
ИНТЕРЕСНО: что делать, если ребенок в 4 года не слушается и постоянно психует?
Болезнь и плохое самочувствие
Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась — например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.
Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.
К прочтению: Татуаж бровей: можно ли его делать во время беременности, какие могут быть последствия?
Другие возможные причины нежелания кушать в саду
Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:
- Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
- Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
- Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
- Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
- Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
- Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
- Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
- Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество — важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка ходить в садик без слез, если он туда не хочет?
Способы преодоления проблем с питанием в детском саду
Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:
- Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
- Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду — кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
- Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
- Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
- Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек — проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.
К прочтению: Введение прикорма с 3 месяцев при грудном вскармливании: нужно ли прикармливать ребенка в этом возрасте?
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что говорит Комаровский о том, что делать, если ребенок плачет в садике?
Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?
Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.
Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.
Чтобы у крохи не пропадал аппетит в детском саду, не следует кормить его перед выходом. Организм не успеет потратить такое количество калорий, чтобы проголодаться и захотеть есть. Также не стоит давать ему с собой конфет и других вкусностей для перекуса — он только перебьет аппетит и впоследствии останется голодным.
Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее https://konstruktor-diety.ru/deti/chto-delat-esli-rebenok-ne-hochet-est-v-detskom-sadu-sovety-pediatrov-i-psihologov» target=»_blank»]konstruktor-diety.ru[/mask_link]
Детская психология: если ребенок отказывается кушать в детском саду…
Вопрос: Дочке 2.2. года. 4 недели назад пошли в ясли. Первая неделя прошла со слезами, а вот вторая вообще спокойно. А дальше опять слёзы по утрам.
Никакие уговоры не помогают.
С самого начала посещения детского сада, дочка категорически отказывается там кушать. Она у нас очень стеснительная и с чужих рук ничего не берёт. Помогите мне, пожалуйста, в этих вопросах. Я очень переживаю…
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Еда в саду… Еда дома… Плохо ест… Ничего не ест, худенький….
Что стоит за всеми этими ситуациями? Почему вообще еде уделяется так много внимания? И почему взрослые бывают недовольны тем, как ест ребенок?
Это не такой тривиальный вопрос, как может показаться. Казалось бы, чего проще, хочешь кушать – кушай, не хочешь – занимайся чем-то другим. Организм сам свое возьмет. Ан нет, человек умудряется найти себе проблему, чтоб потом было над чем голову посушить. И ведь как гладко проходит все на подсознательном уровне, не подкопаешься.
Физиологию вы все знаете. Голод – естественное чувство, имеющее одну цель – сохранить жизнь, здоровье и силы человека. Как и все другие физиологические реакции, оно одновременно бесценно, потому что необходимо живому организму, и ничего не стоит, потому что дается всем бесплатно. Тем не менее, люди умудряются им торговать. Происходит это, когда еде придают чрезмерное значение.
Такая переоценка простого физиологического акта проявляется в желании проконтролировать количество и состав пищи или в страхе, что еды будет слишком мало(много). Любые опасения относительно еды – искусственны. В природе никто не переживает, что объестся, и не отказывается от адекватной еды, если здоров и голоден.
Стоит только одному взрослому в семье начать переживать, что ребенок может начать плохо кушать, как тут же начинается целое шоу. Страхи и опасения проявляются в мельчайших деталях поведения взрослого, и это может повлиять на ребенка.
Кроме того, если малышу какое-то кушанье не понравится, что вполне естественно, такой перепуганный взрослый начинает бить тревогу («я так и знал/знала»), все силы семьи, ее таланты и креативность направляются на сказки, песни и танцы для маленького кушающего (или не кушающего) зрителя. Ребенку интересно, у него есть причина следующий раз подыграть взрослому, дать ему возможность проявить свои, скажем, певческие дарования и заодно послушать пару песенок.
Так еда постепенно превращается в товар: я буду кушать, если ты будешь меня развлекать; я буду тебя любить, если ты будешь кушать. А теперь скажите: какое отношение имеет вся эта возня к обычной, природной потребности организма? Может быть, можно петь и плясать, сочинять истории и рассказывать сказки в более адекватных ситуациях, просто для своего удовольствия? Давайте разделять, где мы кушаем, потому что голодны и нам вкусно, а где мы развлекаемся от души.
Еду не нужно недооценивать, не нужно и переоценивать. С самых первых минут после рождения ребенок отлично ориентируется в том, когда и сколько кушать. И мать, кормящая его грудью, самое большее, через пару дней тоже точно знает, когда ее малыш захочет есть, потому что между ними устанавливается очень точное взаимопонимание на физиологическом уровне.
Приток молока напрямую зависит от потребностей новорожденного, если ему не хватает, он сосет больше, организм матери мгновенно на это реагирует, и молока становится больше. Если молока больше, чем может съесть ребенок, если оно остается после кормления, его выработка тут же замедляется.
Имеет место идеальная настройка, никакого особого вмешательства не нужно, природа все делает сама. С какой стати через год этот же самый ребенок вдруг станет иначе относиться к еде? Для этого нужно приложить немало сил. Природные механизмы сломать непросто. Зато восстанавливаются они быстро и надежно.
И этим всегда можно воспользоваться.
В затруднительных ситуациях прежде всего нужно сбросить пар, то есть, снизить до минимума внимание к еде. Сделать ее НЕважной. Если трудно, притворитесь, что это неважно, считайте, что это такая игра. Как бы ни чувствовал себя взрослый ответственным за то, сколько съест ребенок, от этой ответственности мало что зависит.
Разве что предложить здоровое, питательное, полезное, хорошо приготовленное. Дальше все равно решает ребенок. Помните, это его еда, его голод или сытость, его тело и его желания, а не ваши. Ребенок сам, а не вы, в первую очередь ответственен за то, сколько он ест. И ему виднее.
Не зацикливайтесь, переключайте свое внимание на другие темы, напоминайте себе о том, что малыш сам отрегулирует количество пищи. В конце концов, обратите внимание на то, что едите вы сами, готовьте себе то, что любите, и получайте удовольствие.
Ваша еда – это ваше дело, с этим невозможно спорить!
Вернемся к ситуации в садике. Будет очень хорошо, если в саду удастся договориться с персоналом не акцентироваться на приеме пищи. Поела – хорошо, не поела – тоже нормально. Не хвалить и не ругать, еда – это не доблесть и не проступок, а личное дело.
Что до стеснительности, у меня вопрос: чего опасается малышка, когда ей что-то предлагают «чужие»? Если найдете ответ, это и будет ключом к решению. Может быть, ей просто нужно время, чтобы удостовериться, что и посторонние люди могут быть приятными. Хотя изначально человеку все новое интересно и совсем не страшно. А как человек будет себя вести дальше, по мере взросления, во многом зависит от того, чему его научат.
Источник: deti-club.ru