Психологи утверждают, что стоит овладеть искусством внутренней мотивации, как все дела и проблемы будут решаться сами собой, ведь у человека будет свой стимул преодолеть это! Кому неподвластна эта способность, психологи готовы оказать поддержку, проводя тренинги и задания. Так ли все тут гладко? Не является ли мотивация из рода побасенок, которые так любят коучи, учителя, да и все взрослые?
Рассмотрим внутренний стимул, мотивацию и многое другое на простом примере, возьмём стандартную проблему школьника или студента: как заставить себя учиться, если все лень. Есть ли выход из этой ситуации, можно ли справиться самому и в чем причины такого состояния.
Разновидности лени: поиски оправдания
Толковый словарь объясняет слово «лень» как нежелание что-либо делать по объективным или субъективным причинам.
Интересно, что об объективных причинах лени можно знать, догадываться или даже не представлять их, тем не менее, они есть и оказывают влияние. Человек может быть уставшим, голодным, злым, расстроенным, влюблённым, увлечён каким-либо хобби и поэтому не делать уроки или не ходить в школу. Это лень? Да, и она имеет понятное и объяснимое происхождение. Бывает, что всего лишь нужно покушать или отдохнуть, и многое наладится само собой, жизнь перестанет казаться такой ужасной и тяжёлой.
КАК ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ УЧИТЬСЯ? Советы для школы и учебы *мотивация на учебу*
Второй распространённой причиной является постоянное и нудное указание родителей и учителей о том, что это надо делать. При этом в ход идут такие приёмы как рассказ о них самих идеальных в школьные годы, о массе свободного времени, если заставить себя сесть за письменный стол и быстренько все прорешать, о тяжком бремени несделанного, о суровой необходимости учиться в наше время.
Если бы взрослые были чуточку повнимательнее и прозорливее, они бы непременно заметили, что ребёнок это и сам все прекрасно понимает, просто у него именно сейчас нет сил идти учиться и когда они появятся неизвестно. И бесконечно напоминая о грузе, родители только усугубляют ситуацию и давят все сильнее и сильнее. Такой способ борьбы с ленью может привести к банальной депрессии или другим нервным заболеваниям.
С подобной разновидностью лени бороться сложнее, потому что в решении проблемы должны участвовать как минимум двое: один, найдя силы на уроки, а второй поддерживая подростка. Основой основ в обычной бытовой ситуации будет выступать награда, поощрение, похвала – все зависит от возраста и приоритетов.
Субъективной и самой серьёзной причиной отлыниваний от своих обязанностей является отсутствие желания учиться — ну просто не хочется. Нет внутреннего стимула делать что-либо. Вот тут и выходят на арену психологи с помощью по созданию внутренней мотивации.
Отсутствие мотивации у детей: нормальное положение дел
Мотивация — это побуждение к действию, которое базируется на мечтах, желаниях. Например, подросток хочет новый телефон, и родители начинают своеобразный шантаж: вот закончишь четверть хорошо, тогда и купим гаджет. А для этого надо прилагать усилия в учебе каждый день, вовремя делать уроки.
Мотивация начинающего программиста — как заставить себя учиться?
Так родители мотивируют ребёнка. Будет ли учащийся относиться к своим обязанностям лучше и трепетнее? Несомненно, уроки будут сделаны, только, что называется, из-под палки. Самому как было все лень, так и осталось, только ради айфона, тьфу, родителей, конечно, и своего успешного будущего вопрос уроков будет решён. Насколько это правильно и педагогично, надо думать родителям, кого они хотят воспитать: солдата или свободного человека с амбициозными задатками.
У взрослых все проще: им хочется выглядеть лучше, зарабатывать больше, быть статусными и уважаемыми. Ради своих целей они способны на многие подвиги. А ребёнку сложно соотнести выполнение вот этих конкретных уроков и школы со своим будущим.
Тогда психологи придумали понятие «внутренняя мотивация». Суть ее проста: человек сам должен придумать себе личные мотивы и причины, чтобы не ожидать подходящего времени или желания что-то сделать. Отличительная особенность от обычной мотивации — нет никакого ощутимого вознаграждения.
А что значит внутренняя мотивация у подростка? Как уговорить себя учиться, если не хочется? В этом и есть корень проблемы: искать какие-то побуждающие мотивы, ещё больше запутывая ситуацию, маскировать истинные причины псевдодоводами.
А может, и не надо находить стимул, а всего лишь раз и навсегда разобраться с причиной апатии к учебе?
Почему лениво учиться?
Чтобы понять, какими методами бороться с ленью, надо найти ее причину. Это самое сложное и деликатное, ведь при этом затрагивается не только внешний, но и внутренний мир подростка, его желания, надежды, опасения, страхи, характер и привычки.
Итак, почему все лень:
- Проблемы со здоровьем. Это самая распространённая объективная причина лени. В любом случае взрослые должны быть начеку, регулярно посещать детского терапевта и по внешнему виду подростка делать предположения. Весь организм — единое целое, и если какая-то одна система даёт сбой, то это отражается на функционировании остальных участков тела. Частые головные боли и недомогания, искривление осанки, бледное, или, напротив, очень красное лицо, плохой сон, постоянно холодные конечности, неумеренный аппетит или его отсутствие: все это сигнализирует, что подростку не просто лень, у него явные проблемы со здоровьем. Дабы этого избежать, стоит периодически обращать внимание на работу щитовидной железы, на анализы крови.
- Проблемы в психологии. Тонкая область, где надо быть предельно аккуратным. Может быть, у подростка идёт взросление и это его пугает? Страх стать самостоятельным и самому отвечать за поступки, свою жизнь. Возможны проблемы в школе: учителя не видят личность, а считают серой массой, одноклассники не общаются, кто-то угрожает или издевается. Как итог, у человека возникает нежелание идти в школу, делать уроки, вообще учиться, потому что само слово «школа» вызывает головную боль. К этой же сфере относятся отсутствие друга, единомышленника, близкого человека, с кем можно поделиться наболевшим и просто поговорить по душам. Это вынуждает подростка замыкаться, жить в своих фантазиях, а не в реальности. Отсюда и равнодушие ко всем делам.
- Проблемы с самооценкой. Подросток просто может себя настолько низко оценивать как личность, как ученика, как сына или дочь, как друга, что это вызывает апатию и безразличие. Появляются размышления вроде: да куда мне, я все равно не смогу, я все только испорчу. В итоге страх показаться не самым умным и ловким просто маскируется ленью.
- Проблемы в домашней обстановке. Атмосфера дома может быть не самая приятная для школьника: нет своей комнаты, чересчур строгие родители, мешающие сосредоточиться факторы или просто невидение смысла в своих действиях.
- Проблема в практической приложимости. Часто у подростка нет взаимосвязи между делами, которые он должен выполнять сейчас, и будущим или вообще его жизнью. Зачем подметать, если опять будет грязно, почему нельзя разбрасывать вещи, кому нужен этот порядок в комнате – все эти отговорки типичны и объяснимы.
В зависимости от проблемы, что именно заставляет лениться, и надо искать варианты борьбы.
- С вопросами здоровья все понятно, нужно обязательно обратиться к врачу и нормализовать состояние. Тогда появятся силы и желание что-либо делать, лень — а здесь больше не лень, а недуг — пропадёт сама собой.
- Психологическая надломленность и неверие в себя должны исправляться с участием взрослых, в этом случае помощь психолога просто необходима. И чем раньше подросток начнёт разбирать свою проблему, отделять надуманное от реальности, анализировать происходящее под грамотным руководством психолога, тем быстрее он избавится от такой напасти.
Конечно, в зависимости от погружения подростка в проблему, возможно, достаточно простого, но доверительного разговора с авторитетным взрослым. Говорят, у страха глаза велики, поэтому не получается адекватно оценить обстановку, найти правильные решения. Общение с психологом или близкими поможет выбраться из этого состояния.
Не стоит ожидать, что разговор сразу пойдёт как по маслу, открывать свою душу сложно, а услышать другого сквозь пелену своих забот намного сложнее. Поэтому поначалу беседы будут носить просто информативный характер. Постепенно двое научатся говорить и слушать, доверие возрастёт.
- Изменить обстановку дома иногда невозможно, подросток должен к ней приспосабливаться и даже немного проявлять организаторские способности. Например, если лень учить уроки, потому что и нормального места нет, где присесть с учебником, не то, чтобы выучить параграф, предстоит сделать себе настоящий рабочий стол — убрать лишнее и отвлекающее. Очень помогает составление распорядка дня — оно заставляет придерживаться временных рамок.
- Взрослым важно хвалить подростка и поощрять его в любых начинаниях. Это будет огромным естественным стимулом сделать ещё раз, но лучше.
- Вопросы «почему это должно быть так» и «зачем это нужно» пройдут с появлением жизненного опыта, родители и учителя своим поведением должны подавать положительные примеры и тем самым способствовать изменению поведения ребёнка.
Как видно, причин у лени много и не всегда дело в банальном «не хочу». Иногда, поощрительной мотивацией или внутренней можно только усугубить проблему, загнав ее глубже. Для начала важно разобраться, что это за лень, почему подросток не хочет ничего делать, а лишь потом думать о методах борьбы. Скорее всего, после поиска истинной проблемы, лень и нежелание что-либо делать исчезнут сами собой.
Источник: sitesovety.ru
Как заставить себя учиться?
Как лучше всего учить билеты к экзамену
никогда не зазубривайте материал – это не даст положительного результата, при изучении билетов постарайтесь понять суть вопроса – информация отложится в памяти сама собой; учите вопросы не по порядку, а чередуя сложные с простыми, что позволит мозгу отдыхать.
Что помогает мне хорошо учиться?
- Занимайтесь спортом .
- Медитируйте .
- Больше полиненасыщенных жирных кислот Омега-3. .
- Высыпайтесь .
- Пейте воду .
- Отвлекайтесь от учебы .
- Веселитесь .
- Разминка для мозга
Когда лучше всего учиться?
Учёба с раннего утра (жаворонки, привет!)
+ Утром можно учиться быстрее, ночью на изучение того же объёма информации мы тратим больше времени; + Утром вещи запоминаются на более длительный период времени. Причина проста. Рано утром ваше тело полностью расслаблено, и ваш разум как чистый лист.
Как быстро стать отличницей в школе?
Выполняйте домашнюю работу. Не витайте в облаках во время занятий – слушайте преподавателя от начала и до конца. Наладьте хорошие отношения с учителями, участвуйте в жизни школы, посещайте секции и мероприятия.
Источник: aura-nn.ru
Как заставить себя готовиться к экзамену? Немного о мотивации. Часть 1
Страшная штука лень. Особенно когда нападает в самые ответственные моменты. Например, перед экзаменами. Вот вроде собрался, разложил учебники, книги, тетради и ходишь-ходишь вокруг всего этого… То передача интересная начнется по телевизору, то друг позвонит, да мало ли что еще.
В общем, остается все это лежать на столе нетронутым до следующего раза. И чем времени остается меньше, тем сильнее лень. Знакомо? Казалось бы, предэкзаменационный аврал — самое время собрать все силы и все внимание… А тут такая напасть. Но готовиться-то все равно надо.
Давайте-ка разберемся.
Самое интересное, что в науке психологии вообще нет такого понятия — «лень».
Психологи поясняют: так называемая лень — это отсутствие мотивации . Иначе говоря, очень просто: не делаешь — значит, не хочешь делать, нет достаточно сильного мотива.
Какой можно сделать из этого вывод? Важно найти свой, индивидуальный, мотив, который заставит делать то, что так необходимо.
Кстати, частенько учителя и родители любят говорить о силе воли. Понимая ее как «сожми зубы и делай». Не зная о том, что воля тесно связана с ценностями человека. И лучший способ заставить себя что-то сделать — это найти ту ценность, ради которой стоит действовать.
Итак, мотив — это побудительная сила, заставляющая человека действовать.