Как живут дети в доме малютки

По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в детдом. Отказавшиеся от приемных детей женщины рассказали, каково это – быть матерью неродного ребенка и что подтолкнуло их к непростому решению.

Ирина, 42 года

В семье Ирины воспитывалась дочь, но они с мужем хотели второго ребенка. Супруг по медицинским показаниям больше не мог иметь детей, пара решилась на усыновление. Страха не было, ведь Ирина работала волонтером и имела опыт общения с отказниками.

— Я пошла вопреки желанию родителей. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность.

Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали. Миша знал, что он приемный. Я доносила ему это аккуратно, как сказку: говорила, что одни дети рождаются в животе, а другие — в сердце, вот ты родился в моем сердце.

Ирина признается, маленький Миша постоянно ею манипулировал, был послушным только ради выгоды.

— В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично мастурбировать. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать.

Миша наблюдался у невролога и психиатра, но никакие лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки и бил сверстников. У мужа Ирины закончилось терпение и он подал на развод.

— Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка. Мои чувства к нему были в постоянном раздрае: от ненависти до любви, от желания прибить до душераздирающей жалости. У меня обострились все хронические заболевания. Началась депрессия.

По словам Ирины, Миша мог украсть у одноклассников деньги, а выделенные ему на обеды средства спустить в игровом автомате.

— У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали «скорую». Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась? Не хочу садиться в тюрьму, мне еще старшую дочь поднимать.

Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике. У меня тяжелая клиническая депрессия, пью антидепрессанты.

Мой психиатр запретил мне общаться с ребенком лично, потому что все лечение после этого идет насмарку.

После девяти лет жизни в семье Миша вернулся в детский дом. Спустя полтора года юридически он все ещё является сыном Ирины. Женщина считает, что ребенок до сих пор не понял, что произошло, он иногда звонит ей и просит что-нибудь ему купить.

— У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит. У меня ведь нет разделения — свой или приемный. Для меня все родные. Я как будто отрезала от себя кусок.

После случившегося Ирина решила выяснить, кто настоящие родители Миши. Оказалось, у него в роду были шизофреники.

— Он симпатичный мальчишка, очень обаятельный, хорошо танцует, и у него развито чувство цвета, хорошо подбирает одежду. Он мою дочь на выпускной одевал. Но это его поведение, наследственность все перечеркнула. Я свято верила, что любовь сильнее генетики. Это была иллюзия.

Один ребенок уничтожил всю мою семью.

Светлана, 53 года

В семье Светланы было трое детей: родная дочь и двое приемных детей. Двое старших уехали учиться в другой город, а самый младший приемный сын Илья остался со Светланой.

— Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель — наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. На день рождения подарила ему огромную радиоуправляемую машину.

На следующий день от нее осталось одно колесо, а где все остальное — не знает.

После нескольких обследований у невролога Илье поставили диагноз – абсансная эпилепсия. Для заболевания характерны кратковременные отключения сознания.

— Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно — я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я. Я просила его не употреблять наркотики.

Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».

Спустя год ссор с приемным сыном Светлана попала в больницу с нервным истощением. Тогда женщина приняла решение отказаться от Ильи и вернула его в детский дом.

— Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке. У него уже своя семья, ребенок.

Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год

Евгения усыновила ребенка, когда ее родному сыну было десять. От того мальчика отказались предыдущие приемные родители, но несмотря на это, Евгения решила взять его в свою семью.

— Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.

Евгения стала замечать, что ее приемный сын отстает в физическом развитии. Постепенно она стала узнавать о его хронических заболеваниях.

— Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно. Психологи говорили, что это нормально, но я так и не смогла согласиться с этим, все-таки у меня тоже парень растет.

Читайте также:  Как называются лямки на штанах внизу

Учась во втором классе, мальчик не мог сосчитать до десяти. Евгения по профессии преподаватель, она постоянно занималась с сыном, им удалось добиться положительных результатов. Только вот общение между матерью и сыном не ладилось. Мальчик врал учителям о том, что над ним издеваются дома.

— Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит.

В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги. Мы потратили полгода, чтобы вернуть его домой и привести в чувство. Сейчас все хорошо.

Сын довел маму Евгении до сердечного приступа, и спустя десять месяцев женщина отдала приемного сына в реабилитационный центр.

— С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства.

Ему нашли новых опекунов, и он уехал в другой регион. Кто знает, может, там все наладится. Хотя я в это не очень верю.

Анна (имя изменено)

— Мы с мужем не могли иметь детей (у меня неизлечимые проблемы по женской части) и взяли ребенка из детского дома. Когда мы его брали, нам было по 24 года. Ребенку было 4 года. С виду он был ангел.

Первое время не могли нарадоваться на него, такой кудрявенький, хорошо сложен, умный, по сравнению со своими сверстниками из детдома (не для кого не секрет, что дети в детдоме плохо развиваются). Конечно, мы выбирали не из принципа, кто симпатичнее, но к этому ребенку явно лежала душа. С тех пор прошло почти 11 лет.

Ребенок превратился в чудовище — ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и у одноклассников. Походы к директору для меня стали традицией. Я не работаю, посветила жизнь ребенку, проводила с ним все время, старалась быть хорошей, справедливой мамой. не получилось. Я ему слово — он мне «иди на***, ты мне не мать/да ты *****/да что ты понимаешь в моей жизни».

У меня больше нет сил, я не знаю, как на него повлиять. Муж устранился от воспитания, говорит, чтобы я разбиралась сама, т. к. (цитирую) «я боюсь, что если я с ним начну разговаривать, я его ударю». В общем, я не видела выхода, кроме как отдать его обратно. И да. Если бы это мой ребенок, родной, я бы поступила точно так же.

Наталья Степанова

— Маленький Славка мне сразу полюбился. Одинокий и застенчивый малыш выделялся из ребячьей толпы в социальном центре помощи детям. Мы забрали его в первый же день знакомства. Однако уже через две недели забили тревогу. Внешне спокойный и добрый мальчик неожиданно стал проявлять агрессию к домашним питомцам.

Сначала Слава повесил на кухне новорожденных котят, предварительно обмотав их проволокой. Затем объектом его внимания стали маленькие собачки. В итоге на счету малолетнего душегуба оказалось не менее 13 загубленных жизней. Когда началась череда этих жестоких поступков, мы сразу же обратились к детскому психологу.

На приеме специалист нас успокоила и посоветовала уделять Славе больше времени и дать понять, что мы любим его. Мы пошли навстречу и летом уехали в деревню, подальше от шумного города. Но там ситуация стала ещё хуже. На очередной консультации психолог объяснила нам, что Славке необходима специализированная помощь.

А так как я в положении, мы решили, что сына лучше отдать обратно в детский дом. Мы до последнего надеялись, что у мальчика вскоре пройдет агрессия, а вместе с ней и желание убивать. Последней каплей терпения стали три тела растерзанных щенят. Словно по сценарию фильма ужасов, в очередной раз воспользовавшись отсутствием взрослых, малыш в одиночку жестоко забил четвероногих до смерти.

Источник: gubdaily.ru

Детство без семьи: какое оно у отказных детей?

Анастасия Менн, психолог, психотерапевт

Что нужно человеку для счастья? Самое главное, наверное, любовь. Любить и быть любимым, чувствовать свою необходимость и незаменимость хотя бы для одного человека в этом мире очень важно. Счастливый взрослый вырастает из счастливого ребёнка. Ребёнок черпает любовь в семье. А что если ее нет — семьи?

Где взять силы и вдохновение не только на то, чтобы вырасти, но и на то, чтобы найти себя и занять достойное место в жизни? В этой статье MedAboutMe расскажет о том, какими вырастают отказные дети и чем они отличаются от «домашних» детей? Помогать нам будет эксперт психолог, психотерапевт Анастасия Менн.

На страже здоровья: иммунитет и его виды

Какой иммунитет бывает у человека? MedAboutMe подробно рассказывает о том, как иммунитет защищает от заболеваний

Не такие как все

Слова «отказник» и «детдомовец» нередко звучат, как приговор для ребёнка. Часто в обществе их считают детьми «второго сорта». Зачастую для описания детей, лишенных родительского воспитания в семье, используются следующие «эпитеты»: проблемный, невоспитанный, трудный, неуправляемый, отсталый, агрессивный, опасный, замкнутый и др. Действительно ли это так?

Или же это стереотипы, навязанные обществом, которые беспочвенны и абсурдны? Будем разбираться.

Детство без семьи: какое оно у отказных детей?

Для младенца, появившегося на свет, очень важно ощущать любовь, тепло, защиту, которые он получает от членов своей семьи. В первую очередь от матери, которая выносила его и подарила ему жизнь. Не расставаясь ранее ни на секунду, они вдруг становятся разлученными навсегда. Легко ли это для малыша, пережить расставание с самым родным человеком, которому он оказался не нужен?

А может быть, ребёнок слишком мал, чтобы ощутить и осознать глубину свалившейся на него проблемы? Спросим об этом психолога Анастасию Менн.

— Первый год жизни малыша является очень важным этапом его развития. Анастасия, расскажите, как протекает этот период у младенцев, оказавшихся в доме малютки после рождения? Какое влияние на становление психики отказного ребёнка оказывает разлука с матерью?

— Знаете, что сказал о брошенных детях известный американский писатель Джон Ирвинг? «Не забывай, у сирот ведь ничего нет. А нужно им все, что и другим людям».

Чтобы понять особенности психики отказного ребёнка, предлагаю обратиться к этапам развития любого человека, предложенными советским психологом Даниилом Борисовичем Элькониным и американским психологом Эриком Эриксоном, и мы увидим, что на этих этапах происходит у ребёнка, растущего в детском доме.

На младенческом этапе, который длится до 1 года, основным для ребёнка является взаимодействие с взрослым, с матерью. Мать удовлетворяет всего его потребности. С помощью близкого эмоционального общения ребёнок развивается и тем самым взаимодействует с внешним миром. Здесь же формируется чувство базового доверия к миру: малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, он доверяет окружающим людям, привязывается к ним.

Для ребёнка, растущего до года в доме малютки, не всегда созданы условия, когда его потребности удовлетворяются достаточно быстро. Это может привести к возникновению у малыша страхов, а главное, общего чувства недоверия к миру, недостатка во взаимодействии с окружающей действительностью, что в дальнейшем также может повлиять на общение и развитие ребёнка.

Читайте также:  Что означает разбитое зеркало во сне

Получается, что наиболее серьёзной утратой в младенчестве может быть именно утрата связи с матерью. В этот период закладывается база, на которой будет строиться всё развитие психики ребёнка.

— В первые годы жизни у человека активно формируется структура личности, на что родителям стоит обращать особое внимание. Ребёнок в это время очень уязвим в физическом, социальном и эмоциональном плане. Он очень зависим от ближайших родственников, от взаимоотношений между членами семьи. Как же протекает этот период у отказных детей, испытывающих явный недостаток эмоционального общения?

— В периоде раннего детства (до трех лет) ребёнок начинает взаимодействовать с окружающими предметами, начинается развитие речи в общении с близкими людьми. Он начинает пародировать действия взрослого, при этом формируется понимание себя как отдельной личности, появляется известное многим родителям «я сам». В этот период закладывается мышление ребёнка, речь, формируется познавательная деятельность.

Детство без семьи: какое оно у отказных детей?

В условиях детского дома опять же не всегда есть возможность предоставить возможность ребёнку действовать самостоятельно: из-за большого количества подопечных, воспитателю легче быстро одеть, раздеть, накормить ребёнка, чем дать ему возможность медленно, но зато самостоятельно действовать. Из-за этого у ребёнка может развиться нерешительность, неуверенность в себе. А если ребёнка часто ругают, то присоединяется еще и чувство стыда, которое может стать постоянным спутником. Плюс ко всему, из-за недостатка общения с взрослым, невозможности слушать речь, возникает некоторое отставание в речевом развитии.

— Вероятно, что отставание в речевом развитии, скажется и в дальнейшем. А как же многочисленный детский коллектив? Анастасия, расскажите нам, разве плохо, если ребёнок дошкольного возраста развивается среди большого количества детей?

— В дошкольном возрасте (до 7 лет) для детей самое главное — игра. Причём игрушки вполне могут быть заменены на обычные предметы, так как в этот период активно развивается фантазия. Также в этот период дети учатся соблюдать игровые правила и взаимодействовать уже со сверстниками, сотрудничать друг с другом. Ребёнок продолжает имитировать действия взрослого, начинает понимать семейные роли. Именно на этом этапе закладывается совесть ребёнка, он начинает понимать, что «хорошо», а что «плохо» под контролем взрослого.

В детском доме у ребёнка намного меньше возможностей наблюдать за поведением взрослых, так как взрослые в основном выступают в роли контролирующих и частично удовлетворяющих потребности ребёнка людей. Сложнее происходит понимание того, что хорошо, а что плохо в условиях воспитания в детском доме. Также возможны трудности в инициировании игровой деятельности: дети делают в основном только то, что говорит воспитатель, из-за чего возникают проблемы в формировании инициативы и самостоятельности. Из-за того, что воспитатель не в силах уделить достаточно внимания каждому воспитаннику, у детей хуже формируется привязанность к людям в целом.

— Анастасия, меняется ли ситуация в лучшую сторону в младшем школьном возрасте у детей, воспитываемых в детском доме? В этот период «домашние» дети начинают отдаляться от семьи, у них появляются новые интересы, друзья, обязанности. Быть может школа «уравнивает» всех ребят?

— Младший школьный возраст характеризуется тем, что уже практически все дети выходят в социум вне их семьи: начинается обучение в школе, которое становится основной деятельностью в данный возрастной период. У ребёнка продолжается осознание именно социальных норм поведения, правил, развивается самоконтроль. В этот период очень важна похвала для ребёнка, как со стороны учителя, так и со стороны родителей, благодаря чему развивается трудолюбие и интерес.

В детском доме чаще всего нет вот этой ситуации «выхода» из семьи в школу, так как обучение происходит там же и в том же коллективе. Таким образом, у ребёнка не формируются адаптивные механизмы при переходе из одной среды в другую. Тяжелее усваиваются школьные правила, из-за чего, в том числе падает успеваемость, происходит ограниченность кругозора.

Ученикам очень важно обратить на себя внимание нового взрослого — учителя, и зачастую не важно, будет ли оно позитивным или нет. Дело в том, что они испытывают огромную потребность во внимании, которого они лишены с детства. Для решения этой проблемы дети прибегают к разным способам, в том числе не к самому хорошему поведению.

Детство без семьи: какое оно у отказных детей?

— А затем наступает подростковый возраст, который порой протекает нелегко даже у детей из очень благополучных семей. Анастасия, чем отличается взросление детей из детского дома от такового у детей, воспитываемых в семьях?

— Этот период считается переходным от детства к юности. На данном этапе главным для подростка становится общение со сверстниками, может начаться обесценивание взрослых, родителей. Подросток ищет своё место в коллективе, но также ему важна возможность для уединения и самоанализа. На этом этапе происходит формирование образа себя, понимание «кто я есть, и чего я хочу», основанное на всём своём жизненном опыте до этого момента, начиная с раннего детства. Здесь же формируются профессиональные интересы.

Если ребёнок с раннего детства воспитывался в детском доме и не все его этапы были полноценно пройдены, то к подростковому возрасту труднее формируется чувство целостности себя как личности, то есть подросток больше подвержен влиянию окружающих (особенно сверстников в данный период времени), может произойти как бы подавление личности в человеке. Также именно в этот период, подросток из детского дома начинает остро понимать и страдать из-за того, что он не такой как все, что он был лишён многого в детстве. Может появиться озлобленность на сверстников не из детских домов на фоне чувства стыда за такое детство.

— Анастасия, мы обсудили особенности формирования личности ребёнка в разные возрастные периоды. Несомненно, отсутствие родительской любви, внимания, ласки, советов и даже критики сказываются на том, каким вырастет ребёнок, от которого отказалась семья. Но не все люди одинаковые. Возможно ли, что ребёнок преодолеет свалившиеся на него трудности и минует серьезные проблемы становления психики?

— На каждом возрастном этапе дети проходят одни и те же стадии развития, но в условиях детского дома не все потребности ребёнка могут быть удовлетворены вполне. Из-за этого у детей могут возникать: недоверие к окружающему миру, задержка психо-речевого развития, страхи, снижение возможности адаптации к новым условиям жизни, отсутствие интереса к труду и учёбе, отсутствие чувства целостности, нестабильность эмоциональных реакций…

Конечно, так однозначно нельзя сказать про всех детей. Не случайно пишут «могут», потому что хоть и велика вероятность возникновения ряда проблем, но у меня есть вера в человеческие возможности к росту, развитию и изменениям несмотря ни на что. Ведь в каждом правиле есть исключения!

— Анастасия, какую литературу вы порекомендуете нашим читателям, чтобы подробнее изучить обсуждаемую нами проблему?

— «Дом, в котором…», автор Мариам Петросян;

«Белое на чёрном», автобиографический роман Рубена Давида Гонсалеса.

— Спасибо вам за беседу!

Источник: medaboutme.ru

Чем дети-отказники отличаются от тех, за кем с рождения ухаживали мамы

Чему учится ребенок в первые дни и недели жизни, пока не попадет в приемную семью

Екатерина Кузнецова генетик по образованию, блогер, автор книг об усыновлении

Иногда велик соблазн сделать вид, что усыновленный ребенок ничем не отличается от кровного. Увы, это не так. У него за плечами всегда есть тяжелый рюкзачок личного жизненного опыта, нести который под силу не каждому взрослому.

Психология ребенка-отказника

Отделение, в котором я лежала с дочкой, когда решался вопрос о ее усыновлении, было детское, неврологическое. Там находились мамы со своими детьми. Кто-то проходил обследование, кто-то был на лечении. Во всех палатах текла обычная больничная жизнь – во всех, кроме одной.

Читайте также:  Что означает видеть во сне дождь

Немногие знают об этом, но почти в каждой крупной детской больнице есть палата для детей-отказников. Отказные и изъятые из семей младенцы не сразу попадают в дом малютки – какое-то время ребенок проходит медицинское обследование. Дверь в такую палату почти всегда закрыта, но я в одну из прогулок по коридорам успела заглянуть внутрь.

В маленькой, почти всегда темной комнате с заклеенными бумагой окнами по стенам стояли восемь прозрачных кувезов с младенцами от нуля до трех месяцев. Медсестра заходила к ним раз в три часа покормить, раз в шесть – сменить подгузник. На руки детей старались не брать, бутылочки ставили в специальные держатели. В моей памяти навсегда останется разноголосый крик из этой палаты.

Я провела в той больнице одиннадцать дней, и каждую секунду слышала голос малышей, у которых нет мамы. Когда ложилась спать, шла с завтрака, читала Лине «Муху-цокотуху», прижимала дочку к сердцу. Мне казалось, стены больницы пропитаны скорбью насквозь.

Спустя два года мы с дочкой снова оказались в больнице: у нее проявилась сильная аллергия. Все в детском отделении лежали с мамами, а в соседней палате годовалая девочка оставалась совсем одна. Она была из детдома и уже не плакала. Привыкла.

Приемные дети: страх неудачи и чудеса стойкости

Природой так устроено, что младенец неспособен выжить один, без опекающего взрослого. И выжить действительно удается не всем. Часть малышей, брошенных матерями, не дотягивают и до полугода. Уход, лечение, кормление, смена подгузников тут совершенно ни при чем – их медленно убивает одиночество.

Перед ними стоит очень простой, но от этого не менее страшный выбор: не можешь добиться внимания взрослого? Откажись от этой жизни. И многие отказываются.

Но не все. Так жить невозможно, но они пытаются. Конечно, это существование невероятно травмирует. Ведь именно в первые месяцы жизни ребенок учится влиять на мир вокруг. Обычный домашний младенец испытывает дискомфорт, плачет, и мама приходит и спасает его.

Раз за разом, круг за кругом. Так появляется первое ощущение «я могу», «я влияю на этот мир».

И именно этой уверенности не хватает приемным детям в будущем: очень часто они пасуют перед малейшими трудностями. Многие приемные родители жалуются, что ребенок отказывается даже пробовать что-то новое. Но это не лень, а страх неудачи. Невыносимо страшно снова оказаться там, в прозрачном кувезе больничной палаты, где ты был одинок и так беспомощен.

Но есть и другая сторона медали. Если ребенок выбрал жизнь, то кроме очевидной травмы он обретает невероятную жизненную силу. И когда трудности на его пути выглядят как угроза жизни, он будет проявлять чудеса стойкости. Потому что тогда, в той полутемной комнате без материнского тепла, он смог выжить – вопреки всему. Там, где не каждый взрослый справился бы, он смог.

Против правил, против инстинктов.

Я вижу эту силу в своих детях. Она восхищает меня и достойна уважения. Решаясь взять ребенка в семью, принимайте его целиком, вместе с прошлым, каким бы трудным это ни казалось.

чем усыновленные дети отличаются от кровных

Что «ломается» у ребенка из системы

Немногие знают, что при оставлении без попечения родителей ломается первым. На слуху такие слова, как «депривация», «нарушение привязанности», «отставание в развитии». Но прежде всего разрушается умение добиваться поставленной цели. Точнее, оно просто не формируется тогда, когда должно.

У домашнего малыша все происходит по сценарию: дискомфорт – крик – и вот уже вокруг суетится мама, которая пришла на помощь. Как правило, ей удается все наладить. По сути, это самое первое достижение цели: задача – решение – результат.

Что запоминает домашний ребенок? Он получает то, что хочет. Может получить и знает как. Это уже спустя время он будет учиться иным способам, кроме воплей и сучения ручками-ножками. Но решимости взять и попробовать у него хоть отбавляй.

А что происходит с младенцем в системе? Дискомфорт есть. Крик есть. А еда по расписанию. Снова дискомфорт. Снова вопль, уже потише.

А подгузник поменяют только через три часа, даже если он нужен прямо сейчас.

И так круг да кругом, день за днем. Снова и снова малыш пытается достичь цели. Снова и снова терпит фиаско. Чему он научается? Только тому, что от него в этом мире ничего не зависит. Так зачем вообще пытаться?

Это называется «выученная беспомощность».

Чем дольше ребенок пробыл в системе, тем труднее потом ему допустить саму идею о том, что он может ставить цель и добиваться ее. Это не просто трудно. Это очень больно – любая неудача погружает обратно в травму детства. Куда проще и понятнее опустить руки и подождать, пока все случится само, как раньше.

За это не нужно ругать, этим не нужно стыдить. С этим можно и непременно нужно работать.

Ты – лучше мечты

– Ничего не получится! – девочка сжала в кулачке податливый кусочек глины. – У меня никогда не получится. Никогда. Ни-че-го!

Слезы навернулись на ее глаза. Мама обняла дочку и предложила попробовать еще раз:

– Сразу ни у кого не получается, все учатся, и с каждым разом выходит немножечко лучше.

– А у меня только хуже и хуже! Я неумеха! Я плохая! – все сильнее заводилась дочка. – Я самая плохая в мире! – голос сорвался на крик. – Поэтому так случилось! Поэтому та, другая мама отказалась от меня! Я плохая, плохая!

И никому не нужна!

Девочка вскочила и убежала к себе в комнату. Мама вошла через минуту и тихонько села рядом:

– Знаешь, когда ты еще не появилась в нашей жизни, я мечтала о тебе каждый день. Я ждала тебя. Придумывала, как тебя будут звать, какого цвета будут твои глаза и волосы, понравится ли тебе купаться в море, как мне, или кататься на лыжах, как папе. Я думала о том, как ты будешь выглядеть, какой у тебя будет голос и как ты будешь смеяться. И знаешь, как вышло?

Настоящая ты оказалась даже лучше, чем все мои самые замечательные мечты!

– Лучше мечты? – удивилась дочка.

– Намного! А еще ты очень, просто невероятно сильная. Ты осталась одна и справилась, а многие не смогли бы. Даже я не смогла бы лучше! – в мамином голосе звучала настоящая гордость, и щеки дочки немного покраснели от удовольствия. – А еще, – продолжила мама – ты даже представить себе не можешь, как сильно ты мне нужна, моя хорошая.

Когда тебя не существовало в моей жизни, она была пуста. А сейчас полна до самых краев, и счастье то и дело выплескивается наружу. Благодаря тебе.

Мама обняла дочку крепче и шепотом, как большой секрет, добавила на ушко:

– А еще я уверена, что никто так сильно не ждал и не искал своего малыша, как мы с папой – тебя.

Девчушка прижалась к маме, ее глаза блестели уже не от слез, а от восторга.

Еще бы, ведь это так здорово, когда о тебе мечтали, а ты оказался лучше. Когда тебя искали – и нашли. А ты, сильный и смелый, смог дождаться.

Источник: www.7ya.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today