После своего изгнания из рая «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина. И еще родила брата его, Авеля» 164 . «Сделавшись уже смертными, люди, естественно, всячески заботились о рождении детей. хотят навсегда сохранить память о себе посредством детей» 165 . «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу.
И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел» 166 . «Когда же сатана увидел что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И таким образом явилось начало смерти в этом мире, и доныне она ходит по всему роду человеческому» 167 . «И с того времени устрашённая земля не принимает крови человека и даже никакого животного; так что, очевидно, не она, а преступивший человек причина смерти» 168 . – «Возбудив к себе зависть добродетелью, претерпел он (Авель) смерть и, став прообразом Владыки Христа, упоминается во веки веков» 169 ; а кровь Авеля, говорящая и по смерти его, стала непререкаемым свидетельством в пользу истины воскресения мёртвых 170 . – Вместо Авеля, у Адама и Евы родился третий сын, Сиф – (основание) 171 : «ибо от него распространяется остальной род человеческий до сего времени» 172 . «В (этом) Сифе, который по всему подобен был Адаму ( Быт. V, 3 ), представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родившаго Его Отца, какь Сиф есть образ родившего его Адама» 173 .
Нечестивое племя Каина
Когда Каин сделался родоначальником особенного племени, то передал ему и своё нечестие и свои пороки. – Праправнук сына Каинова – Еноха, Ламех, первый показал пример многоженства. Он «взял себе двух жён, которых имена: Ада и Села. Отсюда получило начало многожёнство» 174 . «И сказал Ламех жёнам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего, жёны Ламеховы.
И внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» 175 . Этому месту даётся различное объяснение. «Одни, по словам Св. Ефрема Сирина, говорят, что жёны были из племени Сифова и советовали Ламеху стать благочестивым. Но он говорит им: что видите во мне гнусного и подобного сделанному отцом моим Каином?
Убил ли я мужа в язву мне, как Каин. и т. д.». «Другие, полагая, что отмщение Каину должно простираться до седьмого рода, и основываясь на словах: «растли всяка плоть путь свой», говорят, что Ламех быд злочестив, и Поелику жёны его видели, что прекращается преемство их поколения, потому что рождаемые ими были не мужеского, но женского пола, по сказанному ( Быт. VI, 1 ). то Ламех ободряет жён хитрым ответом своим и говорит: «мужа убих и т.д.». Если наказание Каину Бог продлил для того, чтоб с ним погибло семь родов, то мне, убившему двоих, продлит ещё более, так что со мною должны погибнуть семь раз взятые семьдесят родов. Но пока продолжатся сии семь раз взятые семьдесят родов, мы умрём и, вкусив чашу смерти, избавимся от того наказания, которое за меня простираться, будет до 7-ми кратно 70-го рода».
«Иные говорят, что Ламех, будучи хитёр и коварен, Поелику видел, что род его уменьшается, потомки же Сифовы не соглашаются вступать с ними в союзы, по причине позора, лежащего на родоначальнике его Каине, то, чтобы. вовсе не исчез род его, возревновал о благе племени своего и убил Каина и одного из сынов его, наиболее походившего на отца, чтобы сходство сына сего с отцом на всё племя его не налагало позорного пятна. Итак, убив Каина и тем как бы уничтожив преграду, разделявшую поколение Каиново и Сифово и препятствовавшую вступать им между собою в родственные связи, Ламех, как бы за тайну, говорит жёнам своим: муж и юноша умерщвлены, украсьте дочерей ваших для сынов Сифовых.
И жёны Ламеховы украшают дочерей своих для сынов Сифовых, Иовил услаждает их на пиршествах мясами животных. Иувал пленяет их сладкими звуками гуслей своих; сыны же Сифовы устремляются к ним, забывают прекрасный завет, завещанный им отцом их.
Такою хитростью Ламех привёл в смешение оба рода, рассуждая: если Бог умилосердится к Сифову роду, вступившему с нами в единение, и сохранит его от истребления, то окажет милосердие и нам, а чрез сие избавимся мы от наказания за убийство ради невиновных в убийстве и вступивших с нами в брачные союзы» 176 . Упомянув о нечестивом потомке нечестивого Каина – Ламехе, Бытописатель снова обращает свои взоры к Адаму и говорит: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: «человек», в день сотворения их. Адам жил 130 (230) лет, и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» 177 . «Смотри, замечает по этому случаю Св. Иоанн Златоуст, как Моисей, (сказавши о злодеянии Каина и о его дальнейшей судьбе) обратил слово своё к началу и как бы снова хочет начинать повествование. Для чего же и почему? Он видел, что уже жившие дотоле показали великую неблагодарность (пред Богом) и не умудрились даже судьбою первозданного, но низринулись в самую бездну зла (ибо сын Адама тотчас, по зависти, совершил братоубийство. а его потомки, не вразумившись и его наказанием, впали ещё в большие грехи, как мы слышали о Ламехе, рассказывающем свой грех своим жёнам и определяющем себе наказание); итак, он видел, что их развращение постепенно увеличивается, как вредная влага, готовая разлиться по всему телу: поэтому и останавливает стремление зла и не удостоивает даже упомянуть о поколениях, бывших от Каина до Ламеха (и далее), но, как будто составляя начало (своей книги) и желая утешить Адама и Еву в скорби, которую дерзнул причинить им братоубийца. начинает (снова) повествование и говорит: «сия книга бытия человеча. »» 178 , переходя от повествования о племени Каина к повествованию о племени Сифа.
Благочестивое племя Сифа
В отличие от нечестивых Каинитов, потомки Сифа, уже при сыне его, Еносе, получили наименование «сынов Божиих» 179 , тогда как потомки Каина стали называться «сынами человеческими», как люди «плоти», исключительно преданные плотским интересам. «Его-то (т.е. Сифа), говорит Св.
Иоанн Златоуст, дальнейших потомков Божественное Писание и назвало «сынами Божьими», потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а «сынами человеческими» именовало тех, которые родились прежде Сифа от Каина и от него вели свой род» 180 , уподобляясь в нечестии своему родоначальнику. –Благочестивое племя Сифа преемственно составляли, со своими детьми, патриархи: Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной, отличавшиеся необыкновенным в наше время долголетием, цель которого, между прочим, состояла и в том, чтобы как можно скорее земля наполнилась отраслями благочестивого племени; «когда же (люди) наполнили вселенную, число лет уже умалено» 181 . – Потомок Сифа, отец Мафусала, Енох, за своё особенное благочестие и в поучене прочим, удостоился не видеть смерти и был живым перенесён в жилище блаженных духов 182 . «Преселил (его Бог) живым, замечает по этому поводу Св. Ио.
Златоуст, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху; нет, оставил этот страх во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесённый против Адама, но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением» 183 . А тем фактом, что «угодивший Богу Енох преложен в теле, в котором угождал (Богу), предуказывается (будущее) преложеше праведных» 184 . – Сын Мафусала и внук Еноха, Ламех, при усилившемся упадке благочестия и добрых нравов, находил утешение в сыне своём Ное, который не следовал развратным обычаям своего времени, а был верен благочестивым преданиям предков.
Давая такое имя своему сыну, Ламех «пророчествовал», предсказывая, что при его сыне будет покой земле, обременённой проклятием Божиим, «ибо «Ной» значит: упокоение» 185 . С точностью исполнившись во времена Ноя, «пророчество» патриарха Ламеха в то же время относилось и ко временам более отдалённым, – ко временам Мессии. Указывая на такое значение имени «Ной», данного ему его отцом Ламехом, Св.
Епифаний Кипрский замечает: «о Христе пророчествовал Ламех, действительно изъясняя пророчество, заключённое в имени «Ной». Ибо «Ной» значит упокоение, как и Севеф значит: покой, суббота, – т.е. Христос, в Котором почил Отец и Св. Дух Его; в Нём обрели покой и все святые человеки, упокоившись от грехов. Он есть великая и вечная Суббота, прообразом которой была суббота малая и временная, служившая до Его пришествия, Им установленная по закону, Им прекратившаяся в Евангелии исполненная» 186 .
Тв. Св. Ио. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 348, Бес.
20.
Источник: azbyka.ru
Дети Адама и Евы — кто они были и какова их судьба
Жизнь Адама и Евы после изгнания из рая
Адам (в переводе с иврита “сын земли”, “человек”) и Ева (“дающая жизнь”) были сотворены Богом и жили в раю (Быт.2:15). Господь дал им заповедь: не есть плодов с Дерева познания добра и зла. Но Ева, поддавшись уловкам змея (дьявола), нарушила запрет Бога и дала плод Адаму. Оба были изгнаны из рая.
Ева и все потомки женского пола должны “в болезни рождать детей” и быть подчинены своему мужу. Адаму и мужскому роду было суждено в скорбях трудиться на земле, которая “проклята за него”. Проклятие земли выражалось в оскудении ее плодородия. Это сказалось на жизни человека. Ведь это обрекло его на тяжелый труд для пропитания (толкование профессора А. П. Лопухина).
Дети Адама и Евы, как и их родители, потеряли дар бессмертия.
После изгнания из рая у Адама и Евы родился первый сын – Каин (в переводе с древне-еврейского “создавать”). Затем и второй сын – Авель (означает “дуновение”, “дыхание”, “ничто”). Библия повествует о рождении третьего сына Сифа (то есть “основание”, “утверждение), когда прародителям было 130 лет.
Также известно о дочерях Адама и Евы, но их имена не упоминаются в Библии. “Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей” (Быт. 5:4). Адам умер в возрасте 930 лет. Сколько лет прожила Ева, в Библии прямо не указано. Однако в апокрифическом “Житие Адама и Евы” говорится, что она пережила Адама всего на 6 дней.
Символика имен Адама и Евы
В библейских текстах слово “Адам” имеет несколько значений. Это не только имя первого человека. Слово “Адам” используется в книге Бытия как “человек” (Быт.5:2). В других книгах Священного Писания “Адам” толкуется как “мужчина” (Еккл.7:28), “всякий” (Числ.19:14), “каждый” (Зах.13:5), “люди” (Суд.16:7), “первый человек” (Иов.15:7).
Чаще всего еврейское слово adam в первых глава книги Бытия используется в обобщенном смысле “человек”. И только после изгнания из рая становится именем первого мужчины.
Свое имя Ева получила не сразу. В Библии говорится о создании женщины. Адам называет ее женой (Быт.2:23). Но после нарушения заповеди Бога, грехопадения “Ева” становится именем первой женщины. В переводе с иврита hawwa “жизнь” или “дающая жизнь”.
Первые дети Адама и Евы: Каин и Авель
Сыновья Адама и Евы являются родоначальниками основных видов деятельности первых людей. Старший сын Каин возделывал землю. Второй сын Авель стал скотоводом. Когда пришло время совершать приношения Богу (результаты своих трудов), дар Каина не был принят Господом. В Библии не указано, почему Бог предпочел Авеля Каину.
Святой Иоанн Златоуст по этому поводу говорил:
«Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое намерение Авеля и то, что он принес не просто от овец, но от «первородных», т. е. дорогих, отборных: далее – что от этих отборных самое драгоценнейшее: и «от туков» сказано, т. е. из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».
Каин из зависти убил своего брата Авеля. За это преступление Бог проклял Каина:
“Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле” (Быт.4:11-12).
Каин вместе с женою покинул родные места и переселяется на восток от Эдема. Там он строит город Енох в честь своего сына.
“Вот кто был первый градостроитель на земле – проклятый от земли Каин! Древние города – это крепости. И Каин, одолеваемый страхом за свою жизнь, строит себе крепость. Он не хочет учиться смирению. Он хочет обороняться и продолжает ожесточаться.
И, называя город именем своего сына, он все более и более показывает свою отчужденность от Бога, свою самодостаточность” (протоиерей Олег Стеняев).
Потомки Каина рождались порочными, безнравственными людьми. Они заботились лишь о своих благах и удовольствиях. Потомки Каина образовали такой феномен, который в наше время называется “цивилизацией”. Так, Иувал положил начало играм на гуслях. Тувалкаин ковал орудия из металла.
О дальнейшей жизни Каина в Библии ничего не упоминается.
Сиф — третий сын Адама и Евы
Несмотря на трагедию, дети Адама и Евы продолжили человеческий род. Их третий сын был послан Богом вместо убитого Авеля. Когда Сифу было 205 лет, родился его первый сын от родной сестры – Енос. Более 700 лет Сиф рождал сынов и дочерей. Его род разрастался и процветал.
Сиф получил от своего отца указания никогда не вступать в брак с развращенными потомками Каина. Род Сифа жил праведно и старался во всем угодить Богу.
Протоиерей Николай Попов писал:
“От Сифа произошло племя людей благочестивых, которые назывались сынами Божиими. От него произошли допотопные патриархи Енос, Каиван, Малелеил, Иаред, Энох, Мафусал, Ламех и Ной. Из них особенно замечательны: Энох, Мафусал и Ной (утешитель)”.
Сиф умер в возрасте 912 лет, оставив после себя достойных и благочестивых потомков.
Протоиерей Олег Стеняев пишет о роде Каина и роде Сифа:
“Вот два пути. Один – путь материалистов, ищущих счастья в этой жизни, счастья осязаемого, благополучия, которое можно видеть и трогать. Другой путь – путь, не ищущих счастья в этой жизни, но совершающих духовные подвиги. Главное назначение их жизни – это град духовный, Новый Иерусалим, сошедший с небес”.
Сколько детей было у Адаме и Евы
Все дети Адама и Евы не перечислены в Библии. Точно так же Книга Бытия подробно не описывает всю родословную Адама. Ведь смысл библейского повествования заключается не в статистических данных кто, когда и кого родил. Смысл — в раскрытии замысла Бога о человечестве. Протоиерей Андрей Ефанов разъясняет:
“Книга Бытия не описывают всю родословную Адама, но лишь кратко замечает: и родил он сынов и дочерей (Быт. 5:4). Эта книга и не задумывалась как выкладка статистических данных о быте и популяции первых людей. То, на что обращает наше внимание ее автор – будь то имена, события или слова Самого Бога, – всегда касается непосредственно нашей души и нашего верного понимания замысла Творца о мире и человечестве”.
Некоторую информацию о родословной Адама и Евы можно найти в апокрифической Книге Юбилеев. В ней говорится, что после Каина, Авеля на свет появилась дочь Аван. После убийства Авеля рождается Сиф, а после него дочь Азура. Философ и историк Иосиф Флавий утверждал, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.
Женитьба на родной сестре: грех или стечение обстоятельств
С точки зрения христианства брак Сифа с родной сестрой является кровосмешением. Но так ли это в реалиях жизни первых людей? От Адама и Евы произошел весь человеческий род: родился Каин, Авель, Сиф и их сестры. Соответственно жениться мужчины могли либо на собственных сестрах, либо на племянницах. Святитель Иоанн Златоуст объясняет это так:
“И в настоящем случае можно полагать, что Ева после Каина и Авеля родила дочь, которую Каин и взял себе в жену. Так как это было вначале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах”.
Источник: pravoslavium.ru
Дети Адама
Жертвоприношение Каина и Авеля. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия
Божественная любовь проявилась к прародителям и ко всему человечеству в том, что сразу же после грехопадения дано было обетование о будущем Спасителе, Который поразит змея-искусителя в голову (см.: Быт 3, 15). Поэтому рождение детей у Адама и Евы было весьма важным событием в плане домостроительства нашего спасения. Начинается чадородие, которое будет продолжаться во всех поколениях, пока не придет кончина мира.
Появление на свет первенца вызвало у Евы радость: приобрела я человека от Господа (Быт 4, 1). Он был назван Каином, что в переводе с еврейского означает приобретение. Однако он обманул надежды матери. Святитель Московский Филарет объясняет это тем, что ко времени рождения Каина еще свеж был яд греха, который вошел в прародителей. Авель родился по прошествии продолжительного времени, в течение которого родители очистили себя покаянием и смирением.
Каин был земледельцем, Авель — пастухом овец. Каждый из них принес от своих трудов жертвоприношение Богу. Святой апостол Павел говорит: Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его (Евр 11, 4).
Святитель Иоанн Златоуст считает, что Бог призрел на Авеля за то, что он сделал приношение с чистым сердцем. Бытописатель не сообщает, каким знаком или словом Господь показал, что Он не принял приношение Каина. Бог предостерег его от преступления: у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4, 7).
По толкованию святых отцов, грех лежал у дверей сердца Каина. Он не послушался Господа и из зависти убил брата. По Божьему определению он стал изгнанником и скитальцем на земле.
Убийство Авеля. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия
Долгая библейская история была периодом приготовления избранного народа к величайшему событию в жизни человечества — пришествию в мир Спасителя. Поэтому многие лица и события ветхозаветной истории не только были реальными, но и имели духовно-символическое, прообразовательное значение. Так, Адам стал родоначальником человечества, но одновременно он был прообразом Иисуса Христа, Который дал начало духовному человечеству; поэтому Его называют Новым Адамом. Авель также является прообразом Спасителя.
— Авель пас овец. Иисус Христос — Пастырь словесных овец;
— Авель принес жертву, угодную Богу. Сын Божий принес спасительную жертву на Кресте Отцу Своему;
— Авель стал первым мучеником. Мессия принял мучительнейшую смерть ради нашего спасения.
Господь дал прародителям третьего сына — Сифа. С его рождения пошло поколение людей, которые, в противоположность потомкам Каина, жили добродетельно и богоугодно. Их стали называть сынами Божиими.
Источник: pravoslavie.ru