Как звали волхвов принесших дары

Дары волхвов - какие дары принесли волхвы Иисусу?

«Дары волхвов» или «поклонение волхвов» — упоминание в Евангелии от Матфея, известный сюжет о магах, которые пришли поклониться младенцу Иисусу с особенными подарками. Христиане и католики празднуют это событие 6 января, как день Богоявления, хотя в текстах эта дата варьируется.

Ладан, золото, смирна

Дары волхвов

Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано, 1423
Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю.

Золото, ладан, смирна#1 | Дары Волхвов

С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы… Кроме того, золото — это и символ мудрости («золотые слова», «молчание — золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей — мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.

Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы.

Что же касается чина Первосвященника… Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод. Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом — вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.

Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти. А за Его смертью последует Воскресение — то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.

Кем были волхвы, пришедшие с дарами к Иисусу? Матфея 2:1

Автор фрески

Джотто ди Бондоне, итальянский художник и архитектор. Он родился в XIII веке в семье простых людей: его отцом был кузнец (по другой версии — крестьянин). По легенде, у мальчика был врожденный талант к живописи, который однажды заметил великий художник Чимабуэ и принял его в свои ученики. С их работой связана такая история. Мастер и ученик вместе расписывали фреску.

Чимабуэ ушел на обед, а Джотто в это время нарисовал муху. Вернувшись, живописец несколько раз пытался ее отогнать и только потом понял, в чем дело. Так ученик превзошел своего учителя.

Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.

Джотто становится известным художником: ему доверяют роспись собора Сан-Франческо в Ассизи. Он был знаком с Данте, дружил с Боккаччо. Джотто, несмотря на то, что ему приписывают ту или иную школу, был чрезвычайно самобытен. Вершиной его творчества считается роспись часовни Скровеньи, в которой есть сюжет с поклонением волхвов Христу.

Где искать рождественских волхвов?

Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека.

Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.

Читайте также:  Кто самый плохой человек

А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему?

Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор — именно там теперь находятся их мощи.

Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе.

И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики — Кёльнский собор. В самом его центре — в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского — мощи трех волхвов и находятся по сей день.

Творение Ботичелли

И на Западе, и в России рождественские сюжеты привлекали внимание многих художников. «Поклонение волхвов» Сандро Ботичелли – одна из самых европейских картин на эту тему. Причем прославленного мастера, видимо, так привлекал этот сюжет, что за свою жизнь он написал не менее семи версий картины. Но, пожалуй, самая известная была написана ориентировочно в 1475-1478 годах, сохранилась до наших дней и находится в галерее Уффици во Флоренции.

В центре многолюдной картины – Богородица с Младенцем. Она восседает среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского. Позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на Спасителя. На этом евангельские герои на картине заканчиваются, остальные персонажи – жители Флоренции и современники Ботичелли.

В образе волхвов он изобразил трех членов семейства Медичи: Козимо Старого, преклонившего колени перед Девой Марией, и его сыновей – Пьеро ди Козимо (коленопреклоненный волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Все трое ко времени написания картины были уже мертвы, а Флоренцией успешно управлял внук Козимо – Лоренцо Медичи «Великолепный», также изображенный на картине вместе со своим братом Джулиано. В эти годы во Флоренции зрел заговор против клана Медичи – покровителей наук и искусств. Художник дает понять, что жители города поддерживают правящее семейство.

Картина написана по заказу состоятельного флорентийца Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы, члена гильдии искусств и ремесел города Флоренции и придворного Медичи, для часовни в базилике Санта-Мария-Новелла. Считается, что Боттичелли изобразил заказчика справа в светло-синем одеянии, указывающим на себя и смотрящим прямо на зрителя. Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в желтой мантии у правого края картины.

Обращение именно к этому сюжету в творчестве Сандро не случайно. Семья Медичи состояла в одном из самых влиятельных религиозных братств Флоренции – Братстве трех волхвов, которое устраивало проходившее через весь город многолюдное костюмированное шествие, сильно напоминавшее языческий карнавал. А в центре картины – Богоматерь с Младенцем. И как же важно не забыть, к Кому и зачем приходят с востока волхвы.

B+С+M

Дары волхвов

Фото Валерия Близнюка

Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии.

Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен.

«Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу — навещать соседей. Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок — благословение.

Читайте также:  Все что не ранит делает сильней

На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.

Сами же Дары волхвов — золото, ладан и смирна — хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.

Фрагмент слуцкого пояса в орнате священника

Наличие слуцкого пояса в былые времена указывало на высокий статус, ведь этот аксессуар был очень дорогостоящим и бесподобно красивым. В Беларуси сохранилось не так много слуцких поясов, два из них находятся в фонде музея. Пока они не выставляются, хотя в скором времени, возможно, будут.

Какое-то время назад сотрудники музея и мастера рукоделия объединили усилия и восстановили технику создания таких поясов. Так была сделана первая копия одного из поясов, хранящихся в музее. Ее подарили Президенту Беларуси. И с тех пор такие сувениры являются популярными подарками на высшем уровне.

слуцкие.jpg

И хотя целый пояс увидеть в музее пока невозможно, в экспозиции представлены несколько их фрагментов. Например, украшенный частью пояса, орнат, то есть одеяние священника. Когда пояс изнашивался, становился старым, его часто использовали как вставки в одежде. Особенно после прихода советской власти, когда носить пояс, как признак высшего класса, было запрещено.

Орнат, представленный в музее, был пошит еще в XVIII веке, его удалось найти в костеле Вороновского района. Для пошивки этого пояса использовался шелк, металлические нити и бархат.

Бытовые предметы вековой давности

В коллекции музея много бытовых предметов прошлых столетий. То, что использовалось белорусами в различных промыслах и просто для ежедневной работы. Многие из них были частыми подарками от мужчин женщинам и наоборот.

Без имени-2.jpg

Например, если бы уже столетие назад в Беларуси праздновали 8-е марта, подарки любимым женщинам мужчинам пришлось бы делать своими руками. И это была бы либо украшенная резьбой верхняя часть прялки, либо самодельная деревянная расческа, а, может, даже палка с узорами, чтобы делать крепкий сноп изо льна. Ну а трудолюбивые белорусские девушки к приходу весны обязательно бы запаслись разукрашенными пряниками, чтобы было веселее «гукаць» весну. В музее, кстати, есть такие соленые пряники 50-летней давности. Пробовать на вкус не советуется, а вот полюбоваться можно.

Борть и ступа из Чернобыльской зоны

В отдельном зале музея выставлена коллекция предметов, которые были собраны в Чернобыльской зоне. Это экспозиция об отдельном пласте культуры и истории Беларуси. Здесь можно увидеть все то, что в прошлом веке вы бы нашли в любом доме, и что после трагедии стало бесполезным и даже опасным. Сейчас все собранные предметы – не радиоактивны, они прошли специальную обработку.

чернобыльская.jpg

В коллекции можно найти борть в цельном стволе дерева. Раньше бортники вырезали в деревьях дупла и создавали подходящие условия для пчел, чтобы те там поселились. Также в экспозиции есть бочка из деревянного ствола и ножная ступа и многое-многое другое.

Ссылки

  1. ^ a b Шиллер, Гертруда ; Селигман, Джанет (1971). Иконография христианского искусства, Vol. I: Воплощение Христа, детство, крещение, искушение, преображение, дела и чудеса,
    (английский перевод с немецкого), стр. 100–114 и фиг. 245–298. Лондон: Лунд Хамфрис. OCLC 59999963
  2. Эйнсворт, Мариан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: Ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее
    , стр. 35-37, 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , google книги

Источник: 9219071962.ru

Как звали волхвов принесших дары

Поклонение Волхвов

Поклонение Волхвов

Вторая половина XVIII века.
Дерево, паволока, левкас, темпера;
97,5 х 66,5 х 3 см.
КП 7182
Поступила в музей в 1970 году.
Происходит из МНЗБМ, куда попала в
результате экспедиции по Мордовии.
Происхождение не установлено.
Реставрирована в В/О «Союзреставрация»
СНРПМ-2 в 1970-е гг.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока» (Мф. II:1) [1, с. 1012].

По предположению толкователей Божественного Писания один из волхвов был из Персии, другой из Аравии, а третий из Эфиопии, потому что на их происхождение из различных стран есть указание в пророчестве святого царя Давида, где сказано: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс. 71:10) [1, с. 564]. Слова Давидовы: «цари Фарсийстии» означают: «заморские», ибо «фарсис» означает «море»; отсюда предполагается Персия, как находящаяся за морем. «Царие Аравстии» явно указывают на Аравию. А о Эфиопии говорит сам Давид: «и Сава дары приведут», поскольку Сава – это город, бывший столицей всей Эфиопии [3].

Читайте также:  Как избавиться от запаха мочи на одежде

Эти волхвы были не из числа волшебников и чародеев, но из числа мудрейших «звездочетцев» и философов. Называются они и царями, но не в смысле могущественных властителей многих стран, а согласно традициям еще Ветхого Завета, как владеющие каждый своим городом или определенным княжеством.

В западной традици считается, что первого из волхвов, поднесшего золото, звали Мельхиор, он изображается старым и седым, с длинной бородой. Второй, принесший ливан, – Гаспар, молодой и без бороды с румяным лицом. Третий, принесший смирну, – Валтасар, смуглолицый с средней длины бородой. Святые мощи царей-волхвов сперва были перенесены в Константинополь, затем в Милан, а потом в Кельн, где и находятся до сих пор [3].

В средневековой православной традиции волхвы не именуются, однако их описание во многом совпадает. Так в Большаковском иконописном подлиннике, изданном в 1903 году (с рукописного XVI века) приводятся следующие указания иконописцам как изображать царей-волхвов, при этом в данном памятнике сцена поклонения не выделена из иконографии Рождества Христова: «… Спас млад во яслех лежит повит… а в него глядит конь до половина, а з другую сторону корова видит, до половины… с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада власиева, в шапке, риза празелень, испод киноварь; вторый, средний брада козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь; третий млад аки Георгий, в шапке, риза багор, испод лазорь, а вси по сосуду держат в руках вохрана…» [2, с.61-62].

В современном электронном иконописном подлиннике находим следующее: «Поклонение волхвов – евангельский сюжет, связанный с Рождеством Христовым (Мф. II, 1-2) – трое волхвов: Каспар (изображается в виде старца), Валтасар (средних лет) и Мельхиор (юноша) подносят в дар родившемуся Младенцу золото, ладан и смирну. Сцена поклонения волхвов изображается на иконах Рождества Христова или в качестве самостоятельных композиций» [4]. Как видно, имена и возраст царей в разных традициях не совпадают

В древнерусском искусстве Поклонение волхвов начинает выделяться из композиции Рождества в XV веке. Если сравнивать публикуемый памятник и клеймо иконы Тихвинской Богоматери XVI века Псковского происхождения, то можно увидеть, что иконописец во многом следует средневековой композиции.

Богородица также представлена держащей на коленях Спасителя, сидящей на троне (без спинки) и три волхва, подносящие дары Христу. Красный мафорий не облекает голову (покрытую белым убрусом) и почти всю фигуру Девы Марии, как это было принято в древнерусской иконографии, а спускается с левого плеча и закрывает левое колено, на котором сидит младенец Христос.

Однако в отличие от Евангельского повествования и средневековой иконографии дары в руках не у каждого из трех царей, а только у одного, которого можно обозначить древнерусским термином «средовек». Первый из волхвов, старец с длинной седой бородой «аки власиева», т.е. как у святителя Власия Севастийского, стоя на коленях без головного убора покланяется и указывает левой рукой на волхва-средовека, держащего подношение. При этом дародержатель изображен не с «козминой брадой», а с головой и бородой царя Давида Псалмопевца. Сближает сходство со святым царем и пророком Давидом и форма короны; подобные его изображения можно увидеть на памятниках XVII-XVIII вв.

Интересен и необычен головной убор третьего, самого молодого из волхвов, который также левой рукой указывает на царя-средовека, держащего дары.

В Евангелии следующим образом рассказывается о приношении царей: (Матф. II:11) «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» [1, с. 1012]. Епископ Александр (Милеант) замечает: «В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну (драгоценное благовонное масло), как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной)» [5].

На публикуемом же памятнике все дары символически изображены в виде одного сосуда, который держит волхв-средовек. Сближает все три фигуры на иконе то, что они представлены в царских шубах и мантиях, подбитых горностаевым мехом.

О том, что Поклонение Волхвов выделилось из иконографии Рождества Христова напоминают головы животных, изображенные над коленопреклоненным старцем с «власиевой брадой», о которых в подлиннике XVI века сказано: «Спас млад во яслех лежит повит… а в него глядит конь до половина, а з другую сторону корова видит, до половины…» [2, с.61].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today